Внешняя политика администрации Дж. Буша-младшего

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Инаугурация Джорджа Буша, сорок третьего президента США, состоялась 20 января 2001 года . Новый президент пришел в Белый дом с обещаниями "сплотить" страну и проводить "скромную" внешнюю политику В первые месяцы своего президентства Буш основное внимание уделял внутренним делам государства: проведению масштабного сокращения налогов, уменьшению федерального финансирования программы исследования стволовых клеток, подготовке законодательства, защищающего права пациента, началу реформы образования, социальным программам, мерам по стимулированию экономического роста. Первоначально складывалось впечатление, что основные сложности, с которыми столкнется новая президентская администрация, будут лежать в области национальной экономики, однако ситуация резко изменилась после террористических актов 11 сентября 2001 года. Бушу, слабым местом которого считалось плохое знание международной обстановки, пришлось активно заниматься вопросами внешней политики США .

Содержание

. Первые месяцы президентства Буша. "Война против террора"
1.1 Внешнеполитический курс американской администрации - "Доктрина Буша"
2.Политика отношений США с другими странами
3. Весьма важные внутриполитические инициативы, предпринятые первой администрацией Буша
4. 20 января 2005 года Джордж Буш во второй раз официально занял президентский пост
5.Особенно трудный период для президента Буша наступил в конце 2005 года
5.1 Внутриполитические скандалы
5.2 Новая администрация президента. Внешнеполитическая деятельность
6.Подход администрации Дж. Буша-младшего относительно Украины
7.Уход с президентской должности Дж. Буша-младшего

Работа содержит 1 файл

буш.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

Тема: Внешняя  политика администрации Дж. Буша-младшего 
 
 

План 

1. Первые месяцы  президентства Буша. "Война против  террора"

1.1 Внешнеполитический  курс американской администрации  - "Доктрина Буша"

2.Политика отношений  США с другими странами

3. Весьма важные внутриполитические инициативы, предпринятые первой администрацией Буша

4. 20 января 2005 года  Джордж Буш во второй раз  официально занял президентский  пост

5.Особенно трудный  период для президента Буша  наступил в конце 2005 года

5.1 Внутриполитические  скандалы

5.2 Новая администрация  президента. Внешнеполитическая деятельность

6.Подход администрации  Дж. Буша-младшего относительно Украины

7.Уход с президентской  должности Дж. Буша-младшего 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Первые месяцы  президентства Буша. "Война против  террора" 

Инаугурация Джорджа  Буша, сорок третьего президента США, состоялась 20 января 2001 года . Новый  президент пришел в Белый дом  с обещаниями "сплотить" страну и проводить "скромную" внешнюю  политику В первые месяцы своего президентства  Буш основное внимание уделял внутренним делам государства: проведению масштабного сокращения налогов, уменьшению федерального финансирования программы исследования стволовых клеток, подготовке законодательства, защищающего права пациента, началу реформы образования, социальным программам, мерам по стимулированию экономического роста. Первоначально складывалось впечатление, что основные сложности, с которыми столкнется новая президентская администрация, будут лежать в области национальной экономики, однако ситуация резко изменилась после террористических актов 11 сентября 2001 года. Бушу, слабым местом которого считалось плохое знание международной обстановки, пришлось активно заниматься вопросами внешней политики США .

В ответ на террористические акты в Нью-Йорке и Вашингтоне, в результате которых погибло примерно 3000 человек, президентская администрация Буша развернула масштабную "войну против террора", провозгласив своей целью как защиту самих Соединенных Штатов, так и освобождение всего мира от угрозы терроризма [1].

