Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 00:07, реферат
Относительно быстрое распространение христианства в мало-
азийских провинциях Римской империи и самом Риме было обуслов-
лено рядом социально-исторических факторов.
Швейцарская реформация. Кальвин
Жан Кальвин (1509 – 1564) был активным организатором и теоретиком швейцарской Реформации. Он написал 59 томов своих сочинений. Два его самых знаменитых труда, это – «Наставления в христианской вере» и «Церковные установления» (1541) – имели хождение по всей Европе, и способствовали основанию кальвинистских общин во многих городах.
Кальвин, как и Лютер, призывал к возвращению к библии. В учении Кальвина большее значение придаётся ветхому завету и образу бога отца. Чрезвычайную важность в кальвинистском вероучении получила доктрина о предопределении, согласно которой бог избрал одних людей к вечному блаженству, других – к погибели. Человек должен поступать так, чтобы быть достойным вечного блаженства, если он к нему предопределён. Из этого определения вытекают характерные для кальвинизма принципы «мирского покаяния» и «мирского аскетизма». Мир рассматривается как средство реализации замыслов бога.
В отношении культа: Кальвин очистил литургию от всех средневековых наслоений. Реформы Кальвина отбросили почти все атрибуты культа(алтарь, иконы, свечи, крест).
Кроме названных основных направлений (католицизм, православие, протестантизм) в современном мире существует так же великое множество других так называемых версий христианства. Число сторонников этих движений весьма малочисленно по сравнению с главными конфессиями. Такие движения принято называть сектами.
Начало христианства на белорусских землях связано с крещением Руси киевским князем Владимиром (978-1015), который получил за это титул Святого. Летописи рассказывают, что в 988 г. киевский князь Владимир решил переменить веру и не только сам признал истинной верой христианство, но и приказал крестить киевлян, а затем и остальные славянские племена.
Обращение славянских племен в христианство имело под собой глубокие экономические, политические, социальные причины. Необходимо принимать во внимание, что торговые интересы славянских племен задолго до 988 г. привели их в Византию, где они узнали христианство и многие из них приняли новую веру. В свою очередь распространение христианства в среде киевского военно-купеческого населения энергично велось и со стороны Византии, которая хотела распространить свое влияние на богатые и сильные славянские племена.
Распространение христианства было не случайным и потому, что оно явилось результатом развития феодальных отношений у славян. Новая религия отвечала интересам складывающегося класса феодалов. Христианская церковь учила, что разделение людей на богатых и бедных установлено богом, что княжеской власти необходимо беспрекословно подчиняться и т. д.
Приняв христианство, Владимир стремился распространить его на русские и белорусские земли. Впоследствии другим киевским князьям пришлось сделать выбор между православной и католической церковью, так как в Европе в 1054 г. произошел раскол и с этого года некогда единая церковь разделилась и до нынешних дней существует обособленно.
Учитывая тот факт, что власть киевского князя в X в. распространялась и на княжества, которые были расположены на территории Беларуси, то обращение жителей Полоцкого и Туровского княжеств в христианство совершилось таким же образом, как и киевлян. Из летописей трудно установить точную дату крещения населения этих княжеств, так как многие летописные источники не сохранились до наших дней.
Из летописей лишь известно, что Владимир, приняв христианство сам, крестил своих сыновей, которых послал во многие города, в том числе Изяслава в Полоцк, а Святополка в Туров, где они насильственно крестили жителей. Письменных свидетельств об этих событиях не сохранилось, но ученые считают, что крещение полочан и жителей Турова произошло одними из первых, приблизительно в 991-992 гг.
Вместе с тем необходимо отметить, что процесс христианизации белорусских земель был отнюдь не кратковременным и растянулся на достаточно продолжительное время.
Время Владимира нельзя считать периодом гармонии власти и общества.
Историческое значение этого времени заключалось в следующем:
1)Приобщение
славяно-финского мира к
2)Создание условий
для полнокровного
3)Русь была признана как христианское государство, что опредилило более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами.
IV.История развития христианства на Беларуси
Х
век. Княгиня Ольга (? – 969) принимает
крещение и имя Елена. В 959 году Ольга, будучи
христианкой, возможно, латинского обряда,
обратилась к немецкому королю Атону І
с просьбой о епископе и священниках для
своего народа. Король поддал славянские
земли власти епископа Адальдага.
