Внутренняя политика Турции в конце 50-х гг. ХХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы. В настоящее время актуальной проблемой является вопрос вхождения Турции в Европейский союз. Турция добивалась этого более 40 лет.опПосле Второй мировой войны началась стремительная практическая «вестернизация» Турции. Только в 1947 году на Турцию вместе с Грецией было распространено действие доктрины Трумена, Турция стала членом МВФ и МБРР и заключила военное соглашение с Соединенными Штатами. В 1949 году вступает в Европейский совет, в 1952 году становится полноправным членом НАТО. Совместно с Великобританией и Грецией в 1959 году Турция договаривается о создании Республики Кипр. В сентябре этого же года она обратилась Европейское экономическое сообщество с заявлением о членстве в этой организации.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Внутренняя политика Турции в конце 50-х гг. ХХ века 6
1.1. Социально-экономическое положение 6
1.2. Внешнеполитический курс 9
1.3. Рабочее движение 10
Глава 2. Последствия военного переворота в Турции 14
2.1. Деятельность Комитета национального единства 14
2.2. Политическая жизнь страны 21
Заключение 24
Литература 26

Работа содержит 1 файл

Военный переворот в Турции в 1960 г.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

Одновременно меджлис  внес в статьи 141 —142 уголовного кодекса положения, предусматривавшие смертную казнь для руководителей коммунистических организаций страны, включив в их число и Общество сторонников мира. Меджлис принял также закон, запрещавший профессорам и преподавателям университетов заниматься политической деятельностью, выступать и публиковать статьи на политические темы в прессе.

Подвергались  гонениям  национальные меньшинства.   ДП   начала религиозную кампанию, направленную против инаковерующих.

1 - 7 сентября 1955 г. правительство Мендереса организовало погромы в Стамбуле и Измире, в результате которых было разграблено и разрушено много домов, магазинов, мастерских, школ, принадлежавших грекам, армянам и евреям.

В условиях нарастающего недовольства, пытаясь предотвратить  крах своего режима, ДП встала на путь массовых репрессий. Аресты производились среди всех слоев населения. 18 апреля 1900 г.   была  создана   парламентская   комиссия   по   расследованию «подрывной  деятельности» ПРИ. Комиссия приняла  решение запретить на три месяца проведение собраний и съездов оппозиционных партий и публикацию  в газетах любой  политической   информации.

Борьба между ДП и  ПРИ за власть обострилась. В межпартийную борьбу включились студенты, примыкавшие к оппозиции и выступавшие против деспотических методов   правления   ДП.

27 апреля 1960 г. студенты Стамбульского университета провели митинг и знак протеста  против  массовых  репрессий. На следующий день состоялась многотысячная демонстрация с участием студентов всех факультетов. Порлиция пустила в ход слезоточивые газы и открыла огонь по демонстрантам. В результате столкновения были убитые и раненые.

Расстрел мирной демонстрации в Стамбуле вызвал всеобщее возмущение. Со всех концов страны поступали многочисленные телеграммы с требованием привлечь к судебной ответственности виновников расправы ос студентами. Студенты Анкарского университета в знак солидарности со студентами Стамбульского университета 29 апреля проведен митинг на площади Кызылай у памятника Атаюрку. Студенческие демонстрации состоялись также  других городах8.

Правительство Мендереса  объявило в Стамбуле и Анкаре военное  положение, запретило собрания, демонстрации, а также публикацию в печати каких-либо сообщений о происходящих событиях. 21 мая 1960 г. курсанты военного училища в Анкаре устроили демонстрацию в знак солидарности со студентами. Среди молодых офицеров задолго до студенческих демонстраций был организован Тайный комитет, поставивший своей задачей свержение правительство Мендереса. Начавшаяся чистка в армии ускорила события. На рассвете 27 мая по приказу Тайного комитета части Анкарского и Стамбульского гарнизона заняли правительственные здания, арестовали министров и руководителей ДП. Режим Баяра-Мендереса рухнул. В результате государственного переворота 27 мая к власти пришел Комитет национального единства во главе с генералом Джемалем Гюрселем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Последствия  военного переворота в Турции

2.1. Деятельность  Комитета национального единства

 

Комитет национального  единства, взявший власть в Турции в результате государственного переворота 27 мая I960 г., распустил меджлис (парламент), упразднил конституцию и объявил вне закона Демократическую партию (ДП), конфисковав партийные средства в пользу государства. Руководители ДП и правительства, видные депутаты, высшие должностные лица (около 600 человек) во главе с президентом Джелялем  Баяром  и премьер-министром  Аднаном Мендересом  были  арестованы.

28 мая 1960 г. было сформировано  Временное правительство под  председательством генерала Джемаля Гюрселя, который в 1958 —1960 гг. занимал пост командующего сухопутными войсками, а затем в знак протеста против использования армии для   подавления   студенческих   демонстраций   ушел в   отставку.

Программа нового правительства предусматривала  отмену антидемократических законов, восстановление демократии и правопорядка, оздоровление финансов, подготовку новой конституции и новых законов. Для того, чтобы вывести страну из тяжелого финансового кризиса, правительство выпустило внутренний заем «свободы и стабилизации» на 500 млн. лир и новые денежные знаки на сумму 700 млн. лир.

