Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:36, курсовая работа
Актуальность проблемы. В настоящее время актуальной проблемой является вопрос вхождения Турции в Европейский союз. Турция добивалась этого более 40 лет.опПосле Второй мировой войны началась стремительная практическая «вестернизация» Турции. Только в 1947 году на Турцию вместе с Грецией было распространено действие доктрины Трумена, Турция стала членом МВФ и МБРР и заключила военное соглашение с Соединенными Штатами. В 1949 году вступает в Европейский совет, в 1952 году становится полноправным членом НАТО. Совместно с Великобританией и Грецией в 1959 году Турция договаривается о создании Республики Кипр. В сентябре этого же года она обратилась Европейское экономическое сообщество с заявлением о членстве в этой организации.
Введение 4
Глава 1. Внутренняя политика Турции в конце 50-х гг. ХХ века 6
1.1. Социально-экономическое положение 6
1.2. Внешнеполитический курс 9
1.3. Рабочее движение 10
Глава 2. Последствия военного переворота в Турции 14
2.1. Деятельность Комитета национального единства 14
2.2. Политическая жизнь страны 21
Заключение 24
Литература 26
В конце 1961 г. 150 прогрессивно настроенных интеллигентов опубликовали так называемый «Манифест 150-ти», в котором была подвергнута критике экономическая политика правительства и выдвинуты идеи некапиталистического пути развития Турции.
Участились выступления прогрессивной студенческой молодежи и интеллигенции. В их среде возникли различные течения легального «турецкого социализма».
Идейная борьба по проблемам социально-экономического развития страны не привела, однако, к объединению левых сил.
В обстановке усиления борьбы за демократизацию общественно-политической жизни активизировалось профсоюзное движение. К началу 1970 г. общая численность турецкого пролетариата превышала 3,5 млн. человек. Если в 1960 г. профсоюзы объединяли 290 тыс. человек, то в 1970 г.— 1 200 тыс. В забастовочной борьбе в 1970 г. приняло участие около 1 млн. рабочих, в то время как за период с 1963 по 1968 г.— 74 тыс. рабочих. После создания в 1967 г. Конфедерации революционных рабочих профсоюзов изменился характер забастовочного движения. Наряду с выдвижением экономических требований рабочие начали выступать против засилья в экономике страны американских и западноевропейских монополий, за независимую демократическую Турцию15.
В 1969 г. в связи с
усилением влияния
Разногласия по вопросам социального развития Турции привели к расколу в конце 60-х годов в рядах Рабочей партии и Федерации революционной молодежи. Возникшие левоэкстремистские авантюристические группы — «Народно-освободительная армия Турции», «Народно-освободительный фронт Турции» сильно ослабляли левое движение страны. Некоторая часть молодежи под влиянием левацких идей стала прибегать к террористическим действиям. В то же время реакционные силы и мусульманские фанатики, поддерживаемые властями, часто провоцировали беспорядки во время митингов и демонстраций левых сил.
Внешняя политика правительства Демиреля, как и коалиционных правительств Исмета Инёню и Суата Ургюплю, была направлена на сохранение союза с США и другими государствами Запада. Турецкое правительство неоднократно декларировало верность обязательствам, вытекающим из участия Турции в блоках НАТО и СЕНТО. По численности вооруженных сил Турция занимала в НАТО второе место и расходовала на военные цели значительную часть государственного бюджета. В сухопутные войска НАТО, штаб которых находился в Измире, было включено 12 турецких дивизий.
На территории Турции размещались американские военно-воздушные базы, радиолокационные станции и площадки для запуска ракет, обслуживавшиеся американским персоналом. Турция активно включалась в натовские военные приготовления на Ближнем и Среднем Востоке и регулярно принимала участие в маневрах НАТО16.
Под влиянием позитивных изменений, обозначившихся на международной арене в 60-х годах, в Турции усилилась борьба против односторонней, проамериканской ориентации во внешней политике. Открылись перспективы нормализации советско-турецких отношений. В июне 1963 г. по приглашению Верховного Совета СССР в Советском Союзе побывала парламентская делегация Турции. В январе 1965 г. Турцию посетила делегация Верховного Сонета СССР. Состоялись взаимные визиты министров иностранных дел и глав правительств.
Эти визиты содействовали восстановлению добрососедских, дружественных отношений между СССР и Турцией. В ходе переговоров стороны заявили о своей готовности и впредь строить и развивать отношения между обоими государствами на принципах полного равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, взаимного уважения независимости, суверенитета и территориальной целостности.
