Вооруженные силы России, становление и развитие до Октябрьской революции

Автор: Анна Феофанова, 17 Октября 2010 в 23:36, реферат

Описание работы

Раскрыта история становления Вооруженных сил России

Содержание

1. Русская армия в XIX веке
1.1 Русская армия времен наполеоновских войн
1.2 Аракчеевщина
1.3 Слава и позор Севастополя
1.4 Военная реформа
1.5 Армия на закате Российской империи
2. Русский военно-морской флот в XVIII-XIX веках
2.1 Рождение русского флота
2.2 Стратегия и тактика
2.3 Ушаковское время
2.4 Экономия на флоте
2.5 Парус проигрывает паровой машине
2.6 Броненосный флот

Работа содержит 1 файл

Вооруженные силы России.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

2.3 Ушаковское время 

  Человек,  которому было предназначено  сломать «железное правило» линейной  тактики, родился в России в  1744 г. Его имя – Федор Федорович Ушаков. Славу великого русского флотоводца он приобрел в войнах с Турцией.

  Преемники  Петра Великого уделяли флоту  не слишком много внимания. Положение изменилось, когда престол заняла Екатерина II. Императрица и ее советники верно рассудили, что позиции Балтийского флота слишком уязвимы: введя корабли в Зундский пролив между Данией и Скандинавским полуостровом, противник легко блокировал бы русские эскадры, закрыв им доступ в воды Атлантики. Эти опасения были тем более справедливы, что начиналась эпоха безраздельного господства британского флота в Мировом океане. Но даже если англичане «захлопнули» бы перед Россией Зундские Ворота, у нее оставался еще Босфор. Следовало подобрать «ключи» к черноморским проливам, чтобы через них выйти на просторы Средиземноморья – там располагались важнейшие стратегические и торговые коммуникации флотов великих европейских держав.

  В  результате русско-турецкой войны  1768-1774 гг. Россия получила свободный  доступ к Черному морю: отныне  она контролировала Крымский полуостров. Важную роль в победе русского оружия сыграли военно-морские силы. Корабли Балтийского флота, обогнув Европу, вошли в Средиземное море и 26 июня 1770 г. в Чесменской бухте атаковали, а затем и уничтожили мощный турецкий флот.

  Наконец  Россия получила возможность строить флот на Черном море. На верфях Херсона, Таганрога и Севастополя к 1787 г. были построены 5 линейных кораблей, 19 фрегатов, 1 бомбардирский корабль и 10 мелких парусников. И вовремя, так как в Стамбуле вознамерились взять реванш. Началась очередная русско-турецкая война. Летом 1788 г. у острова Фидониси авангард Черноморского флота под командованием Ушакова дерзко «сломал» линию, пошел на сближение с кораблями турецкого адмирала Эски-Гасана и, сосредоточив огонь на флагмане «Капудание», нанес ему урон. Турецкий флот в беспорядке отступил. Так родилась новая, маневренная тактика ведения морских сражений.

  Уже  при Павле I выдвинулся талантливый флотоводец и будущий адмирал Д. Н. Сенявин, много сделавший для утверждения маневренной тактики. В 1798 – 1800 гг. русско-австрийская под командованием фельдмаршала А. В. Суворова сражалась в Италии с французской республиканской армией. В это же время эскадра Ушакова, под началом которого служил Сенявин, совместно с турецким флотом (в 1799 г. Турция выступила как союзница России в войне с Францией) успешно отбила у неприятельских гарнизонов острова и морские крепости Средиземноморья. В дальнейшем Сенявин удачно действовал в войнах России с Францией 1805 – 1807 гг.

  Общее  руководство морской политикой в XVIII в. Осуществляла основанная еще в 1718 г. Петром I Адмиралтейств-коллегия. Морские офицеры получали подготовку в специальном военно-учебном заведении – Морском кадетском корпусе в Петербурге. Чины на флоте устанавливались в соответствии с Табелью о рангах. Младшим офицерским чином был чин мичмана, высшим – чин генерал-адмирала. Форма морских офицеров, введенная Петром I, почти не отличалась от пехотной. Матросы же носили короткую куртку (бострог) с камзолом, штаны с чулками, башмаки и высокую шляпу с круглыми полями. В 1764 г. форма военных моряков изменилась: офицеры получили белые кафтаны с зелеными обшлагами, воротниками и лацканами. Те же цвета были приняты и в матросской форме.

  Принципы  обучения офицеров и матросов  на Балтийском и Черноморском флотах несколько отличались друг от друга. На Черноморском флоте подготовка моряков происходила в условиях, по возможности приближенных к боевым. Большое внимание Ушаков обращал на меткость артиллерийской стрельбы, причем особо отличившимся полагалась денежная премия. Не менее важным он считал обучение экипажей кораблей быстрому маневрированию. На Балтике подготовка военных моряков в основном осуществлялась во время так называемых практических плаваний флота между Кронштадтом и Ревелем или Кронштадтом и Петербургом. 