Были изданы новые законы о подоходном, поземельном налогах, а также  о налоге на строения, которые ликвидировали  существовавшие налоговые льготы для  помещиков, промышленников и импортно-экспортных торговых объединений. Но эти законы не облегчили положение трудящихся масс, которые по-прежнему несли основную тяжесть налогового обложения. К тому же простое увеличение налоговых поступлений от населения, промышленности и торговли не покрывало колоссального бюджетного дефицита, который был вызван огромными военными расходами, связанными с участием Турции в НАТО и СЕНТО, а также необходимостью выплаты взносов на погашение внешнего государственного долга, достигшего к 1960 г. 5  млрд.   лир9.

Валютно-финансовый кризис и обесценение турецкой лиры привели к снижению деловой активности частных и государственных предприятий и резко ухудшили экономическое положение страны. На почве экономических трудностей и неудовлетворенности народных масс социально-экономическими мероприятиями правительства обострились разногласия среди членов Комитета национального единства.

С первых же дней работы комитета выявились различные точки  зрения по вопросу о путях социально-экономического развития страны. Радикально настроенные офицеры, представлявшие интересы средних слоев города и деревни, считали необходимым прежде всего провести неотложные реформы в области социально-экономических и земельных отношений, государственного устройства, образования и культуры в интересах народа. Они выступали за то, чтобы освободить страну от опеки США и превратить ее в независимую демократическую республику, опирающуюся на национальные силы и ресурсы. Генералы и высшие офицеры, придерживавшиеся умеренных или консервативных взглядов, высказывались против пересмотра основ внутренней и внешней политики Турции. Они предлагали после парламентских выборов передать власть гражданскому правительству, которое бы и осуществило реформы в целях развития экономики и культуры. В ноябре 1960 г. 14 радикально настроенных офицеров были исключены из состава Комитета национального единства, а на их место назначены офицеры, поддерживавшие умеренную политику правительства. Отстранив от власти фактических организаторов переворота, Комитет национального единства во главе с Гюрселем завоевал на свою сторону симпатии буржуазии, помещиков и их политических партий, стремившихся взять государственную  власть  в   свои  руки.

6 января 1961 г. открылось  Учредительное собрание. Его деятельность  ограничилась подготовкой и принятием 27 мая того же года конституции и нового избирательного закона. В основу новой конституции, которая вступила в силу после референдума 9 июля, был положен принцип защиты неприкосновенности буржуазного государственного строя и капиталистической частной собственности. Вместе с тем она впервые в истории Турции предоставила некоторые социальные и экономические права трудящимся: право создавать без предварительного получения разрешения у властей политические партии и профсоюзы, право на ежегодные оплачиваемые отпуска. Конституция провозглашала Турцию «национальным, демократическим, светским и социально-правовым государством». Выборы в Великое национальное собрание, состоящее из двух палат — национальной (450 депутатов) и сената (150 сенаторов), объявлялись свободными, равными, всеобщими и прямыми (прежде они были двухстепенными)10.

В соответствии с решением Верховного трибунала 15 сентября 1961 г. бывшие премьер-министр Аднан Мендерес, министр иностранных дел Фатин  Зорлу, министр финансов Хасан Полаткан были казнены; 461 человека приговорили к различным срокам тюремного заключения 15 октября 1961 г. состоялись выборы в национальную палату и сенат. В выборах участвовали Народно-республиканская партия (НРП), защищавшая интересы национальной буржуазии, мелких и средних помещиков, зажиточных крестьян, мелких торговцев и трудовой интеллигенции; созданная в 1961 г. Партия справедливости (ПС) — выразительница интересов крупной буржуазии и помещиков, которая заимствовала основные положения программы распущенной Демократической партии (многие бывшие члены ДП вошли в состав Партии справедливости); Буржуазная партия новой Турции, а также ряд мелких партий.

Ни одна из партий, выставивших своих кандидатов в депутаты, не получила достаточного количества мандатов для образования однопартийного кабинета. Вследствие этого возникли трудности с формированием правительства и избранием Великим национальным собранием президента республики. Лишь под давлением Комитета национального единства президентом был избран генерал Гюрсель. После итого Комитет принял решение о самороспуске. Однако военные, образовав Совет национальной безопасности, оставили за собой право в случае необходимости вмешиваться в государственные дела11.

В ноябри 1961 г. Народно-республиканская  партия и Партия справедливости сформировали на паритетных началах коалиционное правительство во главе с лидером НРП Исметом Инёню. Из-за серьезных разногласий по вопросам внутренней политики коалиционное правительство оказалось неспособным вывести страну из тяжелого экономического кризиса. Партия справедливости требовала «либерализации» экономики, ограничения капиталовложений в государственный сектор и поощрения частных и иностранных инвестиций. Она выступала также против аграрной реформы и стояла за поддержку крупных капиталистических хозяйств.

