Внешняя политика администрации Дж. Буша-младшего

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Инаугурация Джорджа Буша, сорок третьего президента США, состоялась 20 января 2001 года . Новый президент пришел в Белый дом с обещаниями "сплотить" страну и проводить "скромную" внешнюю политику В первые месяцы своего президентства Буш основное внимание уделял внутренним делам государства: проведению масштабного сокращения налогов, уменьшению федерального финансирования программы исследования стволовых клеток, подготовке законодательства, защищающего права пациента, началу реформы образования, социальным программам, мерам по стимулированию экономического роста. Первоначально складывалось впечатление, что основные сложности, с которыми столкнется новая президентская администрация, будут лежать в области национальной экономики, однако ситуация резко изменилась после террористических актов 11 сентября 2001 года. Бушу, слабым местом которого считалось плохое знание международной обстановки, пришлось активно заниматься вопросами внешней политики США .

Содержание

. Первые месяцы президентства Буша. "Война против террора"
1.1 Внешнеполитический курс американской администрации - "Доктрина Буша"
2.Политика отношений США с другими странами
3. Весьма важные внутриполитические инициативы, предпринятые первой администрацией Буша
4. 20 января 2005 года Джордж Буш во второй раз официально занял президентский пост
5.Особенно трудный период для президента Буша наступил в конце 2005 года
5.1 Внутриполитические скандалы
5.2 Новая администрация президента. Внешнеполитическая деятельность
6.Подход администрации Дж. Буша-младшего относительно Украины
7.Уход с президентской должности Дж. Буша-младшего

Работа содержит 1 файл

буш.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

9 октября 2006 года Северная Корея провела испытание ядерного оружия, зафиксированное зарубежными наблюдателями. Буш выступил с резкой критикой руководства КНДР. Он назвал испытания "провокационным актом", создающим угрозу миру и безопасности.

Несмотря на усилия "мозга Буша" - Роува, которому была поручена подготовка к промежуточным  выборам 7 ноября 2006 года , республиканцы потерпели поражение. Демократическая партия по результатам выборов получила контроль над обеими палатами американского Конгресса . Уже 8 ноября Буш пошел навстречу новой партии большинства: он объявил об отставке самого непопулярного министра - Рамсфелда. Судя по высказываниям демократических лидеров, президенту предстоят очень непростые отношения с Конгрессом нового созыва. Демократы намеревались провести расследование деятельности администрации, в первую очередь в связи с иракской кампанией . [9]

С назначением нового министра обороны, бывшего директора  ЦРУ Роберта Гейтса многие связывали перспективы изменения курса иракской политики США. Гейтс в декабре 2006 года посетил Ирак, а в начале 2007 года в соответствии с его рекомендациями президент провел кадровые перестановки в военном командовании американских сил в этой стране . 10 января Буш выступил с программной речью, которую уже заранее рассматривали как декларацию новой иракской стратегии. Вопреки ожиданиям, речи о сокращении американского присутствия в Ираке не шло. Напротив, президент объявил о решении направить туда еще 21500 военнослужащих. При этом президент признал свою ответственность за ошибки, ранее допущенные при реализации иракской политики . [9]Иракская политика администрации вызвала бурные дебаты в Конгрессе нового состава, где демократы старались сделать все возможное, чтобы помешать планам президента . 1 мая президенту пришлось наложить вето на утвержденный демократическим большинством законопроект о бюджетном финансировании иракской кампании, который устанавливал жесткие сроки вывода американских войск с территории этой страны.