Первый упоминаемый
в летописях полоцкий князь Рагвалод
и его дочь Рагнеда были христианами.
Рагнеда постриглась в монахини, приняв
имя Анастасия, и основала недалеко от
Заславья женский монастырь.
Конец
Х – начало ХІ
века. Св. Бруно Бонифаций вместе со
св. Адальбертом проповедовал Благую Весть
язычникам и был ими убит в 1009 году «на
границе Литвы и Руси», это значит где-то
на западе или юго-западе Беларуси. Тело
святого после его смерти было погребено
«русским королём». На месте погребения
был возведён храм.
Между 1008
и 1013 гг. Князь Святополк женился на
дочери князя (будущего короля) Болеслава
Храброго. При епископе Райнберне в Турове
возникло епископство западного обряда.
1186год. Основано
Лионское (Рижское) епископство, которое
оказало сильное влияние на религиозную
ситуацию соседствующих с ним белорусских
земель. Первым епископом части белорусских
и литовских земель стал Христиан, кафедра
которого, по-видимому, находилась в Новогрудке.
Святой Престол выдал привилегию на подчинение
новообразованного епископства непосредственно
Папе. Таким образом, оно получило права
архиепископства.
Между 1300
и 1316 гг. Основана православная Литовская
митрополия со столицей в Новогрудке,
подчинённая Константинополю. В ХІV в.
развитие христианства западного обряда
на Беларуси замедлилось, однако не остановилось
совсем. Великие князья Альгерд и Кейстут,
которые правили одновременно (1345-1377 гг.)
не чинили препятствий католичеству. Один
из сыновей Кейстута стал католиком. К
тому времени предание относит многочисленное
прибытие в Вильнюс монахов-францисканцев
и мученическую смерть 14-ти из них.
Конец
ХІV в. Произошёл раздел власти между
Витовтом и Ягайло. В 1385 г. был заключён
политический союз между Польшей и Великим
Княжеством Литовским – Кревская Уния.
Предусматривался союз Ягайло с польской
королевной и его коронация как короля
Польши. Взамен Ягайло обещал принять
крещение латинского обряда и окрестить
язычников в ВКЛ. В 1386 г. он принял крещение
под именем Владислав и был коронован,
дав начало королевской династии Ягайловичей
(Ягеллонов). При Витовте и Ягайло на территории
нынешней Беларуси было построено около
20 храмов. В 1386 г. Витовт добился от Святого
Престола восстановления привилегии,
данной Миндовгу, на непосредственное
подчинение католической Церкви ВКЛ Риму.
ХV
в. Продолжался качественный и количественный
рост католической Церкви в Литве-Беларуси.
В конце столетия насчитывалось уже около
150 приходов. Росло количество монастырей.
ХVІ
в. В 20-е годы в Великое Княжество Литовское
начал проникать протестантизм, который
к середине столетия укрепил свои позиции.
В 1569 г. ВКЛ и Польша заключили Люблинскую
Унию. К борьбе с протестантами присоединились
иезуиты, которые начали создавать свои
коллегии. Иезуиты основали два университетских
центра – Вильнюсскую (1579-1773 гг.) и Полоцкую
(1812-1820 гг.) иезуитские академии. В 1596 г.
в Берестье была провозглашена церковная
уния, к которой присоединилось большинство
православного населения Литвы-Беларуси.
Начало
ХVІІ в. Началось активное строительство
храмов и монастырей. Это столетие было
отмечено мученической смертью в Витебске
Иосафата Кунцевича (1623 г.), который позже
был причислен к лику святых. В 1720 г. были
назначены отдельные католические епископы
для восточной Беларуси – в Могилёве,
Мстиславле и Орше. Около 80% населения
страны были униатами, а около 15% - католиками.
На землях Беларуси было около 240 римско-католических
приходов, которые объединяли около 430
тыс. верующих. В 1773 г. Екатерина ІІ без
согласия Святого Престола основала Белорусскую
епархию. В результате долгих переговоров
в 1783 г. было основано Могилёвское архиепископство,
которому подчинялись католические епархии
и католики всей Российской Империи. В
1798 г. возникла Минская епархия.
ХІХ
в. Национальное и религиозное преследование
белорусов со стороны Российской Империи.
