Возникнавение казачества

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 13:24, реферат

Описание работы

Большинство современных исследователей, изучающих историю России, особо отмечают роль казачества в становлении и развитии нашего государства. Между тем в исторических трудах и публицистике пока что можно встретить самые невероятные и противоречивые теории относительно происхождения казаков и становления их уникального для своего времени жизненного уклада. Возникновению столь различных и несхожих теорий о происхождении казаков мы обязаны в первую очередь крайней идеологизированности и политизированности этой темы. В то время как имеется достаточное количество письменных и археологических источников, опираясь на которые и рассуждая логически можно с достаточной достоверностью проследить все основные этапы возникновения и становления казачества, неразрывно связанные с историей всего русского народа и славянства.

Работа содержит 1 файл

Возникновение казачества.docx

— 44.60 Кб (Скачать)

Возникновение казачества

Большинство современных  исследователей, изучающих историю  России, особо отмечают роль казачества в становлении и развитии нашего государства. Между тем в исторических трудах и публицистике пока что можно  встретить самые невероятные  и противоречивые теории относительно происхождения казаков и становления  их уникального для своего времени  жизненного уклада.

Возникновению столь различных и несхожих теорий о происхождении казаков мы обязаны  в первую очередь крайней идеологизированности и политизированности этой темы. В то время как имеется достаточное количество письменных и археологических источников, опираясь на которые и рассуждая логически можно с достаточной достоверностью проследить все основные этапы возникновения и становления казачества, неразрывно связанные с историей всего русского народа и славянства.

Освещению темы возникновения казаков способствует появление в последние годы большого количества научных и научно-популярных изданий по этой тематике, анализ которых  позволяет более полно осмыслить  многие проблемы генезиса российского  казачества как уникального в  истории нашей страны культурного  и социального явления и проследить его формирование и развитие начиная  с эпохи древних восточных  славян.

1. СЛАВЯНСКИЕ  ПРЕДКИ КАЗАЧЕСТВА 

Славянские племена  жили в Причерноморье издавна. Письменные источники сообщают о славянах в  Причерноморье с первых веков  нашей эры. Римские историки и  археологические материалы свидетельствуют  о том, что основными видами деятельности славян являлись земледелия(е, скотоводство, охота, рыболовство, в то м<е время им часто приходилось вести войны.

Так, например, римский  историк VI века Иордан, гот по происхождению, писал, что в 376 году Винитар, военачальник остготов, живших к востоку от Днестра, захватил а плен и казнил 70 славянских старейшин и вождя антов-славян Буса

(упомянут в  «Слове о полку Игореве«). Это  ожесточило славян, они поддержали  врагов готов-гуннов и участвовали  в разгроме остготского государства. 

Другой римский (византийский) историк 6 века, Прокопий Кесарийский, подробно описал нравы, обычаи, военные приемы славян Причерноморья в своей «Истории войн Юстиниана». В частности, описывая общественные порядки славян, он особо отметил: «Эти племена, склавин и антов, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается общим делом». Именно к древнеславянским обычаям восходят многие традиции казаков, дошедшие до нашего времени. Традиция проведения казачьих кругов — народных собраний — и принятие на них основополагающих решений, разрешение насущных вопросов восходит к древнеславянскому «коло • (название которого так и переводится на современный русский как «круг»). Такие народные собрания проводились, согласуясь с нормами обычного права, и обладали необходимыми полномочиями для решения хозяйственных и иных споров, принимали деятельное участие в урегулировании всех повседневных вопросов общественной жизни.

Как раз со времен императора Юстиниана, примерно с 527 года, причерноморские славянские племена, среди которых римско-византийские авторы особо выделяют племенной  союз антов, начинают активно контактировать с Восточной Римской империей, иногда выступая как ее союзники, иногда — как противники. Так, во время  войны с готами в Италии в 536 году римский полководец Валериан имел в  составе своих войск 1600 конных славянских воинов. Другой римский полководец, Туллиан, вверил антам защиту Лукании (юг Италии), где они в 547 году разбили войска готского короля Тотилы. Но примерно в то же время, в 551 году, как пишет Прокопий Кесарийский, славяне числом около трех тысяч человек, переправившись через Дунай, штурмом овладели рядом римских крепостей, имевших гарнизоны численностью более 15 тысяч человек".

В середине Vl века из степей Заволжья в степи Причерноморья пришли авары — союз преимущественно тюркоязычных племен, которые заключили наступательный союз с императором Юстинианом против славян. Аварский хан Баян подчинил антов, убив во время переговоров знаменитого антского князя Мезамира. После чего Баян завоевал некоторые западнославянские земли Моравию, Богемию и в союзе с императором Восточной Римской империи Тиберием разбил войско дунайских славян. Власть аваров над славянскими землями сохранялась до 30-х годов VII века.

