Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 15:41, реферат
Целью данной контрольной работы является анализ внешней политики России и выявление ее места в системе международных отношений.
Задачи и структура работы.
Глава 1. Политика и международные отношения.
Дать определение внешней политике государства (сущность, формирование, функции и методы осуществления);
систематизировать типологию международных отношений;
дать теоретическое обоснование международных отношений;
выявить глобальные проблемы современности и их влияние на международную политику.
Глава 2. Россия в мировом политическом процессе.
определить место России в системе международных отношений;
установить основные тенденции развития внешней политики современной России;
определить и охарактеризовать современные геополитические реалии России;
охарактеризовать геополитическое положение современной России.
преодоление экономической
и культурной отсталости, нищеты в
развивающихся странах Азии, Латинской
Америки, Африки;
проблема человека,
включая измерение
Поскольку эти проблемы
глобальные, общечеловеческие, то естественно,
что их решение должно находиться
в эпицентре международной
Современная модель
производства и потребления в
условиях доминирования капитализма на
большей части земного шара по-прежнему
выступает в конкретно-исторической форме
производства стоимости и прибавочной
стоимости – капитала. Капитал же не имеет
внутренней меры и стремится к бесконечному
количественному возрастанию. Поэтому
общественное богатство отождествляется
с огромным скоплением товаров, а общественный
прогресс с безграничным умножением их
количества и разнообразия. Развитые страны
– «золотой миллиард» из 5,6 млрд. людей
на планете – обеспечили такое количество
этих товаров, что потребляют в среднем
в 20 раз больше ресурсов планеты, чем развивающиеся
государства. На долю 75%, остающегося за
вычетом «золотого миллиарда» населения
земли приходится 14% мирового дохода. Это
позволило экономистам и социологам говорить
о вступлении развитой части капиталистического
мира в новую стадию – стадию потребительского
общества[19] .
Все серьезные западные
мыслители в один голос и с
возрастающим беспокойством признают,
что по мере становления потребительского
общества возрастает его отчужденный
характер, усугубляется подчиненное, пассивное
положение человека как «винтика тотального
общественного механизма». Потребление
превращается в «священную обязанность»
человека, от выполнения которой зависит
его социальный статус, личное самочувствие.
В потребительском
обществе принуждение к труду
дополняется принуждением к потреблению
различными средствами манипуляции[20]
, в первую очередь при помощи
рекламы. Индивидуальная свобода человека
низводится до свободы выбирать между
различными, беспрерывно меняющимися,
но фактически идентичными видами одного
и того же товара («шмотки», телесериалы,
секс, поп-культура и т.д.).
Разрешение всего
комплекса проблем, стоящих перед
человечеством, невозможно путем превращения
западного потребительского общества
в глобальную модель развития. В настоящее
время общепризнано, что дальнейшее распространение
на все население Земли характерного для
«золотого миллиарда» потребления приведет
к такому давлению на природную среду,
которая вызовет планетарную экологическую
катастрофу, сделает Землю непригодной
для обитания.
Именно поэтому
участники конференции ООН по
окружающей среде и развитию (Бразилия,
1992г.), в которой принимали участие
руководители подавляющего числа государств
мира, приняли Концепцию устойчивого
развития[21] . Суть ее заключается в том,
что дальнейшее развитие производительных
сил и повышение уровня благосостояния
всего населения Земли возможно лишь на
основе качественного изменения модели
производства и потребления, предусматривающей
сохранение экологического баланса Земли,
всеобщего сбережения природной среды,
материальных ресурсов и труда, преодоления
расточительного характера современной
западной цивилизации.
Концепция устойчивого
развития, исходя из анализа современных
достижений науки и техники, предусматривает
необходимость создания более современного
технологического базиса[22] . Его основу
должны составить дальнейшее совершенствование
систем автоматизированного управления,
накопления и передачи информации (микроэлектроника,
оптиковолоконная техника, «искусственный
интеллект» и др.), разработка новых источников
энергии, средств ее хранения и передачи
(управляемый термоядерный синтез, высокотемпературная
сверхпроводимость и т.д.), овладение новыми
природными процессами (микро-биотехнология,
тонкая химия и т.д.), переход от конвейерного
производства к гибкому автоматизированному,
деурбанизация на основе развития транспортных
и телекоммуникационных систем и т.д.[23]
Создание материального
богатства все более будет
зависеть не от экстенсивного труда, а
от интеллектуального развития его субъекта,
от степени научного познания человеком
и обществом законов природы и технологий.
Соответственно главными становятся вложения
в человека, в науку, образование, культуру.
И мерой общественного богатства все более
становится не рабочее время и создаваемая
им меновая стоимость, а свободное время,
необходимое человеку для непрерывного
развития и самореализации в творчестве[24]
.
