Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:15, курсовая работа
Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.
Введение
Глава 1. ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ
4.1 Политическое сотрудничество
4.2 Укрепление общественной безопасности
4.3 Экономические отношения
4.4 Социальная сфера
Глава 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА.
Глава 3. ТИПОЛОГИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ
Глава 4. РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ТИПЫ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Глава 5. . ПРАВОСЛАВИЕ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ
Заключение
Список использованной литературы
Социология подчеркивает,
что религиозная культовая
Государственно-правовая регламентация
в этих обществах являлась составной
частью культовой системы. Динамика
влияния религии на общественную
жизнь описывается двумя
Сакрализация – это процесс вовлечения в сферу религиозного санкционирования сознания, поведения людей институтов. Клерикализация – означало не только регуляцию всей личной и общественной жизни, но и разработку соответствующего идеологического обоснования, основными этапами которого были кодификация и канонизация вероучения, стремление замкнуть все сферы интеллектуальной деятельности в системе богословско-теологического мышления.
Взаимоотношения в реальном
мире человеческой деятельности двух
таких, казалось бы, в идеале далеких
друг от друга сфер, как религия
и политика. Человек своей природе
– сложное и противоречивое существо.
Ему присущи способность и
потребность быть свободным, быть целостным
и духовным, не связанным обстоятельствами
повседневной жизни. Эта способность
и потребность быть свободным, бесстрашным,
бессмертным воплощается в
Таким образом, религия и
политика соотносятся как духовное
и земное, как свобода и не свобода,
как трансцендентность и
Дело в том, религиозная традиция представляет собой вполне реальную и осязаемую социальную силу. В традиционном обществе религиозные институты служат носителями сакрального авторитета, который абсолютно непререкаем. Поэтому они обладают реальной властью, разновидность власти выступает в обществе как власть наместническая, представляющая не посредственно волю бога или богов.
Религиозные объединения
1. Религиозным объединением
в Российской Федерации
2. Религиозные объединения
могут создаваться в форме
религиозных групп и
3. Создание религиозных
объединений в органах
4. Запрещаются создание
и деятельность религиозных
Из данного закона
следует, что в российском
Глава 5. Православие и национальная идеология
Анализ значения «православного
возрождения» и влияния Русской
Православной Церкви был бы не полным
без рассмотрения вопроса о реальных
возможностях православия как платформы
для создания новой национальной
идеологии и Церкви как активного
ее сторонника и инициатора. Это
сегодня особенно актуально –
ведь до сих пор, в течении почти
20 лет с момента краха
Активные сторонники расширения
влияния Русской Православной Церкви
вполне обоснованно говорят о
том, что православие является той
органической почвой, на которой исторически
«выросла» российская цивилизация.
А так как православие
И действительно, православие как источник базовых общечеловеческих ценностей органично сплетенных с русской культурой вполне может претендовать на статус одного из столпов национальной идеологии. Насколько влиятельным может быть этот статус – зависит от решения по крайней мере двух вопросов - имеет ли православие и Русская Православная Церковь реальную поддержку общества и способна ли она сама к подобной миссии.
Первый вопрос – насколько
«православным» является российское общество?
То есть насколько хотя бы потенциально
велика восприимчивость населения
к тем же общечеловеческим ценностям
в православной форме. Обратимся
к социологическим
Второй вопрос – на что
способна сама Русская Православная
Церковь? С материально-хозяйственной
точки зрения возможности церкви,
бесспорно велики. За последние годы
Московская Патриархия, ведомая Алексием
II, сумела в значительной мере восстановить
церковно-административную структуру,
едва ли не полностью разрушенную
в эпоху государственного богоборчества.
Количество приходов увеличилось почти
в четыре раза. Велики финансовые
возможности Церкви. Однако, в том
то и дело, что церковь же ныне
поглощена по-преимуществу церковным
строительством. Нет сомнения, что
церковное православие, как удержание
тысячелетнего церковного устава, как
обрядовое исповедничество, важно.
Пренебрежение к обряду, к культу,
к символу всегда чревато их утратой.
Но и полуотстранённость от жизни
народной, в частности и политической,
не менее губительна и для церкви,
и, тем более, для народа. Ведь вся
вековая традиция русской церкви
- это традиция участия в национально-
Опасной выглядит и тенденция к внутрицерковному расколу. Несмотря на то, что в целом церковная структура Московской Патриархии сохранилась, на Украине, в Эстонии и Молдавии произошли разделения, в результате которых Русская Православная Церковь лишилась значительной части своих приходов. Но главная опасность заключается в том, что церковная смута в этих регионах продолжается и грозит с новой вспышкой перекинуться на соседние епархии. С другой стороны – внутри Церкви в последние годы происходят очень важные и бурные процессы, малозаметные для внешнего наблюдателя. В среде церковной общественности идет бескомпромиссная и яростная борьба между т.н. "ревнителями православного благочестия", стоящими на консервативных, национально-патриотических позициях (их символом сегодня является митрополит Иоанн (Снычев), скончавшийся в 1995 году), и церковными "западниками", либералами-экуменистами, последователями митрополита Никодима Ротова (1929-1978), позиции которых разделяет нынешний Патриарх. В области внутренней церковной политики "никодимовцы" остаются приверженцами либеральной, экуменической, прозападной модели развития. Распространяются и различные секты, процветающие на почве локальных приходов и епархий.
Все вышесказанное не позволяет говорить о существенной готовности Русской Православной Церкви способствовать существенному формированию российской национальной идеологии, как по внешним, так и по внутренним причинам.
Совершенно очевидно, что использовать сегодня необходимо весь культурно-исторический опыт российской истории – в том числе и то, что было достигнуто при СССР, ее языческое прошлое, конкретные образы менталитета русского народа. Православие же может являться одной из ключевых доминирующих тенденций при формировании новой национальной идеологии страны.
Таким образом, церковно-государственные отношения в современной России в основном строятся по принципу относительного невмешательства церкви и государства. Наиболее широким представляется сотрудничество в социально-культурной сфере. Однако, и здесь православная церковь и православие в ее лице, как один из источников морально-нравственного возрождения страны, не является даже реальным конкурентом современной массовой культуры.
Заключение
Государственно-церковные
отношения на протяжении многих веков
выступают составной частью системы
общественных отношений любого общества.
В силу целого ряда специфических
особенностей они могут быть отнесены
к одному из видов так называемых
«синтетических» общественных отношений,
которые складываются в результате
тесного взаимодействия материальных
и идеологических связей в обществе.
Эти отношения, будучи относительно
самостоятельными, находятся в тесной
взаимосвязи с социально-
Информация о работе Власть и православная церковь в современной России