Автор: Анна Феофанова, 17 Октября 2010 в 23:36, реферат
Раскрыта история становления Вооруженных сил России
1. Русская армия в XIX веке
1.1 Русская армия времен наполеоновских войн
1.2 Аракчеевщина
1.3 Слава и позор Севастополя
1.4 Военная реформа
1.5 Армия на закате Российской империи
2. Русский военно-морской флот в XVIII-XIX веках
2.1 Рождение русского флота
2.2 Стратегия и тактика
2.3 Ушаковское время
2.4 Экономия на флоте
2.5 Парус проигрывает паровой машине
2.6 Броненосный флот
Содержание
Список
литературы
1. Русская
армия в XIX веке
11 марта 1801 г. в Михайловском замке группой гвардейских офицеров был убит император Павел I, и на престол вступил его старший сын Александр. Молодой император и его советники считали, что Россия нуждается в обширных и серьезных реформах, а для проведения таких реформ стране необходим мир. Однако и на суше, и на море шла грандиозная борьба между Британией и Францией за политическое господство, колонии и военно-морские базы. Ни одной европейской стране не удавалось избежать вольного или невольного участия в этой борьбе, включая и Российскую империю.
Павел
I, пытаясь преодолеть коррупцию и казнокрадство,
поразившие армию при Екатерине II, избрал
в качестве идеала прусскую военную систему.
Все свои введения император почерпнул
из наследства знаменитого прусского
короля и полководца Фридриха Великого:
от тактики до покроя мундиров. Но то, что
годилось для середины XVIII в., в начале
XIX столетия превратилось в безнадежный
анахронизм. С 1796 г. в Европе царил иной
законодатель «военной моды» – Наполеон
Бонапарт. Поле сражения приобретало иной
по сравнению с прошедшим веком вид: вместо
длинных, маршировавших в ногу шеренг
пехоты от укрытия к укрытию быстро перебегали
цепи стрелков, в наступление шли грозно
ощетинившиеся штыками колонны, напоминавшие,
по меткому выражению французского генерала
Ж.-Ж. Пеле, «подвижные редуты, унизанные
огнем и железом». Значительно увеличилось
количество пушек и их маневренность.
Появилась возможность в мгновение ока
собрать на нужной позиции до сотни орудий
и их огнем проложить дорогу пехоте и кавалерии.
Император Александр I, большинство русских
политиков и военачальников довольно
быстро поняли, что армия нуждается в реформах
так же остро, как и государственный аппарат.
Помимо самого императора в преобразовании
армии приняли деятельное участие генерал
С. К. Вязмитинов, назначенный в 1802 г. главой
Министерства военно-сухопутных сил, и
великий князь Константин Павлович.
1.1 Русская
армия времен наполеоновских войн
В
эпоху наполеоновских войн в
русской армии существовали
(кирасиры), среднюю (драгуны) и легкую (гусары и уланы).
Начались
реформы с изменений во
Кавалеристы были одеты в короткие куртки с фалдами и высоким воротником (кирасиры – в белые, драгуны – в светло-зеленые, уланы – в темно-синие), на парады полагалось надевать белые панталоны, для повседневного ношения предназначались серые суконные рейтузы. Головными уборами кирасиров, драгунов и конных артиллеристов были черные кожаные каски с гребнем из конского волоса. Гусары носили суконные кивера черного цвета, украшенные кистями и шнурами (эти украшения именовались этишкетами), а уланы – шапки с четырехугольным верхом (по типу польской конфедератки).
Кавалеристы
были вооружены холодным
Во время военных действий кроме регулярной кавалерии в русскую армию входили и полки казачьей конницы. В период наполеоновских войн форменная одежда казаков состояла из кафтана темно-синего цвета, синих шаровар, сапог и черной смушковой шапки. На вооружении были пики, сабли, пистолеты и карабины.
Поражения
русской армии под Аустерлицем
(1805 г.) и Фридландом (1807 г.) показали,
что для успешной борьбы с
Наполеоном изменения
увеличена численность легкой пехоты – егерей. Если в 1801 г. в составе русской армии находилось всего 19 егерских полков, то к 1813 г. их стало уже 58. Пехоту обучили действовать в рассыпном строю, колоннах и каре, а кавалерию – сомкнутыми массами, атакуя противника на максимально большой скорости, используя прежде всего холодное оружие.
Знаменитый предводитель гусар и казаков Денис Давыдов, описывая сражения наполеоновской эпохи, отмечал, что в них «штык и сабля гуляли, роскошествовали и упивались досыта». Тем не менее на первое место медленно, но верно выходила артиллерия – «бог войны». Реформы, превратившие русскую артиллерию в одну из лучших в мире, связаны с именем А. А. Аракчеева.
