Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:00, реферат
Цель данного реферата – осветить военно-политическую историю Золотой Орды XIII - XIV вв, а также культурное и экономическое развитие Золотой Орды.
Задачи реферата:
Осветить этапы образования Золотой орды;
Определить территорию государства;
Выяснить общественно-политический строй Золотой Орды;
Осветить государственно-административное устройство улусов;
Рассказать о распаде Золотой Орды.
4.1.Развитие
градостроительства
и торговли
Образование сильного государства стимулировало развитие торговли и расцвет градостроительства. Были восстановлены города, разрушенные во время завоеваний.
Так, вновь крупными ремесленными и торговыми центрами стали Сыгнак и Отрар, были заново отстроены Барчынлынет, Джент, города Хорезм, Мавераннахр. Кроме того, в период XIII-XIV вв. возникло 100 новых городов, в основном в степной зоне. Крупнейшими из них были Сарай-Бату, Сарай Ал-Жедид, Сарайшик на Жаике, Азау, Бахшасарай, Укек, Маджар на Северном Кавказе, Хаджитархан в дельте Едиля, Мохим в Мордовии, Чилын-Тура и Сибири.
Города Улуг Улуса отличались отсутствием каких-либо оборонительных сооружений, в государстве была единственная крепость – Дербент, на кавказском побережье Каспийского моря. Многие города считались крупнейшими не только на востоке, но и во всем мире. Так, население Сарай-Бату превышало 100 тыс.человек (в XIV в. города населением 5-10 тыс.человек уже считались большими). На объезд столицы, со всеми пригородами по периметру, нужно было затратить не менее дня.
Благодаря особому покровительству ханов на территории Улуг Улуса стали открывать торговые фактории западноевропейских стран, особенно Генуи и Венеции. Эти фактории быстро перерастали в крупные городские центры – Кафа (современная Феодосия), Солдайя (Cудак), Чембала (Балаклава).
Генуэзские колонии обладали автономией, занимались торговлей между странами Европы и Улуг Улусом.
Особенно благотворно на хозяйственную жизнь воздействовала политика великого хана Мунке, посаженного на трон при поддержке правителя Улуг Улуса хана Бату.
Мунке отменил старые ненормированные подати и налоги, установил единую подушную подать, были списаны все недоимки и долги населения, отменены все ярлыки, выданные чингизидами без ведома центральных властей. Мунке запретил монгольским гонцам требовать лошадь у населения и установил для них норму почтовых лошадей. В то же время, было запрещено гражданским лицам любого ранга пользоваться почтовым транспортом в личных целях. Однако, особое значение имеет денежная реформа, проведенная при Мунке хане.
Чтобы оживить и прекратить анархию в денежном обращении, были отчеканены единые для всей империи золотые динары с низкой пробой (50-60 % золота). Динары чеканились во всех крупных городах, включая Сыгнак и Отрар. В качестве разменной монеты использовались посеребряные дирхемы и медные фельсы.
Проведенная в 1271 г. новая реформа коснулась только территории государства чагатаидов. Главным ее проводником был правитель Мавераннахра Масуд-бек. Основное содержание этой реформы составлял переход к регулярной чеканке серебряных монет одинакового веса и пробы во многих городах. Чеканка монет была свободной, т.е. любое частное лицо могло принести свое серебро на монетный двор для передела в монету, за определенную плату.
Следующая реформа была проведена ханом Кебеком в 1321 году, с учетом денежных систем в государстве Хулагуидов и в Улуг Улусе. Новый серебряный динар весом 8 грамм получил название «кебеки». Все реформы способствовали оживлению как внутренней, так и внешней торговли, поскольку теперь вес монет и в Мавераннахре, и в Улуг Улусе стал одинаковым.
Значительно
расширилась караванная торговля. Возникновение
новых городских центров в
Западном Казахстане и бассейне Едиля
привело к сосредоточению центра
караванных путей из Азии в Европу.
Караванные дороги благоустраивались.
По приказам ханов Улуг Улуса, на торговых
путях выкапывались колодцы, строились
караван-сараи. Появление централизованного
государства делало торговлю безопасной
и прибыльной.