2.4 Экономия на флоте 

  Если  сухопутным силам России довелось  сыграть главную роль в сокрушении  могущества Наполеона и в 1814 г. армия Александра I считалась сильнейшей в Европе, то этого нельзя сказать о флоте. И сам император, и его ближайшие советники не сомневались в том, что России не суждено быть крупной морской державой, а потому на флотских нуждах старались экономить. От активной морской политики в Средиземноморье, проводившейся Екатериной II и Павлом I, отказались. Не всегда удачно выбирал император и морских министров. С 1802 по 1809 г. Министерством морских сил руководил адмирал П. В. Чичагов, о котором осведомленный во флотских делах современник отзывался так: «Избалованное дитя счастья, все знал по книгам и ничего по опытам, всем и всегда командовал и никогда ни у кого не был начальством…Самого себя считал способным ко всему, а других ни к чему…».

   Страшный вред русскому флоту  наносил обычай строить корабли  из сырого (т.е. недавно срубленного)  леса. Именно так поступали на балтийских и архангельских верфях. В результате после недолгой эксплуатации суда выходили из строя. Только со стапелей города Николаева, где по приказу военного губернатора А. С. Грейга борта судов обшивали медью, спускались на воду парусники, защищенные от страшной опасности – гнили.

  В  год смерти Александра I (1825 г.) русский флот являл собой печальное зрелище. «Если гнилые, худо и бедно вооруженные и еще хуже и беднее того снабженные корабли, хворые, престарелые, без познаний и присутствия духа на море флотоводжи, неопытные капитаны и офицеры, и пахари под именем матросов, в корабельные экипажи сформированные, могут составить флот, то мы его имеем», – с горечью писал современник. Однако пока Британия выступала верным союзником России в борьбе с Наполеоном, такое положение флота мало кого беспокоило.

 

2.5 Парус проигрывает паровой машине 

  Император  Николай I в отличие от своего предшественника относился к развитию флота с самым пристальным вниманием, так как проводил активную восточную политику. После русско-турецкой войны 1828-1829 гг. и заключения выгодного для России мира царем постепенно овладела идея увеличить территорию империи за счет обширных турецких владений. Николай собирался разделить их совместно с англичанами, однако у тех были совсем иные планы. Англия видела в Турецкой империи форпост, препятствующий распространению русского влияния на Балканах. Назревала очередная война: против России объединились Англия, Франция, Турция и Сардинское королевство. Основным боевым действиям предстояло развернуться в районе Черного моря.

  По  канонам военного искусства наполеоновской эпохи русский Черноморский флот считался сильным. Но с тех пор в военно-морской технике произошли серьезные изменения, к которым правительство Николая I не отнеслось с должным вниманием.

  Именно  в то время в западноевропейских странах паровой флот. Нельзя сказать, чтобы в России совсем ничего не предпринимали в этом направлении. В 1836 г. сошел со стапеля пароходофрегат «Владимир», способный развивать скорость около 8 узлов и вооруженный девятью пушками. «Владимир» приводился в движение гребными колесами, прикрытыми кожухами. Однако огневую мощь колесных пароходов, слишком уязвимых для снарядов вражеской артиллерии, усилить не удавалось – увеличить количество орудий на судах мешали громоздкие кожухи. В 1848 г. был заложен первый русский винтовой фрегат «Архимед». Паровая машина у винтовых кораблей находилась ниже ватерлинии, что предохраняло ее от попадания снарядов противника. Отсутствие громадных колес позволяло использовать борта только для установки орудий. Так, «Архимед» нес на седее 48 пушек.

  Но  это лишь единичные примеры.  Когда в 1853 г. началась Восточная (или, как ее чаще именуют Крымская) война, флот антирусской коалиции по общему числу кораблей превосходил морские силы в два раза, а по количеству паровых – в десять раз. И все же российским флотоводцам удавалось одерживать победы. 18 ноября 1853 г. Черноморский флот под командованием адмирала П. С. Нахимова наголову разгромил под Синопом турецкую эскадру. Это было последнее крупное сражение эпохи парусного флота. 5 ноября 1853 г. пароходофрегат «Владимир», которым командовал капитан-лейтенант Г. И. Бутаков, дал бой турецкому 10-пушечному кораблю «Перваз-Бахри» и принудил его спустить флаг. Когда же корабли Черноморского флота были затоплены у входа в бухту Севастополя, чтобы преградить путь к городу англо-французским кораблям, матросские команды направились на защиту городских бастионов. Бутаков просил Нахимова назначить его на самый опасный участок. «Нельзя-с, – отвечал знаменитый адмирал, – вас нужно сохранить для будущего флота».

