Возникнавение казачества

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 13:24, реферат

Описание работы

Большинство современных исследователей, изучающих историю России, особо отмечают роль казачества в становлении и развитии нашего государства. Между тем в исторических трудах и публицистике пока что можно встретить самые невероятные и противоречивые теории относительно происхождения казаков и становления их уникального для своего времени жизненного уклада. Возникновению столь различных и несхожих теорий о происхождении казаков мы обязаны в первую очередь крайней идеологизированности и политизированности этой темы. В то время как имеется достаточное количество письменных и археологических источников, опираясь на которые и рассуждая логически можно с достаточной достоверностью проследить все основные этапы возникновения и становления казачества, неразрывно связанные с историей всего русского народа и славянства.

Работа содержит 1 файл

Возникновение казачества.docx

— 44.60 Кб (Скачать)

Русские проживали  также в причерноморском городе Белгороде-Днестровском, подвластном  монголам. Эти русские с начала XVI века станут известны как белгородские казаки.

Происхождение самого слова «казак» и его  значение составляет один из неразрешенных  историками вопросов. Слово «казак», по всей видимости, очень древнего происхождения. Наиболее часто этому слову придавалось  смысловое значение «вольный человек». Слово «бродник» большинство исследователей переводят с древнерусского языка также как «вольный».

В междуречье Днепра и 10жного Буга в конце XIII — начале XIV века расселились русский казаки, пришедшие из Таври и с Северного Кавказа", что нашло отражение в преданиях днепропетровского (запорожского) казачества, записанных генералом А.И. Ригельманом. Эти казачьи общины поселились в том числе и в Поросье, на землях, которые до них населяли так называемые черные клобуки (сильно обрусевшие потомки тюркоязычных племен: берендеев, тюрков, печенегов, с XIIвека служившие киевским князьям в качестве пограничной стражи и в XIII веке разгромленные монголами). Черные клобуки, согласно летописям (Московский летописный свод«»; Воскресенская, Киевская«») назывались еще черкасами: «Чорные Клобуки, еще зовутся Черкасы». От черных клобуков название «черкасы» перешло на днепровских казаков и употреблялось в различных документах наравне с названием «казаки»

вплоть до ХVII века.

Помимо вышеперечисленных  мест проживания русских в Степи  казачьи поселения и караулы  располагались на всем пространстве Золотой Орды, выполняли пограничную  и ямскую службу. От города Сарая, во все стороны на тысячи верст, были устроены почтовые линии. По всем линиям через 25 верст установлены ямы  — станции. Во главе всех военных  поселений были поставлены монгольские  тысячники, темники и баскаки. Каждая войсковая часть Золотой Орды формировалась из представителей какого либо одного народа, и в каждой такой войсковой единице младшие начальники были той же национальности. В русских казачьих подразделениях младшие начальники также были русскими, носившими названия сотников, пятидесятников, десятников, урядников. Военная организация, обучение и ведение боя находились в руках монгольских военачальников.

Все поселения  русских, принявших название «казаки», поставлены были в условия, когда

главными средствами их существования стали скотоводство, коневодство, рыболовство, охота и  военные походы. Земледелие (кроме  огородичества и бахчеводства), как не соответствующее образу жизни в Великой Степи и требующее непрерывного труда на земле, было запрещено.

С образованием военных поселений в пределах Орды начали повсюду строиться храмы, призываться духовенство и налаживаться церковная иерархия — в 1261 году была образована Сарайская епархия Русской Православной Церкви. Епископ Орды Сарае и именовался «Псарским Подопским • Достоверно известно, что в XIV веке христианам Дона были посланы московскими митрополитами две грамоты: первая — митрополитом Феогностом (между 1334 и 1353 годами), адресованная «К баскакам, и к сотникам, и к игуменам, и к пoпам, и ко всем христианам Червленого Яра и ко всем городам, но Великую Ворону» (р. Ворона, приток Хопра); вторая митрополитом Алсксием (около 1360 г.), адресованная «...ко всем христианам, обретающимся в пределе Червленого Яра.

и по караулам возле  Хопра по Дону, попам и диаконам, и к баскакам, и к сотникам, и к боярам»´". С 1357 года, после гибели хана Джапибека, начинаются распад Золотой Орды и длительные ханские междоусобиц, в результате которых за 18 лет сменилось 25 ханов. В 1377 году ханский престол захватил темник Мамай, и авторитет ханской власти пал совершенно. В условиях наступившей анархии казаки должны были поддерживать

порядок и защищать свои земли от образовавшихся повсюду  кочевых орд.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

Формирование  казачества как субэтноса (ветви) русского народа происходило под влиянием природных и антропогенных факторов, действовавших на юге Русской равнины. Восточные славяне, жившие в этом регионе (в том числе по берегам морей) и принявшие на рубеже I и II тысячелетий как самоназвание этноним «русские», а в XIV веке — субэтническое название «казаки», вследствие особых исторических условий Поля

приобрели с  течением времени в своей культурной традиции некоторые характерные  отличительные черты.

