Восточные славяне

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение истории становления цивилизации древней Руси.

Для этого необходимо решить следующие задачи:
Охарактеризовать направление и характер развития древнерусской цивилизации;
Перечислить факторы, влияющие на становление древнерусской цивилизации;
Рассмотреть различные подходы о расселении и происхождении восточных славян.

Анализ круга вопросов сам по себе имеет важное значение для дальнейшего продвижения в изучении истории сложения и функционирования язычества восточных славян.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ: ТЕОРИИ РАССЕЛЕНИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЯ

1.1 Сведения о первоначальном заселении Южной Руси

1.2 Версии о связи народов Южной Руси со славянами

1.3 Расселение славян

2. ПРЕДПОСЫЛКИ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН, ОСОБЕННОСТИ ХОЗЯЙСТВА, СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

2.1 Предпосылки образования государства и ранние политические объединения восточных славян

2.2 Хозяйственная деятельность

2.3 Культурная жизнь

2.4 Славянские боги

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Работа содержит 1 файл

курсовая восточные славяне.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

     Большую роль в экономике восточных славян, как во всех обществах, стоящих на стадии разложения родоплеменного строя, играла военная добыча: племенные вожди совершали набеги на Византию, добывая там рабов и предметы роскоши. Часть добычи князья распределяли между своими соплеменниками, что, естественно, повышало их престиж не только как предводителей походов, но и как щедрых благотворителей.

     Приблизительно в VII - VIII вв. ремесло окончательно отделяется от земледелия. Выделяются специалисты-кузнецы, литейщики, мастера золотых и серебряных дел, позднее гончары. Ремесленники обычно концентрировались в племенных центрах - градах или на городищах - погостах, которые из военных укреплений постепенно превращаются в центры ремесла и торговли -города. Одновременно города становятся оборонительными центрами и резиденциями носителей власти.7

     Древнейшие  города возникали чаще всего на важнейших  торговых путях. Одним из таких торговых путей был путь "из варяг в греки". Через Неву или Западную Двину и Волхов с его притоками и далее через систему волоков суда достигали бассейна Днепра. По Днепру они доходили до Черного моря и далее до Византии. Окончательно этот путь сложился к IX в.

     Другим  торговым путем, одним из древнейших на территории Восточной Европы, был  Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока.

     2.3 Культурная жизнь

 

     Древние славяне были люди ведической культуры, поэтому древнеславянскую религию правильней было бы именовать не язычеством, а ведизмом. Слово "веды" - созвучно современному русскому "ведать", "знать". Это мирная религия высококультурного народа, родственная другим религиям ведического корня - Древней Индии и Ирана, Древней Греции.8

     Мир тогдашних язычников состоял  из четырех частей: земли, двух небес  и подземно-водной зоны.

     Для язычников был очень важен  аграрный аспект земли: земля - почва, рождающая  урожай, "Мать - сыра - земля", почва, насыщенная влагой, питающей корни растений, "матушка-земля", с которой связан целый ряд обрядов и заклинаний. Здесь почти неощутима грань с воображаемым подземным сказочным миром. Богиней плодоносящей земли-почвы, "матерью урожай" была Макошь, введенная в 980 г. в пантеон важнейших русских божеств, как богиня плодородия.

     Небо, в прямой зависимости от системы  хозяйства, по-разному воспринималось первобытными людьми: охотники палеолита, представлявшие мир как бы плоским, одноярусным, не интересовались небом, не изображали солнца, занимаясь лишь плоскостью своей тундры и животными, на которых они охотились. Охотники мезолита, разобщенные на небольшие группы, затерянные в бесконечной тайге, поневоле обратились к нему, к звездам, помогавшим им ориентироваться в лесной пуще во время длительного преследования оленей. Было сделано важное астрономическое наблюдение: оказалось, что среди бесчисленного количества медленно движущихся по небу звезд есть неподвижная Полярная звезда, всегда указывающая Север.

     Солнце  тоже было ценимо земледельцами, как  источник света и тепла и условие произрастания всего в природе, но здесь был исключен элемент случайности, элемент капризов божественной воли — солнце было воплощением закономерности. Весь годичный цикл языческих обрядов был построен на четырех солнечных фазах и подчинен 12 солнечным месяцам. Солнце в изобразительном искусстве всех веков было для земледельцев символом добра, знаком света, разгоняющего тьму. Древние славяне, как и многие другие народы, принимали геоцентрическую модель мира.

