Внешняя политика администрации Дж. Буша-младшего

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Инаугурация Джорджа Буша, сорок третьего президента США, состоялась 20 января 2001 года . Новый президент пришел в Белый дом с обещаниями "сплотить" страну и проводить "скромную" внешнюю политику В первые месяцы своего президентства Буш основное внимание уделял внутренним делам государства: проведению масштабного сокращения налогов, уменьшению федерального финансирования программы исследования стволовых клеток, подготовке законодательства, защищающего права пациента, началу реформы образования, социальным программам, мерам по стимулированию экономического роста. Первоначально складывалось впечатление, что основные сложности, с которыми столкнется новая президентская администрация, будут лежать в области национальной экономики, однако ситуация резко изменилась после террористических актов 11 сентября 2001 года. Бушу, слабым местом которого считалось плохое знание международной обстановки, пришлось активно заниматься вопросами внешней политики США .

Содержание

. Первые месяцы президентства Буша. "Война против террора"
1.1 Внешнеполитический курс американской администрации - "Доктрина Буша"
2.Политика отношений США с другими странами
3. Весьма важные внутриполитические инициативы, предпринятые первой администрацией Буша
4. 20 января 2005 года Джордж Буш во второй раз официально занял президентский пост
5.Особенно трудный период для президента Буша наступил в конце 2005 года
5.1 Внутриполитические скандалы
5.2 Новая администрация президента. Внешнеполитическая деятельность
6.Подход администрации Дж. Буша-младшего относительно Украины
7.Уход с президентской должности Дж. Буша-младшего

Работа содержит 1 файл

буш.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

Успехи президента на внутриполитическом поприще гражданами США оценивались не слишком оптимистично. В 2002 году лишь треть американцев считали работу президента в экономической сфере удовлетворительной. Кроме того, имидж Буша пострадал из-за разгоревшегося в 2002 году скандала вокруг банкротства энергетической компании Enron, с которой были связаны президент и члены его администрации. Противники Буша неоднократно привлекали внимание общества к тесным связям членов администрации с нефтегазовыми корпорациям [6].

Особого внимания заслуживают  нововведения администрации Буша в области антитеррористического законодательства. В октябре 2001 года в Конгрессе был утвержден новый законопроект, значительно расширяющий полномочия властных структур. Он получил название "Акт по объединению и усилению Америки путем создания необходимых средств для пресечения терроризма". Документ более известен как "USA PATRIOT ACT" - это аббревиатура полного названия (Uniting and Strengthening America by Providing Appropriate Tools Required to Intercept and Obstruct Terrorism Act) [6].

Буш заявил, что благодаря  новому законопроекту правоохранительные органы получат "необходимые дополнительные инструменты для борьбы с терроризмом  и защиты Америки от будущих террористических атак" [6]. Вскоре законопроект был  подписан президентом и вступил в силу.

Государственные структуры  получили доступ к персональной информации о посетителях библиотек и  право тайно проводить обыски жилищ и частных офисов. Процесс  обмена информацией о подозреваемых  между правоохранительными органами и спецслужбами был упрощен. Представители власти получили возможность устанавливать прослушивание и втайне проводить некоторые иммиграционные процедуры . "USA PATRIOT Act" подвергся критике со стороны защитников гражданских прав, несмотря на заверения Буша в конституционности нового закона.

4. 20 января 2005 года  Джордж Буш во второй раз  официально занял президентский  пост 

С целью консолидации внешней политики страны Буш произвел важную перестановку в составе своей  администрации - прежний госсекретарь США Колин Пауэлл был отправлен в отставку, а его место заняла советник по национальной безопасности Кондолизза Райс. Официально президент заявил об этом уже в ноябре 2004 года [5]. Президент обозначил три приоритетных задачи для нового государственного секретаря:

- борьба с терроризмом,

-урегулирование арабо-израильского  конфликта

- продвижение демократии [5].

