Героическую оборону Нанкина возглавил
Ли Сю-чэн. Под его руководством тайпины
осуществили удачную вылазку, отбив атаки
войск противника. Но на стороне последних
был огромный перевес. 19 июля 1864 г. правительственные
войска ворвались в город и учинили над
его населением жестокую расправу. Многие
мирные жители Нанкина были убиты. Раненый
тайпинский полководец Ли Сю-чэн был схвачен
в окрестностях Нанкина, брошен в тюрьму
и затем подвергнут мучительной казни.
Перед казнью он написал свою биографию
- выдающийся документ тайпинской эпохи
[1, с. 122].
Войска тайпинов, действовавшие
в других районах, были также разгромлены.
Спастись удалось только группировке
тайпинских войск в районе Ханьчжуна (провинция
Шэньси) под командованием Лай Вэнь-гуана
и Чэнь Дэ-цая; в 1864 г. она объединилась
с отрядами няньцзюней. Командование объединенной
армией после гибели Чжан Ло-сина перешло
к Лай Вэнь-гуану. Эта армия в 1865 г. дважды
нанесла тяжелые поражения цинским войскам
в Шаньдуне и Хубэе.
В октябре 1866 г. в Хэнане армия няньцзюней
разделилась на две колонны: западную,
направившуюся в Шэньси и Ганьсу, и восточную,
действовавшую в районе Хэнань-Хубэй.
Предполагалось, что восточная колонна,
пройдя через Хубэй, Юньнань, Сычуань,
соединится с западными няньцзюнями и
создаст новое обширное повстанческое
государство. В начале 1867 г. восточные
няньцзюни одержали ряд крупных побед
над цинскими войсками в Хубэе. Однако
весной няньцзюни под натиском превосходящих
правительственных войск отступили в
Хэнань, а летом 1867 г. - в Шаньдун, где рассчитывали
запастись провиантом и пополнить свои
ряды. В октябре 1867 - январе 1868 г. огромной
цинской армии с помощью американских,
английских и французских инструкторов,
иностранного оружия и флота удалось разгромить
восточную колонну, которой командовал
Лай Вэнь-гуан. Тогда же западная колонна
прошла из Шэньси в провинцию Чжили и подступила
к Пекину. Цинское правительство вынуждено
было объявить столицу на осадном положении.
Однако численно превосходящие силы цинских
войск вскоре разгромили западную колонну
армии няньцзюней.
В 1872 г. цинское правительство с большим
трудом подавило восстание крестьян народности
мяо в Гуйчжоу, продолжавшееся 18 лет.
Еще в 1855 г. в Юньнани вспыхнуло антиманьчжурское
восстание народности хуэй (пантай), исповедовавшей
ислам. В результате восстания было создано
мусульманское государство с центром
в городе Дали, которое возглавил Ду Вэнь-сю.
Маньчжурскому правительству удалось
подавить это восстание лишь в 1873 г.
Крупное восстание дунганского народа
вспыхнуло в 1862 г. Оно было поддержано
широкими массами дунган и охватило обширную
территорию провинций Шэньси и Ганьсу.
В середине 60-х годов центр восстания переместился
в Синьцзян (Кашгария и Джунгария), где
к повстанцам примкнули уйгуры и другие
народности. Но руководство восстанием
захватили местные феодалы и представители
мусульманского духовенства, придав ему
характер религиозной войны против китайцев.
На юге Синьцзяна, в Кашгарии, с 1866 г. обосновался
кокандский феодал Якуб-бек, создавший
независимое государство, которое было
признано Англией, Турцией и Россией. В
Джунгарии правили дунганские феодалы.
В конце 70-х годов маньчжурские войска
вновь покорили Синьцзян.
Многочисленные народные восстания,
происходившие в Китае одновременно
с тайпинским движением, серьезно угрожали
господству маньчжурских и китайских
феодалов, но отсутствие единства действий
между участниками этих восстаний и тайпинами
ослабляло силы антиманьчжурского движения.
Не всегда правильное отношение руководителей
Тайпин тяньго к повстанцам, сражавшимся
плечом к плечу с тайпинами, а также враждебность
к китайцам руководителей национальных
восстаний препятствовали объединению
освободительных выступлений различных
народностей Китая в единый могучий поток,
который мог бы уничтожить власть маньчжурского
правительства [6, 236].
В итоге тайпины потерпели поражение.
Народные массы Китая, несмотря на героическую
борьбу, не смогли победить маньчжуро-китайских
феодалов и иностранных интервентов.
Маньчжурские и китайские помещики
удержали в своих руках власть
над китайским народом. Английские,
французские и американские колонизаторы
могли продолжать дальнейшее закабаление
Китая.
