Возникновение христианства и его разделение

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 00:07, реферат

Описание работы

Относительно быстрое распространение христианства в мало-
азийских провинциях Римской империи и самом Риме было обуслов-
лено рядом социально-исторических факторов.

Работа содержит 1 файл

реферат по истории Беларуси.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

Белорусский национальный технический университет

ФИТР

Реферат на тему:

Возникновение христианства и его  разделение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                   Выполнила: студентка гр.107419

                        Шиманович Екатерина

                   Проверила: 
               
               

Минск, 2009

Оглавление 
 

Возникновение христианства

  

I. Возникновение христианства

     Христианство  возникло в I в. нашей эры в Палестине, находившейся после завоеваний Помпея в составе Римской империи. Предпосылками возникновения христианства были следующие факты:

    1.Население Палестины тяжело переживало утрату политической самостоятельности. В политических событиях был усмотрен религиозный смысл.

    2.В народных массах имела широкое хождение идея божественного возмездия за нарушения заветов отцов, религиозных обычаев и запретов.

     В I в. н.э. в Палестине появляется большое  количество бродячих проповедников, возвещавших  скорый приход спасителя, мессии (машиах), который спасёт народ и станет «царём иудейским».

     Относительно  быстрое распространение христианства в мало-

азийских провинциях Римской империи и самом Риме было обуслов-

лено рядом  социально-исторических факторов. Начавшийся кризис

античных порядков порождал всеобщую неуверенность в завтрашнем

дне, чувство  апатии и бесперспективности. Усилился антагонизм не

только между  рабами и свободными, но и между  римскими гражданами

и подданными провинций, между римской потомственной  знатью и

обогатившимися всадниками. Как ясная и понятная форма социального

протеста против бесчеловечных общественных порядков, христианство

быстро превращалось в мощное идейное течение, остановить которое

не могла уже  никакая сила.

     Римская религия, как и различные религиозные учения Востока,

не могла дать утешение обездоленным и в силу своего национального

характера не позволяла  утверждать идею всеобщей справедливости,

равенства, спасения. Христианство прежде всего провозгласило  равен-

ство всех людей  как грешников. Оно отвергло существующие рабов-

ладельческие  общественные порядки и тем самым  породило надежду

на избавление от гнета и порабощения отчаявшихся  людей. Оно

призвало к  переустройству мира, выразив тем  самым реальные инте-

ресы бесправных и порабощенных. Оно, наконец, дало рабу утешение,

надежду получения  свободы простым и понятным способом - через

познание божественной истины, которую принес на землю  Христос,

чтобы навсегда искупить все человеческие грехи  и пороки.

     Сравнительная история религиозных учений свидетельствует о том, что христианство при своём возникновении не было свободно от религиозных, культурных, философских этических и иных влияний.

Христианство  усвоило и переосмыслило предшествующие идейные концепции иудаизма (монотеизм, мессианство, эсхалогия, хилиазм), митраизма, древних восточных религий, философские воззрения. На становление христианского мировоззрения существенное влияние оказала античная философская традиция.

     Первоначально христианство существовало в виде разрозненных общин без всякой организации, ведущих борьбу друг с другом и с общими внешними идейными конкурентами. Ранние христианские общины не знали догматики и культа позднейшего христианства. Их объединяла общая идея «искупительной жертвы» Христа, и его последующего воскресения.

     Изначально христианство было исключительно городской религией, но позднее к нему стали присоединяться более широкие слои населения. В составе первоначальных христианских общин преобладали представители низших слоёв общества - рабы, вольноотпущенники и т.д. Но позднее в христианство встали вливаться и представители других, более зажиточных, сословий. Изменение социального состава общин определило и эволюцию их социальной направленности. Всё настойчивее проявлялись тенденции на объединение с существующей императорской властью. Власть, в свою очередь, тоже идёт на уступки.

     Былые гонения христианства начала IV в. сменились  активной поддержкой новой религии. Император Константин (ок. 285 - 337) в 313 г. издаёт Миланский эдикт, положивший начало превращению христианства в государственную религию Римской империи. 

     После царствования Константина образовалось три важных центра христианства: Рим, Константинополь и Иерусалим. Церкви, построенные во время данного  периода в этих трёх центрах, стали  символами триумфа христианской церкви на земле.

     Христианское  вероучение основывается на священном  писании - библии и священном предании - творениях отцов церкви, определениях вселенских соборов. Однако ранние христиане  данных источников не имели. Существовала длительная устная традиция распространения христианства путём проповедей и рассказов.

     В первые века в разных общинах появляются различные евангелия, деяния отдельных  лиц: евангелия Петра, Андрея, Варфоломея, Луки, два евангелия Фомы и т.д. На лаодикейском соборе 363 г. был установлен перечень канонических книг для всех общин. Окончательно же список книг нового завета был утверждён на Карфагенском соборе в 419 г. (Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна; деяния и послания апостолов, апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова). Они почитаются христианами как боговдохновенные и священные. Все остальные произведения были отнесены к числу апокрифических. Апокрифические произведения (или апокрифы), хоть и были официально запрещены церковью, но некоторые из этих книг всё же пользовались успехом у рядовых прихожан. Например, в Древней Руси были популярны апокрифические сказания «Хождении богородицы по мукам» и «Как сотворил бог Адама».

     В 325 г. В Нике собрался I Вселенский собор  христианских церквей, под председательством  императора Константина. Среди прочего, этот собор знаменателен тем, что на нём был утверждён так называемый «символ веры», в котором учитывались результаты многолетних дискуссий по тринитарным, пневматологическим и христологическим вопросам. Был решён вопрос о статусе святого духа, о тождественности святой троицы и т.д.  