В конце января 2005 года Буш заявил, что США намерены поддерживать развитие демократии во всем мире, и добавил, что это не означает навязывания своего стиля  правления другим. Президент также отметил, что было бы бесчестно отказаться от ранее принятых на себя обязательств, подразумевая при этом продолжение прежней политики США в Ираке . [6]

В феврале 2005 года Буш  совершил поездку в Европу.

Главная цель : укрепление трансатлантического партнерства и союзнических отношений в свете возникших из-за войны в Ираке разногласий . Результаты переговоров Буша с европейскими лидерами были неоднозначными , однако сам Буш, комментируя результаты европейской поездки, подчеркнул значение трансатлантического альянса и общих для США и Европы целей [6].

Европейское турне  президента США завершилось 24 февраля 2005 года в Братиславе встречей с президентом России. Результат: Буш сообщил Путину о своем беспокойстве по поводу состояния демократических институтов в России. Президентам удалось договориться по ряду важных вопросов. В частности, было решено ускорить двусторонние переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Была выработана общая позиция в отношении нераспространения ядерного оружия: президенты сочли нужным не допустить его появления у Ирана и Северной Кореи. В целом, в ходе встречи противоречия между США и Россией были сглажены.

Встречаясь в марте 2005 года с премьер-министром Израиля Ариэлем Шароном, Буш прокомментировал ситуацию в Палестине. По мнению президента, Израиль мог сохранить свои поселения на западном берегу реки Иордан, но дальнейшую экспансию в этом регионе следовало прекратить. Буш в очередной раз приветствовал "смелую инициативу" израильского премьера по выводу войск из сектора Газа [6].

9 мая 2005 года Буш прибыл в Москву на празднование 60-летия победы в Великой Отечественной войне [5]. Общение российского и американского президентов проходило в обычной для них дружелюбной атмосфере. Визит в Москву стал частью поездки Буша в четыре страны: президент США ранее посетил Нидерланды, Латвию, а из Москвы отправился в Грузию.

В Грузии Буш встретился с президентом Михаилом Саакашвили, который ранее отказался от участия в московских праздничных мероприятиях. Выбор маршрута поездки Буша продемонстрировал желание США сохранять значительную дистанцию в отношениях с Россией. Хотя в ходе пребывания Буша в Москве стороны не акцентировали существующие противоречия по ряду вопросов, включая отношение к советскому прошлому России и намерение США активно поддерживать оппозицию в Белоруссии, выступая в Тбилиси, Буш высказался в поддержку произошедшей в Грузии "революции роз" и подчеркнул необходимость сохранения территориальной целостности этой страны [5].

Во время публичного выступления Буша в Тбилиси недалеко от трибуны, на которой находились президенты США и Грузии, была обнаружена ручная граната. Грузинские власти заявляли, что граната не была боевой и, следовательно, не представляла угрозы для жизни участников митинга и выступающих . Тем не менее, согласно появившейся позднее официальной информации США, граната была настоящей и не взорвалась лишь случайно . В июле 2005 года власти Грузии задержали подозреваемого в покушении на президентов, им оказался грузинский гражданин Владимир Арутюнян .

В ноябре 2005 года президент  Буш посетил саммит Организации азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в Южной Корее. В ходе поездки президент также побывал в Японии и Китае, особое внимание в своих выступлениях уделяя политической ситуации в Китае .

Во время второго  президентского срока Буша его оппоненты  неоднократно ставили под вопрос внешнеполитическую доктрину президента, в частности такой важный ее компонент, как "ось зла". По мнению ряда наблюдателей, американская кампания против стран "оси" к осени 2005 года провалилась по всем трем главным направлениям. Безрезультатно закончились многосторонние переговоры, призванные склонить КНДР к отказу от военной ядерной программы. Иран, вопреки требованиям США и Европы, возобновил программу обогащения урана. Участники процесса мирного урегулирования в Ираке не смогли выработать проект конституции . Критики обращали внимание и на неравномерность подхода Буша к проблемам ядерных программ Ирана и КНДР. Между тем основой обновленного варианта "Стратегии национальной безопасности", представленного в марте 2006 года, оставалась доктрина превентивного удара [7].

