Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:00, реферат
Цель данного реферата – осветить военно-политическую историю Золотой Орды XIII - XIV вв, а также культурное и экономическое развитие Золотой Орды.
Задачи реферата:
Осветить этапы образования Золотой орды;
Определить территорию государства;
Выяснить общественно-политический строй Золотой Орды;
Осветить государственно-административное устройство улусов;
Рассказать о распаде Золотой Орды.
Созданная
Чингиз-ханом система права
Яса Чингиз-хана регламентировала лишь нормы кочевой жизни. В большинстве покоренных монголами стран, в частности, в Средней Азии, где издревле существовала своя правовая традиция, подчинить население новому праву было чрезвычайно трудно. Правовая система монголов, выработанная на основе обычного права кочевников и преимущественно для кочевников, в иных условиях оказывалась крайне неудобной .Многие стороны социально-бытовой и общественной жизни, в частности юга и юга-востока Казахстана, оставались вовсе не регламентированными Ясой, а отдельные ее предложения вступали в противоречие с мусульманским религиозным правом и обычаями местного населения. На этой почве возникали столкновения между блюстителями Ясы и местным населением, оборачивавшиеся, как правило, трагедией для последнего.
Однако
с течением времени Чингизиды
и военно-кочевая знать все
больше воспринимали традиции мусульманской
культуры и государственности и
все менее следовали в своей
жизни предписаниям Ясы. По словам Хамдаллаха
Казвини, «у монголов нет обычая обитать
в городах, и это противно Ясаку
Чингиз-хана». Между тем именно это
требование наиболее часто нарушалось
самими Чингизидами, как в улусе
Джучи, так и в улусе Чагатая.
Особенно среди кыпчакской знати, в
связи с усилением влияния
оседло-земледельческих
3.2.Государственно-
Как говорилось выше, Монгольская империя считалась владением всего ханского рода. Каждый представитель правящего дома получал определенное число ремесленников и земледельческий район из общей территории империи, доходы с которых служили для удовлетворения потребностей двора и войска. При этом Чингизиды должны были жить со своими улусными людьми в отведенных им юртах – территориях для летних и зимних кочевий. Они не могли вмешиваться в управление оседлыми областями и собирание податей с населения, эта обязанность возлагалась на особое лицо, назначаемое великим ханом, а затем местным правителем.
Высшее сословие в государствах, образованных монголами, составляла тюрко-монгольская кочевая знать во главе с Чингизидами. Военная власть первоначально была отделена от гражданской власти, которая в улусах находилась, как правило, в руках представителей местной знати. Местное население было обязано поставлять воинов для участия в военных походах. Войско делилось на правую и левую руку. Командовали ими туменбасы (десятитысячники), мынбасы (тысячники), жузбаси (сотники), онбасы (десятники).
Была
установлена своеобразная система
налогообложения местного населения.
Кочевники – скотоводы обязаны
платить «Копчур» – одну голову
со ста голов скота, «тагар» –
налог для снабжения войск, делившийся
на две части – «азук» - сбор продовольствия
и «алык» – сбор фуража. Земледельцы
платили налог «харджи –
Кроме прямых налогов, население несло повинности – «конгла», содержание войск на постое, «Джамалга», обеспечение гонцов и административных лиц, уртонную повинность – содержание почтовых станций. Купцы уплачивали пошлины с товаров – «тамга». В Улуг – Улусе существовала четкая система сбора налогов, учет велся по специальным реестрам – «дафтари». Русские княжества платили «выход» – дань в размере процентов от стоимости имущества с каждого хозяйства. Сбор налога осуществлялся баскаками, а с XIV в. – через откупщиков и местную знать. Этим воспользовались, в частности, московские князья, в казне которых оседала большая часть «Ордынского выхода» – налога, для уплаты же требуемой суммы местные правители ужесточали налоговый гнет своего народа.
Как
при Чингиз-хане, так и при его
преемниках, монголы пользовались
услугами образованных
Гражданское управление оседлыми областями улуса Чагатая было поручено мусульманскому купцу Махмуду Ялавачу, уроженцу Хорезма. Несмотря на все перевороты, происходившие в собственно Монголии и улусе Чагатая, семейство Махмуда Ялавача сумело сохранить в своих руках гражданское управление оседлыми областями Средней Азии до начала XIV века. При Масуд-беке, сыне Махмуда, в государстве Чагатаидов были осуществлены меры по упорядочению денежного хозяйство.
В Жетысу Чингизиды до начала XIV века оставались предводителями кочевников и не вмешивались непосредственно во внутреннее управление Мавераннахром.