Улучшение межгосударственных отношений благоприятно сказалось на развитии торгово-экономических и научно-культурных связей. В 1967 г. было подписано соглашение о поставках оборудования, материалов и об оказании Советским Союзом помощи Турции в строительстве ряда промышленных предприятий — алюминиевого, металлургического, нефтеперерабатывающего заводов.
Постепенно улучшались отношения Турции и с другими странами Восточной Европы Болгарией, Румынией, Венгрией, Чехословакией, ГДР. Значительно расширились ее торгово-экономические связи с этими странами.
Военный переворот в Турции ограничился лишь передачей власти из рук одной правящей группы в руки другой. Важно при этом то, что новые турецкие руководители не проявили стремления проводить более реалистический курс как во внутренней, так и во внешней политике
В январе 1946 г. группа депутатов парламента создает Демократическую партию (ДП). На выборах 1950 г. эта партия одерживает внушительную победу. Президентом страны становится Джеляль Баяр. Приход к власти Демократической партии и приток американской помощи согласно плану Маршалла послужили началом проамериканского пути развития Турции. В 1952 г. Турция становится членом НАТО и предоставляет США военные базы на своей территории. Отказ от этатизма и поощрение свободного предпринимательства привели к экономическому развитию страны и расширению производства. Однако реформы проводились непоследовательно и сопровождались ростом внешней задолженности, девальвацией национальной валюты и политическими репрессиями против оппозиции.
В итоге 27 мая 1960 г. был совершен государственный переворот. Мендерес, бывший премьер-министром во времена правления Демократической партии, был казнен, а сама ДП запрещена. Власть перешла в руки Комитета национального единства. По решению Комитета власть была передана Учредительному собранию. В свою очередь, Собрание приняло новую, более либеральную Конституцию. Стороники запрещенной ДП объединились в новую Партию справедливости. Вскоре ее возглавил Сулейман Демирель. Партия справедливости под руководством Демиреля сформировала правительство в 1965-м и 1969 гг., однако в 1971 г. произошел еще один военный переворот. Вмешательство военных во внутреннюю политику, приведшее к отставке правительства Демиреля в 1971 году, а еще в большей степени — военный переворот 1980 года, существенно осложнили отношения Турции с Западной Европой. С 1961 и вплоть до прихода к власти военных в 1980 г. на политической сцене Турции доминировали Народно-республиканская партия (НРП) и Партия справедливости. Обе эти партии пользовались примерно равным влиянием, а большинство сформированных ими правительств были коалиционными.
Для обретения полноправного членства ЕС Турции предстояло пройти сложный и долгий путь.
1 Вдовиченко Д.И. Борьба политических партий в Турции (1946-1965 гг.) – М., 1967. – С. 67.
2 Гасратян М.А. Турция в 1960-1963 гг. Очерк внутренней политики. – М., 1965. – С. 36.
3 Алибеков И.В. Государственный капитализм в Турции. – М., 1966. – С. 89.
4 Новичев А.Д. Турция. Краткая история. – М., 1965. – С. 113.
5 Юрьев М.Ф. История стран Азии и Северной Африки после второй мировой войны (1945-1990). – М., 1994. – С. 134.
6 Корниенко Р.П. Рабочее движение в Турции. 1918-1963 гг. – М., 1965. – С. 123.
7 Данилов В.И. Средние слои в политической жизни Турции в период подготовки и проведения государственного переворота 27 мая1960 г. – М., 1968. – С. 26.
8 Гасратян М.А., Моисеев П.П. Турция ждет перемен. – М., 1963. – С. 24.
9 Алибеков И.В. Указ. соч. С. 91.
10 Шлыков В.И. Указ. соч. С. 61.
11 Новичев А.Д. Указ. соч. С. 115.
12 Моисеев ПП., Старченков Г.И. Стратегия экономического развития Турции: 20-80-е годы ХХ века // народы Азии и Африки. – 1987. - № 2. – С. 26.
13 Холматов А.Х. Турция: государство и рыночные отношения. – М., 1992. – С. 13.
14 Розалиев Ю.Н. Экономическая история Турецкой Республики. – М., 1980. – С. 110.
15 Корниенко Р.П. Указ. соч. С. 127.
16 Шлыков В.И. Указ. соч. С. 64.
Информация о работе Внутренняя политика Турции в конце 50-х гг. ХХ века