В феврале 2006 года были обнародованы результаты всемирного опроса, проведенного по заказу BBC News: большинство респондентов сочли, что военная операция в Ираке увеличивает вероятность совершения террористических актов по всему миру. Однако Буш исключил возможность вывода войск из Ирака в ближайшее время, заявив, что такое решение должно быть принято военными без политического давления.

В марте 2006 года президент  Буш посетил Индию и Пакистан, главной целью визита стало укрепление партнерских отношений США с этими странами. Чуть раньше Буш говорил о готовности США поделиться с Индией мирными ядерными технологиями, несмотря на то, что это государство не подписало Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). По мнению журналистов, на фоне политики США в отношении Ирана и КНДР такой шаг выглядел непоследовательным . [6]

В конце августа 2005 года юго-восточное побережье Соединенных Штатов серьезно пострадало от урагана "Катрина". Буш обратился к двум бывшим президентам - своему отцу Джорджу Бушу-старшему и Биллу Клинтону - с просьбой организовать фонд помощи жертвам урагана, что и было сделано . Сам президент предпринимал меры по организации поисково-спасательных и восстановительных работ в пострадавших регионах .

Однако действия Буша и его администрации в ходе вызванного ураганом "Катрина" кризиса  подверглись критике с самых  разных сторон. Так, видные демократы  сенатор Джон Керри и бывший сенатор Джон Эдвардс обвинили Белый дом в некомпетентности и избирательности при оказании помощи пострадавшим от стихийного бедствия. Многие наблюдатели связывали недостаточно оперативную реакцию властей с тем, что большинство пострадавших от урагана, особенно в Новом Орлеане, были малообеспеченными афроамериканцами. В ответ на это Буш заявил, что в ходе спасательных работ никакой расовой дискриминации не было. Результаты социологических опросов продемонстрировали снижение рейтинга президента Буша, потому что многие американцы остались недовольны тем, как администрация противостояла стихийному бедствию и исправляла его последствия [6].

5.Особенно трудный  период для президента Буша  наступил в конце 2005 года 

Уровень его популярности падал, а против одного из основных направлений его политики - войны в Ираке - выступали уже 60 процентов американцев [6]. От политики Буша старались отмежеваться даже некоторые республиканцы.Такое положение вещей угрожало перспективам Республиканской партии на промежуточных выборах в Конгресс в 2006 году.

5.1 Внутриполитические  скандалы

В феврале 2006 года президент  Буш заявил, что американскими  спецслужбами в 2002 году был предотвращен теракт, по масштабам аналогичный  атакам террористов 11 сентября. По мнению сенатора от штата Нью-Йорк Хиллари Клинтон, таким образом, Буш пытался в очередной раз использовать тактику "запугивания нации", дважды принесшую ему успех на выборах [6].

В апреле 2006 года Буш  в своем радиообращении призвал  конгрессменов продлить действие закона о сокращении налогов, принятого в период его первой администрации. Буш пообещал вдвое уменьшить дефицит государственного бюджета к концу своего президентства, используя меры по стимулированию экономики [6].

В июне 2005 года Буш  призвал членов Конгресса одобрить 16 поправок в "USA PATRIOT Act", который он назвал неоценимым инструментом войны против терроризма. 3января 2006 года Буш обвинил демократов-конгрессменов в том, что они блокируют утверждение этого закона, руководствуясь партийными интересами. Действительно, многие демократы и ряд влиятельных республиканцев выступили против, поскольку, по их мнению, "USA PATRIOT Act" не обеспечивал адекватной защиты гражданских прав [6]. 9 марта 2006 года президент подписал новую редакцию закона, которая включала ряд положений, предписывающих сотрудникам администрации информировать Конгресс о работе ФБР , однако вскоре выяснилось, что Буш не считал обязательным предоставлять Конгрессу информацию о работе спецслужб .