В отдельных областях и городах (Бухара, Отрар, Шаш, Ходженд, Фергана, Алмалык и др.) во главе гражданского управления стояли местные правители из тюркских династий домонгольского происхождения, носившие арабский титул «малик». Наряду с маликами в покоренных городах сидели монгольские даруги (даругачи). В первое время после завоевания даруги представляли военную власть победителей на местах, впоследствии на них были возложены такие обязанности, как проведение переписей населения, регулярно проводившихся в фискальных целях, набор войска, устройство почтовых сообщений, сбор податей и доставка ко двору дани. Такой порядок в основе своей сохранился до начала XIV века.
В XIV веке в государственно-политической жизни Чагатаидского государства произошли значительные перемены. Приписываемыми Кебек-хану реформами, направленными на политическую централизацию государства, были упразднены автономные права местных маликов, страна была разделена на мелкие административные единицы – туманы, во главе которых стали представители тюрко-монгольской кочевой знати.
В результате
денежной реформы, проведенной в 1321
году с учетом состояния денежного
хозяйства в государстве, а также
опыта организации денежных систем
в хулагуидском Иране и Золотой
Орде, была введена новая
В Золотой Орде сохранились основные начала государственного строя улуса Джучи. Государство потомков Джучи по политическому устройству представляло собой типичное кочевое государство, разделенное на улусы, дробившееся в свою очередь, на более мелкие уделы – владения.
В системе
внутреннего управления Золотой
Орды важное место занимал административно-
Беклар-бек,
как представитель военной
Важное место в системе управления золотоордынским государством занимали даруги и баскаки. Даруги занимались, главным образом, сбором подати, баскаки осуществляли военный контроль над коренным населением, выполняя функции управления. В отдельных местностях выступали и как откупщики налогов.
Непосредственное
управление страной осуществлялось
через специальный орган
Появление
чиновничьего аппарата, приобщение военно-кочевой
знати к государственным и
административным делам содействовали
оттеснению некоторых потерявших свое
значение в новых условиях кочевнических
обычаев и традиций, но не изменили
в целом военно-кочевого характера
золотоордынского государства, соответствовавшего
все более укреплявшимся
Золотоордынские
правители, захватившие огромные территории,
не имели опыта управления в областях
земледельческой и городской
культуры. Поэтому ханы Золотой Орды
с самого начала вынуждены были создавать
огромный чиновничий аппарат из грамотных
и подготовленных людей, которыми в
их владениях были в основном мусульмане
(хорезмийцы, иранцы, тюрки-булгары, кыпчаки,
карлуки, канглы) или буддисты (средневековые
уйгуры, тибетцы, китайцы). Основную часть
подданных Золотой Орды составляли
тюркские народы, покоренные монголами
кыпчаки-половцы Казахстана, Повольжья
и Причерноморья, жители Хорезма
и Волжской Булагарии и обитатели
русских княжеств, среди которых
преобладали восточные славяне
и частично ассимилированные ими
угро-финны. Сами монголы, из которых
состояли знать и немногочисленные
элитные войска, довольно быстро подпали
под влияние своих более
4.Культурное
и экономическое развитие
Золотой Орды
Историки
до сих пор расходятся в оценке
роли Золотой Орды в истории и
даже в определении ее названия.
До недавнего времени в
Золотая
Орда не оставалась неизменной, многое
заимствуя у мусульманского востока:
ремесла, архитектуру, бани, изразцы, орнаментальный
декор, расписную посуду, персидские
стихи, арабскую геометрию и астролябию,
нравы и вкусу, более изощренные,
чем у простых кочевников. «Ордынская
культура приобрела определенный мусульманско-
Образование монгольской империи от Китая до Европы сыграло огромную положительную роль. На территории Казахстана прекратились войны и усобицы. Появление Улуг Улуса сыграло централизованную роль. «Чингисхан смел границы на пути связи между Востоком и Западом, сравнял с землей крепости и бастионы, которые препятствовали экономическим и культурным отношениям и после этого взаимные связи Востока и Запада начали процветать».
Сарай
– столицу Золотой Орды и в
другие ее города населяли представители
многих народов. Здесь сталкивались
разные религии и культуры, при
золотоордынском дворе
Характерно, что вплоть до конца XVII века правители Казахского ханства и московские великие князья и цари, чьи государства возникли на руинах Золотой Орды, вели специальную переписку с мусульманскими государями в золотоордынских протокольных традициях, что свидетельствовало об органичном, привычном использовании ими ордынской символики, не воспринимавшейся как нечто чуждое.
Информация о работе Военно-политическая история Золотой Орды XIII - XIV вв