При всем этом движение тайпинов сыграло
огромную прогрессивную роль: оно
потрясло основы феодального строя
на обширной территории Китая, явилось
важным историческим этапом антифеодальной
и национально-освободительной борьбы
китайского народа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях унижения Поднебесной и
коллапса финансовой системы, спровоцированного
неравноправным режимом торговли с
европейцами, авторитет правящей Цинской
династии упал до предела. По стране распространялись
различные секты и религиозные движения.
Одна из них во главе со школьным учителем
Хун Сюцюанем, находившимся под сильным
влиянием христианских доктрин, подняла
восстание против «прислужников сатаны»
(цинов-маньчжуров). Своей целью эта квазихристианская
секта провозгласила создание «государства
небесной справедливости» («Тайпин Тянь-го»),
а движение получило название «восстание
тайпинов». В 1853-м тайпины захватили Нанкин,
создав на территории Китая фактически
два государства.
До сих пор не понятно, чем
считать движение тайпинов: последним
в истории человечества крупным
крестьянским средневековым восстанием
под утопическими лозунгами или
первой попыткой создать протомарксистский
режим в Азии за двадцать лет до Парижской
коммуны? Программа тайпинов носила ярко
выраженный характер первобытного коммунизма
(отмена частной собственности, социальных
и государственных институтов, создание
сельскохозяйственных и ремесленных коммун)
и уже в ХХ веке была полностью реализована
председателем Мао в ходе «большого скачка»
и культурной революции. Но тайпинское
общество вовсе не было таким справедливым,
как это провозглашалось его лидерами.
Очень быстро среди равных тайпинов нашлись
«более равные»: выделилась знать из числа
военных командиров (ван); они обзавелись
привилегиями, гаремами и собственностью.
Сам Хун Сюцюань организовал двор по типу
маньчжурского и уже мало чем отличался
от цинского богдыхана.
Своими коммунистическими экспериментами
тайпины оттолкнули от себя многих
ханьцев, враждебно настроенных в отношении
маньчжур: мелких помещиков и землевладельцев,
торговцев, бюрократию, средние городские
слои. Все они примкнули к цинам. В это
время силы основных европейских держав
были скованы Крымской войной и цинское
правительство усилило нажим на европейцев
и христианских проповедников, которых
считали виновными в появлении идеологии
тайпинов. 1856-1857 годы стали решающими для
истории Китая и судьбы Цинской державы:
тайпины втянулись в междоусобную борьбу,
не смогли соединиться с другими повстанческими
армиями на юге страны и в конечном итоге
потеряли время, необходимое для овладения
стратегическими районами в долине Янцзы
и Пекином.
После заключения Парижского мирного
договора руки у Англии и Франции
были развязаны. Их военно-технологическое
преимущество еще более возросло:
в европейской армии на вооружение
было взято нарезное оружие. На флоте
внедрялись винтовые суда. Но следует
отметить, что китайцы далеко продвинулись
в области организации огневых
систем и фортификации. Война на
два фронта - против тайпинов и европейцев
- сделала позицию центрального правительства
безнадежной. В 1860 году был даже оккупирован
Пекин. В результате союзникам удалось
навязать Китаю Тяньцзинский (1858 г.)
и Пекинский (1860 г.) договоры, которые окончательно
закрепили положение Китая как полуколониальной
страны.
Последствия Тайпинского восстания были
поистине трагичны. Обширные районы страны
обезлюдели и лежали в руинах. За время
гражданской войны по разным оценкам погибло
15 - 20 млн. человек.
Имели ли тайпины шансы одержать
победу в борьбе и если да, то, как
могла повлиять их победа на дальнейший
ход китайской истории? Думается,
что такой шанс у них был, достаточно
сослаться на пример, связанный с историей
прихода к власти минской династии. И сами
факты истории тайпинского государства
убеждают, что в 1856 г. правление цинской
династии едва удерживало власть. С другой
стороны, некоторые обстоятельства заставляют
усомниться в том, что в случае прихода
к власти тайпинам удалось бы удержать
ее надолго. Слишком радикальным был вызов,
брошенный ими устоям китайской государственности
и культуры, что сделало их врагами и шэныии,
недовольных правлением маньчжурской
династии, и простых крестьян, которые
не хотели отказываться от привычных верований
предков. Тем не менее, победа тайпинского
дела означала бы не что иное, как восстановление,
правда, в иной форме, но все-таки традиционной
китайской деспотии.
Таким образом, власть тайпинов на части
территории Китая просуществовала до
1864 г. Основными причинами ее гибели, не
считая некоторых стратегических просчетов
тайпинских руководителей и раскола в
их среде, были интервенция западных держав
и внутреннее разложение тайпинского
движения. Тайпинские армий потеряли былую
боеспособность, а тайпины в целом -- широкую
поддержку народа.