     В представлениях славян-язычников о подземно-подводном ярусе мира тоже много общечеловеческого, много отголосков той отдаленнейшей эпохи, когда после таяния гигантского ледника континенты были затоплены морями и озерами, быстро менявшими свои очертания, стремительными реками, пробивавшими горные кряжи, необъятными болотами в низких долинах. Фольклор еще не изучен с точки зрения того, какой резкий перелом должен был произойти в человеческом сознании при таком быстром перевороте в природе, в облике и сущности мира.

     Важной  частью представлений о подземном мире является общечеловеческая концепция подземного океана, в который опускается солнце на закате, плывет ночью и выплывает на другом конце земли утром. Ночное продвижение солнца осуществлялось водоплавающими птицами (утками, лебедями), а иногда действующей фигурой был подземный ящер, заглатывавший солнце вечером на западе и вырыгивавший его утром на востоке. Днем солнце по небу над землей влекли кони пли мощные птицы вроде лебедей.

     Культура  Руси складывалась с самого начала как синтетическая, находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций. Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном.

     Язычникам были известны многие виды искусств. Они  занимались живописью, скульптурой, музыкой, развивали ремёсла. Здесь важную роль в изучении культуры и быта играют археологические исследования.

     Раскопки  на территориях древних городов  показывают всё разнообразие быта в  городской жизни. Множество найденных  кладов и вскрытые могильники донесли до нас предметы домашней утвари и ювелирные украшения. Обилие женских украшений в найденных кладах, сделало доступным изучение ремёсел. На диадемах, кольцах, серьгах древние ювелиры отразили свои представления о мире, с помощью витиеватого растительного орнамента они могли рассказать о "Кащеевой смерти", о смене времён года, о жизни языческих богов... Неведомые звери, русалки, грифоны и семарглы занимали воображение тогдашних художников.

     Большое значение язычники придавали одежде. Она несла не только функциональную нагрузку, но и некоторую обрядность. Одежда украшалась изображениями берегинь, рожаницами, символами солнца, земли и отражала многояростность мира. Верхний ярус, небо сопоставлялось с головным убором, земле соответствовала обувь и т. д.

     К сожалению, почти вся языческая  архитектура была деревянной и для  нас почти утрачена, но в сохранившихся ранних каменных христианских храмах можно увидеть в отделке и орнаменте языческие мотивы. Это типично для периода двоеверия, когда художник мог изобразить рядом христианского святого и яыческого божества, свести вместе в витиеватом орнаменте крест и древние славянские символы.

     Годичный  цикл древнерусских празднеств складывался  из разных элементов, восходящих к индоевропейскому единству первых земледельцев. Одним из элементов были солнечные фазы, вторым был цикл молний и дождей, третьим был цикл празднеств урожая, четвёртым элементом были дни поминования предков, пятым могли быть коляды, праздники в первых числах каждого месяца.

     Многочисленные  праздники, коляды, игрища, святки скрашивали быт древнего славянина. Многие их этих обрядов живы в народе и по сей день, особенно в северных областях России, именно там христианство приживалось дольше и труднее, на севере особенно сильны языческие традиции, что привлекает повышенное внимание со стороны этнографов.

     2.4 Славянские боги

 

     Восточные славяне VIII – IX вв. были язычниками. Язычество (от церк.-слав. “языцы” - народы, иноземцы), обозначение нехристианских, в широком смысле - политеистических религий (многобожие) в литературе христианских народов.

     В славянском язычестве, как и в  других религиях, отразилось стремление людей понять окружающих их мир. Древний человек уподоблял предметы и явления живым существам, наделял их душой и характером. Деревья и камни, воду и воздух населяли добрые или злые духи. Любое действие человек совершал как бы в присутствии таинственных сверхъестественных сил. Среди них были как языческие божества (Перун, Велес, Даждьбог, Мокошь, Стрибог, Хорс), так и мифологические существа (русалки, лешие, домовые, фантастические звери и птицы).

     Перун. Главнейший бог славянского пантеона, основной бог земледельческого культа, олицетворение грома и молнии. Он почитался славянами, поскольку именно от него зависело появление дождей, необходимых для посевов.

     Славяне представляли Перуна в виде немолодого мужчины с седой головой и  золотыми усами. Главным оружием Перуна были молнии - громовые стрелы, а также громовые камни.

