Внутренняя политика Турции в конце 50-х гг. ХХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы. В настоящее время актуальной проблемой является вопрос вхождения Турции в Европейский союз. Турция добивалась этого более 40 лет.опПосле Второй мировой войны началась стремительная практическая «вестернизация» Турции. Только в 1947 году на Турцию вместе с Грецией было распространено действие доктрины Трумена, Турция стала членом МВФ и МБРР и заключила военное соглашение с Соединенными Штатами. В 1949 году вступает в Европейский совет, в 1952 году становится полноправным членом НАТО. Совместно с Великобританией и Грецией в 1959 году Турция договаривается о создании Республики Кипр. В сентябре этого же года она обратилась Европейское экономическое сообщество с заявлением о членстве в этой организации.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Внутренняя политика Турции в конце 50-х гг. ХХ века 6
1.1. Социально-экономическое положение 6
1.2. Внешнеполитический курс 9
1.3. Рабочее движение 10
Глава 2. Последствия военного переворота в Турции 14
2.1. Деятельность Комитета национального единства 14
2.2. Политическая жизнь страны 21
Заключение 24
Литература 26

Работа содержит 1 файл

Военный переворот в Турции в 1960 г.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

В  конце 1961 г. 150 прогрессивно настроенных интеллигентов опубликовали так называемый «Манифест 150-ти», в котором была подвергнута критике экономическая политика правительства   и   выдвинуты   идеи   некапиталистического   пути   развития   Турции.

Участились выступления  прогрессивной студенческой молодежи и интеллигенции. В их среде возникли различные течения легального «турецкого социализма».

Идейная борьба по проблемам  социально-экономического развития страны не привела, однако, к объединению левых сил. 

В обстановке усиления борьбы за демократизацию общественно-политической жизни активизировалось профсоюзное движение. К началу 1970 г. общая численность турецкого пролетариата превышала 3,5 млн. человек. Если в 1960 г. профсоюзы объединяли 290 тыс. человек, то в 1970 г.— 1 200 тыс. В забастовочной борьбе в 1970 г. приняло участие около 1 млн. рабочих, в то время как за период с 1963 по 1968 г.— 74 тыс. рабочих. После создания в 1967 г. Конфедерации революционных рабочих профсоюзов изменился характер забастовочного движения. Наряду с выдвижением экономических требований рабочие начали выступать против засилья в экономике страны американских и западноевропейских монополий, за независимую демократическую   Турцию15.

В 1969 г. в связи с  усилением влияния прогрессивных  профсоюзов на рабочий класс правительство Демиреля опубликовало проект нового закона о профсоюзах, фактически отменявшего право на забастовку, предоставленное законом 1963 г. По призыву   профсоюзных  организаций  стамбульские и  измирские рабочие  объявили забастовку протеста. 16 июня 1970 г. около 100 тыс. рабочих 113 предприятий Стамбула и Измира вышли на демонстрации, требуя, чтобы правительство отказалось от пересмотра закона о профсоюзах. Конфедерация рабочих профсоюзов Турции, объединявшая большую часть профсоюзных организаций  стояла на позициях социал-реформизма. Существовавшие в стране левые группы и организации действовали разрозненно.

Разногласия по вопросам социального развития Турции привели  к расколу в конце 60-х годов  в рядах Рабочей партии и Федерации  революционной молодежи. Возникшие левоэкстремистские авантюристические группы — «Народно-освободительная армия Турции», «Народно-освободительный фронт Турции» сильно ослабляли левое движение страны. Некоторая часть молодежи под влиянием левацких идей стала прибегать к террористическим действиям. В то же время реакционные силы и мусульманские фанатики, поддерживаемые властями, часто провоцировали беспорядки   во   время   митингов и   демонстраций левых сил.

