Военное искусство Чингисхана

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:05, реферат

Описание работы

Чингисхан - основатель и первый великий хан Монгольской империи, объединивший разрозненные монгольские племена; полководец, организовавший завоевательные походы монголов в Китай, Среднюю Азию, на Кавказ и Восточную Европу.

Работа содержит 1 файл

ппп.docx

— 50.47 Кб (Скачать)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

                  Реферат на тему:

Военное искусство войска Чингисхана.

 

                                                                                            

 

                                                                                                 

 

                                                                                                

                                                                                                 Работа выполнена

                                                                                                   студентом 1 курса группа 1313б

                                                                                                   Овсянниковой Евгенией

 

 

 

                                                            2011 г.

Чингисхан - основатель и  первый великий хан Монгольской  империи, объединивший разрозненные монгольские  племена; полководец, организовавший завоевательные походы монголов в Китай, Среднюю  Азию, на Кавказ и Восточную Европу.

 

С древности монголы вели фамильные списки (ургийн бичиг) своих предков. Родословная Чингисхана, основателя Монгольской империи, тесно связана с историей самих монголов.

Согласно «Сокровенному  сказанию» , предком Чингисхана был, к Бортэ-Чино, который породнился с Гоа-Марал и поселился в Хэнтэе(центрально-восточная Монголия) вблизи горы Бурхан-Халдун. По предположению Рашид ад-Дина, это событие состоялось в середине VIII века. От Бортэ-Чино во 2—9 поколениях родились Бата-Цагаан, Тамачи, Хоричар, Ууджим Буурал, Сали-Хаджау, Еке Нюдэн, Сим-Сочи, Харчу.

В 10 колене родился Боржигидай-Мэргэн, первый из монгольских князей, носивший фамильное имя Мон. Он женился на Монголжин-гоа, единственной дочери Хорилардай-Мэргэна. В 11 колене фамильное древо продолжил Тороколджин-багатур, женившийся на Борочин-гоа, от них родились Добун-Мэргэн и Дува-Сохор. Женой Добун-Мэргэна стала Алан-Гоа, родом из хори-туматов (согласно Рашид ад-Дину, она была «из племени куралас»).

Пять детей Алан-гоа дали начало пяти монгольским родам — от Бэльгунотая повёлся род Бэльгунот, от Бугунотая — Бугунот, от Буху-Хадаки — Хадакин, от Бухату-Салджи — Салджиут. Пятый, Бодончар, был храбрым воином и правителем, от него пошёл род Борджигинов.

От четырёх детей Дува-Сохора — Доноя, Догшина, Эмнэга и Эрхэха — произошли некоторые племена ойратов. Уже в то время сформировалось первое монгольское государство Хамаг монгол улус, существование которого относится к середине XII века.

Темучин (так же часто указывается неверно трактующиеся транскрипция имя Темуджин) родился в урочище Делюн-Болдок на берегу реки Онон в семье одного из вождей монгольского племени тайчитув Есугей-багатура из рода Борджигин и его жены Оэлун из племени олхонут, которую Есугей отбил у меркита Еке-Чиледу. Мальчик был назван в честь пленённого Есугеем татарского вождя Темучина-Уге, которого Есугэй победил накануне рождения сына.

Год рождения Темучина остаётся до конца не выясненным, так как основные источники указывают на разные даты. По данным единственного прижизненного Чингисхану источника Мэн-да бэй-лу (1221) и согласно расчетам Рашид ад-Дина, сделанных им на основании подлинных документов из архивов монгольских ханов, Темучин родился в 1155 году.

. Источники называют разные  причины смерти — внезапная  болезнь, болезнь от нездорового  климата тангутского государства, следствие падения с лошади. С уверенностью устанавливается, что он умер в начале осени (или в конце лета) 1227

 

 

 

года на территории тангутского государства сразу после падения столицы Чжунсин (современный город Иньчуань) и уничтожения тангустского государства.

Согласно завещанию, преемником Чингисхана стал его третий сын Угедей.

Где был захоронен Чингисхан, до сих пор точно не установлено, источники приводят разные места  и возможные процессии погребения.

Согласно местным сказаниям, гробница Чингисхана находится недалеко от озера Табасун-нор. Предполагаемое местонахождения могилы — священная для монголов гора Бурхан-Халдун, а также урочище Делюн-Болдок (Верхнее течение Онона).