Депутаты этой партии всячески тормозили работу правительства. Они настаивали на принятии закона об амнистии для всех осужденных руководителей ДП. В этих условиях курсанты Анкарского военного училища, активные участники переворота 27 мая 1900 г., считая, что новый режим свернул Турцию с пути Кемаля Ататюрка, в феврале 1902 г. попытались устроить новый переворот, но потерпели неудачу. Вторая попытка переворота, предпринятая той же группой офицеров в мае 1963 г., также была подавлена. Руководители этого выступления были казнены, многие участники приговорены к различным срокам тюремного заключения.

Борьба политических партий за власть мешала нормальной работе правительства. На протяжении трех лет Исмет Инёню, за спиной которого стояла армия, трижды формировал коалиционный кабинет.

В 1962 г. удалось образовать Государственную 
плановую комиссию и утвердить первый пятилетний план экономического развития на 1963 —1967 гг., что имело положительное значение для развития экономики.

В сентябре 1963 г. Турция вступила в «Общий рынок» в качестве ассоциированного (фактически неравноправного) члена. Но надежды на смягчение экономических трудностей в результате присоединения к ЕЭС не оправдались.

В феврале 1905 г. третье коалиционное правительство Исмета Инёню подало в отставку, так и не выполнив своей программы проведения аграрной, налоговой и административной реформы в области просвещения и культуры. Четвертое коалиционное правительство возглавил «независимый» сенатор Суат Хайри Ургюплю; его задачей являлась подготовка и проведение очередных выборов в парламент, которые и состоялись 10  октября 1965  г.12

На выборах победу одержала Партия справедливости. Она  обеспечила себе голоса крестьян, пообещав поднять закупочные цены на зерно, широко использовала поддержку духовенства, кулачества и верхушки курдских племен.

Впервые в истории  страны в парламентских выборах 1965 г. участвовала со своей программой Рабочая партия Турции (РПТ), созданная в феврале 1961 г. прогрессивными деятелями профсоюзов; она получила 15 депутатских мест. В течение пяти лет (до запрещения РПТ) депутаты этой партии с трибуны парламента защищали интересы рабочего класса, средних слоев и разоблачали антинародную   политику правых партий.

В марте 1966 г. ввиду болезни президента Гюрселя новым президентом был избран начальник Генерального штаба Джевдет Сунай, ревностный сторонник ориентации   на военный союз с США и сотрудничество с НАТО. Сформированное лидером Партии справедливости Сулейманом Демирелем в октябре 1965 г. однопартийное правительство сделало упор на развитие частной инициативы и привлечение в страну иностранного капитала. Второй пятилетний план (1968—1972 гг.) предусматривал уменьшение доли государственных капиталовложений в экономику и увеличение в инвестициях доли частного сектора и иностранных    монополий13

В области сельского  хозяйства правительство ПС взяло  курс на постепенное превращение  помещиков в капиталистических  фермеров — владельцев крупных механизированных хозяйств, которые могли бы обеспечить страну товарным хлебом, продуктами животноводства и сырьем для промышленности. Правительство поддерживало кулацкие и зажиточные крестьянские хозяйства дешевыми кредитами для закупки машин, минеральных удобрений и высокоурожайных семян. В результате широкого применения машин удалось несколько поднять сельскохозяйственное производство, увеличить сбор товарного зерна и продукцию животноводства. Однако развитие капитализма в сельском хозяйстве сопровождалось массовым разорением и сгоном с земли крестьян-арендаторов. Капиталистический путь решения аграрного вопроса принес миллионам турецких крестьян нищету и резко обострил классовую борьбу в деревне.

Благодаря некоторому подъему  промышленного и сельскохозяйственного  производства, нормализации внутренней жизни Партия справедливости вновь одержала победу па парламентских выборах в октябре 1969 г. Чисто депутатских мост всех оппозиционных партий, кроме НРП, значительно сократилось. Разногласия внутри РПТ ослабили ее, и она получила лишь два места в парламенте.

В программе нового правительства  Демиреля вновь говорилось о мероприятиях в целях подъема промышленности и сельского хозяйства, о широком  привлечении иностранного капитала. Особый упор делался па создание смешанной  экономики, т. е. участие иностранного капитала в строительстве заводов, фабрик, эксплуатации естественных богатств, создание совместных импортно-экспортных объединений, торговых и кредитно-банковских учреждений14.

В смешанных предприятиях главную роль играл американский капитал, а с конца 60-х годов и капитал ФРГ. Американские и западногерманские монополии заняли прочные позиции во многих отраслях турецкой экономики, в частности в нефтяной, сборочной, резинотехнической промышленности. Прогрессивно-националистические круги не поддерживали политику создания смешанной экономики. Их призыв к борьбе за развитие независимой от и иностранных монополий отечественной промышленности получил широкую поддержку со  стороны   народных   масс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Политическая  жизнь страны

 

Уничтожение тоталитарного режима в Турции в результате переворота 21 мая 1960 г.   и   восстановление   некоторых   демократических   институтов способствовали вовлечению в активную политическую жизнь различных слоев общества.  

Информация о работе Внутренняя политика Турции в конце 50-х гг. ХХ века