Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:08, курсовая работа
В работе рассматривается преобразования в государственной системе, экономике, а также становления и развития правоохранительных и репрессивных органов.
решения следующих задач:
1) всестороннее изучить характер преобразований в Со-ветском государстве в период Гражданской войны;
2) доказать необходимость проведения данной политики, как крайней меры Советского государства;
3) показать положительные и отрицательные последствия политики военного коммунизма.
В данной курсовой работе можно увидеть объяснение таких понятий, как «политика военного коммунизма», «комбеды», «система главкизма», «революционный трибунал», «ГУЛаг» и т.д.
Введение……………………………………………………………………3
1. Изменение в системе государственных органов
в 1918-1920-х годах…………………………………………………..5
2. Экономическая политика Советского государства……………10
2.1 Изменения в промышленности…………………………………..10
2.2 Изменения в сельском хозяйстве………………………………..12
3. Создание и развитие системы правоохранительных и
репрессивных органов………………………………………………15
3.1 Эволюция правоохранительных органов……………………...15
3.2 Становление системы революционных трибуналов………....18
3.3 Становление ГУЛага……………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………….25
Список литературы……………………………………………………..28
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФИЛИАЛ
ГОУ ВПО «ИГУ» В Г. БРАТСКЕ
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ИОГиП
ПОЛИТИКА
ВОЕННОГО КОММУНИЗМА
Руководитель
к.и.н., доцент:
Студент
Группы Ю-09-1:
Братск
- 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Изменение в системе государственных органов
в 1918-1920-х годах…………………………………………………..5
2. Экономическая политика Советского государства……………10
2.1 Изменения
в промышленности…………………………………..
2.2 Изменения в сельском хозяйстве………………………………..12
3. Создание и развитие системы правоохранительных и
репрессивных органов…………………………
3.1 Эволюция правоохранительных органов……………………...15
3.2 Становление системы революционных трибуналов………....18
3.3 Становление ГУЛага……………………………………………….20
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Одним из актуальных вопросов истории Отечественного государства и права является период становления Советского государства. До сих пор среди многих историков ведется спор о целесообразности проведения в 1918-1920-х гг. политики военного коммунизма.
В данной курсовой работе мы рассмотрим преобразования в государственной системе, экономике, а также становления и развития правоохранительных и репрессивных органов.
Объектом данного курсового проекта является политика, проведенная большевиками в годы Гражданской войны и интервенции, как обязательная мера укрепления Советского государства.
Основная цель курсовой работы – проанализировать политику военного коммунизма, тем самым, рассмотрев ее положительные и отрицательные стороны, а также убедиться в необходимости ее проведения.
Обозначенная цель реализуется посредством решения следующих задач:
Доминирующими исследовательскими методами являются описательный метод, метод периодизации, сравнительно-правовой метод и историко-правовой.
В данной курсовой работе можно увидеть объяснение таких понятий, как «политика военного коммунизма», «комбеды», «система главкизма», «революционный трибунал», «ГУЛаг» и т.д. В процессе исследования проведен анализ таких трудов известных ученых, как Павлюченков С.А., Соколов А.К., Исаев И. А. и др., а также пособия по истории России и интернет-ресурсы. Что касается общей оценки научной разработанности темы, то исследуемая проблема получила лишь частичное отражение в известных трудах ведущих российских историков: Павлюченков С.А., Соколов А.К., Исаев И. А., Булдаков В.П., Кабанов В.В.1
Я не смогла сразу получить интересующие меня сведения, так как большинство авторов учебников по истории России затрагивают лишь некоторые аспекты политики 1918 года. Чтобы дополнить пробелы, пришлось прибегнуть к трудам Павлюченкова, представляющим собой более полное обозрение событий тех лет. Безусловно мне помог школьный курс поэтов того времени, а именно: Владимир Маяковский, Борис Пастернак и другие. В их произведениях события изложены не так сухо, как в учебниках истории, поэты помогают прочувствовать атмосферу того времени. Также я провела анализ информации, приобретенной с помощью Интернет-ресурсов. В целом же, я не испытывала недостатка в материалах самого различного характера.
Самое интересное, что политика военного коммунизма внедрялась не только для борьбы с трудностями военного времени, но и для реализации на практике целого ряда коммунистических идей. Более того, она получает свое теоретическое оправдание в трудах большевистских лидеров. К ним относится книга Бухарина «Экономика переходного периода».
Проведя исследование в этом периоде истории Советского государства мною были раскрыты основные направления политики военного коммунизма, также была собрана во едино картина событий происходящих в то время среди народных масс.
Что касается моего личного отношения к теме данной курсовой работы, то она безусловно является сложной, но в то же время увлекательной, потому что пришлось прочитать много литературы, для того чтобы полностью воссоздать картину произошедших событий.
1. ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОРГАНОВ В 1918-1920-Х ГГ.
Создавшаяся система Советского государственного устройства отвечала главной потребности - созданию социалистического общества, основанного на государственной собственности на средства производства.
В первой половине 1918 г. система Советского государственного управления приобрела следующий вид.
Высшими органами государственной власти являлись Всероссийские съезды Советов.
В промежутках между съездами их функции выполнял Всероссийский центральный исполнительный комитет – ВЦИК (не более 200-х человек).
Исполнительным органом ВЦИК был его Президиум, который избирался в составе 1/10 всех его членов, и проводил в жизнь постановления ВЦИК. С февраля 1918 г. стал практиковаться созыв объединенных заседаний Президиума ВЦИК и СНК.
Нормативные акты ВЦИК принимал по результатам голосования, представляя собой, таким образом, мобильную часть (более узкий) состав Всероссийского съезда.
