1.4 Военная
реформа
Законом
от 1 января 1874 г. была введена
всесословная воинская повинность:
это означало, что военную службу
было обязано нести все способное
к ней мужское население страны,
достигшее 21 года. Срок действительной
военной службы устанавливался в шесть
лет, после чего военнослужащий находился
девять лет в запасе. В 1863 году были частично
отменены телесные наказания. В царствование
Александра II Россию впервые разделили
на военные округа: в 1862 г. создали Варшавский,
Киевский и Виленский округа, а затем количество
последних увеличилось до 15 – они охватили
всю территорию страны.
Армия
перевооружалась. Почти десять
лет военное министерство выбирало
лучшую модель винтовки. В 1865 г.
на вооружение была принята винтовка
Баранова, а в 1868 – 1870 гг. – винтовки Бердан-1
и Бердан-2, а также винтовка чешского изобретателя
Крнка. В 1867 г. вместо гладкоствольных
пушек и гаубиц в русской армии появились
нарезные артиллерийские орудия, заряжающиеся
с казенной части.
Пехотные
соединения сохраняли свою испытанную
временем организацию: полк – бригада
– дивизия – корпус. Однако тактика ведения
боя стала соответствовать достижениям
военного искусства той эпохи благодаря
опыту русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг.
По полю боя двигались перебежками стрелковые
цепи, менее уязвимые для ружейного и артиллерийского
огня, чем их предшественники – плотные
колонны пехотинцев.
Серьезные
изменения произошли в кавалерии.
Численность ее постепенно уменьшалась.
В 1856 г. был расформирован драгунский
корпус, а его полки распределены по кавалерийским
дивизиям, которые отныне имели смешанный
состав. Они включали в себя шесть полков:
по два драгунских, уланских гусарских.
Затем количество полков всех видов кавалерии
уменьшилось вдвое, и в дивизии стало по
одному драгунскому, уланскому, гусарскому
и Донскому казачьему полку. В 1860 г. ликвидировали
и кирасирские полки; только в гвардии
остались четыре полка кирасир.
Армия
получила новое, более простое
обмундирование. В пехоте был введен
однобортный мундир зеленого цвета. К
нему полагалась шапка-кепи с козырьком,
кокардой и металлическим гербом, на котором
в парадном строю укреплялся султан из
конского волоса. Вместо панталон стали
носить широкие брюки. Во время похода
их заправляли в сапоги, а на параде выпускали
поверх сапог. Примерно так же переодели
и кавалерию.
Заключение
военного союза с Францией, направленного
против агрессивной политики
Германской империи, заставило
правительство императора Александра
III продолжить военные реформы. Основные
силы русской армии с 1881 г. постепенно
концентрировались на западных границах
страны. Организация пехоты оставалась
почти такой же, как и в предшествующее
царствование, но численность ее значительно
увеличилась за счет превращения резервных
батальонов в резервные полки. Возрос
и численный состав кавалерии: полк включал
в себя теперь не четыре, а шесть эскадронов.
Армейские уланские и гусарские полки
были превращены в драгунские. Пехоту
и кавалерию перевооружили трехлинейной
винтовкой образца 1891 г., более известной
по имени ее изобретателя как винтовка
Мосина.
1.5 Армия
на закате Российской империи
Российская
империя к началу царствования императора
Николая II обладала самой внушительной
регулярной армией мирного времени. В
состав этой армии входили 22 армейских
корпуса общей численностью около 900 тыс.
человек (не считая казаков и нерегулярных
частей). Служили в ней четыре года; в армию
не брали единственных сыновей в семье,
старших братьев, на попечении которых
находились младшие, врачей и некоторые
другие категории населения. Неграмотные
солдаты получали в армии начальное образование.
В
дальнейшем события Первой мировой
войны убедительно доказали, что
русская армия была достойным
соперником мощных армий Германии
и Австро-Венгрии.
2. Русский
военно-морской флот в XVIII – XIX веках
Уже
в XVI – XVII вв. судьбы крупнейших европейских
государств во многом определялись их
морской мощью. Безопасность торгового
флота и заморских колоний могли обеспечить
только многочисленные боевые эскадры
и укрепленные военно-морские базы. Испания
и Голландия, Франция и Британия, Венеция
и Турция вели друг с другом упорную и
кровавую борьбу на морских путях. От того,
кто станет властителем Мирового океана,
зависели прибыли купцов промышленников,
бюджеты государств, а значит, и сила сухопутных
войск.