4.2.Религия
и верования
Религиозные представления XIII – начала XV вв. отличаются многообразием. Так, среди кочевого населения продолжает господствовать традиционная тюрко-монгольская религиозная система – тенгрианство. В то же время все более широкое развитие получают новые религии – христианство и ислам. Христианство несторианского толка распространялось, в основном, благодаря найманам и кереям, слившимся с кыпчакским населением Улуг Улуса. Кроме того, часть самих кыпчаков, особенно на западе, исповедовало православие. В конце XIII-XIV вв. среди жителей Крыма распространился католицизм. Правители Улуса терпимо относились к христианству. Известно, что сын Бату, наследник трона Сартак, был крещен.
С середины XIV в. господствующей религией в степях Казахстана становится ислам. Этому способствовала политика ханов Улуг Улуса, особенно – Озбек хана. Хотя кочевники внешне и принимали всю атрибутику мусульманства, однако продолжали исповедовать старые культы, выработав своеобразную синкретическую религиозную систему, где Аллах, Тенгри и Куцай (христианский бог) были синонимами и выступали в родном лице. Не потерял значения и культ предков – аруахов, занимавший одно из центральных мест в мировоззрении кочевников.
Для пропаганды
ислама в Казахстане возникли религиозные
суфийские ордена – яссавия и
накшбандия. Писались специальным трактатом
на кыпчакском языке, своеобразные богословские
исследования. Так, в 1430 г. был написан
труд «Китаб Мукаддима», поясняющий и
комментирующий положения Корана.
Обрядовая сторона ислама, нормы
поведения и религиозное право
– шариат подробно описывались в
книге «Китаб Ад-Дачва», вышедший в
Египте в 1421 г.
5.Ослабление
и распад Золотой Орды
До XIV века границы Золотой Орды включали в себя не только земли юго-восточной Европы от Днепра на восток, считая Крым и Булгар, но и Среднее, и Нижнее Поволжье, Южный Урал, Северный Кавказ до Дербента, северный Хорезм и земли в бассейне нижней Сырдарьи и Аральского моря до рек Ишима и Сары-Су.
Таким образом, до начала XIV века территория Золотой Орды совпадала с теми землями, которые понимали мусульманские источники под термином «Улус Джучи». Однако с начала XIV века Улус Джучи распался на два государства – Кок Орда и Ак Орда, из которых последняя была в вассальной зависимости от первой.
В Ак Орду входили упомянутые выше земли в бассейне Сырдарьи, а так же степи и города на северо-востоке от Аральского моря и до рек Ишима и Сары-Су. После отделения Ак Орды термин Золотая Орда применяется главным образом к землям Кок Орды. Итак, Улус Джучи распался на Кок Орду и Ак Орду, каждая из которых имела свою собственную династию из потомков старшего сына Чингисхана Джучи. С первых лет образования Улуса Джучи и после распада на две указанных орды, согласно персидским авторам XV-XVII в.в., Кок Орда составляла правое крыло (бараункар, онкол) Улус джучиева войска, т.е. поставляла из среды своего кочевого населения все входящие в него тумены, а Ак Орда составляла левое крыло (джаункар, солкол), т.е. поставляла все тумены левого крыла
Высшей точкой военного могущества Золотой Орды было время Узбек хана (1312-1342). Его власть была одинаково авторитетна на всех землях его обширных владений.
После смерти Узбек хана положение дел в Улусе Джучи стало постепенно меняться. Твердый порядок начал подрываться династийными распрями, принявшими характер сложных феодальных смут, началась междоусобица, а вместе с ней и распад Золотой Орды.
Первые признаки упадка Золотой Орды появились уже при Джанибек хане (1342-1357г.г.).
Узнав
о тяжелой болезни своего отца
Джанибека, султан Бердибек, бывший наместником
в Азербайджане, поспешил в Сарай,
боясь потерять престол. Став ханом,
Бердибек приказал казнить всех своих
родственников, видя в них конкурентов
в борьбе за власть. Однако правление
его было недолгим. Через два года
он сам был убит. Со смертью Бердибека,
последнего хана, династии Бату, стали
усиливаться Шейбаниды и Тука-
Итак, Золотая Орда была на грани упадка и феодального распада. Уже давно в недрах феодального общества и Улуса Джучи протекал незримый процесс нарастания феодализирующих, центробежных сил. Частые неурядицы, при дворе и среди полукочевой и оседлой знати в периоды наибольшего могущества Золотой Орды явно указывают на глубокие противоречия в среде золотоордынского государства и общества. Золотоордынская власть держалась по существу на одном только насилии.
