Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:05, реферат
Чингисхан - основатель и первый великий хан Монгольской империи, объединивший разрозненные монгольские племена; полководец, организовавший завоевательные походы монголов в Китай, Среднюю Азию, на Кавказ и Восточную Европу.
Чингисхан - основатель и первый великий хан Монгольской империи, объединивший разрозненные монгольские племена; полководец, организовавший завоевательные походы монголов в Китай, Среднюю Азию, на Кавказ и Восточную Европу.
С древности монголы вели фамильные списки (ургийн бичиг) своих предков. Родословная Чингисхана, основателя Монгольской империи, тесно связана с историей самих монголов.
Согласно «Сокровенному сказанию» , предком Чингисхана был, к Бортэ-Чино, который породнился с Гоа-Марал и поселился в Хэнтэе(центрально-восточная Монголия) вблизи горы Бурхан-Халдун. По предположению Рашид ад-Дина, это событие состоялось в середине VIII века. От Бортэ-Чино во 2—9 поколениях родились Бата-Цагаан, Тамачи, Хоричар, Ууджим Буурал, Сали-Хаджау, Еке Нюдэн, Сим-Сочи, Харчу.
В 10 колене родился Боржигидай-Мэргэн, первый из монгольских князей, носивший фамильное имя Мон. Он женился на Монголжин-гоа, единственной дочери Хорилардай-Мэргэна. В 11 колене фамильное древо продолжил Тороколджин-багатур, женившийся на Борочин-гоа, от них родились Добун-Мэргэн и Дува-Сохор. Женой Добун-Мэргэна стала Алан-Гоа, родом из хори-туматов (согласно Рашид ад-Дину, она была «из племени куралас»).
Пять детей Алан-гоа дали начало пяти монгольским родам — от Бэльгунотая повёлся род Бэльгунот, от Бугунотая — Бугунот, от Буху-Хадаки — Хадакин, от Бухату-Салджи — Салджиут. Пятый, Бодончар, был храбрым воином и правителем, от него пошёл род Борджигинов.
От четырёх детей Дува-Сохора — Доноя, Догшина, Эмнэга и Эрхэха — произошли некоторые племена ойратов. Уже в то время сформировалось первое монгольское государство Хамаг монгол улус, существование которого относится к середине XII века.
Темучин (так же часто указывается неверно трактующиеся транскрипция имя Темуджин) родился в урочище Делюн-Болдок на берегу реки Онон в семье одного из вождей монгольского племени тайчитув Есугей-багатура из рода Борджигин и его жены Оэлун из племени олхонут, которую Есугей отбил у меркита Еке-Чиледу. Мальчик был назван в честь пленённого Есугеем татарского вождя Темучина-Уге, которого Есугэй победил накануне рождения сына.
Год рождения Темучина остаётся до конца не выясненным, так как основные источники указывают на разные даты. По данным единственного прижизненного Чингисхану источника Мэн-да бэй-лу (1221) и согласно расчетам Рашид ад-Дина, сделанных им на основании подлинных документов из архивов монгольских ханов, Темучин родился в 1155 году.
. Источники называют разные
причины смерти — внезапная
болезнь, болезнь от
года на территории тангутского государства сразу после падения столицы Чжунсин (современный город Иньчуань) и уничтожения тангустского государства.
Согласно завещанию, преемником Чингисхана стал его третий сын Угедей.
Где был захоронен Чингисхан,
до сих пор точно не установлено,
источники приводят разные места
и возможные процессии
Согласно местным сказаниям, гробница Чингисхана находится недалеко от озера Табасун-нор. Предполагаемое местонахождения могилы — священная для монголов гора Бурхан-Халдун, а также урочище Делюн-Болдок (Верхнее течение Онона).
Ко времени восшествия
Чингисхана на императорский престол
относится окончательное
Прежде всего, Монгольский Самодержец озаботился устройством своей гвардии.
В составе гвардии имелась еще особо отборная часть - "тысяча храбрых" (багадуров). В битвах этот отряд употреблялся в решительные моменты, а в спокойное время составлял личную охранную стражу хана.
Привлекая степную аристократию
к службе в гвардии и на командных
постах в армии, Чингисхан дал
ей прочную организацию, заменившую
прежнее хаотическое положение,
когда ее представители были недисциплинированными
предводителями нестройных и часто
случайного состава ополчений. Отныне
служба в войсках и обязанности
начальников регулировались на основании
твердого военного законодательства.
В войсках установлена
Вся монгольская армия, по старому, идущему из дали веков обычаю, была организована по десятичной системе, т.е. поделена на тысячи, сотни и десятки; во главе крупных подразделений ставились опытные и лично известные верховному вождю начальники.
