Влияние русских правительниц на развитие государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

В работе рассматривается преобразования в государственной системе, экономике, а также становления и развития правоохранительных и репрессивных органов.
решения следующих задач:
1) всестороннее изучить характер преобразований в Со-ветском государстве в период Гражданской войны;
2) доказать необходимость проведения данной политики, как крайней меры Советского государства;
3) показать положительные и отрицательные последствия политики военного коммунизма.
В данной курсовой работе можно увидеть объяснение таких понятий, как «политика военного коммунизма», «комбеды», «система главкизма», «революционный трибунал», «ГУЛаг» и т.д.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Изменение в системе государственных органов
в 1918-1920-х годах…………………………………………………..5
2. Экономическая политика Советского государства……………10
2.1 Изменения в промышленности…………………………………..10
2.2 Изменения в сельском хозяйстве………………………………..12
3. Создание и развитие системы правоохранительных и
репрессивных органов………………………………………………15
3.1 Эволюция правоохранительных органов……………………...15
3.2 Становление системы революционных трибуналов………....18
3.3 Становление ГУЛага……………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………….25
Список литературы……………………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

курсовая по ИОГиП.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

  Но  зачастую государство изымало у  крестьян не только излишки хлеба. Под видом излишков забиралось и необходимое для семьи продовольствие, семенное и фуражное зерно. В 1920 году, помимо хлеба, продразверстка распространилась на картофель, овощи и другие сельскохозяйственные культуры. За эти поставки предусматривалась оплата по твердым ценам. Но поскольку бумажные деньги обесценивались очень быстро, то фактически продразверстка означала прямую конфискацию продовольствия.

  В 1918 г. выполнение разверсточных заданий (в пределах ряда губерний) подкреплялось  уже силой продармии, комбедов.

  В январе 1919 г. по требованию Наркомпрода  разверстка была распространена на все губернии, доходила до каждого уезда, деревни, двора. Силой оружия часто забиралось и продовольствие, по закону не подлежавшее изъятию. Крестьянин обрекался на голод, разорение. Беднота помогала продотрядам собирать разверстку с зажиточных крестьян и середняков, так как ей перепадала часть заготовленных продуктов. Для бедноты предназначались и промтовары, направлявшиеся из города. Под натиском разверстки крестьяне сокращали посевные площади, поголовье скота, старательно прятали свои продукты.

  Аграрная революция 1917-1918 гг. усилила деградацию деревни, разверстка ее подстегнула.

  Осенью 1918 г. при ликвидации комбедов Ленин  признал «тяжесть и жестокость» продовольственной диктатуры, при разверстке легче не стало.

  Введение  разверстки подтолкнуло советские органы к расширению социалистического сектора в деревне. Постановление ВЦИК от 14 февраля 1919 г. выдвинуло задачу перехода «от единоличных форм землепользования к товарищеским» на основе коммун, совхозов, товариществ. Ставились первые опыты коллективизации. Но «коммунию» деревня не приняла. 

 

   3. СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ  И РЕПРЕССИВНЫХ ОРГАНОВ 

  3.1 Эволюция правоохранительных органов 

  Органы  милиции возникли по инициативе НКВД в ходе проведения вооруженного восстания в Петрограде. Сначала Советами рабочих и солдатских депутатов создавалась рабочая милиция. Вскоре стали создавать милицию и крестьянские Советы. Милиция формировалась на основе принципа добровольности. Военные и гражданские власти были обязаны содействовать милиции в снабжении ее оружием и техническими силами.

  12 октября 1918 г. НКВД и Наркомюст  утвердили совместную инструкцию  «Об организации советской рабоче-крестьянской  милиции». Закреплялся штатный принцип  организации милиции. Милиция  строилась на классовой основе: на работу в милицию принимались граждане РСФСР, достигшие 21 года, имеющие рабочее или крестьянское социальное происхождение. Инструкцией определялись основные задачи милиции: охрана общественного порядка, борьба с уголовной преступностью, пресечение действий против власти, проведение в жизнь законов Советской власти и т.д.

  Руководство органами милиции осуществляло Главное  управление рабоче-крестьянской милиции НКВД РСФСР.

  Система милицейских органов окончательно сложилась в июне 1920 г., когда было принято Положение о рабоче-крестьянской милиции. В соответствии с ним на органы милиции возлагались функции по охране общественного порядка, борьбе с преступностью, проведению следственных действий и дознания по уголовным делам.

  В систему органов милиции входили:

  1. Городская и уездная милиция;
  2. Промышленная милиция (фабрично-заводская, лесная, горно-промышленная и т.п.);
  3. Железнодорожная милиция;
  4. Водная милиция (речная, морская);
  5. Розыскная милиция.