В качестве первоначального, оформившегося к XII веку, южнорусского субэтноса вполне обоснованно можно рассматривать уже тмутороканцев и бродников, русских жителей Приазовья, ближайших предков казаков. Недаром Никита Хониат называет бродников именно ветвью русских. Далее, но время существования Монгольского

Улуса и в  течение его медленного распада  культу ра русского населения Юга испытывает влияние культурных традиций кочевников Центральной Азии, что обусловило присутствие языковых заимствований из монгольского и тюркских языков в речи казаков, а также принятие казаками некоторых центральноазиатских кочевых обычаев и нескольких законодательных норм обычного нрава, ведущих свое происхождение от Ясы Чингисхана. Но, несмотря на все эти приобретенные путем заимствования и выработавшией в силу особых условий быта особенности традиций и языка, казачество является неотъемлемой частью русского народа, а народная казачья культура — весомой и неПодстрекаемая Францией и Англией (великие державы часто использовали такой способ отвлечения России от европейской политики), обходимой частью общерусского культурного наследия.

Русско-Турецкая война 1768-1774гг 

 Турция осенью 1768 года объявила войну России (См. историческую карту «Русско-турецкая война 1768 - 1774 гг.») Военные действия начались в 1769 году. Русское командование приняло смелое решение – вести военные действия на территории придунайских княжеств – Молдавии и Валахии, то есть на территории противника (княжества находились в вассальной зависимости от турецкого султана). В 1769 году русские войска заняли значительную часть этих княжеств, включая их столицы – города Яссы и Бухарест. В нижнем течении Днестра в руках турок осталась лишь крепость Бендеры. В следующем, 1770 году 1-я русская армия под командованием талантливого полководца П.А. Румянцева развернула наступление к Дунаю. В июле этого года были одержаны блестящие победы над превосходящими по численности силами противника на речках Ларга и Кагул (притоки реки Прут). В сентябре 2-я русская армия под командованием Н.И. Панина заняла Бендеры. Блестящая победа была одержана и на море. Балтийский флот, обогнув Европу, вошел в Средиземное море и в Чесменской бухте, у берегов Малой Азии сжег турецкую эскадру (24 – 26 июня 1770 г.), блокировал пролив Дарданеллы и высадил десант в Греции. В 1771 году русская армия заняла Крым. Турции было предложено перемирие, но она, используя внутренние трудности России, где шла Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева, сорвала переговоры. Военные действия возобновились. В 1773 году части под командованием А.В. Суворова взяли сильную крепость Тартукай на южном берегу Дуная и разбили армию великого визиря у деревни Козлуджа. У турок фактически не осталось крупных военных сил на Балканах. Путь для русских войск на Стамбул был открыт. Турция была вынуждена просить мира, который и был заключен в болгарской деревне Кючук-Кайнарджи в 1774 году.

По условиям Кючук-Кайнарджийского мира Россия получила полоску черноморского побережья между устьями Днепра и Южного Буга с крепостью Кинбурн, а также крепости Керчь и Еникале в Крыму. Кубань и Кабарда также отходили к России. Крым был признан независимым от Турции, что лишало Османскую империю юридического права вмешиваться в его внутренние дела и влиять на внешнюю политику крымского хана. Турция выплачивала контрибуцию в 4 млн. рублей. Российская империя получила право иметь свой флот на Черном море, а русские корабли – право прохода через проливы Босфор и Дарданеллы. Русское правительство добилось права выступать в качестве защитника прав христианских народов Османской империи. Молдавия и Валахия, чья автономия была восстановлена, фактически встали под российское покровительство.

Османская империя  не желала примириться с утверждением России на Черном море. Турция и Россия продолжили борьбу за влияние в Крыму. В 1775 году ханский престол занял в Бахчисарае ориентирующийся на Турцию Девлет-Гирей, но в 1777 году русские войска вторглись в Крым и обеспечили избрание на этот престол российского ставленника – Шагин-Гирея, который пять лет спустя, в 1783 году, после сложных переговоров с Г.А. Потемкиным (за этот дипломатический успех Г.А. Потемкин получил титул «князя Таврического») передал ханство России и отрекся от престола. В этом же 1783 году подписан Георгиевский трактат грузинским царем Ираклием П, по которому Россия приняла под свой протекторат Восточную Грузию. Так завершилось присоединение Крыма и Грузии к России.

Информация о работе Возникнавение казачества