Одним из самых  громких внутриполитических скандалов в США за время двух президентских сроков Буша стало так называемое "дело Плейм". В июле 2003 года несколько американских изданий опубликовали статьи, в которых раскрывалось имя секретного агента ЦРУ Валери Плейм . Возникли подозрения, что разглашение имени Плейм (уголовно наказуемое деяние в США) стало результатом целенаправленной утечки информации из Белого дома. Критики президентской администрации называли утечку местью Белого дома мужу Плейм - бывшему послу США в ряде стран Джо Уилсону. Дело в том, что в 2003 году Уилсон опубликовал статью, в которой обвинил администрацию в манипулировании разведданными для оправдания иракской кампании и опроверг сообщения о связях Ирака с Нигером в области производства ядерного оружия. В осуществлении утечки подозревали политического советника Буша Карла Роува и помощника вице-президента Чейни Льюиса Либби .[10]

Осенью 2005 года "дело Плейм" вновь оказалось в центре внимания общественности наряду с целой  серией скандалов, в которых были замешаны высокопоставленные республиканцы. В результате проведенного расследования против Либби было возбуждено уголовное дело, и в октябре 2005 года он вынужден был уйти в отставку. В апреле 2006 года материалы по "делу Плейм" были переданы в суд. Главный обвиняемый - Льюис Либби - заявил следствию, что утечка разведданных о готовящейся войне в Ираке была санкционирована его начальством. По словам Либби, вице-президент приказал ему сообщить прессе, будто Ирак всеми силами стремится получить уран, а сам Чейни получил аналогичное указание от президента. В материалах следствия не говорится, что Буш санкционировал именно раскрытие имени Валери Плейм, но это был первый случай, когда имя президента Буша фигурировало в уголовном деле. Журналистам Либби заявил, что Буш лично дал санкцию на разглашение имени Плейм .[10]

5.2 Новая администрация  президента. Внешнеполитическая деятельность 

На фоне скандала вокруг утечек информации в президентской  администрации прошли кадровые перестановки. В марте 2006 года покинул свой пост руководитель аппарата Белого дома Эндрю Кард. В апреле пресс-секретарь Белого дома Скотт Макклеллан ушел в отставку, а Карл Роув, один из наиболее влиятельных соратников Буша, лишился части своих полномочий. В мае свой пост покинул министр финансов Джон Сноу, а в июне подали в отставку помощник президента Майкл Герсон, заместитель госсекретаря Роберт Целлик и министр транспорта Норман Минета.

С началом ливано-израильского конфликта в июле 2006 года Буш выступал в поддержку действий Израиля, подчеркивая право этой страны на самооборону. Новый ближневосточный кризис стал причиной разногласий США с большинством европейских союзников, руководство которых выступало за немедленное прекращение огня . Оказать давление на Израиль с целью прекращения огня Буша просил президент Ливана Фуад Синиора, однако Буш ответил отказом . В то же время он неоднократно призывал израильскую сторону по возможности избегать жертв среди ливанского мирного населения. Вину за начало конфликта Буш возлагал как на шиитское движение "Хизбалла", так и на поддерживающие его режимы Сирии и Ирана. В ходе саммита "Большой восьмерки" в Санкт-Петербурге американский президент говорил с премьер-министром Великобритании Тони Блэром о необходимости оказать давление на Сирию, которая, в свою очередь, могла бы обуздать действия "Хизбаллы". Буш, который поддержал идею размещения в Ливане международных миротворческих сил, в одном из выступлений утверждал, что в конечном счете кровопролитный ливано-израильский конфликт может благотворно сказаться на ситуации в ближневосточном регионе. 14 августа, уже после завершения боевых действий, Буш заявил, что "Хизбалла" потерпела поражение и это может стать важным шагом на пути утверждения демократии на Ближнем Востоке. В целом ливано-израильский конфликт президент США охарактеризовал как часть глобальной войны против терроризма. [9]

Информация о работе Внешняя политика администрации Дж. Буша-младшего