Закон предусматривал организацию
жизни сельского населения на
началах военизированной патриархальной
общины. Каждые 25 семей составляли общину,
располагающую своей молельней
и общей кладовой, куда члены общины
обязаны были сдавать все припасы
и деньги сверх того, что необходимо
для поддержания жизни семьи.
В случае рождения ребенка, свадьбы
или похорон семье полагалось
соответствующее пособие из этой
кладовой. Общине надлежало содержать
за свой счет сирот и нетрудоспособных.
Каждая семья выделяла по одному человеку
для несения военной службы. Община
создавала один взвод (лян), которым
командовал староста общины. Солдатам
этого взвода полагалось заниматься военным
делом только в случае необходимости (поимка
бандитов, выступление в поход и т. д.),
в обычное же время они должны были выполнять
полевые работы и обслуживать нужды общины
в качестве плотников, кузнецов, гончаров
и т. д. 500 взводов, сведенных в роты и полки,
составляли корпус, соответствовавший
в гражданском отношении высшей административной
единице в сельских районах (округ). Власть
и судопроизводство на территории этой
административной единицы осуществлял
командир корпуса.
В законе о земле воплотились
стремления крестьян к всеобщему
равенству на основе полного уничтожения
помещичьего землевладения. Однако
в силу исторических условий восставшим
крестьянам не удалось решить этой
кардинальной задачи антифеодальной революции.
В годы непрекращающейся войны этот
закон с его сложной системой
разбивки земель на категории и практически
неосуществимой системы организации
сельского населения остался
программой, которая так и не была
повсеместно и полностью реализована.
На значительной территории, занятой
тайпинцами, продолжали существовать
помещичье землевладение и арендные отношения;
в сельской администрации тайпинов преобладающее
в количественном отношении место занимали
помещичьи элементы, издавна монополизировавшие
грамотность. Во многих районах тайпины
выдавали помещикам, обычно за высокую
плату, удостоверения на право владения
землей и сбора арендной платы.
Однако многие мероприятия тайпинов
в области аграрной политики содействовали
подрыву экономического могущества
и влияния помещиков, особенно крупных,
а также смягчению феодальной
эксплуатации крестьян. В частности,
значительное налоговое бремя тайпины
переложили на помещиков, которые, кроме
того, облагались чрезвычайными военными
контрибуциями. В то же время беднякам
предоставлялись льготы при уплате
налогов. Многие помещики бежали при
приближении тайпинской армии, другие
были убиты во время военных действий
или попали в плен к тайпинам; земли этих
помещиков в большинстве случаев перешли
в руки крестьян. Помещики, оставшиеся
на территории, занятой тайпинами, уже
не рисковали угнетать крестьян, как прежде,
и требовать арендную плату за землю в
прежнем размере. Эта плата была значительно
снижена, а в некоторых местах крестьяне
вообще отказывались вносить ее.
Все это несколько улучшило условия
жизни крестьян. Вместе с тем свобода
торговли и политика низких пошлин
способствовали стабилизации экономической
жизни в районах, занятых тайпинской
армией. Один из иностранцев, побывавших
в это время в тайпинской столице, отмечал,
что «за стенами Нанкина торговля процветает,
царит порядок и спокойствие; в городе
население имеет достаточно пищи и одежды
и спокойно занимается своими делами»
[25, с. 135].
Тайпины провели и некоторые
другие прогрессивные мероприятия:
предоставление женщинам равных прав
с мужчинами, создание специальных
женских школ, запрещение проституции,
бинтования ног и продажи невест. В тайпинской
армии существовало несколько десятков
женских подразделений, сражавшихся с
врагом.
Тайпины уделяли большое внимание
военному делу и в скором времени
создали боеспособную армию, отличавшуюся
строгой дисциплиной. В марте 1853г.
войска тайпинов взяли Нанкин - столицу
Китая в период Минской династии,
который был провозглашен столицей
"небесного государства".
В то время как господство маньчжурских
феодалов вело к застою в области
культуры, тайпины выступали как
борцы за прогрессивную, народную культуру.
Они пропагандировали сближение
литературного вычурного языка
с разговорным, упростили написание
многих иероглифов, призывали «отказаться
от сочинения выдумок и говорить только
правду». Блестящими образцами политической
публицистики тайпинов являются прокламации
их руководителей, в особенности обращения
одного из ванов - Ли Сю-чэна. Видный деятель
тайпинского движения Хун Жэнь-гань, брат
Хун Сю-цюаня, в своем сочинении «Новое
рассуждение в помощь правлению» предлагал
поощрять издание газет, постройку железных
дорог и фабрик, создание банков и торговых
компаний. Эти идеи не получили практического
осуществления.
После объявления Нанкина столицей
Тайпин тяньго тайпины разрешили свободный
ввоз на территорию своего государства
иностранных товаров, запретив лишь торговлю
опиумом. Англия, Франция, США пытались
в своих корыстных целях использовать
борьбу между тайпинами и маньчжурскими
властями. Правительства их лицемерно
заявляли о невмешательстве в гражданскую
войну в Китае; в действительности капиталистические
державы отнеслись враждебно к Тайпин
тяньго. Их симпатии были на стороне маньчжурского
правительства.