II.Разделение христианства

     Христианство  никогда не являлось единым религиозным  течением. Распространяясь по городам  и странам, оно ассимилировалось (приспосабливалось) под различные  местные условия и традиции. Образовались самостоятельные церкви: Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Константинопольская церкви. Затем от Антиохийской церкви откололись Кипрская и Грузинская православные церкви.

     Разделение  не касалось одних лишь территориальных  вопросов. Некоторые церкви отказывались принимать решения Вселенских соборов и утверждённую ими догматику.  

     Самым крупным разделением христианства было разделение на два направления  – православие и католицизм. Этот раскол назревал в течение целого ряда столетий. Сказывались особенности развития феодальных отношений в восточных и западных частях Римской империи.

     В начале V в. Римская империя раскололась  на Восточную и Западную. Восточная  была единым государством, в то время, как Западная состояла из множества княжеств, впоследствие завоёванных германцами. На востоке (Византия) церковь оказалась в подцинении у государства. Западное христианство изначально стремилось к тоталитарному господству во всех сферах общества, в том числе в сфере политики. Римским папам удалось превратить церковь в заметную экономическую силу, повысить её политический престиж. Рим и Византию раздирали территориальные споры. Эти церкви претендовали на Сицилию и Южную Италию. 

     В 1053 г. Константинопольский патриарх Керулларий распорядился закрыть римские церкви и монастыри в Константинополе. Спор шёл по вопросам опресноков, «филиокве» - исхождение святого духа не только от бога – отца, но и от бога – сына, безбрачия духовенства, поста в субботу и т.п. Римский папа Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом. Ни Керулларий, ни Гумберт не искали примирения. Противостояние дошло до взаимного обвинения в еретичестве и анафематствовании. 16 – 25 июля 1054 г. Произошёл окончательный разрыв западного и восточного христианства.

Православие и католицизм (различия)

     От  католической православная догматика  отличается отсутствием догматов о  главенстве и непогрешимости папы римского и тринитарного догмата (об исхождении духа святого от отца и от сына); признанием только двух мариологических догматов – о приснодевстве Марии и о том, что Мария есть богородица, и неприятием иных мариологических догматов (о непорочном зачатии девы Марии и о её воскресении и телесном вознесении на небеса); иной трактовкой некоторых других догматов, отрицанием существования чистилища и сокровищницы сверхдолжных заслуг. Католицизм учит о том, что после грехопадения Адам и Ева вернулись в своё натуральное состояние, лишившись особенной благодати божьей. Православие же учит о изначальной гармонии духовного и телесного в человеке.

     Православие более аскетично, чем католицизм. Основными обрядовыми различиями православия  и католицизма являются: у православных – более длительное богослужение, употребление древних (более расширенных) редакций литургических текстов. В православии мирян причащают хлебом и вином, тогда как в католичестве – только хлебом. В некоторых поместных православных церквах (например, в РПЦ), годовой цикл богослужений продолжает совершаться по юлианскому календарю.

Реформация в Германии XVI в. Лютер

     Торговля  индульгенциями, основанная на католическом учении о праве римского папы давать отпущение грехов, послужила поводом  к выступлению немецкого богослова  Мартина Лютера (1483 – 1546), профессора Виттенбергского университета и  монаха ордена августинцев. 31 октября 1517 г. он прибил на двери собора 95 тезисов о покаянии и отпущении грехов. Этот день традиционно считается началом реформации в Западной Европе. В своих тезисах Лютер выдвинул принцип внутреннего раскаяния, которое должно составлять основу всей жизни христианина. Он критиковал учение об индульгенциях. Тот, кто верит, писал Лютер в 32-м тезисе, что индульгенция обеспечивает его спасение, будет навеки осуждён вмести со своими учителями. Папе не дана власть освобождать от загробного воздаяния, а положения о чистилище, о молитве за умерших и спасении заслугами святых несостоятельны. В последующем Лютер отверг папскую власть, выдвинул требование упростить обрядность, подчинить церковь государям в мирских делах. В реформах Лютера были заинтересованы широкие слои общества. Группа немецких князей провела в своих владениях евангелические реформы.

     Лютер боролся за право каждого человека читать библию (в те времена эта  книга была доступна лишь духовенству). Чрезвычайно важным в лютеранстве  является принципвсеобщего священства. Всякий христианин, с этой точки зрения, в силу крещения получает и посвящение. Благодать равно даётся всем крещёным по вере, а потому в своём отношении с богом христианин не нуждается ни в каких посредниках, имеет право учить слову божьему и распространять его, право на проповедь и совершение богослужения.

     В лютеранстве сохраняются два  таинства: крещение и причащение; остаются литургия и особое посвящение в духовный сан. В лютеранских церквах нет  икон, но сохранены распятие, облачение духовенства и алтарь.

Протестантизм

     Протестантизм возник в результате Реформации –  движения в ряде европейских государств, направленного на восстановление церкви в духе евангелия и на устранение всего того, что представлялось отходом  от него. Термин «протестантизм» восходит к «протесту» в 1529 г. группы немецких князей и городов против отмены Шпейерским рейхстагом права выбирать религию, которого они добились в 1526 г. Этот термин стал общим названием всех форм христианства, развивающихся за рамками католицизма, православия и древних восточных церквей. Общим для различных протестантских церквей остаётся стремление ссылаться на библию как единственный источник вероучения.

Информация о работе Возникновение христианства и его разделение