  Руководство системой органов милиции осуществлял  НКВД.

  Слом  старой судебной системы начался по инициативе местных Советов. Стихийно возникавшие судебные органы носили достаточно многообразный характер: революционные суды, народные суды, мировые суды, административные суды и т.д. В своих решениях эти суды руководствовались «революционным правосознанием», «революционной совестью» и обычаями.

  Первым  государственным актом, положившим начал формированию единой судебной системы, стал ноябрьский 1917 г. декрет СНК РСФСР - Декрет о суде № 1. Он 1 упразднил все дореволюционные судебные органы, созданные еще судебной реформой 1864 г. Ликвидировались прокуратура и адвокатура, институт судебных следователей. Взамен их создавались местные коллегиальные суды, состоявшие из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей. Состав суда избирался местными Советами.

  Обвинителями, защитниками и поверенными в  суде могли быть любые лица, пользующиеся гражданскими правами по Конституции. Предварительное следствие осуществляли судьи единолично.

  Кассационными инстанциями, рассматривавшими не вступившие в законную силу приговоры и решения нижестоящих местных судов, были уездные и столичные съезды местных судей. Кассационное обжалование могло вести к отмене приговора или решения нижестоящего суда, если вышестоящий суд устанавливал неполноту или неправильность проведенного предварительного следствия, процессуальных, уголовных норм, несправедливость приговора или отсутствие состава преступления в деянии осужденного. Дело мог быть возвращено на новое рассмотрение, а приговор отменен или изменен в сторону смягчения наказания.

  В своей деятельности суды должны были руководствоваться декретами ВЦИК, СНК, положениями политических программ, «революционным правосознанием» и  «законами свергнутых правительств», если они не противоречили вышеперечисленным нормам и принципам. Однако уже в ноябре 1918 г. ссылки на старые законы были вовсе запрещены.

  В феврале 1918 г. ВЦИК принял Декрет о суде № 2, расширивший подсудность местных судов. Новой инстанцией стали окружные суды, состоявшие из трех постоянных членов и четырех народных заседателей (по гражданским делам) и двенадцати заседателей под председательством постоянного члена суда (по уголовным делам). Заседатели принимали решение не только о факте преступления, как это было в суде присяжных, но и о мере наказания. Декрет воссоздавал следственные комиссии при окружных судах, избираемые местными Советами. Создавались коллегии правозаступников, члены которых поддерживали обвинение и осуществляли защиту в суде. В силу политических обстоятельств (борьба с левыми эсерами, имевшими серьезное влияние в судебной сфере, и недоверие к старым юристам) осенью 1918 г. были ликвидированы окружные суды.

  В июле 1918 г. СНК принял Декрет о суде № 3, далее расширявший компетенцию местных судов. Следственные комиссии переподчинялись местным Советам. Кассационные жалобы рассматривали Советы местных народных судей, сформированные из постоянных судей нижестоящих судов. Создавался в Москве Кассационный суд для рассмотрения жалоб на решения и приговоры окружных судов.

  В конце ноября 1918 г. ВЦИК утвердил Положение о народном суде РСФСР, которое унифицировало судебную 1 систему Республики. Учреждалась единая форма суда — народный суд, состоявший из одного народного судьи и нескольких (двух или шести) заседателей. Выборы судей осуществлялись местными Советами, заседатели утверждались исполнительными комитетами местных Советов. Кандидаты должны были пользоваться избирательными нравами и иметь опыт политической работы. В своей деятельности суды должны были руководствоваться декретами светской власти и «социалистическим правосознанием».

  ВЦИК 24 октября 1919 г. утвердил положение «О революционных комитетах». Эти чрезвычайные органы власти могли создаваться в местностях, освобожденных от неприятеля, в прифронтовой полосе и в тылу для организации обороны и поддержания порядка. Их создавали РВС армии при участии местных органов власти в составе от 3 до 5 человек. При нормализации обстановки, создании местных органов власти, ревкомы передавали им все свои полномочия, имущество и дела. В прифронтовой полосе (на расстоянии 25-50 км от линии фронта) постановлением РВС армии исполкомы Советов могли быть временно распущены и заменены ревкомами. Ревкомы могли создаваться и в тылу в составе 3-5 человек (председателя и одного из членов исполкома и местного военного комиссара). В этом случае обычные органы власти продолжали действовать, но передавали ревкому все дела, связанные с обороной и охраной порядка.

  СНК 7 декабря 1917 г. создал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем (ВЧК). Она была задумана прежде всего как орган борьбы с саботажем в связи с готовящейся всеобщей забастовкой служащих правительственных учреждений.

