Военные суды

Автор: Вася Пупкин, 15 Ноября 2010 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении системы военных судов в судебной системе Российской федерации. Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

1.Изучение развития системы военных судов в России.
2.Исследование проблем военного судопроизводства.
Объектом исследования является системы военных судов в России.

Предметом исследования является становление и развитие системы военных судов в России.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по ИОГП Военные суды.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

    ВВЕДЕНИЕ 

    Вооруженные Силы государства могут успешно  действовать и выполнять стоящие  перед ними задачи лишь тогда, когда  в них поддерживается основанный на законах строгий воинский порядок, когда личность, права и интересы военнослужащих защищены правовыми средствами. Выполнение этих задач возложено на государственные органы, осуществляющие судебную власть в Вооруженных Силах. Такими органами государственной власти являются военные суды.

    Как органы правосудия военные суды выполняют  единые для всех судов общей юрисдикции задачи. Однако осуществление правосудия в войсках требует хорошего знания жизни и деятельности войск, военного законодательства, воинских уставов, наставлений и приказов, конкретных условий жизни и деятельности войск. Судьи военных судов, как и другие военнослужащие, должны быть готовы действовать надлежащим образом в чрезвычайных условиях, в том числе в боевой обстановке, иметь для этого знания и соответствующую военную подготовку. Необходимость осуществления своей деятельности непосредственно в выполняющих боевые задачи войсках, в особой обстановке во время военных действий объективно требует создания судебных органов, особенности организации и комплектования которых позволяли бы эффективно решать задачи осуществления правосудия в таких специфических условиях, при которых деятельность других судов общей юрисдикции была бы невозможной. Особой спецификой решаемых задач и обусловлена необходимость существования наряду с другими судами общей юрисдикции системы военных судов, призванных осуществлять судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Таким образом, тема курсовой работы является актуальной. Цель курсовой работы состоит в изучении системы военных судов в судебной системе Российской федерации. Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучение развития системы военных судов в России.
  2. Исследование проблем военного судопроизводства.

    Объектом  исследования является системы военных  судов в России.

    Предметом исследования является становление  и развитие системы военных судов  в России.

 

ИТОРИЯ  ВОЕННЫХ СУДОВ РОССИИ 

    Военные суды в современном понимании  возникли в России с появлением регулярной армии, требующей поддержания в ней определенного правопорядка несения военной службы, реализации прав, обязанностей и ответственности личного состава. Но это не значит, что в предшествующий исторический период не было войска, не существовало соответствующих норм поведения служивых людей, как в бою, так и в быту, и не было ответственности за нарушение этих норм поведения.

    Военно-судебные органы России прошли долгий путь своего становления и исторического  развития. Первые упоминания о военных  судах относятся к началу XVII века, когда регулярной, постоянной армии на Руси еще не было, а имелись лишь два постоянных воинских формирования - стрелецкие и пушкарские полки (с 1550 г.) В мирное время стрельцов и пушкарей, как и других российских подданных, за совершенные преступления судили в «приказах». В случае объявления «сбора на войну» и с момента начала войны большая часть активного мужского населения рекрутировалась в армию, становилась ратниками. За совершенные правонарушения ратники отвечали уже не перед «приказами», а судились воеводским судом или назначенным им судом полковых судей (для стрельцов - судом стрелецких сотенных голов). В Судебнике 1550 г. впервые содержится упоминание о воинском преступлении – о «градском сдавце», т. е. начальнике, сдавшем неприятелю крепость. Воеводе, сдавшему крепость, полагалось наказание в виде смертной казни («живота не дати, казнити смертною казнию»).

    В последующем об ответственности  военнослужащих за некоторые преступления говорилось  в Уставе об установлении сторожевой и станичной службы. Он был утвержден царем 16 февраля 1571 г. в качестве «Боярского приговора о станичной и сторожевой службе».

    Сторожевая  и станичная служба создавалась  для того, чтобы, «государству было бережнее и воинские люди на Государевы окраины безвестно не приходили». На так называемой польской окраине, начиная со второй половины XIV столетия, стали устраиваться укрепленные городки и целые их линии для несения сторожевой службы на месте и станичной службы для постоянных разъездов.

