Вооруженные силы России, становление и развитие до Октябрьской революции

Автор: Анна Феофанова, 17 Октября 2010 в 23:36, реферат

Описание работы

Раскрыта история становления Вооруженных сил России

Содержание

1. Русская армия в XIX веке
1.1 Русская армия времен наполеоновских войн
1.2 Аракчеевщина
1.3 Слава и позор Севастополя
1.4 Военная реформа
1.5 Армия на закате Российской империи
2. Русский военно-морской флот в XVIII-XIX веках
2.1 Рождение русского флота
2.2 Стратегия и тактика
2.3 Ушаковское время
2.4 Экономия на флоте
2.5 Парус проигрывает паровой машине
2.6 Броненосный флот

Работа содержит 1 файл

Вооруженные силы России.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

 

1.4 Военная реформа 

  Законом  от 1 января 1874 г. была введена  всесословная воинская повинность: это означало, что военную службу  было обязано нести все способное  к ней мужское население страны, достигшее 21 года. Срок действительной военной службы устанавливался в шесть лет, после чего военнослужащий находился девять лет в запасе. В 1863 году были частично отменены телесные наказания. В царствование Александра II Россию впервые разделили на военные округа: в 1862 г. создали Варшавский, Киевский и Виленский округа, а затем количество последних увеличилось до 15 – они охватили всю территорию страны.

  Армия  перевооружалась. Почти десять  лет военное министерство выбирало  лучшую модель винтовки. В 1865 г.  на вооружение была принята винтовка Баранова, а в 1868 – 1870 гг. – винтовки Бердан-1 и Бердан-2, а также винтовка чешского изобретателя Крнка. В 1867 г. вместо гладкоствольных пушек и гаубиц в русской армии появились нарезные артиллерийские орудия, заряжающиеся с казенной части.

  Пехотные соединения сохраняли свою испытанную временем организацию: полк – бригада – дивизия – корпус. Однако тактика ведения боя стала соответствовать достижениям военного искусства той эпохи благодаря опыту русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. По полю боя двигались перебежками стрелковые цепи, менее уязвимые для ружейного и артиллерийского огня, чем их предшественники – плотные колонны пехотинцев.

  Серьезные  изменения произошли в кавалерии.  Численность ее постепенно уменьшалась.  В 1856 г. был расформирован драгунский корпус, а его полки распределены по кавалерийским дивизиям, которые отныне имели смешанный состав. Они включали в себя шесть полков: по два драгунских, уланских  гусарских. Затем количество полков всех видов кавалерии уменьшилось вдвое, и в дивизии стало по одному драгунскому, уланскому, гусарскому и Донскому казачьему полку. В 1860 г. ликвидировали и кирасирские полки; только в гвардии остались четыре полка кирасир.

  Армия  получила новое, более простое  обмундирование. В пехоте был введен однобортный мундир зеленого цвета. К нему полагалась шапка-кепи с козырьком, кокардой и металлическим гербом, на котором в парадном строю укреплялся султан из конского волоса. Вместо панталон стали носить широкие брюки. Во время похода их заправляли в сапоги, а на параде выпускали поверх сапог. Примерно так же переодели и кавалерию.

  Заключение  военного союза с Францией, направленного  против агрессивной политики  Германской империи, заставило  правительство императора Александра  III продолжить военные реформы. Основные силы русской армии с 1881 г. постепенно концентрировались на западных границах страны. Организация пехоты оставалась почти такой же, как и в предшествующее царствование, но численность ее значительно увеличилась за счет превращения резервных батальонов в резервные полки. Возрос и численный состав кавалерии: полк включал в себя теперь не четыре, а шесть эскадронов. Армейские уланские и гусарские полки были превращены в драгунские. Пехоту и кавалерию перевооружили трехлинейной винтовкой  образца 1891 г., более известной по имени ее изобретателя как винтовка Мосина.  

1.5 Армия на закате Российской империи 

  Российская империя к началу царствования императора Николая II обладала самой внушительной регулярной армией мирного времени. В состав этой армии входили 22 армейских корпуса общей численностью около 900 тыс. человек (не считая казаков и нерегулярных частей). Служили в ней четыре года; в армию не брали единственных сыновей в семье, старших братьев, на попечении которых находились младшие, врачей и некоторые другие категории населения. Неграмотные солдаты получали в армии начальное образование.

  В  дальнейшем события Первой мировой  войны убедительно доказали, что  русская армия была достойным  соперником мощных армий Германии  и Австро-Венгрии.

