Возникнавение казачества

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 13:24, реферат

Описание работы

Большинство современных исследователей, изучающих историю России, особо отмечают роль казачества в становлении и развитии нашего государства. Между тем в исторических трудах и публицистике пока что можно встретить самые невероятные и противоречивые теории относительно происхождения казаков и становления их уникального для своего времени жизненного уклада. Возникновению столь различных и несхожих теорий о происхождении казаков мы обязаны в первую очередь крайней идеологизированности и политизированности этой темы. В то время как имеется достаточное количество письменных и археологических источников, опираясь на которые и рассуждая логически можно с достаточной достоверностью проследить все основные этапы возникновения и становления казачества, неразрывно связанные с историей всего русского народа и славянства.

Работа содержит 1 файл

Возникновение казачества.docx

— 44.60 Кб (Скачать)

Но, конечно, бродники участвовали не только в усобицах князей. В 1180 году бродники помогали болгарам в их войне за независимость от Восточной Римской империи. Византийский историк и писатель (занимавший высокие административные посты в Византийском государстве) Никита Хониат (Акоминат), описывал в своей «Хронике», датированной 1190 годом, события той болгарской войны, так одной фразой всеобъемлюще характеризует бродников: «Те бродники, презирающие смерть, ветвь русских».

И снова феодальные войны... 21 апреля 1216 года на реке Липице, у города Юрьева- Польского произошла кровопролитная битва между владимиро-суздальской армией под командованием внуков Долгорукого - Ярослава и Юрия Всеволодовичей и новгородско-псковско- смоленско-ростовским войском под командой Мстислава Мстиславовича Удатного(Удачливого) и еще одного внука Долгорукого - Константина Всеволодовича. В Липицкой битве бродники сражались на стороне Ярослава и Юрия, а главным противником их был Мстислав Удатный, тогда князь новгородский (через семь лет он будет возглавлять коалицию князей на Калке). Битва была необычайно жестокой даже для того времени, за один день погибли 9233 русских воина´". Окончилась битва поражением Ярослава и Юрия и привела к усилению политической роли Новгорода. A Константин Всеволодович стал на три года великим князем владимирским.

Судьба бродников удивительным образом переплелась с судьбой основной линии Рюриковичей. Так, в 1146 году бродники поддержали Юрия Долгорукого, в 1216 году при Липице сражаются под знаменами его внука Ярослава Всеволодовича (отца Александра Невского), а в 1380 году в преддверии Куликовской битвы потомки бродников казаки вольются в войско праправнука Александра Невского Дмитрия Донского.

В 1222 году в степи  Северного Кавказа через Дербент  пришли, преследуя половцев, три  монгольских тумана, которые вел  Субудай лучший полководец Чингисхана.

Заключив с  бродниками и тмутороканцамя «союз против их тогдашних противников половцев, монголы вошли в пределы приазовских земель, где и зазимовали.

Весной 1223 года монголы двинулись на половецкие кочевья. К монгольским войскам  присоединились бродники со своим воеводой Плоскиней. Половцы, теснимые ими, быстро отступали в сторону Днепра. Монголы послали в Киев для переговоров с русскими князьями своих послов, убеждая их в том, что они пришли воевать не против русских, а против половцев, большая часть которых, жившая в Центральной Азии, была уже покорена монголами. Князья приказали перебить монгольских послов и выступили на помощь половцам.

Три Мстислава: Удатный — старый противник бродников, еще с Липицкой битвы, который теперь был галицким князем; Киевский, союзник Удатного, обязанный ему киевским престолом; Черниговский, а также половецкий хан Котян тесть Удатного, каждый со своими войсками переправились через Днепр и двинулись навстречу монголам и их союзникам бродникам. Таким образом, русские оказались и по ту, и по другую сторону фронта. Не будем забывать и в то время на Руси бушевали жестокие феодальные войны, и Русь была расколота на несколько враждебных друг другу частей.

Монголы отступали, додойдя до реки Калки, остановились. Мстислав Удатный, видел, что монголы подготовились к битве, решил немедленно атаковать их. Переправившись через Калку, княжеские дружины и половцы были встречены сильной стрельбой из луков. Половцы пришли в замешательство и повернули обратно. Отступление половцев привело к расстройству дружин, оставшихся на местах. Монголы, преследуя половцев, атаковали дружины черниговского князя и смяли их. Мстислав Черниговский был убит, Мстислав Удятный с приближенными бежал к Днепру. Киевский князь, оставшийся на правой стороне Калки, oбoронялся в укрепленном лагере. Монголы стали убеждать его выйти из лагеоя, обещая ему свободный отход в свои земли. В переговорах участвовал и воевода Плоскиня, который также гарантировал Мстиславу жизнь и выкуп из плена. Князь согласился, но при выходе из укрепленного лагеря его дружина была атакована и перебита, а князь с зятем и сыном были схвачены и умерщвлены. Нарушение гарантий, данных князю Мстиславу воеводой Плоскиней, теперь подчас ставится последнему в вину, как клятвопреступление. Но монголы могли обмануть и самого Плоскиню, после того как он дал гарантии князю, ведь силы бродников явно уступали силам монголов, к тому же монголы никому никогда ни при каких условиях не пpoщали убийства своих послов. После сражени на Калке монголы ушли в свои степи.

