Внешняя политика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:52, реферат

Описание работы

В середине 80-х годов руководство СССР пришло к выводу о необходимости покончить с пятнадцатилетним “застоем” через ускорение социально-экономического развития страны. Необходимость ускорения обосновывалось четырьмя факторами: во-первых, острыми, нерешенными социальными задачами (продовольственной, жилищной, ширпотреба, здравоохранения, экологической); во-вторых, угрозой слома военно-стратегического паритета; в-третьих, необходимостью восстановления экономической независимости страны прежде всего по стратегическим поставкам; наконец, угрозой экономического кризиса.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 40.62 Кб (Скачать)

В декабре 1988 г. премьер-министр Индии Раджив Ганди посетил Пекин по приглашению правительства КНР, положив тем самым начало нормализации индийско-китайских отношений, зашедших в тупик в результате китайско-индийской пограничной войны 1962 г. В мае следующего, 1989 г. Президент М.С. Горбачев совершил официальный визит в Пекин, в ходе которого были полностью нормализованы как межгосударственные отношения СССР и КНР, так и межпартийные связи КПСС и КПК. Дезинтеграция Советского Союза и запрещение КПСС не повлекли за собой сколько-нибудь заметного ухудшения российско-китайских отношений: уже в мае 1991 г. было подписано соглашение России с КНР о восточном участке российско-китайской границы, составлявшем предмет двадцатилетнего спора (ратифицировано Госдумой РФ в 1992 г.). В этот же период произошло незначительное охлаждение российско-индийских отношений, вызванное тем, что приоритеты внешней политики РФ сместились в сторону Запада и ее позиция по кашмирскому вопросу утратила былую однозначность.

С 1992 г. двусторонние отношения в рамках треугольника стабильно и уверенно развиваются, происходит регулярный обмен визитами на высшем уровне. В сентябре 1993 г. между  Китаем и Индией было подписано Соглашение о поддержании мира и спокойствия  вдоль линии фактического контроля, положившее начало серии двусторонних соглашений, касающихся мер по укреплению доверия в пограничной зоне. В  январе 1993 г., выступая в индийском  парламенте, Президент России Б.Н. Ельцин заявил о твердой и безоговорочной поддержке Индии в кашмирском вопросе, а в июне 1994 г., во время  официального визита в Москву премьер-министра Индии Нарасимха Рао, была подписана  Московская декларация о защите интересов  многонациональных государств, в  которой утверждалась необходимость  «безусловного соблюдения принципов  уважения территориальной целостности  и государственного единства» многонациональных  государств как «одного из ключевых факторов» их жизнедеятельности. В  том же 1994 г. были урегулированы вопросы, касающиеся западного участка российско-китайской  границы (соответствующий договор  был ратифицирован в июле 1995 г.).

Переход полноценного двустороннего сотрудничества между  Россией, Индией и Китаем на новый, стратегический уровень произошел в апреле 1997 г., когда во время пребывания в  Москве Президента КНР Цзян Цзэминя  лидерами обоих государств была подписана  двусторонняя Декларация о многополярном  мире и формировании нового международного порядка, в которой отношения России и Китая были обозначены как «равноправное доверительное партнерство, направленное на стратегическое взаимодействие в XXI веке». Во время переговоров, прошедших в мае 2000 г. в Пекине между Президентом Индии К.Р. Нараянаном и Президентом КНР Цзян Цзэминем, лидеры двух стран пришли к единому мнению по ряду международных вопросов; в частности, была подчеркнута необходимость проявить в ООН совместную индийско-китайскую инициативу, направленную на защиту прав и интересов развивающихся стран и установление нового, справедливого мирового порядка. Обе стороны признали, что им необходимо отказаться от былого соперничества за влияние в Азии и перейти к взаимовыгодному сотрудничеству, в котором приоритетными направлениями были названы развитие информационных технологий и борьба с международным терроризмом. К.Р. Нараянан и Цзян Цзэминь выразили уверенность в дальнейшем расширении и укреплении индийско-китайских отношений, которые китайские политологи уже сегодня характеризуют как «естественное стратегическое партнерство».

В июле того же года, во время официального визита в КНР  Президента РФ В.В. Путина, была подписана  совместная Пекинская декларация, в  которой стороны подчеркнули, что  «развитие отношений равноправного  доверительного партнерства и стратегического  взаимодействия имеет важное значение для укрепления всестороннего сотрудничества между Китайской Народной Республикой  и Российской Федерацией, упрочения  дружбы народов Китая и России, способствует формированию многополярного мира и нового справедливого и  рационального международного порядка». И, наконец, кульминацией усилий России по укреплению стратегического взаимодействия в рамках «треугольника» стало подписание во время октябрьского визита в Дели Президента России В.В. Путина российско-индийской  Декларации о стратегическом партнерстве (2000 г.), в которой Индия и Россия выразили общую заинтересованность «в формировании справедливого, равноправного  и сбалансированного многополярного мира, который обеспечит безопасность и стабильность следующим поколениям».

Таким образом, сегодня в Евразии формируется  не новый военно-политический блок, ставящий под угрозу чью-либо национальную безопасность, а естественный геополитический  союз, преследующий более комплексные  и долгосрочные задачи, нежели простое  противостояние «американскому гегемонизму».

Заключение

Развитие советского общества во второй половине 80-х годов  прочно увязывается с понятием «перестройка». Этим понятием обозначался переворот  вначале в сознании граждан, а  затем -- в экономической и, в конечном счете, во всей внутренней политике СССР. В итоге "перестройка" превратилась в символ глубинного обновления и  одновременно изменения всей социалистической системы и ее положения в мире.[ Боффа Дж. История Советского Союза. - М: Международные отношения, 1994.

]

Период постепенного качественного преобразования социалистической системы на основе далеко идущих планов и расплывчатых представлений о  фундаментальном переустройстве и  прочной стабилизации советского социализма, призванного стать образцом для  всего человечества, длился неполные четыре года, приблизительно с начала 1987 до середины 1990 г. Разумеется, такого срока было заведомо недостаточно для  создания действительно обновленной  системы. Вопрос о том, могла ли подобная система быть сформирована и функционировать, остается и по-видимому еще долго будет оставаться предметом идеологических споров.

Переворот, слом партийно-государственных структур СССР могли произойти только в  условиях нарастающих экономических  трудностей, которые во многом определялись непроизводительными расходами. После  прихода Горбачева к власти был  осуществлен целый ряд мер, направленных (на словах) на улучшение экономического состояния страны. Однако поставленные цели достигнуты не были. Перестройка  политической и экономической систем СССР закончилась разрушением и  системы, и СССР.

Информация о работе Внешняя политика России