До нас не дошло сведений, какою властью обладали монгольские начальники. Генерал М.И.Иванин полагает, что власть эта была ограниченна. Например, орхоны (высшие войсковые начальники) могли производить в чины не выше как тысячника в войсках своего племени. В монгольской армии имелось учреждение вроде нашего генерального штаба; чины его носили название "юртаджи", а
главный начальник соответствовал современному генерал-квартирмейстеру. Главную обязанность их составляла разведка неприятеля в мирное и военное время. Кроме того, юртаджи должны были: распределять летние и зимние кочевки, при походных движениях войск исполнять обязанности колонновожатых, назначать места лагерей, выбирать места для юрт хана, старших начальников и войск. В землях оседлых они должны были располагать лагеря вдали от засеянных полей, чтобы не травить хлеба.
Для поддержания порядка в тылу армии имелась особая стража с функциями, близкими к тем, которые исполняются нынешними полевыми жандармами.
При войсках состояли особые чины по хозяйственной части - "черби".
Каждому племени определено
было пространство, на котором оно
должно было кочевать. В каждом таком
племени кибитки были соединены
в десятки, сотни, а в многочисленных
племенах и в тысячи под управлением
особых военно-территориальных
Роды и племена, смотря по их численности, выставляли строевые конные десятки, сотни и тысячи. Мелкие роды и племена, которые не могли укомплектовать целой строевой единицы, соединялись по нескольку в одну родовую или одну племенную группу; в противоположном случае они разбивались на меньшие группы. Следующие по порядку войсковые единицы - десятки тысяч, тьмы или тумены (тюмени) - лишь в редких случаях могли быть составлены из людей одного племени; обыкновенно они составлялись из разных племенных групп, выставлявших каждая по нескольку тысяч, с тем, чтобы в общей сложности была тьма. Иногда способ смешения племен в строевых единицах применялся намеренно, с целью парализования племенного сепаратизма. Так как Чингисхан вел почти постоянно войну, и войну успешную, доставлявшую войскам славу и значительную добычу, то, естественно, между племенами, служившими в одних сотнях или тысячах, подвергавшихся общей опасности, разделявших общие труды и славу, рождалось братство по оружию, которое мало-помалу ослабляло племенные антагонизмы. Благодаря этой политике многие бывшие при Чингис-хане крупные племена растворились в общей массе, потеряв даже свои названия.
Таким образом, часто враждовавшие между собою до Чингисхана монгольские племена при нем, в обстановке сплошных боевых успехов над внешними врагами, сливались в одну нацию, проникнутую национальным самосознанием и народной гордостью.
Во главе войсковых
подразделений ставились
При таком порядке комплектования монгольской армии сохранялся в неприкосновенности родовой строй, а обыкновенно и племенной состав населения, что создавало в частях войск помимо внешней, механической, связи прочную внутреннюю, органическую спайку: военачальники были из среды своей же аристократии, представителей которой люди привыкли видеть у себя во главе и
в гражданском быту; ратники одной и той же единицы являлись не случайным сборищем чужих между собой людей, а группой индивидуумов, связанных друг с другом родством, знакомством, общностью языка и т.п.
Всякого начальника десятка
или другой единицы, который оказался
бы непригодным для своей
Положительно изумляешься,
как в ту младенческую, с нашей
точки зрения, эпоху, когда в воине
независимо от его ранга ценились
почти исключительно
"Нет героя, подобного Есуге-баю, нет искусного в делах подобного ему человека. Однако, так как он не знает усталости и тягости похода, не чувствует ни жажды, ни голода, он и других людей из нукеров и воинов, которые будут вместе с ним, всех считает подобными себе в перенесении трудностей, а они не представляют силы и твердости перенесений. По этой причине не подобает ему начальствовать над войском. Подобает начальствовать тому, кто сам чувствует жажду и голод, и соразмеряет с этим положением положение других, и идет в дороге с расчетом, и не допустит, чтобы войско испытывало голод и жажду и четвероногие (кони) отощали. На этот смысл указывает: путь и работа по слабейшему из вас".
Не связанный историческими
традициями, руководящийся только своим
умом, здравым смыслом и опытом,
Чингисхан сам полагал
Вот несколько изречений из Билика, заключающих в себе все наставления, данные Чингисханом военным начальникам:
Ст. 3. Беки (начальники) тьмы, тысячи и сотни, приходящие слушать наши мысли в начале и конце года и возвращающиеся назад, могут начальствовать войском; состояние же тех, которые сидят в своей юрте и не слышат мысли, походит на камень, попавший в большую воду, или на стрелу, пущенную в тростниковое место: они исчезают. Таким людям не подобает командовать.
(Эта статья показывает,
во-первых, что в армии Чингисхана
велась постоянная "военно-научная"
подготовка командного состава,
Ст. 4. Всякий, кто может вести верно дом свой, может вести и владение; всякий, кто может устроить десять человек согласно условию, прилично дать тому тысячу и тьму, и он может устроить хорошо.
(Открывая младшим начальникам виды на повышение, ст. должна была служить поощрением к проявлению усердия в службе.)
Ст. 6. Всякого бека, который не может устроить свой десяток, того мы делаем виновным с женой и детьми и выбираем в беки кого-нибудь из его же десятка. Так же поступаем с сотником, тысячником и темником беком.
Ст. 9. Всякую лошадь, бегущую хорошо в жирном теле, если она побежит также в полтеле и тощей, можно назвать хорошей.