В декабре 1919 г. постановлением Съезда «О советском строительстве» установился сессионный порядок работы ВЦИК. Его сессии стали созываться каждые два месяца (он уже созывался непрерывно), чрезвычайные сессии – по мере необходимости, по инициативе Президиума ВЦИК, СНК или трети членов ВЦИК.
При переходе ВЦИК на сессионный порядок работы изменился характер деятельности его Президиума: он руководил заседаниями ВЦИК, решал отдельные вопросы в период между сессиями ВЦИК, утверждал или приостанавливал акты СНК, отменял постановления СНК и издавал свои постановления от имени ВЦИК. С декабря 1919 г. Президиум ВЦИК официально наделялся законодательными правами, войдя в ряд других высших органов власти РСФСР.
При ВЦИК создавались постоянные и временные комиссии по различным вопросам (разработке федеративного устройства РСФСР, административная комиссия и др.). В комиссиях сотрудничали члены ВЦИК, эксперты, представители общественности, работники различных госорганов.
Совет Народных комиссаров (СНК) был высшим органом власти и государственного управления - правительством страны, подотчетным Всероссийскому съезду и ВЦИК. Законодательные акты СНК обязан был передавать на рассмотрение ВЦИК, имея права издавать декреты только в случаях не терпящих отлагательства. Таким образом, СНК в период гражданской войны был особым органом соединявшем в себе законодательные и исполнительно-распорядительные функции.
Члены СНК (наркомы) стояли во главе отраслевых наркоматов, заменивших прежние отраслевые министерства.
На правах наркоматов действовал Всероссийской Совет рабочего контроля (с 16.11.17), преобразованный в середине 1918 г. в наркомат Госконтроля.
Также на правах наркомата действовал Высший Совет народного хозяйства (ВСНХ - с 02.12.17). Высшим органом Совета был Пленум, исполнительным - Президиум. Совет курировал важнейшие отрасли хозяйства возглавляемые входившими в него Главками. Первоначально же работа велась через отделы, входившие в ВСНХ, которые к 1920 г. были вытеснены Главками.
Органами государственной власти на местах являлись местные областные (до 09.1918), губернские, волостные и сельские Советы.
Постоянно действующими органами при Советах являлись Исполнительные комитеты, избираемые и подконтрольные местным съездам Советов. Вышестоящие Советы осуществляли контроль за деятельностью нижестоящих, вплоть до отмены решений низовых органов.
При исполнительных комитетах Советов создавались отраслевые отделы или комиссариаты: земледелия, юстиции, народного просвещения, здравоохранения и т.д. Число отделов (в зависимости от уровня Совета колебалось от 5 до 25). Отделы подразделялись на отделы: медицинский, статистический, милиции и т.д. В большинстве случаев такая структура дублировала существовавшую ранее систему земского самоуправления.
Местные Советы имели право взимать в свою пользу местные налоги и облагать чрезвычайной контрибуцией имущих лиц. При Советах создавались Советы народного хозяйства Совнархозы, находившиеся под двойным подчинением - ВСНХ и местных Советов.
Система
Советов, в сравнении с
Еще одним высшим органом государственного управления, возникшим в обстановке чрезвычайной экономической и политической ситуации, стал Совет рабоче-крестьянской обороны (СРКО), сосредоточивший в своих руках всю полноту власти в области обороны. В состав СРКО входили Председатель Революционного военного совета Республики (Реввоенсовет), председатель ВЦИК, нарком путей сообщения, председатель Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной армии и заместитель наркома продовольствия.
В задачи СРКО входили: вопросы мобилизации, вооружения, продовольственного снабжения и оперативного руководства армией. В своей работе СРКО опирался на аппарат своих чрезвычайно уполномоченных, которые направлялись на различные участки фронтов и народного хозяйства.
В апреле 1920 г. Совет рабоче-крестьянской обороны преобразован в Совет труда и обороны (СТО), действовавший на правах комиссии при СНК, возглавляемой председателем СНК. В состав СТО стали входить народные комиссары (экономических наркоматов) и представитель ВЦСПС. СТО утверждал единый народно-хозяйственный план республики, издавал постановления, распоряжения и инструкции, обязательные для всех ведомств и учреждений.
В особых условиях военного времени ряду органов были предоставлены чрезвычайные полномочия. Наркоматам продовольствия, путей сообщений и по военным делам давалось право применять репрессивные и административные меры для эффективного решения возложенных на них задач, использовать вооруженную силу.
В условиях централизации хозяйственного регулирования возрастала роль контрольных органов. В 1919 г. было принято новое Положение о государственном контроле, в феврале 1920 г. Наркомат государственного контроля был преобразован в наркомат Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ). На РКИ возлагались наблюдение за законностью, охрана государственной собственности, борьба с бюрократизмом и злоупотреблениями в госаппарате и хозяйственных органах. РКИ формировалась на выборной основе и на местах опиралась на ячейки содействия РКИ.
Профсоюзы могли возражать против избрания в РКИ отдельных кандидатов и предлагать свои кандидатуры. В апреле 1920 г. Съезд профсоюзов принял решение об активном участии в работе РКИ, уже в октябре 1920 г. состоялось I Всероссийское совещание ответственных работников РКИ. Предлагалось провести проверку исполнения декретов СНК и СТО различными государственными учреждениями.
Сталин защищал идею о дальнейшем расширении контрольной деятельности нового комиссариата, Троцкий подверг ее критике. В 1923 г. была произведена реорганизация РКИ и ее органы объединены с органами Центральной контрольной комиссии (ЦКК) партии. Тем самым партийная контрольная комиссия получила возможность осуществлять через РКИ прямой конституционный контроль за деятельностью государственной администрации.
Информация о работе Влияние русских правительниц на развитие государства и права