  

2. Русский военно-морской флот в XVIII – XIX веках 

  Уже  в XVI – XVII вв. судьбы крупнейших европейских государств во многом определялись их морской мощью. Безопасность торгового флота и заморских колоний могли обеспечить только многочисленные боевые эскадры и укрепленные военно-морские базы. Испания и Голландия, Франция и Британия, Венеция и Турция вели друг с другом упорную и кровавую борьбу на морских путях. От того, кто станет властителем Мирового океана, зависели прибыли купцов  промышленников, бюджеты государств, а значит, и сила сухопутных войск.

  Россия, которую в Европе именовали  Московией, долгое время не  принимала участия в этих грандиозных  схватках. Побережье Балтийского  моря в начале XVII в. Прочно заняли шведы, Черное море бороздил турецкий флот, Каспий контролировала Персия. Единственный морской путь, связывавший Московию и Запад, проходил через Архангельск, гавани которого большую часть года сковывали льды. Иван Грозный, а затем и его преемники на русском престоле пытались военной силой пробиться к Балтике и Черному морю. 

2.1 Рождение русского флота 

  Создание  русского флота связано с именем  Петра I. После неудачной попытки в 1695 г. взять турецкую крепость Азов силами сухопутной армии Петр начинает строительство флота. Предназначенный для блокады Азова с моря, этот флот состоял в основном из гребных судов – галер и скампавей. Галерой назывался длинный и узкий двухмачтовый корабль, вдоль бортов которого располагалось более 20 пар тяжелых весел. Легкие пушки размещались на специальном помосте, на носу судна устраивалась площадка для тяжелых орудий и морской пехоты. При ходе на веслах галера могла развивать скорость до 7 узлов (около 13 км/ч). Галеры и скампавеи (небольшие галеры) служили для ведения боевых действий в прибрежных водах. Они блокировали укрепления и морские крепости, при штурме с них высаживался десант. В Азовскую флотилию входили два 36-пушечных корабля – «Апостол Петр» и «Апостол Павел», 23 галеры и 4 брандера. Последние предназначались для поджигания вражеских судов. Трюмы брандера были наполнены легковоспламеняющимися материалами. При столкновении с неприятельской эскадрой главная задача его экипажа заключалась в том, чтобы с помощью абордажных крючьев прицепить судно к кораблю противника, после чего бросить в трюмы факелы и быстро выпрыгнуть за борт. Пламя с горящего брандера мгновенно перебрасывалось на вражеское судно.

  Созданный  царем флот принес долгожданную  победу. 19 июля 1696 г. крепость Азов, осажденная с моря и суши, была  взята. Когда в 1700 г. Петр  I начал войну со Швецией за выход к Балтийскому морю, ему пригодился опыт азовских походов. Обладавшие сильной армией и мощным военно-морским флотом, Шведское королевство, начиная с XVII в. Стремилось превратить Балтийское море во внутреннее море. Тогда шведский флот господствовал бы в нем безраздельно, опираясь на многочисленные прибрежные крепости.

  Строить  большие корабли на Балтийском  море в разгар военных действий России было сложно. На помощь вновь пришли галеры и скампавеи. В 1714 г. у полуострова Гангут  русская галерная эскадра нанесла серьезное поражение шведскому флоту: адмиралу Н. Эреншельду ничего не оставалось, как вместе с десятью кораблями сдаться на милость победителям.

  В  гаванях, защищенных от шведов  галерным флотом, быстро вырастали  верфи. Большинство кораблей Балтийского флота было построено на Олонецкой, Лужской, Ижорской, Адмиралтейской и Галерной верфях. К 1722 г. на волнах Балтики качались 37 российских линейных кораблей, 10 фрегатов, 4 шнявы, 5 бомбардирских кораблей, 78 мелких парусных судов и 416 гребных. «Эти корабли, – писал современный военный историк Л. Г. Бескровный, – по своей прочности не уступали лучшим в то время английским и голландским судам, а по маневренности и вооружению даже превосходили их.»

  И все же одни галеры и скампавеи не обеспечивали надежной защиты от вражеского флота. Необходимы были линейные корабли, составлявшие основную ударную силу во флотах всего мира. Такой корабль имел мощную артиллерию – иногда до 130 пушек. Его длина достигала 60 м, ширина – 18 м, а водоизмещение (количество воды, вытесняемое корпусом корабля) – около 5500 т. Тяжелые пушки находились на нижней палубе (гондеке), средние – на средней (мидельдеке), легкие – на верхней палубе (опердеке).

