Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 21:25, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение истории становления цивилизации древней Руси.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
Охарактеризовать направление и характер развития древнерусской цивилизации;
Перечислить факторы, влияющие на становление древнерусской цивилизации;
Рассмотреть различные подходы о расселении и происхождении восточных славян.
Анализ круга вопросов сам по себе имеет важное значение для дальнейшего продвижения в изучении истории сложения и функционирования язычества восточных славян.
ВВЕДЕНИЕ
1. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ: ТЕОРИИ РАССЕЛЕНИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЯ
1.1 Сведения о первоначальном заселении Южной Руси
1.2 Версии о связи народов Южной Руси со славянами
1.3 Расселение славян
2. ПРЕДПОСЫЛКИ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН, ОСОБЕННОСТИ ХОЗЯЙСТВА, СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
2.1 Предпосылки образования государства и ранние политические объединения восточных славян
2.2 Хозяйственная деятельность
2.3 Культурная жизнь
2.4 Славянские боги
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ: ТЕОРИИ РАССЕЛЕНИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЯ
1.1 Сведения о первоначальном заселении Южной Руси
1.2 Версии о связи народов Южной Руси со славянами
1.3 Расселение славян
2. ПРЕДПОСЫЛКИ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН, ОСОБЕННОСТИ ХОЗЯЙСТВА, СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
2.1 Предпосылки
образования государства и
2.2 Хозяйственная деятельность
2.3 Культурная жизнь
2.4 Славянские боги
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Уже около двух тысяч лет назад греческим и римским ученым было известно, что на востоке Европы, между Карпатскими горами и Балтийским морем, живут многочисленные племена венедов. Это были предки современных славянских народов. По мнению археологов, венеды были исконными обитателями Европы, потомками племен, живших здесь еще в каменном и бронзовом веках.
В
начале нашей эры повсюду в
Европе происходили большие
Особенно грандиозным было движение славян к югу - на берега Дуная и на Балканский полуостров. Эти территории были заняты славянами в VI-VII вв. после длительных войн с Византийской (Восточной Римской) империей, продолжавшихся свыше столетия.
Целью
данной работы является рассмотрение
истории становления
Для этого необходимо решить следующие задачи:
Анализ круга вопросов сам по себе имеет важное значение для дальнейшего продвижения в изучении истории сложения и функционирования язычества восточных славян.
Среди
проблематики, связанной с взаимоотношениями
(пра)славян с их соседями, имевшими
иной лингво-культурный облик, вопросы
(восточно)славяно-иранского
В.Н. Топоров обращал внимание и на следующую проблему, актуальную сегодня в рамках восточнославяно-иранских научных разысканий: "Более глубокое и последовательное исследование ирано-славянских контактов во времени и в пространстве продолжает относиться к числу наиболее настоятельных desiderata этнолингвистической и культурной истории Восточной Европы. Такое исследование не может ограничиваться только инвентаризацией иранизмов. В принципе оно должно ставить перед собой и задачу определения конкретных путей и форм этого влияния..."
Совокупность
указанных обстоятельств и
Рассмотрение данного круга вопросов, в свою очередь, неотделимо и напрямую зависит от решения остро обсуждаемых в мировой науке общих проблем этногенеза славянства и его ранней истории. Как подчеркивал Н.И. Толстой, "решать вопрос этногенеза славян без учета фактов и показателей славянской духовно культуры в настоящее время уже невозможно, так же как нельзя реконструировать эту культуру без достаточно четкого представления о праславянском историческом... и языковом прошлом". В силу этого в статье данный аспект ее проблематики анализируется не только в религиозно-мифологическом, но и в археолого-историческом и этноисторическом ракурсах.
Введению
христианства в качестве государственной
религии непосредственно
Что разуметь под началом истории какого-либо народа? С чего начинать историю? Древние греческие и римские писатели сообщают нам о. - южной части современной России ряд известий, неодинаково достоверных, полученных ими через посредство греческих колоний по северным берегам Черного моря от купцов или по личным наблюдениям.
До нашей эры различные кочевые народы, приходившие и Азии, господствовали здесь один за другим, не когда киммериане, потом при Геродоте скифы, позднее, во времена римского владычества, сарматы.