В 20-х годах XIII века к землям бродников начинают проявлять интерес светские и церковные властители Запада. Так, 7 мая 1222 года король Венгрии Андрей II адресует тевтонским рыцарям грамоту (которая 19 декабря 1222 года была подтверждена папскою буллою), освобождающую тевтонцев от пошлин в стране валахов (румын). В этой грамоте при упоминании различных восточноевропейских земель говорится и о землях бродников"´. Папский престол в тот период вел активную миссионерскую деятельность среди половцев (куманов), соседей бродников, в который раз пытаясь расширить свою зону влияния на востоке Европы. В 1227 и 1231 годах папа Григорий IX прямо поручает епископу Гранскому, в пределах епископата которого проживало много половцев, осуществлять проповедническую миссию «в землях Кумании и Бродинии» (1227 г.) и в «Кумании и областях бродников» (1231 г.).

3. ПРЕДКИ КАЗАКОВ  В ЭПОХУ МОНГОЛЬСКОГО УЛУСА 

В конце 30-х годов XIII века в Восточную Европу снова  приходят монголы. В 1237 году внук Чингисхана Бату (Батый) собрал войска в верховьях  Иртыша и двинулся с ними на Среднюю  Волгу, где разгромил волжских булгар. Затем, переправившись через Волгу, монголы вступили в пределы русских  княжеств, Первым княжеством, подвергшимся нападению, было Рязанское.

После разгрома Рязани монголы двинулись на северо-запад  и взяли Москву, бывшую тогда пограничной  владимирской крепостью. 3 февраля 1238 года монголы заняли Владимир, сожгли его.

4 марта ордынцы  разбили войско князя Юрия  Всеволодовича на реке Сити. В  следующем году пали Чернигов  и Киев. Все завоеванные монголами  земли по завещанию Чингисхана (умершего в 1227 г.) были разделены  его сыновьями на четыре улуса.  В состав 

Улуса Джучиева (владения потомков старшего сына Чингисхана — Джучи) входили Северный Хорезм, Волжская Булгария, Северный Кавказ, Крым, нынешние Западная Сибирь и Северный Казахстан. Земли Руси также вошли в Улус Джучиев. Сам Улус потомки Джучи разделили на 3олотую, Синюю и Белую орды, каждой из которых впоследствии управляла какая-нибудь определенная линия Джучидов. Столицами Улуса были Сарай-Бату (с 1254г.), Сарай-Берке (с 1 й пол. XIV в.), расположенные в Нижнем Поволжье. Границы собственно Золотой Орды проходили по рекам Терек, Яик (Урал), Днепр. Но часто, вследствии главенствующего положения Золотой Орды по отношению к другим ордам, весь Улус Джучиев называли Золотой Ордой. Самих монголов в Золотой Орде было немного, но из монголов и представителей родственных им

племен состоял  правящий класс этого государства. Основнос же население Улуса Джучиева составляли русские, волжские булгары, половцы (они же кипчаки или куманы), чуваши, башкиры, мордва, черемисы (марийцы), аланы (осетины или ясы), касоги (адыги или черкесы) и другие.

Чингисиды поставили повсюду отряды войск под началом монгольских баскаков, которые и стали собирать десятую часть имущества и десятую часть покоренного населения. Забираемая часть русского народа отправлялась в пределы Орды и там в качестве подневольной силы распределялась по профессиональным навыкам. Русские ремесленники трудились во всех крупных городах Монгольского государства. Русское население, живущее преимущественно в лесной полосе, было поставлено в положение данников, в то время как русские, живущие в Северном Причерноморье (русские причерноморских, приазовских городов и русские бродники), наиболее адаптированные к жизни в Поле, в степной полосе, были расселены по военным поселениям, которые выставляли легковооруженные конные части в войска монголов, охраняли границы.

В составе монгольской  армии во время ее похода в зарубежную Европу в 1241 году было уже очень много  русских воинов, в том числе  бродников. В послании венгерского короля Белы IV к папе Иннокентию IV(1254 г.) так говорится о событиях, происходивших в 1241 году: «Когда государство Венгрии от вторжения татар, как от чумы, большей частью было обращено в пустыню и, как овчарня, изгородью было окружено различными племенами неверных, именно русскими, бродниками с востока, болгарами и другими еретиками с юга... и они [татары, а вернее — монголы] заставили себе платить дань другие нации и

особенно страны, которые с востока граничат с  нашим царством: Русь, Куманию, Бродников, Булгарию».