  Учреждалась ВЧК при СНК, председателем был  назначен Ф.Э.Дзержинский. В момент образования ВЧК на нее смотрели как на временный орган. Это отразилось в названии комиссии - чрезвычайная, хотя в момент создания она не наделялась чрезвычайными полномочиями (она начинает их приобретать при возложении на нее борьбы с общеуголовным преступлением - спекуляцией). Первые шаги ВЧК были направлены против нарушений трех видов: саботажа чиновников, «пьяных погромов» (они происходили при разграблении винных складов в Петрограде) и бандитизма «под флагом анархизма».

  ВЦИК  и СНК издали значительное количество нормативных актов, определявших задачи, структуру, компетенцию ВЧК, ее место в системе органов госаппарата. ВЧК действовала как коллегиальный орган (при председателе состояла коллегия). Вначале в ней было три отдела: информационный, организационный и борьбы с контрреволюцией и саботажем, 11 декабря 1917 г. был создан четвертый отдел - по борьбе со спекуляцией.

  В марте 1918 г. были созданы тюремный и  хозяйственный отделы, справочное бюро, дававшее справки об арестованных и о делах, находившихся в производстве ВЧК; стол личного состава ВЧК, занимавшийся учетом работников ВЧК. В конце июля был создан железнодорожный отдел ВЧК.

  С самого начала своей деятельности ВЧК  наделялась правом ареста. 31 января 1918 г. СНК установил, что ВЧК занимается розыском, пресечением и предупреждением преступлений, передавая материалы для следствия в следственную комиссию трибунала, которая и передавала дела в суд. Таким образом, четко разграничивалась компетенция органов ВЧК и трибуналов. Создавались нормальные взаимоотношения между этими органами. Это положение было нарушено наступлением немецких войск, когда принятое в связи с этим постановление СНК 21 февраля 1918 г. наделило ВЧК правом внесудебного решения дел с применением высшей меры наказания - расстрела. ВЧК становится в полном смысле чрезвычайным органом. С этого времени органы ВЧК вели не только оперативную работу, но и проводили следствие и выносили приговор, заменяя следственные и судебные органы. Это привело к неизбежным при отсутствии процессуального контроля ошибкам и злоупотреблениям с гибелью невиновных.

  В ноябре 1920 г. на ВЧК была возложена  охрана границ государства (до этого охрана границ в какой-то степени обеспечивалась «завесами» - системой подвижных военных отрядов).

  В конце 1921 г. IX Всероссийский съезд Советов принял решение об упразднении ВЧК. В новых социально-экономических условиях чрезвычайный орган «борьбы с контрреволюцией» трансформировался в Главное политическое управление (ГПУ) при НКВД. 
 
 

    1. Становление системы революционных трибуналов
 

  Декрет о суде №1 учреждал параллельно с местными судами особые суды «для борьбы против контрреволюционных сил» — революционные трибуналы. В их компетенцию входила борьба с контрреволюцией, мародерством, саботажем и прочими «злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников». В их состав входили председатель и шесть заседателей, избираемых губернскими и городскими Советами. Предварительное следствие осуществляли особые следственные комиссии. Система ревтрибуналов начала формироваться уже в январе 1918 г., когда были созданы специальные революционные трибуналы печати.

  С марта по май 1918 г. Наркомат юстиции  разрабатывал проект декрета «О революционных трибуналах»3, который был принят СНК в мае 1918 г4. Предписывалось сохранение ревтрибуналов только в крупных центрах и их упразднение в иных местах. Деление трибуналов по направлениям деятельности также упразднялось. Была сделана попытка укрупнить и централизовать деятельность этих органов. Одновременно принимались меры к разделению юрисдикции трибуналов и местных судов. Вместе с тем ревтрибуналам была оставлена полная свобода в выборе мер «борьбы с контрреволюцией».

  В период гражданской войны система  ревтрибуналов была подвергнута  существенным изменениям. В феврале 1919 г. ВЦИК своим постановлением подтвердил, что ревтрибуналы сохраняются только в губернских центрах и крупных городах. В их состав входят три члена, избираемые исполкомами Советов. Трибуналы проверяли следственные действия ЧК, которые наряду со следственными комиссиями осуществляли предварительное следствие. Судебное рассмотрение в трибуналах должно было начинаться не позднее сорока восьми часов с момента окончания следствия.

  Положение о ревтрибуналах (1919 г.) закрепило  несколько отраслевых видов этих органов: военно-полевые суды, железнодорожные трибуналы, транспортные суды, имевшие статус революционных трибуналов.

Информация о работе Влияние русских правительниц на развитие государства и права