Россия,
которую в Европе именовали
Московией, долгое время не
принимала участия в этих грандиозных
схватках. Побережье Балтийского
моря в начале XVII в. Прочно заняли
шведы, Черное море бороздил турецкий
флот, Каспий контролировала Персия. Единственный
морской путь, связывавший Московию и
Запад, проходил через Архангельск, гавани
которого большую часть года сковывали
льды. Иван Грозный, а затем и его преемники
на русском престоле пытались военной
силой пробиться к Балтике и Черному морю.
2.1 Рождение
русского флота
Создание
русского флота связано с именем
Петра I. После неудачной попытки в 1695
г. взять турецкую крепость Азов силами
сухопутной армии Петр начинает строительство
флота. Предназначенный для блокады Азова
с моря, этот флот состоял в основном из
гребных судов – галер и скампавей. Галерой
назывался длинный и узкий двухмачтовый
корабль, вдоль бортов которого располагалось
более 20 пар тяжелых весел. Легкие пушки
размещались на специальном помосте, на
носу судна устраивалась площадка для
тяжелых орудий и морской пехоты. При ходе
на веслах галера могла развивать скорость
до 7 узлов (около 13 км/ч). Галеры и скампавеи
(небольшие галеры) служили для ведения
боевых действий в прибрежных водах. Они
блокировали укрепления и морские крепости,
при штурме с них высаживался десант. В
Азовскую флотилию входили два 36-пушечных
корабля – «Апостол Петр» и «Апостол Павел»,
23 галеры и 4 брандера. Последние предназначались
для поджигания вражеских судов. Трюмы
брандера были наполнены легковоспламеняющимися
материалами. При столкновении с неприятельской
эскадрой главная задача его экипажа заключалась
в том, чтобы с помощью абордажных крючьев
прицепить судно к кораблю противника,
после чего бросить в трюмы факелы и быстро
выпрыгнуть за борт. Пламя с горящего брандера
мгновенно перебрасывалось на вражеское
судно.
Созданный
царем флот принес долгожданную
победу. 19 июля 1696 г. крепость Азов,
осажденная с моря и суши, была
взята. Когда в 1700 г. Петр
I начал войну со Швецией за выход к Балтийскому
морю, ему пригодился опыт азовских походов.
Обладавшие сильной армией и мощным военно-морским
флотом, Шведское королевство, начиная
с XVII в. Стремилось превратить Балтийское
море во внутреннее море. Тогда шведский
флот господствовал бы в нем безраздельно,
опираясь на многочисленные прибрежные
крепости.
Строить
большие корабли на Балтийском
море в разгар военных действий
России было сложно. На помощь вновь пришли
галеры и скампавеи. В 1714 г. у полуострова
Гангут русская галерная эскадра нанесла
серьезное поражение шведскому флоту:
адмиралу Н. Эреншельду ничего не оставалось,
как вместе с десятью кораблями сдаться
на милость победителям.
В
гаванях, защищенных от шведов
галерным флотом, быстро вырастали
верфи. Большинство кораблей Балтийского
флота было построено на Олонецкой, Лужской,
Ижорской, Адмиралтейской и Галерной верфях.
К 1722 г. на волнах Балтики качались 37 российских
линейных кораблей, 10 фрегатов, 4 шнявы,
5 бомбардирских кораблей, 78 мелких парусных
судов и 416 гребных. «Эти корабли, – писал
современный военный историк Л. Г. Бескровный,
– по своей прочности не уступали лучшим
в то время английским и голландским судам,
а по маневренности и вооружению даже
превосходили их.»
И все
же одни галеры и скампавеи не обеспечивали
надежной защиты от вражеского флота.
Необходимы были линейные корабли, составлявшие
основную ударную силу во флотах всего
мира. Такой корабль имел мощную артиллерию
– иногда до 130 пушек. Его длина достигала
60 м, ширина – 18 м, а водоизмещение (количество
воды, вытесняемое корпусом корабля) –
около 5500 т. Тяжелые пушки находились на
нижней палубе (гондеке), средние – на
средней (мидельдеке), легкие – на верхней
палубе (опердеке).
В
отличии от сухопутной артиллерии,
которую приходилось часто перемещать,
и порой на значительные расстояния,
у корабельных орудий можно
было удлинять ствол и использовать
более мощные снаряды. В результате возрастала
дальность и эффективность огня. Стволы
пушек укрепляли на прочных деревянных
лафетах с маленькими колесами. Для уменьшения
отката орудия при выстреле лафеты удерживались
у борта с помощью талей – системы откатов
и блоков. Пушки обыкновенно располагались
вдоль борта, их стволы были выставлены
в специальные отверстия – пушечные порты.