По возвращении  из похода на Европу Бату продолжает укреплять  свою власть в завоеванных землях. Так, посол папы Иннокентия IV францисканский монах Иоанн Плано Карпини, бывший во владениях Бату в 1246 году, стал свидетелем гибели не подчинившегося монголам города под названием Орн, расположенного в низовьях Дона.

Город этот, по словам Карпини, был богат и многолюден: он имел хорошую гавань и вел обширную торговлю со многими странами. Население Орна состояло из «алан-христиан, хазар, россиян и сарацин [мусульман]». Город был обнесен крепкими стенами, через него протекала река. Монголы не смогли взять город приступом, так как жители его отчаянно защищались. Тогда они насыпали плотину на реке ниже города по течению и затопили Орн.

Вместе с тем  монгольские ханы Чингисиды понимали, что для стабильного существования и укрепления их обширной империи необходимо находить общий язык с коренными народами, которые эту громадную империю населяют.

Вот что пишет  посол французского короля Людовика IX Виллем Рубруквис, посетивший в 1253 году ставку Батыя: «Повсюду среди татар разбросаны поселения русов; русы смешались с татарами и в смешении с ними превратились в закаленных воинов; усвоили их порядки, а также одежду и образ жизни. Средства для жизни добывают войной, охотой, рыбной ловлей и огородничеством. Для защиты от холода и непогоды строят

землянки и  постройки из хвороста; своим женам  и дочерям не отказывают в богатых  подарках и нарядах. Женщины украшают свои головы головными уборами, похожими на головной убор француженок, низ платья опушают мехами выдры, белки и  горностая. Мужчины носят короткую одежду: кафтаны, чекмени и барашковые шапки.

В смешении с  другими народами русы образовали особый народ, добывающий все необходимое войной и другими промыслами: охотой, скотоводством, рыболовством. Все пути передвижения в обширной стране [Улусе Джучиевом] обслуживаются руссами; на переправах рек — повсюду русы, имеющие на каждой переправе по три парома»".

О том даже пишет  и греческий историк XIII — нач. ХIV века Георгий Пахимер, сообщал, что «татарский [монгольский] полководец Нога [Ногай] по корил все жившие на северной стороне Черного моря народы, основал в тех местах особое государство. С татарами перемешались Чиги, Геты [готы], Россы и другие окрестные народы; приняли от них нравы, образ жизни, язык и одежду, служили в татарском войске и возвели могущество их на высочайшую степень славы».

Таким образом, русские, живущие непосредственно  на территории Орды, перенимали многое из быта центральноазиатских кочевников. Даже речь русских >кителей Орды стала насыщенной монгольскими и тюркскими словами (речь русских казаков в старину иногда называли «cлавянско татарской» ). Но при всем при этом ордынские русские неизменно оставались православными христианами, Православие было символом, их объединяющим. Что же касается «смешения русов с татарами», про которое говорят и Рубруквис и Пахимер, то это «смешение» характеризовалось в гораздо большей степени совместным проживанием многих народов на одной территории, где чередовались их поселения, и в гораздо меньшей степени – смешанными браками, так как антропологический тип русских казаков остался преимущественно славянским, а народная речь по грамматическому строю и словарному запасу в основном русской речью. Этому способствовали принятые в монгольской империи принципы устройства поселений, согласно которым они создавались из представителей одной национальности

и свободное  общение между жителями разных поселений  было запрещено (чтобы исключить  их совместные восстания). Такая изоляция сохраняла национальные особенности  народов, населяющих монгольскую империю".

Наиболее многочисленная группа русского населения в степной  полосе (приблизительно до конца XIII века именуемая бродниками, а в ХIV веке — казаками) проживала по Дону, особенно в той местности, где в Дон впадают слева его многоводные притоки: Воронеж, Хопер, Медведица. Эта местность тогда называлась Червленый Ярм.

Этот район, богатый  всеми ресурсами для жизни, был  удобен для проживания оседлого земледельческого и скотоводческого населения  и мало пригоден для кочевого скотоводства. В XIV веке • в верх Дону», согласно Первой Новгородской летописи, уже существовал городок под названием Урюпеск (Урюпинск).

На Северном Кавказе и в Таврии (Крыму) также проживало немало русских. В начале Х1Ч века они уже упоминаются под именем «казаки». Так, например, в «Записках Одесского общества истории и древностей» (Т. Н. С. 613) приводится запись, сделанная на полях древнегреческого синоксаря г. Сугдеи (Судака) и относящаяся к 1307— 1308 годам, в которой упомянуты казаки"".

Информация о работе Возникнавение казачества