 

Ко времени восшествия Чингисхана на императорский престол  относится окончательное установление им основ организации своей армии. Организация эта явилась результатом  обширного боевого опыта предыдущих десятилетий, прошедших, как мы видели, в почти непрерывных войнах, во время которых успели в полном блеске развернуться полководческий гений  и организаторские способности  великого монгольского завоевателя. Хотя военное искусство монголов продолжало развиваться и в последующее время царствования Чингис-хана, а также при его преемниках, особенно в области применения к военному делу техники, заимствованной у культурных врагов, и их развитие могло, конечно, повлиять на подробности военной организации, все же в главных своих чертах устройство монгольских вооруженных сил и выработанные Чингисханом и его сподвижниками приемы боевых действий сохранили в течение указанного периода свои характерные черты, на которых мы и остановимся, распространив свой обзор на весь этот период.

 

Прежде всего, Монгольский  Самодержец озаботился устройством  своей гвардии.

В составе гвардии имелась  еще особо отборная часть - "тысяча храбрых" (багадуров). В битвах этот отряд употреблялся в решительные моменты, а в спокойное время составлял личную охранную стражу хана.

Привлекая степную аристократию к службе в гвардии и на командных  постах в армии, Чингисхан дал  ей прочную организацию, заменившую прежнее хаотическое положение, когда ее представители были недисциплинированными  предводителями нестройных и часто  случайного состава ополчений. Отныне служба в войсках и обязанности  начальников регулировались на основании  твердого военного законодательства. В войсках установлена строжайшая дисциплина.

Вся монгольская армия, по старому, идущему из дали веков обычаю, была организована по десятичной системе, т.е. поделена на тысячи, сотни и десятки; во главе крупных подразделений ставились опытные и лично известные верховному вождю начальники.

До нас не дошло сведений, какою властью обладали монгольские  начальники. Генерал М.И.Иванин полагает, что власть эта была ограниченна. Например, орхоны (высшие войсковые начальники) могли производить в чины не выше как тысячника в войсках своего племени. В монгольской армии имелось учреждение вроде нашего генерального штаба; чины его носили название "юртаджи", а

 

главный начальник соответствовал современному генерал-квартирмейстеру. Главную обязанность их составляла разведка неприятеля в мирное и военное время. Кроме того, юртаджи должны были: распределять летние и зимние кочевки, при походных движениях войск исполнять обязанности колонновожатых, назначать места лагерей, выбирать места для юрт хана, старших начальников и войск. В землях оседлых они должны были располагать лагеря вдали от засеянных полей, чтобы не травить хлеба.

Для поддержания порядка  в тылу армии имелась особая стража с функциями, близкими к тем, которые  исполняются нынешними полевыми жандармами.

При войсках состояли особые чины по хозяйственной части - "черби".

Каждому племени определено было пространство, на котором оно  должно было кочевать. В каждом таком  племени кибитки были соединены  в десятки, сотни, а в многочисленных племенах и в тысячи под управлением  особых военно-территориальных начальников. В случае набора войск делался  наряд по одному, по два и т.д. с  десятка. Последний обязан был снабдить набранных воинов положенным продовольствием  и потребностями к походу. Военно-территориальные  начальники при мобилизации становились  строевыми начальниками, оставляя на местах заместителей.

Роды и племена, смотря по их численности, выставляли строевые конные десятки, сотни и тысячи. Мелкие роды и племена, которые не могли  укомплектовать целой строевой единицы, соединялись по нескольку в одну родовую или одну племенную группу; в противоположном случае они  разбивались на меньшие группы. Следующие  по порядку войсковые единицы - десятки  тысяч, тьмы или тумены (тюмени) - лишь в редких случаях могли быть составлены из людей одного племени; обыкновенно они составлялись из разных племенных групп, выставлявших каждая по нескольку тысяч, с тем, чтобы в общей сложности была тьма. Иногда способ смешения племен в строевых единицах применялся намеренно, с целью парализования племенного сепаратизма. Так как Чингисхан вел почти постоянно войну, и войну успешную, доставлявшую войскам славу и значительную добычу, то, естественно, между племенами, служившими в одних сотнях или тысячах, подвергавшихся общей опасности, разделявших общие труды и славу, рождалось братство по оружию, которое мало-помалу ослабляло племенные антагонизмы. Благодаря этой политике многие бывшие при Чингис-хане крупные племена растворились в общей массе, потеряв даже свои названия.

Таким образом, часто враждовавшие между собою до Чингисхана монгольские  племена при нем, в обстановке сплошных боевых успехов над внешними врагами, сливались в одну нацию, проникнутую национальным самосознанием  и народной гордостью.

Во главе войсковых  подразделений ставились начальники из того рода и племени, которые комплектовали  данную единицу, но выбирались они из числа испытанных в боях людей, подходящих ко второму из двух типов, на которые  делил Чингисхан все человечество.