В VII — VIII веках  славяне населяли пространства Европы от Балтики на севере до Черного  моря на юге, от реки Лабы (Эльбы) и Адриатики  на западе до Верхней Волги на востоке. Славянские дружины на ладьях бороздили  пространства Черного, Азовского, Средиземного и Балтийского морей.

Реки Дон и  Южный Буг были священными реками древних славян (об этом, в частности, пишут российские историки ХVПI века Кайсаров, Глинка). Заповедные пойменные леса вдоль берегов священных рек также являлись объектом почитания. Храмов в честь священных рек славяне не строили, священнодействия проходили на их берегах.

Славяне, в том  числе славяне восточные, как  уже говорилось выше, не всегда были во враждебных отношениях с Восточной  Римской империей, но, нередко выступая в качестве ее союзников, поселялись в принадлежащих империи причерноморских  городах и их окрестностях: в городе Томи (Таматарха, Тмуторокань), Сугдее (Судак, Сурож), Пантикопее (Керчь, Корчев) и т.д.

В середине VII века между Каспийским, «Черным и Азовским морями возникло государство Хазария  во главе с тюркютской династией из рода Ашина, к которому отошли византийские земли в Приазовье — земли бывшей Кесарии Боспорской, с городами Таматарха на Таманском полуострове и Судак, Керчь в Восточном Крыму. Опорой византийской власти в Крыму остался Херсонес (Корсунь, ныне Севастополь). Таким образом, а сфере влияния и под управлением Хазарского каганата оказалось греческое и славянское население Северного Причерноморья.

В последней  четверти IХ века в Восточной Европе возникает славянское государство  Русь в результате объединения под  властью князей династии Рюриковичей  двух главных центров восточных  славян Новгорода и Киева, расположенных  в лесной и лесостепной зонах  Русской равнины. Но в то же самое время восточные славяне проживали и гораздо менее. Работами историков и археологов убедительно доказано проживание славян в период Киевского государства в Восточном Крыму и на Таманском полуострове, на Нижнем Дону и Донце". Славянами же был основан в IX веке в устье Днестра город Белгород на том месте, где до IП века находился античный город Тирас.

Арабские и  арабоязычные историки IX — Х веков, также как Ибн Даста (IХ нач. Х в.), Масуди (кон. IX в.— 956/57 г.), Мукаддаси (946/47ок. 1000), сообщают о русах, живущих по берегам Черного моря па лесистом и болотистом острове, окружность которого равняется трем дням пути (некоторые историки считают, что это Таманский полуостров, отделенный от материка рукавами Кубани), о русах, живущих в земле хазарского царя, что из этого народа, говорящего на славянском языке, набираются отряды в его войско и что русы населяют целую часть столичного города Италия (на Волге)".

То есть в  Хазарии IX — Х веков, особенно в  западной ее части, имел широкое распространение  славянский язык. На преобладание древнерусского языка в восточноевропейских  степях в Х — XI веках указывает  другой арабоязычный автор, Ал-Бекри.

В книге «О времени  происхождения славянских письмен» российского филолога и историка, члена-корреспондента Санкт-Петербургской  Академии наук (1854) О.М. Боденского (1808 — 1877), одного из первых славистов в  России, говорится, что славянский просветитель Кирилл попросил своего брата Мефодия сопутствовать ему в Хазарию, «зане [ибо] умеяше язык словенск»; то есть Кирилл хорошо знал, что для общения в Хазарии славянский язык необходим".

Славяноязычие большой части жителей Хазарского каганата (и именно его западной, приазовской части) имеют в виду, по всей видимости, древние авторы житий святых, объединенных в середине XVI века в сборник «Четьи Минеи» («Чтения ежемесячные») московским митрополитом Макарием, когда говорят, что "Козары, коих Греки Козарами, Римляне же Газарами называли, был народ скифский, языка славянского, страна же их была близ Меотического озера [Азовское море] ´´.

Генерал русской  армии, историк А.И. Ригельман (1720 — 1789) собрал обширный материал по казачеству, в том числе записал много казачьих преданий. Например, предание днепровских казаков, согласно которому они происходят «от народа Козарского и поселились при Днепре реке и оттоль распространились по всем тем местам, где ныне обитают», и предание терских (а точнее, гребенских) казаков, согласно которому одна группа их предков «назывались Казвровцы»

Таким образом, история славянских предков казачества в течение VII-X веков была тесно  связанs с историей Хазарского каганата.

2. ТМУТОРОКАНСКОЕ  КНЯЖЕСТВО И БРОДНИКИ

В течение 965-986 годов  киевские князья Святослав и Владимир присоединили Западную Хазарию к  Киевской Руси. После этого Дон  и Приазовье, вместе с крупным  торговым портом Тмутороканью, вошли в Русские государство. Тмуторокань досталась в удел одному из младших сыновей Владимира - Мстиславу. Когда Владимир Святославович умер в 1015 году, удел Мстислава обратился в княжество.

