Военные суды

Автор: Вася Пупкин, 15 Ноября 2010 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении системы военных судов в судебной системе Российской федерации. Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

1.Изучение развития системы военных судов в России.
2.Исследование проблем военного судопроизводства.
Объектом исследования является системы военных судов в России.

Предметом исследования является становление и развитие системы военных судов в России.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по ИОГП Военные суды.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

    Полковые  суды назначались командиром полка  в составе трех офицеров: председателя - штаб-офицера и двух членов - обер-офицеров. Штаб-офицерами являлись капитаны, подполковники, полковники; обер-офицерами - поручики, штабс-капитаны.

    Председатель  назначался сроком на один год, члены  суда - на шесть месяцев. Все они  должны были иметь стаж службы на строевых должностях не менее двух лет и, как  правило, не освобождались от выполнения своих прямых служебных обязанностей.

    Кроме военных судов сухопутных войск, в 1872 г. на правах полковых были учреждены особые суды для «суждения нижних чинов» Санкт-Петербургской и Московской полиции, а в 1874 г. - Варшавской полиции.

    В начале 80-х годов XIX столетия были организованы суды пограничной стражи на тех же основах и нормативах, которые были установлены для полковых судов в войсках.

    Военно-морским судебным уставом 1867 г. определялась новая система судов, действовавшая в морском ведомстве России: это экипажные, военно-морские суды в главных портах российского флота и Главный военно-морской суд.

    Правила о подсудности им дел были сформулированы аналогично нормам Военно-судебного  устава. Военно-морская судебная система  действовала независимо от других судов.

    В общей отечественной системе  военных судов полковые суды занимали важное место. Они рассматривали значительную часть возникавших в армии военно-судебных дел. Так, за 15 лет (1871-1885 гг.) из общего количества (196244) поступивших в военные суды дел полковыми судами было рассмотрено 122887 дел или 62,6 %.11

    Полковым  судам были подсудны дела о преступлениях  только нижних чинов, за которые предусматривались  исправительные наказания (не свыше  одного года и 4-х месяцев заключения в крепости или тюрьме, без лишения  прав и преимуществ и денежные взыскания не свыше 100 руб.)

    Уголовные дела возбуждались командиром полка  путем издания соответствующего приказа. В случае малозначительности содеянного, командир был вправе не передавать дело в суд, а наказать провинившегося своей властью в  соответствии с Положением о дисциплинарных взысканиях.

    Предварительное следствие не проводилось, хотя в  необходимых случаях командир полка  мог поручить одному из офицеров (не из состава суда) провести дознание. Если же командир считал, что дело ясно, очевидно, то сразу же передавал его в суд.

    В полковых судах дела рассматривались  без участия сторон - обвинения  и защиты. Выяснение всех обстоятельств  дела лежало непосредственно на самом  суде.

    По  общему процедурному правилу сначала  допрашивался подсудимый, затем потерпевшие  и свидетели. Перед допросом в суде свидетели приводились к присяге, обязуясь говорить только правду.

    Для некоторых категорий уголовных  дел предусматривался упрощенный порядок  исследования обстоятельств - после  заслушивания подсудимых сразу же выносился  приговор.

    Суд был вправе ограничиться выписками из штрафного журнала и заслушиванием непосредственного (ближайшего) начальника, не допрашивая свидетелей и не исследуя вмененных подсудимому фактов. Разбирательство дела должно было оканчиваться в тот же день.

    Приговор  выносился большинством судейских голосов. Совещание проходило в отсутствие посторонних.

    Постановляя приговор, суд мог ходатайствовать  перед полковым командиром о смягчении  наказания с приведением мотивов  прошения. Приговор писался сокращенно и оглашался председателем публично. В окончательном виде приговор объявлялся не позднее 3-х дней, а по некоторым делам - «никак не позже следующего дня».

    Председатель  разъяснял осужденному, а также  потерпевшему или гражданскому истцу, если они участвовали в процессе, их право об обжаловании решения письменно или устно на имя командира полка. Командир полка утверждал приговор и при этом мог смягчить наказание осужденному в пределах своих дисциплинарных прав. Утвержденный приговор немедленно вступал в законную силу и подлежал исполнению. После этого жалобы на приговор не допускались.

    При несогласии с приговором из-за мягкости наказания командир полка со своим  мнением и с жалобами заинтересованных лиц, если такие имелись, в трехдневный  срок (а по делам о побегах - на следующий день) направлял дело в военно-окружной суд.12

    Судьи полковых судов назначались командиром полка из числа офицеров (председатель на один год, члены - на 6 месяцев). Военно-окружные суды состояли из постоянных и временных членов. Судьи военно-окружных судов и Главного военного суда должны были иметь офицерские звания и юридическое образование. Подбирались они военным министром и назначались приказом царя. Реорганизованная в соответствии с прогрессивной реформой система военных судов просуществовала с некоторыми модификациями вплоть до 1917 г.