    Первоначально указанную службу несли так называемые городовые казаки, а затем - служилые татары, боярские дети  и стрельцы.

    Согласно  Уставу 1571 г. сторожа, которые самовольно уходили с места службы, не дождавшись смены, что порождало  нападение  неприятеля, подвергались наказанию в виде смертной казни.

    Если  при этом и не происходило нападение  неприятеля, но посланные воеводами  для проверки несения службы дозорщики  обнаруживали небрежность или «неусторожливость»1 в исполнении обязанностей (например,  когда станичники не доезжали  до означенных им мест охраны), то виновные станичники наказывались кнутом.

    Если  «сторожа» не являлись в срок для  исполнения своих обязанностей, в  результате чего их товарищи стояли на постах лишение дни, то с первых производился денежный начет в пользу последних.

    Таким образом, в Уставе 1571 г. впервые были закреплены важные положения об уголовной  ответственности за уклонения от военной службы:

  1. Сторожей, ушедших до смены с указанных для несения службы мест в то время, когда на границу произошло  нападение неприятеля, подвергали за это смертной казни;
  2. При неявке воинов в срок для исполнения своих обязанностей на сторожевой линии,  они подвергались денежному взысканию;
  3. При небрежном несении службы (когда воины не доезжают в обе стороны до конца отведенных для охраны участков), хотя в то время и не было нападения неприятеля, - виновные  наказывались кнутом.

    Поскольку в армии вся полнота власти, в том числе судебной, принадлежала командованию, то и эти суды состояли из лиц, назначаемых соответствующими военачальниками. Это были суды временные, которые действовали в период сбора армии и ведения боевых действий. Воеводский суд и суды полковых судей по существу были прообразами в России военных судов. Однако исследователи справедливо отмечали отсутствие в то время «правильного, самостоятельного военного суда соответственно существовавшим тогда в Европе юридическим понятиям».

    Таким образом, зарождение военных судов  было обусловлено необходимостью осуществления  судебной власти в армии, особенно в  период военных действий и иных чрезвычайных ситуации. В дальнейшем это предназначение военных судов сохранялось, а их развитие происходило одновременно со становлением других государственных органов и военной организации страны, под воздействием общих детерминирующих исторических факторов.

    Наиболее  значимые изменения в системе  военных судов произошли в  годы правления Петра I. Этот период истории ознаменован стремлением  разделения властей созданием в  России регулярной постоянной армии, и  появлением, выражаясь терминологией историков XIX века, «превосходных по тому времени» специальных военно-судебных и военно-уголовных законов.

    В указанных целях Петр I посылал  за границу своих сподвижников А. Вейде (в 1696-1698 г.), позднее - А. Меншикова и Б. Шереметева с задачей подыскать подходящие для российских условий военно-судебные кодексы.

    В результате в 1702 г. появилось Уложение Б. Шереметева, с которым он уже вел боевые действия в Северной войне и обеспечивал необходимое постоянное правосудие в действующей армии на началах, подобных разделению властей. Есть все исторические основания полагать, что датой введения в действие указанного нормативного акта («Уложение или право воинского поведения генералов, средних и младших чинов и рядовых солдат») является 27 января 1702 г., что отмечалось еще 100 и более лет назад.

    У нас нет оснований сомневаться  в добросовестности исследователей истории военно-судебных учреждений XIX-XX века, связывающих время принятия указанного Уложения именно с 27 января 1702 г. Вскоре после этой даты появился указ Петра, запрещающий подчиненным именовать себя рабами, как это сделал в подписи при утверждении названного Уложения по старому обычаю Б.Шереметев. А на просьбу командующих «издать указ о наказуемости за причинение войсками обид местным жителям» Петр отвечал, что «указу… посылать не для чего, понеже войско все вам вручено с полным воинским правилом, судом и указом, по которым вы должны чинить праведный суд…».2

    Единство  многих военно-юридических функций, осуществляемых одними и теми же лицами (аудиторами), а также попытки распространить современное представление о военной юстиции на события трехсотлетней давности объясняет некоторые существующие исследовательские неточности.

