Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:08, курсовая работа
В работе рассматривается преобразования в государственной системе, экономике, а также становления и развития правоохранительных и репрессивных органов.
решения следующих задач:
1) всестороннее изучить характер преобразований в Со-ветском государстве в период Гражданской войны;
2) доказать необходимость проведения данной политики, как крайней меры Советского государства;
3) показать положительные и отрицательные последствия политики военного коммунизма.
В данной курсовой работе можно увидеть объяснение таких понятий, как «политика военного коммунизма», «комбеды», «система главкизма», «революционный трибунал», «ГУЛаг» и т.д.
Введение……………………………………………………………………3
1. Изменение в системе государственных органов
в 1918-1920-х годах…………………………………………………..5
2. Экономическая политика Советского государства……………10
2.1 Изменения в промышленности…………………………………..10
2.2 Изменения в сельском хозяйстве………………………………..12
3. Создание и развитие системы правоохранительных и
репрессивных органов………………………………………………15
3.1 Эволюция правоохранительных органов……………………...15
3.2 Становление системы революционных трибуналов………....18
3.3 Становление ГУЛага……………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………….25
Список литературы……………………………………………………..28
В марте 1920 г. новое «Положение о ревтрибуналах», принятое ВЦИК, упраздняло специальные следственные комиссии, возложив их функции на органы ВЧК и особые отделы, в состав трибуналов стали входить представители губернской ЧК.
Сохранились
военные трибуналы высшего
Для
борьбы с хищениями, спекуляцией, подлогами,
злоупотреблениями по должности в хозяйственных
и распределительных органах в октябре
1919 г. ВЧК создается Особый Революционный
Трибунал, состоявший из председателя
и двух назначенных ВЧК членов.
Советская тюремно-лагерная система начала формироваться еще в годы Гражданской войны. С первых лет существования особенностью этой системы было то обстоятельство, что для уголовных преступников имелись одни места заключения (подчинявшиеся Главному управлению принудительных работ Наркомата внутренних дел РСФСР и Центральному карательному отделу Наркомата юстиции РСФСР обычные тюрьмы и исправительно-трудовые лагери), а для политических противников большевистского режима – другие места заключения (так называемые «политизоляторы», а также созданное в начале 1920-х годов Управление Соловецких лагерей особого назначения, находившиеся в ведении органов государственной безопасности ВЧК – ОГПУ).
В РСФСР 15 апреля 1919 года вышел декрет «О лагерях принудительных работ». С самого начала существования Советской власти руководство большинством мест заключения было возложено на отдел исполнения наказаний Народного комиссариата юстиции, образованный в мае 1918 года. Частично этими же вопросами занималось и Главное управление принудительных работ при Народном комиссариате внутренних дел.
После октября 1917 и вплоть до 1934 общие тюрьмы находились в ведении республиканских Народных комиссариатов юстиции и входили в систему Главного управления исправительно-трудовых учреждений.
Совет Народных Комиссаров 25 июля 1922 принял постановление о сосредоточении руководства основными местами заключения (кроме общих тюрем) в одном ведомстве и чуть позже, в октябре того же года, был создан единый орган в системе НКВД — Главное управление местами заключения.
В
последующие десятилетия
В 1934 общие тюрьмы были переданы в ГУЛАГ НКВД СССР, а в сентябре 1938 — в составе НКВД было образовано самостоятельное Главное тюремное управление.
По приказу ОГПУ 24 апреля 1930 было образовано Управление лагерями. Первое упоминание собственно о ГУЛАГе (Главное управление лагерей) можно найти в приказе ОГПУ от 15 февраля 1931 года.
В
ИТЛ устанавливались три
На строгом режиме особо опасные преступники, осуждённые за бандитизм, вооружённый разбой, умышленные убийства, побеги из мест заключения и неисправимые уголовники-рецидивисты. Они находились под усиленной охраной и надзором, не могли быть расконвоированы, использовались преимущественно на тяжёлых физических работах, к ним применялись наиболее строгие меры наказания за отказ от работы и за нарушения лагерного режима. «Политические преступления» (58 статья Уголовного кодекса РСФСР) тоже относились к особо опасным.
На усиленном режиме содержались осуждённые за грабежи и другие опасные преступления, воры-рецидивисты. Эти заключённые тоже не подлежали расконвоированию и использовались главным образом на общих работах.
Остальные заключённые в ИТЛ, а также все находившиеся в исправительно-трудовых колониях (ИТК) содержались на общем режиме. Разрешалось их расконвоирование, использование на низовой административно-хозяйственной работе в аппарате лагерных подразделений и ИТК, а также привлечение к постовой и конвойной службе по охране заключённых.
По
окончании карантина врачебно-
Физически здоровым заключённым устанавливалась первая категория трудоспособности, допускающая их использование на тяжёлых физических работах.
Заключённые, имевшие незначительные физические недостатки (пониженную упитанность, неорганического характера функциональные расстройства), относились ко второй категории трудоспособности и использовались на работах средней тяжести.
Заключённые, имевшие явно выраженные физические недостатки и заболевания, как то: декомпенсированный порок сердца, хроническое заболевание почек, печени и других органов, однако, не вызывающие глубоких расстройств организма, относились к третьей категории трудоспособности и использовались на лёгких физических работах и работах индивидуального физического труда.
Заключённые, имевшие тяжёлые физические недостатки, исключающие возможность их трудового использования, относились к четвёртой категории — категории инвалидов.
Отсюда все рабочие процессы, характерные для производительного профиля того или иного лагеря, были разбиты по степени тяжести на: тяжёлые, средние и лёгкие.