Насильственное присоединение к России
после последнего раздела Речи Посполитой
в 1795 г. повело за собой закрытие в период
с 1830 по 1870 гг. почти всех монастырей и
учебных заведений. В 1839 г. была ликвидирована
уния. Началось насильственное обращение
верующих в православие. Это был период
жестокого, более чем 200-летнего национального
и религиозного преследования. Вместе
с народом претерпевала гонения и католическая
Церковь. В 1869 г. была ликвидирована Минская
епархия: её территория была присоединена
к Вильнюсской, а в 1883 г. - к Могилёвской
епархии. Царское правительство всеми
способами препятствовало религиозной
жизни католиков.
После
революции 1905 г. наблюдалось некоторое
оживление деятельности католической
Церкви, были восстановлены отдельные
приходы. В 1917 г. восстановлена Минская
епархия. Но с 20-х годов в связи со сменой
религиозной политики советских властей
и разделом территории Беларуси между
Польшей и Россией (Рижский договор 1921
г.) деятельность и Могилёвского архиепископства,
и Минского епископства была почти совсем
парализована. В 1923 г. был осуждён и репрессирован
архиепископ Я. Тепляк. В 1926-1936 гг. функции
главы Могилёвского архиепископства выполнял
П. Э. Невё. В 1921 г. был арестован и вынужден
выехать в находящуюся под Польшей западную
часть Беларуси минский епископ Зигмунд
Лозинский, который позже станет во главе
Пинской епархии, новообразованной на
основе западной части Минской. Волна
репрессий против католической Церкви
и духовенства в БССР достигла пика в 1939
г., когда были закрыты почти все храмы,
а в десяти формально незакрытых не было
ни одного священника. Огромное количество
священников было физически уничтожено.
В Западной Беларуси священники также
подвергались преследованиям. Белорусский
язык искоренялся из религиозной сферы.
Во
время Второй мировой войны в оккупированной
немцами Беларуси наблюдалось частичное
возрождение католической Церкви, но сразу
же после войны репрессии возобновились
с новой силой. После смерти Сталина преследования
католиков немного ослабли, но не прекратились.
Но даже в таких условиях религиозная
жизнь постепенно оживала.
25
июля 1989 г. Святой Престол именовал Тадеуша
Кондрусевича епископом и назначил его
Апостольским Администратором Минской
епархии для католиков Беларуси. В Гродно
открылась Высшая духовная семинария.
13
октября 1991 г. Святым Престолом епископ
Тадеуш Кондрусевич был назначен архиепископом,
Апостольским Администратором для католиков
латинского обряда Европейской части
России с резиденцией в Москве. В тот же
самый день были именованы два епископа:
Казимир Свёнтек, ставший Митрополитом
новообразованной Минско-Могилёвской
архиепархии и Апостольским Администратором
восстановленной Пинской епархии, и Александр
Кашкевич, назначенный ординарием Гродненской
епархии.
5
июля 1992 г. Создана митрополитальная
комиссия по переводу литургических текстов
и религиозной литературы на белорусский
язык, благодаря которой уже подготовлены
к изданию основные литургические тексты
и ряд других материалов.
18
мая 1994 г. Святой Престол назначил
Апостольским нунцием для католиков Беларуси
архиепископа Агостино Маркетто, а 26 ноября
именовал Казимира Свёнтка кардиналом.
15
апреля 1996 г. Апостольским нунцием в
Беларуси назначен архиепископ Доминик
Грушовский.
1994
г. Начали издаваться католические журналы
«Диалог» (Пинская епархия) и «Ave Maria» (Минско-Могилёвская
архиепархия). В 1995 г. появились первые
номера ежеквартального журнала «Наша
вера» и ежемесячного информационного
бюллетеня «Каталіцкія навіны».
1998-1999
гг. Святой Престол именовал епископов-помощников
для Гродненской и Пинской епархий, а также
для Минско-Могилёвской архиепархии.
29
июня 1998 г. В Гродненском кафедральном
соборе имело место посвящение епископа-помощника
Антония Демьянко.
24
июня 1999 г. В Пинске посвящён в сан епископа
Казимир Великоселец, а 4 декабря того
же года в Минском архикафедральном соборе
принял епископское посвящение Кирилл
Климович. Создана Конференция Католических
Епископов в Беларуси, первое заседание
которой состоялось 11 февраля 1999 г. Председателем
Конференции был избран кардинал Казимир
Свёнтек.
Информация о работе Возникновение христианства и его разделение