Первой целью "войны против террора" стал Афганистан, где режим талибов предоставлял убежище террористической организации "Аль-Каеда", стоящей за терактами 11 сентября, и ее лидеру Осаме бин Ладену. С Пакистаном, официально признававшим "Талибан", США вступили в переговоры и склонили режим Первеза Мушаррафа к сотрудничеству . После того как афганские власти, оставшиеся в полной изоляции, отказались выдать бин Ладена американцам, США с одобрения Совета безопасности ООН 7 октября 2001 года начали войсковую операцию и несколько недель спустя при поддержке союзников и местных оппозиционных сил, входивших в Северный альянс, свергли режим талибов. Бин Ладену и многим его приближенным удалось скрыться.

В традиционном обращении  к нации в январе 2002 года Буш  впервые использовал термин "ось зла" в адрес трех "стран-изгоев", стремящихся к получению ядерного оружия - Ирана, Ирака и КНДР. Буш пообещал, что если страны "оси зла" не откажутся от своих намерений, они испытают на себе "праведный гнев США" [1].

Министр иностранных  дел Ирана Камаль Каррази в январе 2002 года опроверг заявления Буша о принадлежности Ирана к "оси зла", назвав их "высокомерным вмешательством" во внутренние дела Ирана . Исследование общественного мнения в девяти мусульманских странах в декабре 2001 - январе 2002 года выявило, что большинство жителей этих государств неприязненно относятся как к президенту Бушу, так и к политике западных стран в целом. После этого Буш распорядился исправить имидж своей страны в мусульманском мире, для чего в США были разработаны пропагандистские просветительные программы.

1.1 Внешнеполитический  курс американской администрации  оформился в так называемой "доктрине  Буша" 

Она была представлена в выступлениях президента после 11 сентября, а затем документально  закреплена в сентябре 2002 года в "Стратегии национальной безопасности США".

Доктрина включает две основные составляющие:

Первое, США отказываются от стратегии сдерживания, которая  действовала в годы "холодной войны", поскольку сдерживание  или устрашение не применимо к  врагам нового типа - террористам. Сдерживание должно было быть заменено упреждающими действиями.

Второй компонент  доктрины - унилатерализм, то есть готовность США к односторонним действиям  без одобрения международного сообщества . Последнее положение отчасти  связано с тем, что Соединенным Штатам было все труднее заручиться поддержкой союзников по мере того, как "война против террора" выходила за пределы Афганистана [7].

В сентябре 2002 года во время пресс-конференции в Белом  доме Буш заявил, что решительно настроен на борьбу с терроризмом на двух фронтах, поскольку иракский режим Саддама Хусейна и сеть "Аль-Каеды" "одинаково плохи и деструктивны" [7]. Ирак категорически возражал против заявлений Буша о принадлежности этой страны к "оси зла" и опровергал все обвинения в том, что Багдад пытается получить оружие массового уничтожения. В феврале 2003 года вице-премьер Ирака Тарик Азиз заявил, что семья Буша и семья бин Ладена связаны общими интересами в области нефтяного бизнеса .

В 2003 году Буш инициировал  силовую операцию США и их союзников против Ирака. Официальным поводом для войны стали американские разведданные, утверждающие, что Ирак обладает оружием массового поражения . Заявлялось также, что существовали связи между президентом Ирака Саддамом Хусейном и организаторами террористических актов 11 сентября [1]. Конгресс США дал согласие на применение силы в отношении Ирака, но Бушу не удалось заручиться поддержкой Совета безопасности ООН из-за жесткой оппозиции Франции, Германии и России. Коалиция, включающая помимо американских и британских сил небольшой австралийский контингент, атаковала Ирак без одобрения международного сообщества. Первые авиаудары по территории Ирака были нанесены 20 марта 2003 года, на следующий день началась широкомасштабная наземная операция. Багдад был захвачен в течение трех последующих недель [1].

