Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 15:41, реферат
Целью данной контрольной работы является анализ внешней политики России и выявление ее места в системе международных отношений.
Задачи и структура работы.
Глава 1. Политика и международные отношения.
Дать определение внешней политике государства (сущность, формирование, функции и методы осуществления);
систематизировать типологию международных отношений;
дать теоретическое обоснование международных отношений;
выявить глобальные проблемы современности и их влияние на международную политику.
Глава 2. Россия в мировом политическом процессе.
определить место России в системе международных отношений;
установить основные тенденции развития внешней политики современной России;
определить и охарактеризовать современные геополитические реалии России;
охарактеризовать геополитическое положение современной России.
Для западных политиков,
несмотря на определенную слабость, Россия
по-прежнему остается «слишком большой»
и потенциально «слишком сильной» страной.
Не случайным является приглашение России
присоединиться к «большой семерке» ведущих
развитых государств и составить вместе
с ними «большую восьмерку». По мнению
ряда исследователей, «семерка» стала
эффективным регулятивным центром международных
отношений, продолжающих оставаться системой
децентрализованной и подчас стихийной.
Как регулятивный центр «семерка»/«восьмерка»
решает две важные задачи функционирования
системы международных отношений: 1) ликвидировать
существующие и не допускать возникновения
в будущем региональных конфронтационных
военно-политических осей; 2) активизировать
демократизацию стран с авторитарными
режимами (создание единого мирового политического
пространства)[34] .
Стать полноценным
членом «большой восьмерки» — сложная
задача, поскольку членство в ней связано
не только с правами, но и определенными
финансовыми обязательствами, которые
сегодняшней России пока не по плечу. Улучшение
же внутренних экономических показателей
и выполнение взятых на себя серьезных
обязательств, безусловно, скажется на
повышении роли России в принятии экономических
и политических решений мирового уровня
в рамках «восьмерки».
Никто из внешнеполитических
партнеров не сомневается, что главной
задачей внешней политики самостоятельной
России является возрождение и укрепление
ее международных позиций. На реализацию
этой задачи нацелены разработанные Правительством
Основные положения концепции внешней
политики Российской Федерации.
Одной из особенностей
данной концепции является отсутствие
идеологических установок или политических
пристрастий к какой-либо политической
силе, поворот к национальным интересам
России и ее гражданам, защита которых
и есть предназначение внешней политики
ответственного демократического государства.
К основным положениям
относятся: обеспечение процессов формирования
государственности России и защита ее
территориальной целостности; создание
условий, обеспечивающих стабильность
и необратимость политических и экономических
реформ; активное и полноправное участие
России в строительстве новой системы
международных отношений, в которой ей
было бы обеспечено достойное место.
В складывающейся системе
международных отношений
Любые действия, направленные
на подрыв целостности Российской Федерации,
интеграционных процессов в СНГ, нарушение
прав и свобод человека, вооруженные конфликты
в сопредельных государствах рассматриваются
как угроза безопасности страны и жизненно
важным интересам ее граждан.
Принципиальное значение
для защиты внешнеэкономических
интересов России имеет сохранение и развитие
хозяйственных связей с бывшими союзными
республиками. В целях создания эффективной
системы комплексной безопасности сотрудничество
и в военно-политической сфере[35] .
В фокусе внимания российской
внешней политики остаются отношения
со странами Востока и Центральной Европы,
находящихся в исторически сложившейся
сфере ее интересов. Ни в коей мере не должна
ущемляться роль России в урегулировании
ряда международных конфликтов, чреватых
угрозой перерастания в широкомасштабную
войну.
Для России большую
значимость имеют отношения со странами
Западной Европы. Они важны с точки
зрения вхождения в формирующееся
политическое, экономическое, правовое,
социальное пространство, ядром которого
выступает Европейское
Объективной базой
развития российско-американских отношений
является взаимная заинтересованность
в формировании стабильной и безопасной
системы международных
В Азиатско-Тихоокеанском
регионе внешнеполитические приоритеты
включают развитие сбалансированных и
стабильных отношений со всеми странами,
особенно с Китаем, Японией и Индией.
Российская внешнеполитическая
концепция имеет целью
2.2. Внешняя политика
современной России
Изменения в мировой
политике после окончания «холодной
войны», а также начавшаяся в стране
демократизация поставили Россию в
положение страны, которая должна
заново определить свое место в мировой
политике, выявить те приоритеты своей
внешнеполитической деятельности, которые
определят ее роль и влияние на мировой
арене. Выработка же такой стратегии и
тактики определяется не только перспективными
планами обновления страны, она в полной
мере испытывает на себе влияние политических
традиций, массовых и элитарных стереотипов,
современных внешнеполитических отношений[36]
.
В настоящее время
можно говорить о трех основных направлениях
(путях, вариантах) выработки Россией
своей линии поведения на международной
арене.
Первый вариант выбора
внешнеполитической стратегии связан
с попытками сохранения статуса великой
державы и продолжения прежней экспансионистской
политики, направленной на расширение
зоны политического влияния и контроля
над другими государствами. Несмотря на
несбыточность такого рода альтернативы,
можно констатировать наличие в стране
определенных ресурсов для ее воплощения.
Прежде всего такая политика возможна
на основе угрозы использования государством
своего военного, прежде всего атомного,
потенциала, воплощения определенных
амбиций части политического руководства,
а также непреодоленных массовых стереотипов
(антизападнических, шовинистических
и др.)[37] .