Эта тенденция свидетельствует
о происходящей перемене соотношения
объективных и субъективных факторов
производства, о выдвижении человека как
его главной цели, о распространении принципа
«не человек для производства, а производство
для человека». Вкупе с необходимостью
разумного ограничения потребления ввиду
ресурсных и экологических проблем эта
перемена вступает в противоречие с капиталистической
формой функционирования общества с его
главной целью получения максимальной
прибыли. Это и требует ныне качественно
нового подхода к определению форм производства
и потребления. Его смысл не в свертывании
производства и потребления, а в практическом
выявлении подлинного соотношения человеческих
способностей и потребностей.
Это соотношение
правомерно определять так: потребности
человека определяются способностями
человека, а не наоборот, как это еще
часто делается. Круг потребностей разумным
субъектом определяется в той мере, которая
необходима ему для реализации своих способностей
в окружающем мире. Владение ненужными
вещами – это паразитизм. На смену «сверхпотреблению»,
губительно воздействующему на личность,
все более часто приходит разумное потребление
как функция развития творческих способностей
человека[25] .
Устойчивое развитие,
требующее рациональной экономики,
снижения расходов материала и энергии
на душу населения, диктует необходимость
усиления общественного характера материального
потребления. Эта задача предполагает
глубокую реконструкцию всей инфраструктуры
жизни, принципиально новую ступень развития
системы общественного транспорта, связи
и информации, общественного доступного
питания, здравоохранения, центров образования
и творчества, культурно-эстетического
развития и отдыха, клубов, театров, парков,
стадионов, музеев, библиотек и т.д.
Технологический процесс
устойчивого развития в своем
социально-экономическом
Из всех глобальных
проблем проблема войны и мира
до недавнего времени
Экологическая проблема
в ее современном виде возникла в 60-х годах
текущего столетия. С этого времени стали
проявляться и усиливаться симптомы экологического
кризиса, который в наши дни характерен
практически для всех континентов Земли,
всех государств. Экологический кризис
– это резкое ухудшение состояния естественной
среды обитания человека (биосферы) в результате
нарастающего отравления и загрязнения
земли, воды, атмосферы[28] . Одно из проявлений
системного кризиса современной цивилизации.
Составные компоненты экологического
кризиса:
нарушение естественного
баланса газового состава атмосферы;
разрушение озонового
слоя атмосферы;
состояние живой
и неживой природы;
преодоление отсталости
и нищеты в развивающихся странах.
Мировое сообщество пока не добилось крупных достижений в защите окружающей среды, но активно стремится воспрепятствовать ее разрушению. Под эгидой ООН и ее учреждений действуют многочисленные исследовательские институты, общества, комиссии, фонды, цель которых предотвращение экологической катастрофы. Государства создают министерства, ведомства, научные организации для перспективного и оперативно-технического решения проблем окружающей среды. Однако озабоченности, адекватной значению проблемы защиты окружающей среды, во многих государствах еще не выработано. В явном противоречии с реальными потребностями находятся расходы развитых государств на цели, связанные с экологией: они составляют 1-2% от валового национального продукта (ВНП)[29] .
Глава 2. Россия в мировом политическом процессе
2.1. Россия в системе
международных отношений
Система международных
отношений характеризуется
В истории крах одной
системы международных
Исследователи считают,
что в 1945-1989 гг. существовала особая
система международных
В условиях перехода
к новой системе международных
отношений Россия (преемник СССР) претерпела
глубокую трансформацию как участник
системы международных отношений. Российское
государство столкнулось с серьезными
геополитическими сдвигами, временной
дезориентацией в определении главного
противника на международной арене, перегруппировкой
сил, коалиций и союзов, заменой ряда прежних
идеологических стереотипов, сменой политических
режимов, возниковением новых государств
и т.д.
Подобные процессы
не могли не ослабить внешнеполитические
позиции России. На Западе широкое
распространение получил тезис
о том, что СССР проиграл холодную войну.
Однако в холодной войне проиграли все,
и все выиграли от ее окончания. Тем не
менее основу взаимоотношений в период
распада мирового социализма, Варшавского
договора и СССР составляли заявления
западных политиков о «ненанесении ущерба
интересам СССР» (затем они трансформировались
в «неиспользование нынешней слабости
России в своих односторонних интересах»).
Такие формулировки свидетельствуют об
одном: сложилось новое соотношение сил
не в пользу России. Возникла реальная
перспектива утраты Россией статуса великой
державы на мировой арене[32] .
Россия не в состоянии
была оказать противодействие
Одним из результатов
таких дипломатических усилий стало
подписание Основополагающего акта,
регулирующего отношения между
Россией и НАТО (май 1997 г.). Этот документ
предусматривает в рамках деятельности
Совместного постоянного совета участие
сторон на равноправной основе в случае
достижения консенсуса в планировании
и подготовке совместных операций, в том
числе и миротворческих под руководством
Совета Безопасности ООН или под ответственностью
ОБСЕ. Вместе с тем положения Основополагающего
акта не дают России или НАТО права вето
по отношению к действиям другой стороны,
а также не ущемляют и не ограничивают
права России или НАТО принимать решения
и действовать самостоятельно. Они не
могут быть использованы как средство
ущемления интересов других. Тем самым
партнерство между Россией и Западом получило
свою институционализацию[33] .
Информация о работе Внешняя политика России и международные отношения