1 мая 2003 года на  борту авианосца "Авраам Линкольн", возвращающегося из Персидского  залива, президент Буш сообщил  об окончании боевой фазы операции  в Ираке. По словам Буша, США  и их союзники одержали победу над тиранией Саддама Хусейна, но американские войска не покинут страну, пока не завершится ее реконструкция . В августе 2003 года, говоря о планах реконструкции Ирака, президент США заявил о намерении сделать инфраструктуру страны лучшей в регионе . [5]

27 ноября 2003 года Буш  совершил неожиданный визит в  Ирак, лично поздравив с Днем  благодарения расквартированных  там американских военных. Этот  политический ход Буша считается  одним из самых удачных в  его карьере.

Достоверность разведданных, использованных Бушем как аргумент для начала войны в Ираке, стала активно подвергаться сомнениям летом 2003 года. С целью проверки этих данных были сформированы специальные комитеты Конгресса . В ряде официальных докладов, подготовленных к сентябрю 2003 года, говорилось о том, что Белый дом преувеличил опасность, исходившую от Ирака [6]. Однако в одном из своих выступлений в июне 2004 года президент решительно высказался в защиту "войны против террора", которую он охарактеризовал как столкновение свободы и тирании и сравнил со Второй мировой войной [6].

Доклады независимой  Комиссии по расследованию терактов 11 сентября ("Комиссия 9/11") в июле 2004 года и главного инспектора ООН  по вооружениям в Ираке в октябре 2004 года подтвердили, что американские спецслужбы упустили ценную информацию о деятельности "Аль-Каеды" и в то же время преувеличили угрозу со стороны Ирака - на территории страны так и не было обнаружено запасов или хотя бы следов химического или биологического оружия [6]. Все это не помешало Бушу настаивать на правильности своего решения о начале войны .

Президент опроверг заключения "Комиссии 9/11". В итоговом докладе  комиссии говорилось об отсутствии достоверных  доказательств причастности Ирака  к террористическим актам, но Буш  настаивал, что "Аль-Каеда" и режим Хусейна сотрудничали между собой. При этом Буш подчеркнул, что речь идет не о сотрудничестве Хусейна и бин Ладена в ходе организации терактов 11 сентября, но лишь о многочисленных контактах иракского режима и "Аль-Каеды" . Буша поддержал вице-президент Чейни, который 14 июня 2004 года назвал Саддам Хусейна "крестным отцом" терроризма . Советник президента Буша по безопасности Кондолизза Райс в своем выступлении перед "Комиссией 9/11" также постаралась опровергнуть обвинения в том, что администрация Буша уделяла недостаточно внимания террористической опасности в период до терактов 2001 года [6].

По мнению критиков Буша, Белый дом изначально был  настроен на свержение режима Хусейна  и из-за этого не принял к сведению реальное положение вещей. Внешнеполитические взгляды Буша характеризуются исследователями как имперские и неоконсервативные (основанные на отрицании стратегии "разрядки", проводившейся в годы "холодной войны") . Кроме того, политика Буша отчасти могла быть обусловлена желанием восполнить то, что он считал упущением своего отца. Так, Буш-старший не пошел на решительные действия против Ирака, а Буш-младший напал на эту страну в рамках "войны против террора" .

На отношение мирового сообщества к "войне против террора" серьезно повлиял начавшийся в 2004 году скандал вокруг пыток и издевательств в иракской военной тюрьме "Абу-Граиб", якобы санкционированных высшими военными чинами и политиками. Сам Буш назвал произошедшее в "Абу-Граиб" "позором" [6].

2.Политика отношений  США с другими странами 

Международная политика США в годы первого президентского срока Буша не сводилась исключительно к войне против терроризма. Так, Белый дом прибегал к широким дипломатическим усилиям с целью воздействовать на КНДР, в 2002 году объявившую о выходе из Договора о нераспространении ядерного оружия . Были организованы пятисторонние консультации с участием Японии, Южной Кореи, КНР, России и США. В январе 2003 года Буш высказал надежду на мирное урегулирование ситуации вокруг КНДР .