Внешняя политика правительства  Демиреля, как и коалиционных правительств Исмета Инёню и Суата Ургюплю, была направлена на сохранение союза с США и другими государствами Запада. Турецкое правительство неоднократно декларировало верность обязательствам, вытекающим из участия Турции в блоках НАТО и СЕНТО. По численности вооруженных сил Турция занимала в НАТО второе место и расходовала на военные цели значительную часть государственного бюджета. В сухопутные войска НАТО, штаб которых находился в Измире, было включено  12 турецких дивизий.

На территории Турции размещались американские военно-воздушные базы, радиолокационные станции и площадки для запуска ракет, обслуживавшиеся американским персоналом. Турция активно включалась в натовские военные приготовления на Ближнем и Среднем Востоке и регулярно принимала участие в маневрах   НАТО16.

Под влиянием позитивных изменений, обозначившихся на международной  арене в 60-х годах, в Турции усилилась  борьба против односторонней, проамериканской ориентации во внешней политике. Открылись перспективы нормализации советско-турецких отношений. В июне 1963 г. по приглашению Верховного Совета СССР в Советском Союзе побывала парламентская делегация Турции. В январе 1965 г. Турцию посетила делегация Верховного Сонета СССР. Состоялись взаимные визиты министров иностранных дел и глав  правительств.

Эти визиты содействовали  восстановлению добрососедских, дружественных  отношений между СССР и Турцией. В ходе переговоров стороны заявили о своей готовности и впредь строить и развивать отношения между обоими государствами на принципах полного равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, взаимного уважения независимости, суверенитета и территориальной целостности.

Улучшение межгосударственных отношений благоприятно сказалось  на развитии торгово-экономических и научно-культурных связей. В 1967 г. было подписано соглашение о поставках оборудования, материалов и об оказании Советским Союзом помощи Турции в строительстве ряда промышленных предприятий — алюминиевого, металлургического,  нефтеперерабатывающего  заводов.

Постепенно улучшались отношения Турции и с другими странами Восточной Европы Болгарией, Румынией, Венгрией, Чехословакией, ГДР. Значительно расширились ее торгово-экономические связи с этими странами.

Заключение

Военный переворот в  Турции ограничился лишь передачей власти из рук одной правящей группы в руки другой. Важно при этом то, что новые турецкие руководители не проявили стремления проводить более реалистический курс как во внутренней, так и во внешней политике

В январе 1946 г. группа депутатов  парламента создает Демократическую партию (ДП). На выборах 1950 г. эта партия одерживает внушительную победу. Президентом страны становится Джеляль Баяр. Приход к власти Демократической партии и приток американской помощи согласно плану Маршалла послужили началом проамериканского пути развития Турции. В 1952 г. Турция становится членом НАТО и предоставляет США военные базы на своей территории. Отказ от этатизма и поощрение свободного предпринимательства привели к экономическому развитию страны и расширению производства. Однако реформы проводились непоследовательно и сопровождались ростом внешней задолженности, девальвацией национальной валюты и политическими репрессиями против оппозиции.

В итоге 27 мая 1960 г. был  совершен государственный переворот. Мендерес, бывший премьер-министром во времена правления Демократической партии, был казнен, а сама ДП запрещена. Власть перешла в руки Комитета национального единства. По решению Комитета власть была передана Учредительному собранию. В свою очередь, Собрание приняло новую, более либеральную Конституцию. Стороники запрещенной ДП объединились в новую Партию справедливости. Вскоре ее возглавил Сулейман Демирель. Партия справедливости под руководством Демиреля сформировала правительство в 1965-м и 1969 гг., однако в 1971 г. произошел еще один военный переворот. Вмешательство военных во внутреннюю политику, приведшее к отставке правительства Демиреля в 1971 году, а еще в большей степени — военный переворот 1980 года, существенно осложнили отношения Турции с Западной Европой. С 1961 и вплоть до прихода к власти военных в 1980 г. на политической сцене Турции доминировали Народно-республиканская партия (НРП) и Партия справедливости. Обе эти партии пользовались примерно равным влиянием, а большинство сформированных ими правительств были коалиционными.