В 1022 году Мстиславу  удалосьпобедить одного из соседних владетелей - ксасожского князя Редедю (адыгского князя Ридадэ). В 1024 году Мстислав включил в свои владения Северское княжество и занял Чернигов, под городом Лиственном его войско его старшего брата Ярослава Мудрого.

После смерти Мстислава  Храброго в 1036 году Тмутороканское княжество вновь вошло составной частью в Киевское государство и стало вотчиной сына Ярослава Мудрого -Святослава и его сыновей: Глеба, Романа и Олега Святославовичей, князей черниговских.

Кроме них среди  княживших в Тмуторокани известен князь Ростислав Владимирович, племянник Святослава, в 1064 году на два года отобравший власть, в княжестве у Глеба. Про Ростислава известно, что он владел крепостью Темрюков (Темрюк). Столько же, два года, Тмутороканью правил сын Ростислава - Владимир и его двоюродный брат Давыд Игоревич, которые были изгнаны Олегом Святославичем.

Городами Тмутороканского княжества в X-XI веках являлись Керчь (Корчев) и Азов.

Но в 1061 году в черноморские степи пришли из Азии половцы. Город Азов в 1067 году был  взят половцами и некоторое время  входил в их владения под именем Азак. Половцы чрезвычайно затруднили сообщение между Приазовьем и Днепром- до такой степени, что Олег Святославович был вынужден под нажимом Восточной Римской империи передать в 1094 году политическую власть в Тмуторокаском княжестве императору Алексею Комнину, который и присоединил Тмуторокань к Византии, но русы продолжали жить в Приазовье и Восточном Крыму и после этого события. Так, почти столетием позже, в 1170 году, византийский император Мануил дал Венеции разрешение не торговлю с городами «Россией» и «Матархой» (Таматархой). На карте арабского географа Эдризи, составленной в середине XII века, недалеко от устья Дона, названного у него Русской рекой, помещен город под названием «Россия». Вероятнее всего, этот город и есть Азов, но, возможно, и какой-нибудь другой город, жителями которого были русские.

Сильный урон населению  Таврии нанес в 1221 году (за два года до битвы на Калаке) сельджукский султан Кейкобад. Султан высадил в Крыму десант, и его войска проводили там боевые действия против русских и половцев (бывших в тот период союзниками русских), брали штурмом город Судак.

В то время, когда  в черноморских водораздельных степях господствовали половцы (ХП — начало ХIП в.), по течению реки Дон и его притокам — Хопру, Медведице, Иловле жило русское население, носившее название бродников.

Бродники — это недавние казачьи предки, славянское население долины Дона. Велика вероятность того, что многие бродники — это бывшие жители города Азова, взятого половцами.

Русские летописи указывают поселения бродников, «Броднич с месты», где-то недалеко от Верхнего Дона.

Княжеские усобицы, которые сейчас еще называют феодальными  войнами, всегда были постоянным непреодолимым  бедствием для средневековой  Руси. Этому способствовал сложный порядок престолонаследия (лествица), установившийся на Руси, когда великокняжеский престол после смерти великого князя переходил не к его старшему сыну, а к старшему в роду Рюриковичей, что давало повод очень многим Рюриковичам считать себя претендентами на великокняжескую власть. Бродники иногда принимали участие в феодальных войнах, что нашло отражение в летописных источниках.

Наибольший резонанс в летописях получили войны князей Мономашичей и Ольговичей (потомков Олега Святославича).

В 1146 году, согласно сравнительному анализу сообщений  Ипатьевской, Никоновской, Тверской, Львовской и Ермолинской летописей, отряд бродников присоединился у города Колтеск к войскам черниговского князя Святослава Олеговича, который со своим братом, киевским князем Игорем П, вел борьбу против внука Мономаха - Изяслава Мстиславовича за «киевский стол» Этот отряд бродников был тогда в числе сторонников сына Мономаха — Юрия Долгорукого, который и направил их на усиление войска своего союзника Святослава. «Партии» черниговских Ольговичей и Юрия Долгорукого не удалось тогда закрепиться в Киеве: Игорь II был свергнут, так как киевляне поддержали Изяслава, который в тот год и стал великим князем.

В 1147 году бродники снова поддержали Святослава Олеговича (продолжавшего противостояние с Изяславом), соединившись с его войсками у города Дедославля.

Кстати, Юрий Долгорукий сам станет князем киевским после  смерти Изяслава, в 1155 году, но будет  править в Киеве недолго: в 1157 году будет отравлен.

Информация о работе Возникнавение казачества