Значительное  внимание уделялось урегулированию арабо-израильского конфликта . В марте 2004 года Буш приветствовал план премьер-министра Израиля Ариэля Шарона по выводу войск с палестинских территорий, назвав его "смелым историческим решением" . Выступая в мае 2004 года перед представителями произраильского лобби США, Буш признал за Израилем полное право на самозащиту от террористов [3].

Также Буш проводил жесткую политику санкций в отношении  Куб, а в октябре 2004 года подписал "Акт о демократии в Белоруссии", в котором режим Александра Лукашенко был назван неприемлемым для Европы [3].

Значительное  внимание президент США уделял и  американо-российским отношениям. Доброжелательные отношения между Владимиром Путиным и Бушем завязались во время их первой встречи в Любляне в июне 2001 года, после которой Буш сообщил, что увидел "душу" президента России и что Путину можно доверять. Однако за внешне благожелательным тоном встречи крылось самое значительное на тот момент разногласие между Россией и США - по поводу американских планов создания системы национальной противоракетной обороны (НПРО) . На следующей встрече в Генуе в июле 2001 года два президента договорились увязать обсуждение проблемы НПРО с переговорами по сокращению ядерных вооружений. Путин призвал США отказаться от выхода из Договора по противоракетной обороне 1972 года [3].

Американо-российские отношения значительно укрепились, когда сразу после террористических актов 11 сентября Путин предложил  Бушу помощь России. В мае 2002 года Буш  и Путин подписали в Москве договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов, ставший поворотной вехой в развитии двусторонних отношений в области контроля над вооружениями. Положения договора были выработаны еще в ноябре 2001 года и предписывали значительное сокращение ядерных вооружений к 2012 год. В июне 2003 года, в преддверии саммита "Большой восьмерки" в Эвиане, в Санкт-Петербурге прошла новая встреча двух президентов. Буш и Путин призвали КНДР отказаться от ядерных амбиций и высказали обеспокоенность по поводу ядерной программы Иран. Во время встречи двух лидеров в Кемп Дэвиде в 2003 году Буш заявил, что уважает политические взгляды Путина, президента "страны, где успешно развивается демократия и свобода" [6]. 12 сентября 2004 года президент Буш посетил посольство России в Вашингтоне, где принес соболезнования жертвам террористического акта в Беслане и выразил свое восхищение в адрес российского лидера. "Пожалуйста, передайте мои наилучшие пожелания президенту Владимиру Путину - человеку, которым я восхищаюсь", - сказал Буш российским дипломатам [6]. Критики Белого дома неоднократно указывали на излишнюю доброжелательность Буша в отношениях с Путиным: последний, по их мнению, проводил в России антидемократические преобразования.

3. Весьма важные  внутриполитические инициативы, предпринятые  первой администрацией Буша 

Наблюдатели отмечают сравнительно малое число крупных  внутриполитических инициатив, предпринятых первой администрацией Буша (по этому  показателю он уступил сразу восьми своим предшественникам на президентском  посту). Тем не менее, среди этих инициатив были весьма важные. В 2001 году была начата масштабная реформа системы образования: "Ни один ребенок не забыт" [4]. По словам Буша, подписанный им в 2002 году законодательный акт был призван повысить стандарты учебных достижений, предоставляя родителям большую свободу выбора, увеличивая степень подотчетности школ и устанавливая рекордный уровень финансирования образовательной системы. Успех республиканцев на промежуточных выборах в Конгресс позволил Бушу реализовать масштабные планы по сокращению налогового бремени [4]. В 2003 году Буш провел через Конгресс программу сокращения налогов под предлогом необходимости стимуляции роста экономики. Действительно, спад был преодолен, но это привело к резкому росту дефицита бюджета и, по мнению многих экономистов, расплачиваться за это пришлось малообеспеченным американцам. Были также проведены преобразования в области здравоохранения, в частности, введены пособия на приобретение лекарств для пожилых американцев.

Информация о работе Внешняя политика администрации Дж. Буша-младшего