2.3
Северная экспедиция тайпинов
и восстания тайных обществ
Занятие Нанкина тайпинской армией
означало серьезное поражение маньчжурского
правительства. Но для его окончательного
свержения необходимо было разбить правительственные
войска на севере страны и занять столицу
Пекин. Для осуществления этой задачи
в мае 1853 г. была предпринята Северная
экспедиция тайпинов. Войска тайпинов
с боями прошли через провинции Аньхой,
Хэнань, Шаньси и в конце сентября этого
года вступили в провинцию Чжили.
В то же время в провинциях, расположенных
к северу от Янцзы, активизировалось
повстанческое крестьянское движение,
поднятое тайным обществом Нянь-дан
(слово «нянь», по мнению некоторых китайских
историков, означало группу, являвшуюся
составной частью отряда повстанцев).
По названию общества участники движения
получили известность под именем няньцзюней.
Повстанцы во главе с Чжан Ло-сином укрепились
в районе Хэнани, создали армию численностью
около 300 тыс. человек и нанесли ряд поражений
цинским войскам.
В октябре 1853 г. тайпинские отряды подошли
к Тяньцзиню. Однако взять этот крупнейший
центр Северного Китая тайпинам не удалось,
так как их войска во время Северной экспедиции
понесли большие потери. Тайпинам пришлось
отступать в трудных условиях непривычной
для южан морозной зимы. Руководители
Тайпин тяньго недооценили трудности
похода на Пекин, не выделили достаточного
количества войск для этого и не обеспечили
необходимых резервов. Отрицательную
роль сыграло и то обстоятельство, что
правительственным войскам удалось не
допустить объединения тайпинов с крестьянскими
повстанческими отрядами общества Нянь-дан.
Северная экспедиция потерпела
неудачу. Зато крупные операции, предпринятые
тайпинами для возвращения отнятых
у них провинций в среднем
течении Янцзы, развертывались успешно.
Этот так называемый Западный поход,
начавшийся в мае 1853 г., привел к освобождению
значительной части провинции Аньхой,
Цзянси и Хубэй, в том числе Учана, захваченного
в начале года правительственными войсками.
Район среднего течения Янцзы вновь оказался
под властью тайпинов [15, с. 205].
Новые успехи тайпинов обнаружили неспособность
маньчжурского правительства справиться
с крестьянской войной. На помощь маньчжурам
пришли китайские феодалы. Крупный
помещик и сановник Цзэн Го-фань
создал из помещиков и различных деклассированных
элементов отряды «хунаньских молодцов»,
которые должны были вести борьбу против
тайпинов на территории Хунани. Началась
консолидация сил реакции - объединение
китайских феодалов с маньчжурской властью
против восставших крестьян.
В течение 1853-1856 гг. тайпинская армия
вела ожесточенные бои с объединенными
силами реакции, упорно отстаивала территорию
своего государства.
Независимо от тайпинов в других
районах страны продолжалась народная
вооруженная борьба против маньчжурских
феодалов, проходившая, как правило,
под руководством различных тайных
обществ. В провинциях к югу от
реки Янцзы по-прежнему активно действовали
тайные общества, известные под общим
названием Триады. Одно из таких
обществ в мае 1853 г. подняло вооруженное
восстание в Фуцзяни; восставшие
во главе с торговцем Хуан Дэ-мэем захватили
порт Сямынь и несколько других городов.
В сентябре того же года тайное общество,
руководимое Лю Ли-чуанем, подняло восстание
в Шанхае, увенчавшееся успехом. Удерживая
в своих руках Шанхай (за исключением территории
международного сеттльмента) и окрестные
города до февраля 1855 г., восставшие пытались
установить связь с правительством тайпинского
государства в Нанкине, однако их посланцы
были перехвачены цинскими властями и
казнены. Шанхайское восстание было жестоко
подавлено цинскими войсками при активной
поддержке со стороны военных кораблей
Англии, Франции и США.
Народные восстания под руководством
тайных обществ Триады в 1852-1854 гг. произошли
также в Гуанси, Гуандуне и Цзянси, причем
в Гуандуне повстанцы в течение полугода
блокировали центр этой провинции город
Гуанчжоу.
В 1854 г. вспыхнуло крупное восстание
крестьян народности мяо в Гуйчжоу. Оно
охватило значительную часть территории
провинции, и цинские войска в течение
многих лет не могли подавить это восстание.
Однако все эти восстания
носили локальный характер, происходила
разрозненно и, как правило, не объединялись
с тайпинским движением. Этому препятствовала
религиозная нетерпимость тайпинских
руководителей, которая отталкивала от
них не только последователей различных
тайных обществ, но и многих крестьян и
представителей городских низов на территории,
занятой тайпинами. Все это ослабляло
силу крестьянской войны.
