Восстановление народного хозяйства в период 1945-1952 гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:40, реферат

Описание работы

Эта тема выбрана мною не случайно. На мой взгляд, период с 1945 по 1952 гг. - это один из наиболее трудных и значимых периодов в истории СССР, который заслуживает особого внимания. Этот достаточно короткий отрезок времени вместил в себя ряд событий, которые впоследствии самым серьёзным образом повлияли на весь ход мировой истории. Этот период не может не интересовать нас ещё и потому, что мы – граждане сегодняшней России, и наши деды являются поколением детей тех трудных лет.

Работа содержит 1 файл

Восстановление народного хозяйства СССР в период 1945-1952 гг..docx

— 85.57 Кб (Скачать)

 Аресты и судебные  процессы продолжались и в  1951—1952 годах. Были сфабрикованы  “дело Смольнинского района”,  “дело Дзержинского района”, “мингрельское дело” и другие.

В январе 1953 года было сфабриковано так называемое "дело врачей". Группа крупных специалистов - медиков, обслуживавших видных государственных деятелей, была обвинена в причастности к шпионской организации и намерении совершить террористические акты против руководителей страны. Врачам было предъявлено обвинение в том, что они убили в 1948 году А.А. Жданова.  “Разоблаченные” доктором Тимашук, которая была награждена орденом Ленина, врачи, обработанные соответствующим образом, сознались во всех грехах. “Дело врачей”, свернутое после смерти Сталина, свидетельствовало  о приближении радикальной чистки партийных и хозяйственных кадров.                                                                                                                                                Тяжелое состояние послевоенной экономики, чрезмерная централизация хозяйственного руководства вызывали глубокое беспокойство у многих советских людей. В ЦК партии поступали тысячи писем от отдельных граждан с сообщениями о злоупотреблениях местных властей, с предложениями об улучшении дел в сельском хозяйстве. Делались попытки противодействия внутриполитическому курсу. Так, в Воронеже была создана нелегальная молодежная организация. Ее участники, обеспокоенные экономическим положением страны, пришли к выводу о необходимости изменения хозяйственной политики. Организация, насчитывавшая несколько десятков человек, была раскрыта, ее руководители преданы суду.                                          В условиях административно-командной системы возникало глубокое противоречие между необходимостью изменений в социально - политической и экономической сферах и не желанием государственного аппарата осознать и осуществить эти изменения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Мир после окончания Второй Мировой войны.

 

      Победоносное окончание войны значительно изменило международное положение Советского Союза, который стал играть роль одного из признанных лидеров мирового сообщества. Официальным закреплением этого статуса стало участие СССР в создании ООН, где ему было определено место одного из постоянных членов Совета безопасности. Изменилось не только положение в мире, но и сам климат международных отношений. Казалось, что межгосударственные отношения, сложившиеся у великих держав, начинают носить иной, партнерский характер.

Конечно, взаимное недоверие  временами давало о себе знать. Были на то и свои причины: СССР был обеспокоен ядерной монополией США, американцы и англичане опасались Советской  Армии - крупнейшей в мире. Беспокоило их и то, что в глазах мировой  общественности СССР терял традиционный стереотипный облик врага, его решающий вклад в победу вызвал рост симпатий к нашей стране на западе. Это  проявилось и в росте численности  компартий (с 1939 по 1946 г. число коммунистов  в Западной Европе выросло почти  втрое). В семи странах Центральной и Восточной Европы к власти пришли левые, демократические силы. Созданные в них новые правительства возглавили представители коммунистических и рабочих партий. Руководители Албании, Болгарии, Венгрии, Румынии, Польши, Югославии и Чехословакии провели в своих странах аграрные реформы, национализацию крупной промышленности, банков и транспорта. Сложившаяся политическая организация общества получила название народной демократии и рассматривалась как одна из форм пролетарской диктатуры. Между СССР и странами Восточной Европы были заключены договоры о дружбе и взаимной помощи. Идентичные договоры связали Советский Союз с ГДР, созданной на территории Восточной Германии, Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР.) и Китайской Народной Республикой (КНР). Соглашения с Китаем предусматривало оказание ему кредита в размере 300 млн. долларов. Подтверждалось право СССР и Китая на пользование бывшей КВЖД. Страны достигли договоренности о совместных действиях в случае агрессии со стороны какого-либо из государств. Были установлены дипломатические отношения с государствами, получившими независимость в результате развернувшейся в них национально-освободительной борьбы (так называемые развивающиеся страны).                                                                                                                                       В послевоенное десятилетие перед советской внешней политикой встали новые задачи: развитие братской дружбы со странами народной демократии и всемерное укрепление мировой системы социализма; поддержка национально-освободительного движения и дружественное сотрудничество с молодыми государствами, сбросившими колониальное иго. В то же время внешняя политика СССР по-прежнему была направлена на защиту мира и разоблачение агрессивной сущности империализма, на проведение и закрепление ленинских принципов мирного сосуществования государств и развитие деловых связей со всеми странами.     