В 2007 году наметился рост напряженности в отношениях между США и Россией, руководство которой при обсуждении внешнеполитических вопросов стало активно прибегать к жесткой антиамериканской риторике. В феврале 2007 года президент РФ Владимир Путин на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности выступил с резкой критикой внешнеполитического курса США, в частности расширения НАТО и программы создания ПРО. На Западе выступление российского президента расценили как вероятное свидетельство начала новой "холодной войны". Именно в этом ключе высказался министр обороны Гейтс, а в официальном заявлении Белого дома говорилось об "удивлении и разочаровании", которое вызвала речь Путина . [9]

В преддверии ежегодного саммита стран "Большой восьмерки", проходившего в июне 2007 года в Хайлигендамме (Германия), Путин резко осудил американские планы развертывания ПРО в Польше и Чехии. Российский президент заявил, что реализация этих планов создаст угрозу для национальной безопасности России и страна в качестве ответной меры вынуждена будет нацелить часть своих стратегических ракет на объекты в Европе .[9] На Западе заявление Путина было встречено негодованием, которое вылилось в критику как внешней, так и внутренней политики российского руководства. Буш 5 июня выразил обеспокоенность состоянием институтов гражданского общества в РФ. По словам американского президента, демократические реформы в России, "сошли с рельсов". Комментируя заявления Путина по поводу ПРО, Буш утверждал, что ее создание не несет угрозы России и призвано защитить Европу от "преступных государств", или "государств-изгоев", в частности Ирана. [9]

Саммит "Восьмерки" состоялся в Хайлигендамме в  период с 6 по 8 июня 2007 года. Вопреки  публиковавшимся в прессе предположениям, напряженность в отношениях между Россией и Западом не стала определяющим мотивом встречи. Напротив, сам Буш в ходе саммита подчеркнул, что Россия для США является не противником, а партнером, Путин же выступил с компромиссным предложением по вопросу ПРО. Идея Путина, которая предполагала совместное российско-американское использование арендуемой Россией у Азербайджана военной базы в Габале для развертывания ПРО, поставила в тупик и самого Буша, и американское внешнеполитическое ведомство во главе с Кондолиззой Райс . Хотя никакого соглашения между РФ и США в ходе саммита достигнуто не было, два президента решили продолжать стратегический диалог по данной теме, в частности на предстоящей встрече в США: Буш пригласил Путина посетить в июле поместье Джорджа Буша-старшего в штате Мэн. В остальном саммит в Хайлигендамме был примечателен тем, что на нем впервые была достигнута договоренность об участии США в мерах по ограничению выброса в атмосферу парниковых газов. Кроме того, по инициативе Буша страны "Восьмерки" обещали выделить 60 миллиардов долларов на борьбу с ВИЧ и СПИДом, туберкулезом, малярией и другими заболеваниями в Африке. Участие Буша во встрече наблюдатели сочли вполне успешным, не считая желудочного расстройства, из-за которого ему пришлось пропустить часть мероприятий 8 июня, в третий и последний день саммита. [9]

В начале июля в поместье Буша-старшего в районе городка Кеннебанкпорт, штат Мэн, состоялась намеченная ранее неформальная встреча президентов США и России. Главной ее темой была ситуация, сложившаяся вокруг американской программы ПРО. Путин, по его собственным словам, намеревался использовать теплые личные отношения с Бушем, чтобы наладить усложнившиеся отношения между двумя странами. Российский президент расширил свое прежнее предложение о сотрудничестве по ПРО. В добавление к габалинской радиолокационной станции он предложил совместное использование строящегося радара под Армавиром, а также создание единой глобальной системы оповещения о ракетных пусках. Буш назвал идею российского коллеги интересной и пообещал ее всесторонне рассмотреть, но заявил, что США от своих старых планов по развертыванию ПРО в Европе не откажутся.

Тем временем, на внутриполитическом фронте все большее противостояние встречала иракская политика Буша. 12 июля был опубликован правительственный доклад, согласно которому ситуация в Ираке была крайне сложной и уровень безопасности на территории страны оставался низким. В тот же день члены Палаты представителей проголосовали за законопроект, который требовал вывода американских войск из Ирака к 1 апреля 2008 года. [6]

Буш приветствовал  меры иракского правительства по борьбе с радикальными исламистами  из Армии Махди весной 2008 года. После  ожесточенных столкновений в мае 2008 года премьер-министр Ирака Нури аль-Малики сумел заключить перемирие с главой повстанцев Муктадой аль-Садром. Буш предложил начать вывод части американского контингента из Ирака 1 августа 2008 года, после того как в стране наметилась стабилизация обстановки.