В начале XIX в. Артиллерийские роты подразделялись на батарейные, легкие и конные. Батарейные роты занимали огневые позиции в специальных укреплениях. Они были вооружены четырьмя пушками малой пропорции и четырьмя «единорогами» (так назывались гаубицы, прототип которых был разработан и внедрен военными изобретателями под покровительством графа Петра Шувалова еще в середине XVIII в.). Единорогами гаубицы назывались потому, что на их стволах Шувалов велел отливать геральдического зверя – единорога – из своего герба.
Легкие
роты действовали совместно с
пехотой, передвигаясь в ее боевых порядках.
Их оснащали четырьмя «единорогами» и
восемью легкими пушками. Что касается
конных рот, то они в основном играли роль
резерва. На их вооружении было шесть «единорогов»
и шесть легких пушек. Использовались
два типа артиллерийских орудий: пушки
(12-фунтовые средней пропорции и малой
пропорции) и «единороги». Аракчеев, назначенный
в 1803 г. генерал-инспектором артиллерии,
учел опыт наполеоновских войн: орудия
концентрировали на направлениях главных
ударов. Он начал формировать крупные
артиллерийские соединения – бригады,
огонь которых нес смерть французской
пехоте и кавалерии под Прейсиш-Эйлау,
Бородином и Лейпцигом. Из суровой школы
Аракчеева вышли многие известные полководцы,
например знаменитый Алексей Петрович
Ермолов.
1.2 Аракчеевщина
После
окончания наполеоновских войн период
реформ в русской армии завершился.
Отныне основное внимание обращалось
на внешнюю сторону военной
Успех русского оружия в начале XIX в. сыграли с императором Николаем I злую шутку: он был твердо убежден в абсолютной непобедимости своей армии. А потому все технические, тактические и стратегические новинки, используемые в европейских армиях после окончания наполеоновских войн, не привлекли его высочайшего внимания. Не интересовали они и двух его ближайших советников по военным делам – героев войны 1812 г. фельдмаршалов И. И. Дибича и И. Ф. Паскевича. Им удалось разгромить турок в войне 1828 – 1829 гг., подавить восстание поляков в 1830 – 1831 гг. и венгров – в 1849 г. Казалось, что и с любым другим противником русская армия справится легко. Пехоту обучали исключительно в соответствии с тактикой наполеоновских войн, т.е. штыковой атаке в плотных сомкнутых колоннах, да еще строевой премудрости. Любому военачальнику легче было получить награду за успешно проведенный строевой смотр, чем за обучение солдат боевой практике.
За время царствования императора Николая I в организации, обмундировании и вооружении пехоты не произошло никаких значительных изменений. Пехотинцы продолжали носить темно-зеленый однобортный мундир, введенный в 1826 г. На мундир крест-накрест надевались перевязь и портупея. В 1844 г. вместо киверов пехоте выдали каски из черной лакированной кожи. Вне строя головным убором служила фуражка-бескозырка. На вооружении пехоты находились гладкоствольные ружья. К началу Крымской войны штуцера (ружья с нарезным стволом) имели в каждом полку только 72 человека.
Кавалерия
в 1826 – 1855 гг. действовала еще
по канонам наполеоновского
Военный историк Штакельберг так охарактеризовал солдата николаевского времени: «Бравый, молодцеватый, серьезный, религиозный, преданный царю-батюшке и Отечеству, любящий своего командира, терпеливый, способный безропотно переносить все тяготы походной жизни, украшенный крестами и медалями, шевронами, готовый на подвиг и самопожертвование… ». Отличным боевым качествам русского солдата отдавали должное и иностранцы, отмечая, однако глубокий консерватизм николаевской военной схемы. Прусский генерал Матцмер сообщал своему королю: «Материал этой грозной армии превосходен, но, к нашему счастью, все без исключения обер-офицеры никуда не годятся, а большая часть офицеров в высших чинах тоже не многим лучше их. Большинство генералов думают только о проведении перед императором своей части церемониальным маршем и не думают о высшем образовании офицеров и целесообразном обучении войск…».
О
суровой дисциплине в
Однако романтика военной службы под знаменами, овеянными славой наполеоновских походов, сохраняла свою притягательную силу для многих молодых людей того времени. Одним из них был известный в будущем поэт Афанасий Фет. С чувством ностальгии вспоминал он о своей службе в Кирасирском Военного ордена полку с 1845 по 1854 г.: «Мне сильно хотелось преобразиться в формального кирасира, и я мечтал о белой перевязи, лакированной лядунке, палаше, медных кирасах и каске с гребнем из конского хвоста, висящего над георгиевской звездой…».
1.3 Слава
и позор Севастополя
Когда
началась война Российской
Поражение
России в Крымской войне стало
отправной точкой коренной
Информация о работе Вооруженные силы России, становление и развитие до Октябрьской революции