     В народных легендах Перуна иногда представляли в образе всадника, скачущего по небесам на коне или едущего на колеснице. Грохот от колесницы люди воспринимали за раскаты грома. Молнии были огненными стрелами, которые Перун пускал в своих врагов9.

     Традиционно Перуну был посвящен центральный  летний праздник земледельческого культа. Главным событием праздника считался древний обряд принесения в жертву животного, так называемого перуновского быка.

     Культ Перуна был распространен на всей территории проживания славян.

     С появлением христианства функции Перуна были перенесены на христианского святого  Илью Пророка, в образе которого появились  характерные черты бога-громовержца, ездившего по небу на громыхающей колеснице.

     Велес. Бог домашнего скота. Следы культа Велеса сохранились во всех местностях расселения славян. После принятия христианства функции Велеса перешли  на святого Власия (очевидно из-за соответствия имен), а также на святых Николая и Георгия.

     Известны  многочисленные охранительные обряды, бытовавшие вплоть до конца прошлого века. В частности, во многих областях на полях оставляли “волосову  бородку” - несколько несжатых стеблей  хлебных злаков. Считалось также, что при болезнях скота следует внести в хлев икону святого Власия.

     Сварог. Бог огня, кузнечного дела и семейного  очага. В Древней Руси Сварог был  тесно связан с Даждьбогом, которого считали сыном Сварога. Считалось  также, что Сварог способствовал  развитию технических знаний.

     Имя бога образовано от древнеславянского  корня “вар”, обозначающего “жар”, “горение”. В названии отражена оберегательная функция Сварога. Он выступает как  хранитель огня.

     Следы общего мирового культа поклонения огню мы находим, в частности, в древнерусском “Слове некого христолюбца”, написанном в начале XII века, где Сварог отождествляется с древнегреческим богом Гефестом. Неизвестный нам киевлянин рассказывает, что у него были волшебные клещи, якобы упавшие с неба. Скованное с их помощью оружие было неуязвимым.

     Сварогу также поклонялись в Чехии, Словакии.

     С именем Сварога славяне связывали  разделение истории на две эры: досварогову  и эру Сварога, с которой началась обработка металла.

     С появлением христианства функции Сварога  перешли к святым Кузьме и Домиану, которых и стали воспринимать как покровителей кузнечного дела.

     Даждьбог. Бог солнца. Славяне считали, что  Даждьбог является сыном одного из главных божеств - Сварога. Они видели в солнце носителя огромной созидательной  силы, от которой зависело их благосостояние. Отсюда и происходит название бога - “дающий людям благополучие”.

     Даждьбог  считался также покровителем всего  русского народа. Известно, что в  “Слове о полку Игореве” главный  герой произведения почтительно  назван “Даждьбожьим внуком”.

     В настоящее время следы верования в Даждьбога сохранились в украинских народных песнях, где он изображался как покровитель свадеб.

     Основной  праздник, связанный с прославлением  Даждьбога отмечался весной. Славяне  считали, что именно Даждьбог встречает  солнце и приводит его на землю. В качестве помощника Даждьбога упоминался соловей. По преданию он приносил Даждьбогу ключи, чтобы тот запирал зиму и отпирал лето10.

     Стрибог. Бог ветра. Неизвестно, существовал  ли постоянный праздник в честь этого  бога, но его почитали вместе с Даждьбогом. Вероятно, ветер, как и дождь считался важнейшим для земледельца подателем благ.

     С распространением христианства вера в  Стрибога постепенно ушла.

     Мокошь. Единственное женское божество в  древнерусском пантеоне. Мокошь обычно представляли в образе женщины с большой головой и длинными руками, данный образ можно встретить, например, на вышивках.

     До  настоящего времени не выяснены функции  божества. Первоначально Мокошь была богиней воды, дождя и отвечала за плодородие. Но постепенно образ Мокоши связался с традиционно женскими занятиями - прядением и ткачеством. Исследователи установили, что наименование богини восходит к индоевропейскому корню, означавшему прядение. Постепенно из космического божества Мокошь превратилась в покровительницу дома.

     Если  Мокошь удавалось умилостивить, то она помогала пряхам и даже сама пряла по ночам. Нерадивую хозяйку  Мокошь могла наказать: перепутать оставленную кудель или начать шуметь ночам. Позднее некоторые функции  Мокоши были переданы Кикиморе.

Информация о работе Восточные славяне