Второй путь предполагает
обретение Россией статуса
Третий путь предполагает,
что Россия может занимать сугубо
прагматическую внешнеполитическую позицию,
основанную на принципиальной равноудаленности
от тех или иных блоков сил и прагматическом
сближении или отдалении от конкретных
коалиций и государств. Тем самым ее общегосударственные
интересы будут формироваться на внеидеологической
основе, видоизменяясь в зависимости от
конкретной складывающейся ситуации.
При таком подходе к внешнеполитическим
задачам страна сможет сделать упор на
решение экономических и других внутренних
проблем[38] .
В реальной политической
деятельности государства переплетаются
элементы каждой из трех возможных
стратегий, и каждая из них предполагает
непременное решение задач, связанных
с выработкой принципиальных отношений
как минимум к трем группам
своих внешнеполитических контрагентов:
своим союзникам, Западу и странам «третьего
мира».
Среди приоритетных
направлений внешней политики России
можно выделить следующие[39] :
создание новой
системы взаимоотношений с
вхождение в европейское
и мировое сообщество;
разработка новых
принципов межгосударственных отношений
с бывшими республиками СССР;
разработка новой
военно-политической доктрины в изменившемся
геополитическом пространстве;
активизация отношений
с Китаем, странами Юго-Восточной Азии;
равноправное развитие
отношений с США;
противодействие установлению
«однополюсного» мира под эгидой
США;
участие в миротворческих акциях прекращения вооруженных конфликтов под эгидой ООН.
2.3 Геополитическое
положение современной России
Роль и место
России в современном мире во многом
определяется ее геополитическим положением,
т.е. размещением, мощью и соотношением
сил в мировой системе
Одной из важных составляющих
геополитического положения является
способность контролировать ключевые
пространства и географические точки.
Такая способность является производной
от степени самодостаточности (жизнеспособности)
геополитического субъекта. С точки зрения
своего геополитического положения Россия
как прямая преемница СССР и Российской
империи оказалась в новой ситуации. Эта
ситуация сложилась в результате действий
определенных геополитических закономерностей[40]
.
Обеспечение процессов
формирования государственности России
и защиты ее территориальной целостности
считается приоритетной в области
внешней политики. Для России является
важным завершить процесс становления
в нынешних границах как современного
российского государства. При этом укрепление
государственности таких республик, как
Украина, Казахстан, Белоруссия, а также
экономическая интеграция с ними со стороны
России должны поддерживаться самым активным
образом. Именно эти три государства наиболее
важны с точки зрения геополитических
интересов России[41] .
Для России немаловажным
является вопрос: будет ли она контролировать
нефтепотоки с открытых крупных
месторождений нефти и газа на
шельфе Каспия? Каспийский бассейн, как
Черноморский и Балтийский, составлял
значительную часть российского геостратегического
потенциала. Одна из закономерностей геополитического
процесса заключается в том, что если контроль
над пространством теряет один из геополитических
субъектов, то его приобретает другой
субъект. «Тюркский» и «исламский» фактор
в условиях ослабления России как геополитического
субъекта стал активно проявлять себя
в направлении Центральной Азии, Поволжья
и Северного Кавказа, используя при этом
разные плацдармы, в том числе и азербайджанский[42]
.
Для российского
геополитического положения небезразличны
изменения, происходящие на европейском
пространстве и связанные с продвижением
НАТО на Восток. Геополитически это
означает вторжение Запада в ту сферу,
которая исконно была «незападной».
«Рубеж конфликта длительностью в тринадцать
веков» (С. Хантингтон) передвинулся на
пространство Киевской Руси.
Существует точка
зрения, согласно которой на западных
рубежах возникает своего рода «санитарный
кордон» стран НАТО, отрезающий Россию
от Балтики и Черного моря, контролирующий
все транспортные выходы на Запад и превращающий
Калининградскую область в оторванный
от основной российской территории эксклав.
Другая точка зрения
в менее драматизированной
В нынешних сложных
условиях реализовать свои стратегические
интересы в западноевропейском и восточноевропейском
регионах удастся, если Россия будет опираться
не на «геополитический императив», реанимируя
свои прошлые имперские амбиции, а на свой
экономический потенциал[43] .
Если иметь в
виду восточное направление, то российские
позиции на Дальнем Востоке, Восточной
Азии и западной части Тихого океана оказались
под угрозой. Место России в качестве «сверхдержавы»
сегодня занимает Китай, так как он оказался
более конкурентоспособным. По ВВП Китай
передвинулся в лидирующие страны: вместе
с Японией делит 2- места в мире, прогнозам
Мирового банка, Китай через 20 лет переместится
на первое место в мире, США спустится
на второе место, за ним будут следовать
Япония, Индия и Индонезия[44] .
И в Азиатско-Тихоокеанском
регионе, который будет представлять
собой самый перспективный регион в XXI
в., геополитический статус России как
мировой державы будет определяться в
первую очередь основными показателями
экономической политики. Россия на протяжении
всей своей истории всегда была серьезным
геополитическим субъектом. Она и сегодня
является страной с самой большой в мире
территорией, которая расположилась на
двух континентах.
Задача, которую Россия сама должна решить, – не допустить, во-первых, ущемления своих позиций на мировой арене, во-вторых, оттеснения от участия в решении проблем, затрагивающих ее стратегические интересы[45] .
Заключение
Информация о работе Внешняя политика России и международные отношения