  В  отличии от сухопутной артиллерии, которую приходилось часто перемещать, и порой на значительные расстояния, у корабельных орудий можно  было удлинять ствол и использовать более мощные снаряды. В результате возрастала дальность и эффективность огня. Стволы пушек укрепляли на прочных деревянных лафетах с маленькими колесами. Для уменьшения отката орудия при выстреле лафеты удерживались у борта с помощью талей – системы откатов и блоков. Пушки обыкновенно располагались вдоль борта, их стволы были выставлены в специальные отверстия – пушечные порты. Огонь вели ядрами, бомбами, картечью, гранатами и книппелями (двумя ядрами, соединенными цепью). Книппеля предназначались для сокрушения снастей корабля противника.

  Кроме  линейных кораблей в состав  русского парусного флота в  XVIII – середине XIX в. Входили более легкие и маневренные корабли: фрегаты, шлюпы, клипера и бриги. Кроме того, были там также парусно-гребные суда – шнявы, прамы, дубель-шлюпки, которые использовались для ведения огня по вражеским береговым укреплениям. 

2.2 Стратегия и тактика 

  Любой  морской державе нужно было  иметь флот, состоящий из кораблей  самых различных типов. Война  на море отличалась крайним  разнообразием ситуаций, и для каждого действия требовался определенный тип корабля. Общая формула военно-морской стратегии гласила: «Флот против флота, и флот против берега». Выражение «флот против флота» означало, что военно-морские силы государства вступали в открытое сражение с флотом противника даже вдали от родных берегов. В таком сражении нельзя было обойтись без линейных кораблей с их мощной артиллерией.

  В  море нет дорог в их обычном  понимании, но есть направления,  по которым постоянно курсируют  военные и транспортные корабли группами (караванами) или поодиночке. Эти пути именуются морскими коммуникациями. В прошлом они связывали далекие колонии и военно-морские базы с государствами, которым принадлежали. С началом войны на морские коммуникации высылались фрегаты, корветы и шлюпы – легкие, быстроходные и маневренные суда. Главная их задача – охранять свои суда и уничтожать морские силы противника. Такая война на коммуникациях получила название крейсерской, так как корабли крейсировали («перекрещивали») море, высматривая врага, или оберегая караваны неповоротливых транспортных судов.

  Если  перед военно-морскими силами  ставилась задача «флот против  берега», то это означало, что  кораблям предстоит обстреливать  прибрежные укрепления, крепости  и города вражеской страны, проводить разведку, а в случае сражения высаживать на берег (десантировать) морскую пехоту. В эпоху парусного флота с такими задачами прекрасно справлялись галеры, скампавеи, шняв, прамы и дубель-шлюпки.

  Боевую  стратегию флота определяли в  тишине кабинетов монархи, первые лорды адмиралтейства и морские министры. Их замыслы воплощали в жизнь флотоводцы, капитаны кораблей и простые матросы. Наука о ведении боя – как морского, так и сухопутного – называется тактикой. В XVIII столетии главной тактической единицей парусного флота была эскадра. Ядро эскадры – «кордебаталию» – составляли линейные корабли, а более маневренные суда, входившие в авангард и арьергард, во время боя играли вспомогательную роль.

  Основные  правила тактики парусного флота  в Новое время сложились на рубеже XVII – XVIII вв., когда корабельная артиллерия первостепенное значение в морских баталиях. До этого наряду с артиллерией довольно часто применялся абордаж. Команда атакующего корабля старалась зацепиться за судно противника специальными абордажными крючьями, притянуть его к себе и стать с ним борт о борт. Затем специальный абордажный отряд врывался на борт атакуемого корабля и либо принуждал его команду сдаться в плен, либо уничтожал ее. С развитием парусного флота, оснащенного артиллерией, абордажные схватки постепенно уходили в прошлое. На смену им приходила линейная тактика.

  Тактика  эта была несложной. Основные  силы противников выстраивались  в линию друг против друга,  и начиналась длительная ожесточенная  дуэль. Сражение чаще всего выигрывал тот адмирал, который располагал большим количеством линейных кораблей, а стало быть, и пушек. Конечно, в бою, в котором противники следовали канонам линейной тактики, им приходилось маневрировать. Главное заключалось в том, чтобы во время сражения не попасть под сильный ветер. Тогда корабли кренились на борт, и вода могла залить пушечные порты нижней палубы, что ослабило бы огневую мощь корабля. Однако все адмиралы и капитаны твердо помнили основное правило линейной тактики: «Не в коем случае не покидать линию!». С теми, кто выходил из общего строя кораблей во время битвы, безжалостно расправлялся военный суд. Но не менее жестоко он карал и тех, кто в пылу сражения переходил в наступление, вырываясь вперед и ломая ровный строй кораблей. Когда один из британских адмиралов попытался в ходе боя изменить тактику, его приговорили к смертной казни.    

Информация о работе Вооруженные силы России, становление и развитие до Октябрьской революции