При таком порядке комплектования монгольской армии сохранялся в  неприкосновенности родовой строй, а обыкновенно и племенной  состав населения, что создавало  в частях войск помимо внешней, механической, связи прочную внутреннюю, органическую спайку: военачальники были из среды  своей же аристократии, представителей которой люди привыкли видеть у себя во главе и

 

в гражданском быту; ратники  одной и той же единицы являлись не случайным сборищем чужих между  собой людей, а группой индивидуумов, связанных друг с другом родством, знакомством, общностью языка и  т.п.

Всякого начальника десятка  или другой единицы, который оказался бы непригодным для своей должности, старший над ним начальник  обязан был немедленно устранить; относительно лиц старшего командного состава  это обыкновенно делал сам  Чингисхан, которому в этом случае приходило  на помощь его глубокое знание людей  и отчетливое понимание тех требований, которым должен удовлетворять высокий  военный начальник.

Положительно изумляешься, как в ту младенческую, с нашей  точки зрения, эпоху, когда в воине  независимо от его ранга ценились почти исключительно индивидуальные боевые качества: храбрость, удаль, отвага, выносливость, физическая сила - качества, которыми, помимо прав по рождению, обыкновенно  вполне определялась годность того или  другого воина на роль вождя (например, в среде европейского феодального  рыцарства); как в ту эпоху могла быть высказана мысль, положенная в основание следующего "изречения" Чингисхана:

"Нет героя, подобного  Есуге-баю, нет искусного в делах подобного ему человека. Однако, так как он не знает усталости и тягости похода, не чувствует ни жажды, ни голода, он и других людей из нукеров и воинов, которые будут вместе с ним, всех считает подобными себе в перенесении трудностей, а они не представляют силы и твердости перенесений. По этой причине не подобает ему начальствовать над войском. Подобает начальствовать тому, кто сам чувствует жажду и голод, и соразмеряет с этим положением положение других, и идет в дороге с расчетом, и не допустит, чтобы войско испытывало голод и жажду и четвероногие (кони) отощали. На этот смысл указывает: путь и работа по слабейшему из вас".

Не связанный историческими  традициями, руководящийся только своим  умом, здравым смыслом и опытом, Чингисхан сам полагал историческую традицию. Не подлежит сомнению, что  в создании вооруженной силы он вообще придерживался старинных обычаев, но организация той постоянной конной армии, которая победоносно прошла вдоль и поперек почти весь материк Старого Света, была делом  его рук, его творческой энергии. Военные статьи Большой Ясы были тем основанием, на котором зиждилось  устройство; непререкаемый и неумолимый авторитет ее верховного вождя придавал этому фундаменту непоколебимую  прочность и устойчивость. По этой причине ни одна из знаменитых конниц древности или Средних веков (парфянская, персидская, рыцарская) ни по своим  боевым качествам, ни по своим достижениям  не может сравниться с кавалерией Чингисхана. Период Средних веков, предшествовавший изобретению пороха, можно вообще назвать веком расцвета конницы  и ее господства на полях битв. В  Европе такой "царицей полей сражения" была в то время тяжелая рыцарская  кавалерия, но с приходом монголов она  принуждена была на полях Лигницы в 1241 г. уступить свое первенство коннице этого азиатского кочевого народа, которая по справедливости должна быть признана для своей эпохи первой в мире. Она была тем мощным орудием, с помощью которого монгольский завоеватель диктовал миру свою человеческую волю.

 

Вот несколько изречений  из Билика, заключающих в себе все наставления, данные Чингисханом военным начальникам:

 

Ст. 3. Беки (начальники) тьмы, тысячи и сотни, приходящие слушать  наши мысли в начале и конце  года и возвращающиеся назад, могут  начальствовать войском; состояние  же тех, которые сидят в своей  юрте и не слышат мысли, походит на камень, попавший в большую воду, или на стрелу, пущенную в тростниковое место: они исчезают. Таким людям  не подобает командовать.

(Эта статья показывает, во-первых, что в армии Чингисхана  велась постоянная "военно-научная"  подготовка командного состава,  а во-вторых, что он придавал  этой подготовке важное значение.)

Ст. 4. Всякий, кто может  вести верно дом свой, может вести и владение; всякий, кто может устроить десять человек согласно условию, прилично дать тому тысячу и тьму, и он может устроить хорошо.

(Открывая младшим начальникам  виды на повышение, ст. должна  была служить поощрением к  проявлению усердия в службе.)

Ст. 6. Всякого бека, который  не может устроить свой десяток, того мы делаем виновным с женой и детьми и выбираем в беки кого-нибудь из его же десятка. Так же поступаем  с сотником, тысячником и темником беком.

Ст. 9. Всякую лошадь, бегущую  хорошо в жирном теле, если она побежит  также в полтеле и тощей, можно назвать хорошей.

Информация о работе Военное искусство Чингисхана