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    В настоящее время произошли серьезные изменения в системе военных судов России. Впервые в истории нашего государства Федеральным конституционным законом "О военных судах Российской Федерации" военно-судебные органы полностью выведены из-под влияния органов исполнительной власти и военного командования. Штаты военных судов и Военной коллегии переданы из военного ведомства в судебные органы, а все военнослужащие, включая судей, на период нахождения в соответствующих должностях прикомандированы к судам.

    Принципиально изменились стоящие перед военными судами задачи. В соответствии со ст.4 этого Закона ими стали обеспечение  и защита прав и охраняемых законом  интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений, местного самоуправления, Российской Федерации и ее субъектов, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации.

    Таким образом, военные суды из правоохранительных органов превратились в органы защиты прав и интересов военнослужащих и членов их семей, стали гарантом законности в Вооруженных Силах. Фактически Закон наделил военные суды правом контроля за исполнительной властью, и данное направление в их работе стало основным.

    Созданные в Российской Федерации военные суды представляют собой не звено, а самостоятельную вертикаль, которая функционирует параллельно с иными судами общей юрисдикции. При этом дела, отнесенные к подсудности военных судов, не могут рассматриваться иными судами общей юрисдикции.

    В соответствии с ч. 1, 2, 4 ст. 7 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" военным судам подсудны: гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (далее — военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.

    Верховный Суд РФ указал, что статус военнослужащих имеют также военнослужащие, прикомандированные в установленном порядке к федеральным органам государственной власти, другим государственным органам и учреждениям, органам государственной власти субъектов РФ, международным организациям в соответствии с международными договорами Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям, имущество которых находится в федеральной собственности, акционерным обществам, сто процентов акций которых находится в федеральной собственности и которые выполняют работу в интересах обороны страны и безопасности государства, иным предприятиям, учреждениям и организациям, если это предусмотрено федеральным законом:

  1. Дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы;
  2. Дела об обжаловании гражданами, уволенными с военной службы, гражданами, прошедшими военные сборы, действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений, нарушивших права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов;
  3. Все гражданские и административные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, в случаях, когда военный суд дислоцируется за пределами территории Российской Федерации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

    Федеральным конституционным законом "О военных  судах Российской Федерации" установлена  трехзвенная система военных  судов:

  1. Гарнизонные военные суды.

    Их  компетенция определяется по остаточному  принципу: указанные суды рассматривают  по первой инстанции все гражданские  и административные дела, за исключением  дел, отнесенных к подсудности Военной  коллегии или окружного (флотского) военного суда (ч. 1 ст. 22 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации");

  1. Окружные (флотские) военные суды.

    Данные  суды рассматривают по первой инстанции  гражданские дела, связанные с  государственной тайной (ч. 1 ст. 14 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации");

  1. Военная коллегия Верховного Суда РФ.

    В компетенцию Военной коллегии входит рассмотрение по первой инстанции дел  об оспаривании ненормативных актов  Президента РФ, нормативных актов  Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в тех случаях, когда указанные акты затрагивают права, свободы и охраняемые законом интересы военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы (см. п. 1 ч. 3 ст. 9 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации").

 

     СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Анисимов Е.В. Петр Великий: Личность и реформы 2003, NN 9, 2. АСТ 2005
  2. Владимирский-Буданов М.Ф Хрестоматия по истории русского права (II том) 1875 г. “Теория будущего”, 2007 г.
  3. Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Жилищная энциклопедия военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Серия "Право в Вооруженных Силах - консультант". - М.: "За права военнослужащих", 2003..
  4. Петухов Н. А. История военных судов России. “Юридическая литература” 2003 г.
  5. Петухов Н.А. Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации, "Российская юстиция", 1999, NN 9, 10.
  6. Петухов Н.А. Военные суды как правоприменители военного права, "Российский военно-правовой сборник" N 1, апрель 2004 г.
  7. Петухов Н. Военная юстиция: новые решения старых проблем, "Российская юстиция", 2003, N 11.
  8. Синюков В. Рассмотрение гражданских дел военными судами, "Российская юстиция", 1998, N 5.
  9. Татищев В. Н. История Российская. АСТ 2005
  10. Чистяков Н.О. История отечественного государства и права. – М.: 1996
  11. Шулепов Н.А. Военные суды и права человека, "Право в Вооруженных Силах", N 6, июнь 2003 г.

Информация о работе Военные суды