    В 1706 г. на базе немецкого военно-уголовного кодекса был напечатан Краткий артикул А. Меншикова, в котором военно-судебный аспект был представлен уже более отчетливо и полно.

    В 1715-1716 гг. поэтапно был введен в действие разработанный при личном участии  Петра I Воинский устав, который без преувеличения стал эпохой в деле становления российской государственности и армии, а также создания новых военных судов и соответствующих военно-судебных нормативов. В нем содержалась специальная глава «О суде и судиях». Многие его нормы применялись боле ста лет, а некоторые положения и формулировки Воинского устава не потеряли своего значения и поныне.

    Согласно  названному уставу, были предусмотрены  коллегиальные военные суды трех видов:

  1. Высший (генеральный) суд в составе председателя - фельдмаршала или старшего по чину генерала, а также четырех генералов и двух полковников. Ему были подсудны дела о важных государственных преступлениях, совершенных высшими военными чинами или воинскими частями;
  2. Низший (полковой) суд в составе председателя - полковника и шести офицеров, которому были подсудны все офицеры и нижние чины, совершившие любые преступления, кроме имеющих важное государственное значение;
  3. «Скорорешительный суд» - для условий военного времени в случаях, не терпящих отлагательства. Он был правомочен рассматривать все дела, подсудные полковому суду.

    Руководство учрежденными Петром I военными и военно-морскими судами первоначально осуществляли главные военно-административные органы – Военная (Сухопутная) и Адмиралтейская коллегии, а в дальнейшем их структурные подразделения (палаты, части), которые в последующем неоднократно переименовывались (Аудиторский Департамент, Генерал-Аудиториат, Главный военный и Главный военно-морской суды, Главное военно-судное управление).3

    Судебную  компетенцию этих высших военно-судебных учреждений составляли следующие основные полномочия (об этом, например: гл. 50 Воинского устава): конфирмация приговоров (утверждение приговоров, с правом изменения их сути); кассационное производство, надзорная деятельность.

    В 1711 году был учрежден Сенат как  высшая судебная инстанция государства, подсудность которого распространялась и на чинов военного ведомства. Например, по делам о казнокрадстве военнослужащих, которые следовало рассматривать с участием депутатов от Военной коллегии.

    До  появления знаменитого Воинского  Устава 1715-1716 г., положившего начало всему последующему военному и военно-уголовному (материальному и процессуальному) законодательству России, вначале XVII столетия появилось два важных  военно-уголовных устава: «Уложение или право воинского поведения», изданное 27 января 1702 г. фельдмаршалом Б. Шереметевым, и «Краткий артикул» А. Меньшикова 1706 г. 

    Основное  содержание Уложения было заимствовано из датских воинских артикулов, адаптировано к российским условиям   и применялось  в подведомственных Шереметеву войсках при походе в Ливонию.

    В соответствии с указанным источником  в систему наказаний военнослужащих входили следующие уголовно-правовые меры:

  1. Смертная казнь – простая (которая применялась посредством повешения, отсечения головы мечом) и  усиленная (путем четвертования  - за измену, участие в сходках начальников вместе с подчиненными и убийство с корыстной целью). Существовала также заочная казнь, исполняемая символически, путем прибития к виселице имени преступника, после чего виновный при поимке мог быть повешен.
  2. Членовредительские наказания: отрезание носа – за клятвопреступление и пригвождение руки ножом – за нанесение раны.
  3. Тяжкие телесные наказания: бите кнутом (для русских) и шпицрутеном (для иностранцев, находившихся в русском войске).
  4. Легкие телесные наказания: ношение мушкетов до 6 штук по 2 часа, с трехчасовыми перерывами, ежедневно в течение нескольких дней (до недели).
  5. Арест под охраной караула на срок до 20 суток.
  6. Наказания имущественного характера: конфискация имущества (за важнейшие преступления) и вычет из жалования.
  7. Лишение чести – различные ограничения служебных прав: увольнение со службы, снижение в должности, разжалование в рядовые.
  8. Отплата равным злом – удар за удар, т.е. причинение равного вреда.

Информация о работе Военные суды