К сожалению, достигнув успеха в
предотвращении новых крупномасштабных
восстаний в последние десятилетия
Х1Х в., династия оказалась не в состоянии
провести реформы. В столицу продолжали
поступать сообщения о сотнях восстаний
на местах. Знаменитая реставрация во
время правления китайского императора
Тунчжи в 1860-х годах принесла успех в деле
восстановления авторитета императорской
власти и сохранения конфуцианского наследия.
Однако те же преданные трону государственные
деятели, что восстановили мир и порядок
в обществе (основную роль в котором играло
наиболее образованное сословие шэньши),
были вынуждены идти на различные компромиссы
в тех случаях, когда речь шла о постоянных
нарушениях законности со стороны бюрократии
и местной элиты.
3.
ИНТЕРВЕНЦИЯ ИНОСТРАННЫХ ДЕРЖАВ
И РАЗГРОМ ТАЙПИНСКОГО ДВИЖЕНИЯ
3.1
Раскол в лагере тайпинов
Народные восстания, происходившие
в различных районах страны одновременно
с тайпинским восстанием, облегчали
борьбу тайпинов против правительственных
войск.
Но благоприятное для
тайпинов развитие военных действий
было парализовано начавшейся междоусобицей
в Нанкине. К этому времени
глава тайпинского государства Хун Сю-цюань
устранился от дел. Многие тайпинские
руководители - выходцы из народа - погибли
в боях. Среди оставшихся в живых сподвижников
Хун Сю-цюаня не было единодушия. Против
Ян Сю-цина, фактически возглавлявшего
правительство и армию Тайпин тяньго и
представлявшего демократические тенденции
в тайпинском руководстве, выступила сильная
группировка, созданная выходцем из помещиков
честолюбивым Вэй Чан-хоем, стремившимся
захватить руководство государством в
свои руки. Не без содействия со стороны
Хун Сю-цюаня, недовольного чрезмерным
сосредоточением власти в руках Ян Сю-цина.
Вэй Чан-хой организовал заговор, который
привел в сентябре 1856 г. к убийству Ян Сю-цина
и нескольких тысяч его сторонников.
Вэй Чан-хой захватил власть в Нанкине,
но против него выступил видный тайпинский
полководец Ши Да-кай, тоже выходец из
помещиков, вначале тайный союзник Вэй
Чан-хоя. Дальнейшая борьба между тайпинскими
руководителями привела к убийству Вэй
Чан-хоя, к установлению в Нанкине правительства
Ши Да-кая и, наконец, к разрыву последнего
с Хун Сю-цюанем. Ши Да-кай ушел из Нанкина
в юго-западные провинции, уведя с собой
главные силы тайпинской армии в надежде
обосноваться в районах, где происходили
в это время крестьянские восстания (Гуанси,
Сычуань). Однако Ши Да-кай в этом походе
не смог в достаточной мере привлечь на
свою сторону крестьянство юго-западного
Китая. В итоге все его планы создания
новой базы потерпели крах; в 1863 г. при
переправе через реку Даду в Сычуани отряд
Ши Да-кая был разбит цинскими войсками,
а сам он схвачен и казнен.
Внутренняя борьба крайне ослабила
лагерь тайпинов. С 1857 г. военная и
политическая власть в тайпинском государстве
сосредоточилась в руках родственников
и земляков Хун Сю-цюаня, которые в большинстве
своем не были сторонниками глубоких революционных
преобразований. Во внутренней политике
тайпинов получили преобладание консервативные
тенденции. Тайпинские руководители, имевшие
титулы ванов, обогащались и все более
отрывались от народа. Все это постепенно
расшатывало устои тайпинского государства.
Дисциплина в армии, в прошлом основанная
на преданности командиров и солдат делу
освобождения китайского народа, сильно
упала. Воспользовавшись сложившейся
обстановкой, армия маньчжурского правительства
перешла в наступление против тайпинов
[13, с. 116].
Тайпины вновь были вынуждены оставить
Учан. Вскоре военные действия были перенесены
в восточный Хубэй, а также в Цзянси, Аньхой
и Цзянсу и, наконец, непосредственно в
район Нанкина. В этих боях в качестве
главного руководителя тайпинской армии
выдвинулся полководец Ли Сю-чэн, прошедший
путь от рядового солдата до крупнейшего
военачальника. Ли Сю-чэн стремился возродить
народный характер тайпинской армии. Возглавив
борьбу за спасение тайпинского государства,
он нанес ряд серьезных поражений войскам
маньчжуро-китайских феодалов. Но эта
героическая борьба велась в неблагоприятных
условиях, когда капиталистические державы
Европы, а также США открыто выступили
против тайпинов.
3.2
Борьба с иностранной интервенцией
Правящие круги Англии, США и
Франции, воспользовавшись развернувшейся
в Китае революционной борьбой
народных масс против маньчжурского
владычества, решили еще больше подчинить
своему влиянию пекинское правительство
и добиться от него новых льгот
и привилегий.