Нормы на работу составляли в год около 270—300 трудовых дней (по разному в разных лагерях и в разные годы, исключая, естественно, годы войны). Трудовой день — до 10-12 часов максимально. В случае суровых климатических условий работы отменялись.
Несмотря на существование определённых нормативов содержания заключённых, результаты проверок лагерей показывали их систематическое нарушение:
Большой процент смертности падает на простудные заболевания и на истощение; простудные заболевания объясняются тем, что есть заключённые, которые выходят на работу плохо одетые и обутые, бараки зачастую из-за отсутствия топлива не отапливаются, вследствие чего перемёрзшие под открытым небом заключённые не отогреваются в холодных бараках, что влечет за собой грипп, воспаление лёгких, и другие простудные заболевания.
Заключённые, отказывающиеся от работы, подлежали переводу на штрафной режим, а «злостные отказчики, своими действиями разлагающие трудовую дисциплину в лагере», привлекались к уголовной ответственности. За нарушения трудовой дисциплины на заключённых налагались взыскания. В зависимости от характера таких нарушений, могли быть наложены следующие взыскания:
В отношении заключённых, соблюдавших режим, хорошо проявивших себя на производстве, перевыполнявших установленную норму, могли применяться следующие меры поощрения со стороны лагерного руководства:
Кроме того, десятник в отношении хорошо работавшего заключённого мог ходатайствовать перед прорабом или начальником лагпункта о предоставлении заключённому льгот, предусмотренных для стахановцев.
Заключённым, работавшим «стахановскими методами труда», предоставлялся целый ряд специальных, дополнительных льгот, в частности:
Сходные меры поощрения были приняты и для заключённых, имевших звание ударников.
Наряду с данной системой стимулирования существовали и другие, которые состояли только из компонентов, поощрявших высокую производительность труда заключённого (и не имевших «наказательного» компонента). Одна из них связана с практикой засчитывать заключённому один отработанный с перевыполнением установленной нормы рабочий день за полтора, два (или еще больше) дня его срока заключения. Результатом такой практики являлось досрочное освобождение заключённых, положительно проявивших себя на работе. В 1939 году эта практика была отменена, а сама система «досрочного освобождения» сводилась к замене заключения в лагере на принудительное поселение. Третья система стимулирования труда в лагерях заключалась в дифференцированной выплате заключённым денег за выполненную ими работу. Эти деньги в административных документах изначально и вплоть до конца 1940-х гг. обозначались терминами «денежное поощрение» или «денежное премиальное вознаграждение». Понятие «зарплата» тоже иногда употреблялось, но официально такое название было введено только в 1950 г. Денежные премиальные вознаграждения выплачивались заключённым «за все работы, выполняемые в исправительно-трудовых лагерях», при этом заключённые могли получать заработанные деньги на руки в сумме не свыше 150 рублей единовременно. Деньги сверх этой суммы зачислялись на их личные счета и выдавались по мере израсходования ранее выданных денег. Денег не получали неработающие и невыполняющие нормы. При этом «… даже незначительное перевыполнение норм выработки отдельными группами рабочих…» могло вызвать большой рост фактически выплачиваемой суммы, что, в свою очередь, могло привести к непропорциональному развитию фонда премвознаграждения по отношению к выполнению плана капитальных работ. Заключённым, временно освобождённым от работы по болезни и другим причинам, за время освобождения от работы заработная плата не начислялась, зато стоимость гарантированного питания и вещевого довольствия с них тоже не удерживалась. Актированным инвалидам, используемым на сдельных работах, оплата труда производилась по установленным для заключённых сдельным расценкам за фактически выполненный ими объем работ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внутренняя политика Советского государства времен гражданской войны получила название «политики военного коммунизма». Термин «военный коммунизм» был предложен известным большевиком А.А. Богдановым еще в 1916 г.
Причиной складывания этой политики можно считать марксистские воззрения большевиков, пришедших к власти в России в 1917 г. Маркс и Энгельс детально не прорабатывали черты коммунистической формации. Они считали, что в ней не будет места частной собственности и товарно-денежным отношениям, а будет уравнительный принцип распределения.
Вторая причина политики военного коммунизма – потребность военного времени.
Политика
«военного коммунизма» в
Политика «военного коммунизма» включала комплекс мероприятий, затронувших экономическую и социально-политическую сферу. Основой «военного коммунизма» были чрезвычайные меры в снабжении городов и армии продовольствием, свертывание товарно-денежных отношений, национализации всей промышленности, включая мелкую, продразверстка, снабжение населения продовольственными и промышленными товарами по карточкам, всеобщая трудовая повинность и максимальная централизация управления народным хозяйством.
Военно-коммунистические идеи распространялись и на дальнейший процесс национализации производства. Государству передавались мелкие и кустарные предприятия. Этот процесс был подтвержден в конце 1920 г. специальным декретом о национализации мелкой промышленности. В январе 1920 г. был принят декрет о всеобщей трудовой повинности и трудовых мобилизациях. Из мобилизованных на трудовой фронт формировались трудовые армии. Трудовые армии и военизированные трудовые отряды работали во всех отраслях сельского хозяйства, где наблюдалось напряженное положение с рабочей силой, в том числе на транспорте, на заготовке топлива, сырья. Для управления ими был образован еще один чрезвычайный орган – Главкомтруд, в задачи которого входили учет, мобилизация и распределение рабочей силы. В деревне насаждались коммуны и коллективные хозяйства. Главными способами побуждения к труду были принуждение и насилие, хотя и не упускались возможности призыва рабочих к революционному энтузиазму и сознательности, о чем свидетельствует работа Ленина «Великий почин», рассказывающая о коммунистических субботниках.
Информация о работе Влияние русских правительниц на развитие государства и права