Около начала нашей эры смена пришельцев учащается, номенклатура варваров в древней Скифии становится сложнее, запутаннее. Сарматов смени ли или из них выделились геты, языги, роксаланы, аланы, бастарны, даки1. Эти народы толпятся по нижнему Дунаю, к северным пределам римской империи, иногда вторгаются в ее области, скучиваются в разноплеменные рассыпчатые громады, образуют между Днепром и Дунаем обширные, но скоропреходящие владения, каковы были царства гетов, потом даков и роксалан, которым римляне даже принуждены бы ли платить дань и откуп. Видно, что подготавливалось великое переселение народов.
Южная часть современной России служила для этих азиатских пришельцев временной стоянкой, на которой они готовились сыграть ту или иную европейскую роль, пробравшись к нижнему Дунаю или перевалив за Карпаты.
Данные о народах южнорусских степей
Эти народы, цепью прошедшие на протяжении веков по южно-русским степям, оставили здесь после себя - бесчисленные курганы, которыми усеяны были обширные пространства между Днестром и Кубанью, являющиеся на данный момент объектами исследования археологии, результаты которых пополняют и проясняют описания древнегреческих писателей. Некоторые народы, подолгу заживавшиеся в припонтийских степях, например, скифы, входили через здешние колонии в довольно тесное соприкосновение с античной культурой.
Все эти данные имеют большую общеисторическую цену; но они относятся больше к истории нашей страны, чем к истории нашего народа. Наука пока не в состоянии уловить достаточно прямой связи этих азиатских посетителей южной Руси со славянским населением, позднее здесь появляющимся как и влияния их художественных заимствованных и культурных успехов на быт восточных славян. Присутствия славян среди этих древних народов не заметно. Историческая этнография, изучая происхождение всех этих народов, пыталась выяснить, какие из них принадлежали к кельтскому и какие к германскому или славянскому племени. Однако эти племенные группы, на которые теперь делится европейское население, не суть какое-либо первобытное извечное деление человечества: оно сложилось исторически и обособились в свое время каждое. По мнению Ключевского, если эти племена и имели общую генетическую связь с позднейшим население Европы, то отдельным европейским народам трудно найти среди них своих прямых предков, и с них начинать свою историю.
По вопросу о происхождении и о древнейшей истории восточных славян существует много различных представлений
а) Нестор.
Летописец Нестор считал, что первоначально славяне жили в Центральной и Восточной Европе примерно от Эльбы до Днепра и лишь в первых веках нашей эры заселили бассейн Дуная и Балканский полуостров.
б) Синопсис: славяне и русы
Наиболее распространенная в XVIII в. теория происхождения славян получила свое отражение в первом русском печатном учебнике по истории, так называемым Синопсисе, вышедшем в 70-е гг. XVII в.. Она состоит в следующем: авторы, придерживающиеся этой теории, проводят четкое разделение между славянами и русами. Русы, по мнению этих авторов, более древний народ. Их корни из Месопотамии; они происходят от библейских героев: сына Ноя Иафета и Мосоха, который был первым патриархом русов. Память об этом герое, по мнению авторов, хранилась у русского народа и была запечатлена в названии столицы русского государства Москве. Постепенно русы расселились по территории Европы. Существует даже такое мнение, что в определенный момент русы составляли большинство населения Европы, в частности, так называемых этрусков жителей Италии выводит от русов, якобы это зашифрованное имя русов. Славяне же гораздо менее древний народ, относящийся к индоевропейской семье народов. В начале нашей эры русы, по предположению тех же самых авторов, занимали территорию по Дунаю и Днепру.
в) Ключевский В. О.
В. О. Ключевский следует известиям готского историка Иордана: первоначально славяне занимали Карпатский край. Он называет Карпаты общеславянским гнездом, из которого впоследствии славяне разошлись в разные стороны.
г) Шахматов А. А. и Гумилев Л.
Академик А. А. Шахматов, чье мнение поддерживает также Л. Н. Гумилев, изучая русские летописи, исследуя историю русского языка и его диалекты, пришел к выводу, что древние славяне зародились в верховьях Вислы, на берегах Тисы и на склонах Карпат (современная восточная Венгрия и южная Польша).
д) Рыбаков Б. А.
Рыбаков Б. А., отвергая все названные и неназванные точки зрения, отстаивает свою. В отдаленную эпоху в Юго-Восточной Европе и в Малой Азии обитали родственные племена предки индоевропейских народов.
Средством
общения у них являлся