  После  неудачного для России окончания  Крымской войны империя не  имела права держать на Черном  море военный флот и военно-морские  базы. За Балтийским флотом пристально  наблюдала британская разведка, чтобы в любой момент блокировать  его выход на просторы Атлантики. Только в 1871 г. канцлеру А. М. Горчакову удалось добиться отмены ограничительных статей Парижского мирного договора, запрещавших строительство военного флота на Черном море. 

2.6 Броненосный флот 

  С  созданием во второй половине  XIX в. парового флота решающее значение в военно-морской тактике приобрели нарезная артиллерия  и минно-торпедное оружие. Это в свою очередь предопределило взаимосвязь между действиями кораблей различных типов и классов. В 70-е гг. XIX в. в военных флотах многих государств на смену линейным кораблям парусного флота пришли суда нового типа – броненосцы. Эти тяжелые корабли были защищены толстой броней. На их вооружении находились мощные дальнобойные орудия, укрывавшиеся в бронированных башнях. Броненосцы использовались в качестве главной ударной силы в генеральных морских сражениях.

  К  строительству таких кораблей  Россия приступила в 70-х гг. Сначала сооружались броненосные  батареи, предназначенные для  береговой обороны. К ним относится  броненосная батарея «Опыт», построенная в 1861 г. Первый же русский броненосец «Петр Великий» вошел в строй в 1877 г. и был включен в состав Балтийского флота. Корпус корабля защищала броня толщиной в 356 мм, в двух его башнях находились четыре 305-миллиметровых орудия, скорость судна достигала 14 узлов.

  К  концу XIX – началу XX вв. русский броненосный флот состоял из кораблей трех типов: броненосцев, предназначенных для береговой обороны; кораблей, закованных в облегченную броню и используемых в крейсерских операциях; эскадренных броненосцев, которые являлись основой военно-морского флота.

  Главным  оружием броненосцев была, конечно,  мощная артиллерия. До 1917 г. калибр  морских орудий в России измерялся  в дюймах. Наиболее мощные, 12-дюймовые, орудия укрывались в башнях. Первоначально такая башня представляла своеобразный бруствер, т.е. была открыта сверху. Перед выстрелом орудие вместе с лафетом приподнималось специальными механизмами, давало выстрел поверх броневого заграждения, а затем опускалось и перезаряжалось. Позднее появились полностью закрытые вращающиеся башни. Помимо 12-дюймовых башенных орудий броненосцы могли нести 10-, 8- и 6-дюймовые пушки, которые располагались по бортам в специальных бронированных «казематах».

  Во  второй половине XIX столетия в связи с чрезвычайно быстрым развитием броненосного флота началось так называемое «соревнование брони и снаряда». Во время Гражданской войны между Севером и Югом в Америке бой броненосцев «Мерримак» и «Монитор» закончился практически безрезультатно – после многочасовой артиллерийской дуэли корабли смогли нанести друг другу лишь незначительные повреждения.

  Многие  флотоводцы разочаровались в  корабельной артиллерии как средстве  достижения решительной победы. В 1866 г. у острова Лисс в  Адриатическом море произошло  сражение между австрийским и итальянским флотами. Австрийцы одержали победу, использовав таранный удар заостренным носом броненосца в борт корабля противника. В конце концов в конструкцию судовых артиллерийских орудий были внесены необходимые изменения. Но тем не менее уже никто не сомневался в том, что одними эскадренными броненосцами войны на море не выиграть.

  Начали  возникать типы более быстроходных  и маневренных кораблей, способных  наносить неожиданные удары в  разных участках театра боевых  действий, а если понадобится – то успешно противодействовать и броненосцам.

  Для  сражений на морских коммуникациях  и поддержки эскадренных броненосцев  предназначались крейсеры – быстроходные  корабли, защищенные тонкой броней  или вообще без нее. В ходе  русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. особенно отличились российские минные катера – небольшие быстроходные корабли, вооруженные так называемыми шестовыми минами (на конце длинного стержня – шеста – крепился заряд, взрывавшийся при соприкосновении с вражеским судном). Минные катера имели незначительный запас хода, и их предполагалось использовать в качестве средства береговой обороны. Однако будущий знаменитый флотоводец С. О. Макаров превратил минные катера в наступательное оружие. Он начал перевозить их в район атаки на пароходе «Великий князь Константин».

  В  конце русско-турецкой войны в  военно-морских флотах появились  самодвижущиеся мины-торпеды. На  вооружении русского флота состояли  торпеды английского изобретателя  Уайтхеда. Первый в мире миноносец  – «Взрыв» – сошел со стапеля в России в 1878 г. Он мог развивать скорость до 15 узлов. Затем были созданы миноносцы, способные достигать скорости 25 узлов. Первоначально торпедные аппараты неподвижно закреплялись либо в носовой части миноносца, либо по бортам. Для того чтобы навести мину на цель, приходилось разворачивать корабль. В 80 – 90-х гг. миноносцы получили поворотные торпедные аппараты, которые устанавливались на палубе.

Информация о работе Вооруженные силы России, становление и развитие до Октябрьской революции