Огонь вели ядрами, бомбами, картечью,
гранатами и книппелями (двумя ядрами,
соединенными цепью). Книппеля предназначались
для сокрушения снастей корабля противника.
Кроме
линейных кораблей в состав
русского парусного флота в
XVIII – середине XIX в. Входили более легкие
и маневренные корабли: фрегаты, шлюпы,
клипера и бриги. Кроме того, были там также
парусно-гребные суда – шнявы, прамы, дубель-шлюпки,
которые использовались для ведения огня
по вражеским береговым укреплениям.
2.2 Стратегия
и тактика
Любой
морской державе нужно было
иметь флот, состоящий из кораблей
самых различных типов. Война
на море отличалась крайним
разнообразием ситуаций, и для каждого
действия требовался определенный тип
корабля. Общая формула военно-морской
стратегии гласила: «Флот против флота,
и флот против берега». Выражение «флот
против флота» означало, что военно-морские
силы государства вступали в открытое
сражение с флотом противника даже вдали
от родных берегов. В таком сражении нельзя
было обойтись без линейных кораблей с
их мощной артиллерией.
В
море нет дорог в их обычном
понимании, но есть направления,
по которым постоянно курсируют
военные и транспортные корабли группами
(караванами) или поодиночке. Эти пути
именуются морскими коммуникациями. В
прошлом они связывали далекие колонии
и военно-морские базы с государствами,
которым принадлежали. С началом войны
на морские коммуникации высылались фрегаты,
корветы и шлюпы – легкие, быстроходные
и маневренные суда. Главная их задача
– охранять свои суда и уничтожать морские
силы противника. Такая война на коммуникациях
получила название крейсерской, так как
корабли крейсировали («перекрещивали»)
море, высматривая врага, или оберегая
караваны неповоротливых транспортных
судов.
Если
перед военно-морскими силами
ставилась задача «флот против
берега», то это означало, что
кораблям предстоит обстреливать
прибрежные укрепления, крепости
и города вражеской страны, проводить
разведку, а в случае сражения высаживать
на берег (десантировать) морскую пехоту.
В эпоху парусного флота с такими задачами
прекрасно справлялись галеры, скампавеи,
шняв, прамы и дубель-шлюпки.
Боевую
стратегию флота определяли в
тишине кабинетов монархи, первые лорды
адмиралтейства и морские министры. Их
замыслы воплощали в жизнь флотоводцы,
капитаны кораблей и простые матросы.
Наука о ведении боя – как морского, так
и сухопутного – называется тактикой.
В XVIII столетии главной тактической единицей
парусного флота была эскадра. Ядро эскадры
– «кордебаталию» – составляли линейные
корабли, а более маневренные суда, входившие
в авангард и арьергард, во время боя играли
вспомогательную роль.
Основные
правила тактики парусного флота
в Новое время сложились на рубеже XVII –
XVIII вв., когда корабельная артиллерия
первостепенное значение в морских баталиях.
До этого наряду с артиллерией довольно
часто применялся абордаж. Команда атакующего
корабля старалась зацепиться за судно
противника специальными абордажными
крючьями, притянуть его к себе и стать
с ним борт о борт. Затем специальный абордажный
отряд врывался на борт атакуемого корабля
и либо принуждал его команду сдаться
в плен, либо уничтожал ее. С развитием
парусного флота, оснащенного артиллерией,
абордажные схватки постепенно уходили
в прошлое. На смену им приходила линейная
тактика.
Тактика
эта была несложной. Основные
силы противников выстраивались
в линию друг против друга,
и начиналась длительная ожесточенная
дуэль. Сражение чаще всего выигрывал
тот адмирал, который располагал большим
количеством линейных кораблей, а стало
быть, и пушек. Конечно, в бою, в котором
противники следовали канонам линейной
тактики, им приходилось маневрировать.
Главное заключалось в том, чтобы во время
сражения не попасть под сильный ветер.
Тогда корабли кренились на борт, и вода
могла залить пушечные порты нижней палубы,
что ослабило бы огневую мощь корабля.
Однако все адмиралы и капитаны твердо
помнили основное правило линейной тактики:
«Не в коем случае не покидать линию!».
С теми, кто выходил из общего строя кораблей
во время битвы, безжалостно расправлялся
военный суд. Но не менее жестоко он карал
и тех, кто в пылу сражения переходил в
наступление, вырываясь вперед и ломая
ровный строй кораблей. Когда один из британских
адмиралов попытался в ходе боя изменить
тактику, его приговорили к смертной казни.