В то же время, еще более  возросло за годы войны экономическое, военное и политическое могущество США. Америка находилась в апогее своей мощи. США были единственным государством, имевшим атомную бомбу. Уже в самом начале Потсдамской конференции с участием руководства трёх крупнейших держав антигитлеровской коалиции в июле 1945 года, президент США Гарри С. Трумэн в присутствии премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля сообщил И. В. Сталину об успешном испытании в США атомного оружия. Таким образом, Советскому Союзу дали понять, что в вооружениях произошла революция и США в ней лидируют.    

В послевоенное время Соединенным  Штатам принадлежала подавляющая часть  мирового промышленного производства и золотовалютных резервов. Их валовой  национальный продукт поднялся на 70%, а экономические и людские  потери были минимальны. Став в военные  годы международным кредитором, США  получили возможность расширить  свое влияние на другие страны и народы.  Америка, имея первоклассную армию, превратились в лидера Западного мира.    

В итоге, вместо сотрудничества в советско-американских отношениях наступила полоса взаимного недоверия и подозрительности. Советский Союз беспокоила ядерная монополия США, попытки диктовать условия в отношениях с другими странами. Америка же видела угрозу своей безопасности в росте влияния СССР в мире. Все это и привело к началу "холодной войны".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. У истоков “холодной войны”.

 

       2 сентября 1945 г. на борту американского линкора "Миссури" был подписан акт о капитуляции Японии. Закончилась Вторая мировая война. Европа лежала в руинах. Были опустошены многие районы Азии и Северной Африки. Самым популярным словом, которое в то время произносили  в самых разных уголках Земли было слово "мир". Но не прошло и года, как за Второй мировой пришла новая - "холодная война". 

Обеспокоенные ростом международного авторитета и влияния Советского Союза, США и Великобритания стали всерьез задумываться о сдерживании "советской экспансии". В марте 1946 г. бывший премьер-министр Англии Черчилль произнес в Фултоне (США) в присутствии президента США Трумэна речь, в которой прямо заявил: "..Я не верю, что Россия хочет войны. Чего она хочет, так это плодов войны и безграничного распространения своей силы и своих доктрин"5  в мире. По его мнению, это представляло большую опасность для "великих принципов свободы и прав человека".6

Силе СССР он предложил  противопоставить силу англосаксонского мира. При этом допускался ядерный  шантаж СССР. Уже тогда существовал первый план атомного нападения на СССР в котором были указаны 20 основных промышленных центров СССР и трасса Транссибирской магистрали в качестве объектов атомной бомбардировки. Политическое руководство США и Англии оправдывало это тем, что якобы Советская Армия готова атаковать союзников и оккупировать Центральную и Западную Европу. Однако мировая общественность до сих пор не имеет документов, которые подтверждали бы обоснованность таких выводов.

В 1947 г. американское правительство  разработало внешнеполитическую программу, получившую название доктрины Трумэна  или сдерживания коммунизма. Под  американский контроль попали территории Греции и 

5,6 Речь Уинстона Черчилля в Фултоне 5 марта 1946г., Журнал " Источник" - 1998.  №1

- С.88.

Турции, что в 1952 г. привело  к их вступлению в Северо – Атлантический   

блок (НATO). Этот военно-политический союз был создан по инициативе США в 1949 г. Первоначально в него входили: США, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Канада, Италия, Португалия, Норвегия, Дания и Исландия. В соответствии с Уставом ООН блок НATO создавался как региональный и оборонительный, но занимался размещением вдоль границ СССР сети американских военных баз и поддержкой внутренней оппозиции в странах Восточной Европы. Все это должно было не только не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР (доктрина сдерживания социализма), но и заставить Советский Союз уйти в свои прежние границы (доктрина отбрасывания социализма).