Для обретения полноправного  членства ЕС Турции предстояло пройти сложный и долгий путь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Алибеков И.В. Государственный капитализм в Турции. - М., 1966. – С. 89-93.
  2. Вдовиченко Д.И. Борьба политических партий в Турции (1946-1965 гг.) - М., 1967. – С. 67-78; 94-99.
  3. Гасратян М.А. Турция в 1960-1963 гг. Очерк внутренней политики. – М., 1965.- С. 35-48.
  4. Гасратян М.А., Моисеев П.П. Турция ждет перемен. -  М., 1963. – С. 13-34.
  5. Георгян Э.А. Турецкая Республика. Основные институты государственного строя. – М., 1975. – С. 23-27.
  6. Данилов В.И. Средние слои в политической жизни Турции в период подготовки и проведения государственного переворота 27 мая 1960 г. М., 1968. – С. 23-34.
  7. Киреев Н.Г. История этатизма в Турции.- М., 1991. – С. 56-63.
  8. Корниенко Р.П. Рабочее движение в Турции. 1918-1963 гг. - М., 1965. – С. 123-131.
  9. Моисеев П.П., Старченков Г.И. Стратегия экономического развития Турции: 20-80-е годы ХХ века // Народы Азии и Африки. - 1987.- № 2. – С. 24-28.
  10. Новичев А.Д. Турция. Краткая история. – М.. 1965. – С. 113-123.
  11. Розалиев Ю.Н. Экономическая история Турецкой Республики. М., 1980. – С. 109-115.
  12. Турция. История и современность: Сб. ст. – М., 1983.
  13. Холматов А.Х. Турция: государство и рыночные отношения. – М., 1992. – С. 13-16.
  14. Шлыков В.И. Политическая система Турции в 60-70 гг.// Турецкая Республика в 60-70-е годы. Вопросы общего политического развития. – М., 1984. – С. 50-64.
  15. Юрьев М.Ф. История стран Азии и Северной Африки после второй мировой войны (1945-1990). – М., 1994. – С. 134-140.

1 Вдовиченко Д.И. Борьба политических партий в Турции (1946-1965 гг.) – М., 1967. – С. 67.

2 Гасратян М.А. Турция в 1960-1963 гг. Очерк внутренней политики. – М., 1965. – С. 36.

3 Алибеков И.В. Государственный капитализм в Турции. – М., 1966. – С. 89.

4 Новичев А.Д. Турция. Краткая история. – М., 1965. – С. 113.

5 Юрьев М.Ф. История стран Азии и Северной Африки после второй мировой войны (1945-1990). – М., 1994. – С. 134.

6 Корниенко Р.П. Рабочее движение в Турции. 1918-1963 гг. – М., 1965. – С. 123.

7 Данилов В.И. Средние слои в политической жизни Турции в период подготовки и проведения государственного переворота 27 мая1960 г. – М., 1968. – С. 26.

8 Гасратян М.А., Моисеев П.П. Турция ждет перемен. – М., 1963. – С. 24.

9 Алибеков И.В. Указ. соч. С. 91.

10 Шлыков В.И. Указ. соч. С. 61.

11 Новичев А.Д. Указ. соч. С. 115.

12 Моисеев ПП., Старченков Г.И. Стратегия экономического развития Турции: 20-80-е годы ХХ века // народы Азии и Африки. – 1987. - № 2. – С. 26.

13 Холматов А.Х. Турция: государство и рыночные отношения. – М., 1992. – С. 13.

14 Розалиев Ю.Н. Экономическая история Турецкой Республики. – М., 1980. – С. 110.

15 Корниенко Р.П. Указ. соч. С. 127.

16 Шлыков В.И. Указ. соч. С. 64.


Информация о работе Внутренняя политика Турции в конце 50-х гг. ХХ века