В марте 2008 года Буш  поддержал Маккейна в качестве кандидата от Республиканской партии на выборах президента 2008 года.

В мае 2008 года вышла  книга бывшего секретаря и  соратника Буша Скотта Макклеллана (Scott McClellan) "Что случилось: Белый  дом Буша и вашингтонская культура обмана изнутри" (What Happened: Inside the Bush White House and Washington's Culture of Deception). Макклеллан выступил с разоблачением лжи и дезинформации, распространявшейся президентской администрацией перед началом войны в Ираке. Кроме того, он пересказал слова Буша из телефонного разговора, где тот признался, что не помнит, употреблял ли он в молодости кокаин.[8]

В условиях растущих цен на энергоносители 14 июля 2008 года Буш снял мораторий на добычу нефти  на американском шельфе, установленный  конгрессом США в 1981 году.

В начале августа 2008 года обострилась ситуация в районе южноосетинского города Цхинвали - зоне присутствия российских и грузинских миротворцев. 8 августа 2008 года начались военные действия против Южной Осетии, в ходе которых грузинские войска вошли на территорию непризнанной республики, а ее столица, город Цхинвали, была подвергнута тяжелому артиллерийскому обстрелу. Грузия определила происходящее как операцию по восстановлению конституционного порядка в зоне конфликта. В тот же день российские премьер-министр Путин и президент Дмитрий Медведев назвали действия Грузии агрессией в отношении Южной Осетии. Буш отреагировал на начало конфликта осторожным заявлением о необходимости немедленного прекращения боевых действий и возвращения войск Грузии и России на исходные позиции. Также Буш осудил удары российской авиации по военным и гражданским объектам за пределами Южной Осетии и эскалацию конфликта российской стороной. [9]

После подписания соглашения о прекращении огня между Грузией  и Россией, Буш подверг критике  российское вмешательство. В частности, он пригрозил России международной изоляцией и исключением из "Большой восьмерки". Кроме того Буш отдал приказ о предоставлении гуманитарной помощи Грузии в размере 5,75 миллионов долларов. Буш назвал военный ответ России "непропорциональным" и объявил о том, что раз "Грузия помогала миру сражаться за демократию в Ираке, то теперь мир должен помочь Грузии". [9]

Известие о признании  Россией независимости Южной  Осетии и Абхазии Буш назвал безответственным, он осудил и призвал российское сторону пересмотреть это решение. Буш также подтвердил свою позицию о сохранении территориальной целостности Грузии. На следующей день после признания независимости Абхазии и Южной Осетии в своем интервью CNN премьер-министр Путин обвинил Буша в том, что он спровоцировал военную кампанию в Южной Осетии, чтобы помочь Маккейну победить на выборах президента.

6.Подход администрации  Дж. Буша-младшего относительно Украины 

Придя к власти, Дж.Буш  прежде всего отказался от практики своего предшественника создавать  двусторонние комиссии во главе с вице-президентом. С самого начала своего президентства он начал проявлять жесткость в подходах к Украине. Именно с этого момента заявления о беспокойстве внутренним положении Украины, особенно положением обеспечения основных прав и свобод, зазвучали как никогда. О потенциальной роли Украины в регионе продолжали говорить, но все, же не так громко, как раньше. Украинской власти давали понять: без проведения соответствующих реформ геостратегическое положение Украины теряет свою ценность.