Золотоордынская междоусобица в 1359-1461 г.г. достигла своего апогея. Наряду с претендентами из дома Чингизидов появляется претендент на власть из среды военной монгольской аристократии. Таким лицом и был известный золотоордынский эмир Мамай. Он играл в Золотой Орде при Бердибеке большую роль, управлял всеми его делами и был женат на его дочери. Восстав против ханской власти, Мамай объявил ханом Авдуллу из потомков Узбек хана. Хозяином положения в Орде стал Мамай, который, не будучи чингизидом, не мог принять ханского титула и удовлетворился фактической властью, а для декорации завел себе в лице Авдуллы (Абдаллаха) подставного хана. Согласно по русским источникам (Никоновская летопись), произошло это в 1362 году.
Углубившаяся смута росла вширь. От золотоордынского государства начали отпадать целые области. В 1362 году ордынский князь Булат-Темир взял Болгар. Отпадение Болгар, вместе с захватом в руки Булат-Темира волжского торгового пути, нанес, конечно, тяжелый удар единству Золотой Орды, а Северный Хорезм с городом Ургенчем при хане Муриде совсем оторвался от Золотой Орды и под властью местной династии Суфи из племени кунгратов вел независимую политику.
Распад Золотой Орды. Во второй половине XIV- начале XV вв. Золотая Орда от смуты и политической анархии, почти хаоса, все больше теряла свои позиции в оседлых, земледельческих районах. Хорезм при Улугбеке, второй раз ушел из рук золотоордынских ханов, и на этот раз навсегда. Хорезм был богатейшей и культурной областью с высокоразвитым сельским хозяйством, большими торговыми городами и, главное, с огромной местной и транзитной торговлей. Через Хорезм проходили караванные пути в Среднюю Азию, Иран, Монголию и Китай. Переход Хорезма в руки Темуридов ставил крест на той торговле, которую, по-видимому, собирался возродить Едигей.
В связи с падением городской жизни и упадков земледелия в культурных областях и не мог в эти годы не усилиться и кочевой сектор золотоордынского государства. Именно в этой обстановке и подняли вожди отдельных мелких монгольских улусов. Центробежные силы в степи осуществлялись, прежде всего, через стоящих во главе их царевичей чингизидова рода.
Пока в Золотой Орде была твердая власть ханов, население более или менее знало тяготы и платежи. В период же смута и феодального хаоса никто не знал, что, когда и кому он должен платить. Земледельческие области переходили из рук в руки. Междоусобная борьба разрушала производительные силы, население беднело, продукция труда крестьян и ремесленников уменьшалась, а требования сменяющихся правителей росли. А между тем экономика переживала кризис.
Феодальные усобицы и отсутствие внутренних экономических связей, а также усиление борьбы за независимость угнетенных народов - все это делало неминуемым распад Золотой Орды.
В первой
половине XV в. т.е. в 1445 году во главе
с Улуг-Мухаммедом в болгарской области
было образовано Казанское ханство,
а 1449 году образовалось Крымское ханство
во главе с Хаджи-Гиреем. Так или,
иначе мы видим отпадение от Золотой
Орды двух наиболее богатых и культурных
областей - Крыма и Болгара. Основание
Крымского и Казанского ханств означало,
что Золотая Орда превращалась почти
целиком в кочевое государство.
В середине XV века в Нижнем Поволжье
с центром в Астрахани
В результате распада Золотой Орды на территории Казахстана также появилось несколько феодальных владений. В середине XIV века фактически обособилась от Золотой Орды Ак Орда. Правители Ак Орды Ерзен хан(Орда Ежен), Мубарак-Ходжа, Урус хан обустраивали Сыгнак, Сауран, Отрар и др. города. Еще с конца XIV века между Иртышем и Волгой кочевала Ногайская Орда. На территории Ак Орды, Ногайской Орды и Узбекского ханства жили родственные племена- канглы, конраты, кипчаки, найманы, мангыты и др. Основным занятием их было кочевое скотоводство. Племена эти были очень близки между собой по уровню экономического и культурного развития.
Итак, золотоордынское
государство распалось в XIV-XV в.в.
Это было обусловлено отсутствием:
1) экономического единства, 2) феодальными
раздорами, 3) борьбой за власть между
потомками Чингисхана, 4)обострением
противоречия между кочевой знатью
и оседлой торговой верхушкой
городов и земледельческих
Информация о работе Военно-политическая история Золотой Орды XIII - XIV вв