В том же 1949 г. ТАСС сообщило о проведённых в СССР успешных испытаниях ядерного оружия. Американской атомной монополии пришёл конец. Действия стран НАТО были расценены Советским руководством, как призыв к войне против СССР. В противовес блоку НАТО в 1955 г. руководство СССР объявило о формировании своего военного союза - Варшавского Договора, хотя реально большинство социалистических стран с 1947 г. представляли собой единый военный лагерь, вооружённый и обученный по советским образцам. Оформлению двух противостоящих друг другу блоков европейских государств способствовало предложение в июле 1947 г. американской экономической помощи Европе для её восстановления и развития. Эта программа получила название плана Маршалла по имени государственного секретаря США Дж. Маршалла. Принятие или непринятие американской помощи было знаковым: оно определяло круг возможных союзников. 17 европейских стран, в том числе Югославия, согласились принять американскую помощь. Такие страны, как Румыния, Венгрия, Албания не без давления со стороны СССР от неё отказались, что вынуждены были сделать также Польша и Чехословакия, первоначально занявшие позицию, аналогичную югославской. Естественно, взамен Советский Союз должен был оказывать помощь этим государствам, несмотря на собственное весьма тяжёлое положение. Эта ситуация повлекла за собой создание в 1949 г. Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), организации, в рамках которой стало осуществляться сотрудничество не только европейских, но и азиатских государств, именовавшихся социалистическими. Для стран-членов СЭВ предполагалась определённая специализация, хотя именно при содействии этой организации в некоторых странах появлялись и такие отрасли народного хозяйства, которые раньше начисто отсутствовали.                                                    

Интересно то, что Финляндия  в новых условиях старалась подчеркнуть  свою независимую позицию, оказавшись за пределами советского лагеря, но и отказавшись от помощи по плану  Маршалла, а также не вступив впоследствии и в НATO.  

Уже на начальном этапе  сотрудничества СССР с государствами  Восточной Европы, в их взаимоотношениях проявлялись противоречия и конфликты. Они были связаны в основном с поисками и выбором пути построения социализма в этих государствах. По мнению руководителей некоторых стран, советский путь развития не являлся единственным для построения социализма. Стремление руководства СССР к утверждению советской модели строительства социализма, к унификации идеологических и политических концепций привело к советско-югославскому конфликту. Поводом к нему стал отказ Югославии от участия в рекомендуемой советскими руководителями федерации с Болгарией. Кроме того, югославская сторона отказалась выполнять условия договора об обязательных консультациях с СССР по вопросам национальной внешней политики. Югославские лидеры во главе с Тито были обвинены в отходе от совместных с социалистическими странами действий. В августе 1949 г. СССР разорвал дипломатические отношения с Югославией.

Одним из ключевых моментов начального этапа "холодной войны" стала война в Корее. В 1950 г. руководство  Корейской Народно-демократической  Республики сделало попытку объединить под своим началом два корейских  государства. В период подготовки к войне и в ходе военных действий правительство СССР оказывало финансовую, военную и техническую помощь Северной Корее. Руководство Китая по настоянию И.В. Сталина направило в Северную Корею несколько воинских дивизий для участия в боевых операциях. На стороне северян воевали и советские лётчики, 120 из них погибли. Переговоры о прекращении военных действий начались в 1951 г., но увенчались успехом лишь летом 1953 г.  

Расколы Германии и Кореи  символизировали раскол всего мира на две части, жёстко противостоящие друг другу. "От Штеттина на Балтике  до Триеста на Адриатике опустился  над Европейским континентом  железный занавес", - объявил Уинстон Черчилль в 1946 году, в Фултоне.7                                                                                                                                                                                      Карта Европы, с ее многочисленными странами и культурами, оказалась разделенной этим идеологическим барьером на союзников двух супердержав - СССР и США. По словам Черчилля, “тень опустилась над странами, столь недавно освещенными победой союзников”.(8)

Информация о работе Восстановление народного хозяйства в период 1945-1952 гг