Об изменении отношения  США к Украине говорит и  тот факт, что первый визит высокопоставленного  представителя новой президентской  администрации Дональда Рамсфельда в Украину состоялся только в  июне 2001 года, через пять месяцев  после официальной смены власти в Вашингтоне. К тому же, находясь в соседней Польше в середине июня, Дж. Буш не посетил Украину, хотя о ней шла речь в переговорах с польскими чиновниками. Украине несколько раз предлагалось наследовать опыт Польши в выборе пути развития. Дж.Буш сказал, что « Польша сыграла…большую роль для Украины… Польша и Соединенные Штаты, а также другие европейские государства должны работать с Украиной, чтобы помочь ей сделать правильное решение и правильный выбор в будущем.Этим решением является свобода, демократия и открытые рынки…» [11]

Критические заявления  относительно положения в Украине  и будущие планы НАТО, касающихся расширения, которое все еще не коснулось Украины, смягчались разговорами  о том, что « Европа, которую  мы строим, должна включать Украину…». Но все же было понятно, что силу личных стремлений Украине необходимо было доказать.[11]

Дж.Буш , вместо концентрации на проблемах Украины, как это  делал Б. Клинтон, начал проводить  политику, направленную на нормализацию отношений непосредственно с  Россией. Роль, которая отводилась Украине предыдущим президентом в осуществлении влияния на Россию, оказалась невостребованной. Популярными среди новой администрации стали концепции « Русскоцентричной» «школы мысли», представленной Дж.Метлоком и С.Хантингтоном.[11] Администрация Дж. Буша-младшего не отказывалась от Украины, но демонстративный интерес к украинскому вопросу со стороны США остался позади.

7. Уход с президентской  должности Дж.Буша-младшего 

На выборах президента США 4 ноября 2008 года победу одержал кандидат от Демократической партии Барак Обама. Еще до объявления официальных результатов выборов, 5 ноября Буш поздравил Обаму, пожелав ему успехов.

В одном из своих  прощальных интервью Буш заявил, что  самой большой неожиданностью на посту президента для него стала "война с террором" (военные кампании в Афганистане и Ираке, последовавшие после террористических атак 11 сентября 2001 года). На вопрос о том, в чем он больше всего раскаивается, Буш заявил, что его самой большой ошибкой было то, что он доверился ошибочным сведениям разведки при подготовке войны в Ирке.

Буш выступил с прощальной 13-минутной пресс-конференцией 15 января 2009 года: она транслировалась почти  по всем каналам США в прямом эфире. На ней он заявил о том, что признает свои ошибки, однако считает своим неоспоримым достижением то, что после 11 сентября 2001 года в США не случилось ни одного крупного теракта. Кроме того, он назвал грядущую инаугурацию Обамы "моментом надежды и гордости" для Америки. Пресса отмечала, что Буш покидал свой пост с низким рейтингом: к моменту прекращения президентских полномочий в январе 2009 года его поддерживали до 34 процентов жителей США, тогда как в конце 2001 года (после терактов 11 сентября) ему оказывали доверие 90 процентов жителей, однако в канун выборов в ноябре 2008 года - всего 25 процентов.[9]

Полномочия Буша на посту президента закончились 20 января 2009 года - в этот день новый, 44-й, президент  США Барак Обама был приведен к присяге во время церемонии  инаугурации в Вашингтоне. В тот  же день Буш покинул Белый дом и с семьей вернулся на свое ранчо в Техасе.

После ухода с президентской  должности Буш обещал создать "фантастический Институт свободы", который будет  заниматься распространением демократии в мире. Кроме того, он пообещал давать платные лекции. В марте 2009 года стало известно, что Буш напишет книгу мемуаров, в которой постарается объяснить 12 наиболее сложных решений, которые он принял во время своего руководства страной. В январе 2010 года Буш и его предшественник на президентском посту Клинтон приняли предложение действующего президента Обамы и возглавили фонд помощи пострадавшим в результате разрушительного землетрясения на Гаити (на оказание помощи из государственного бюджета США было выделено 100 миллионов долларов). [8]

Информация о работе Внешняя политика администрации Дж. Буша-младшего