Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:15, курсовая работа
Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.
Введение
Глава 1. ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ
4.1 Политическое сотрудничество
4.2 Укрепление общественной безопасности
4.3 Экономические отношения
4.4 Социальная сфера
Глава 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА.
Глава 3. ТИПОЛОГИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ
Глава 4. РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ТИПЫ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Глава 5. . ПРАВОСЛАВИЕ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Глава 1. ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ
4.1 Политическое сотрудничество
4.2 Укрепление общественной безопасности
4.3 Экономические отношения
4.4 Социальная сфера
Глава 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА.
Глава 3. ТИПОЛОГИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ
Глава 5. . ПРАВОСЛАВИЕ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ
Заключение
Список использованной литературы
На протяжении нескольких
десятилетий в Советском Союзе
господствовал односторонний
Аксиомой общественного
процесса является то, что государство
– не вечная категория: оно возникло
на определённом историческом этапе
развития общества и с тех пор
само развивается как относительно
самостоятельное явление, имеющее
собственного этапы и закономерности
существования и деятельности. Государственность
представляет собой фактор человеческого
прогресса и культуры, она вступает
как самостоятельная
Государственная организация человеческого общества призвана обеспечивать обще социальное регулирование общественных отношений в целях освобождения человека от всех видов порабощения и зависимости (от природных и социальных сил), полноценного и гармоничного развития личности. Конечно, такого уровня развитости государство достигает не сразу.
На ранних стадиях цивилизации
оно выступает как достаточно
примитивная организация
Взаимоотношения религиозных
институтов и политических структур
в истории религии приобретали
крайне разнообразные формы. Среди
этих форм можно назвать теократические
монархии, где государственная власть
и государственная религия
Цель данной работы –
рассмотреть взаимоотношения
Православная церковь и политическое пространство России
На всем протяжении истории
отношения между Церковью и государством
в России выстраивались в рамках
первой, «симфонической» модели. То
есть, проще говоря – церковь
не вмешивается в реальное управление
страной, а государство во внутренние
дела патриархата. Именно такое положение
дел сложилось в современной
России. В этой связи надо отметить,
что ушедший Патриарх Алексий II часто
называл современные церковно-
1.1 ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО. Согласно «Основам концепции Русской Православной Церкви» - официальной социально-политической и социально-экономической программе Церкви, принятой в 2000 г. прописано, что церковь не должна брать на себя функции, принадлежащие государству: противостояние греху путем насилия, использование мирских властных полномочий, принятие на себя функций государственной власти, предполагающих принуждение или ограничение. В то же время Церковь может обращаться к государственной власти с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях, однако право решения этого вопроса остается за государством. Реализуя данное стремление, церковь не участвует в политической борьбе, не поддерживает каких-либо кандидатов или политические партии, а священнослужителей не благословляет выдвигаться в органы власти. Такое решение было принято еще на Архиерейских соборах в 1994 и 1997 гг. Однако, как говорил Патриарх Алексий II, «…любой гражданин, особенно православный, призван осознавать ответственность за своих ближних, за страну, за народ, за их настоящее и будущее, поэтому каждый гражданин должен участвовать в выборах, внося свой вклад в созидание обновленной России». Православные миряне могут создавать общественно-политические организации и действовать при духовном попечении Церкви.
1.2 УКРЕПЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
Интересным представляется
сотрудничество церкви и государства
в сфере укрепления общественной
безопасности. С начала 90-х годов
XX века проводятся конференции по обсуждению
сотрудничества Церкви и армии в
современной России. В ряде военных
академий начал читаться курс «Введение
в Православие», были восстановлены
первые храмы в воинских частях.
Все это стало основой к
проведению конференции в Генеральном
штабе в 1994 году, на которой был
обсужден Договор между Церковью
и Министерством обороны. По итогам
этой конференции в Московской патриархии
был создан Отдел по связям с вооруженными
силами и правоохранительными
1.3 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. Как видно из вышеперечисленного, влияние церкви на законодательно-правовую сферу и сферу безопасности носит косвенный, миссионерский характер. Куда более действенным представляется «возрождение православия» в хозяйственно-экономических вопросах и, прежде всего в вопросах возвращения церковной собственности. Церковь в решении Архиерейского Собора отказалась от требования о возврате всей церковной недвижимости, кроме жизненно необходимой. Для восстановления возвращаемых церковных зданий государство в отдельных случаях выделяет средства на ремонт. Церковь развивает и собственные хозяйственные подразделения. В большинстве епархий действуют производства по изготовлению церковной утвари, свечей, пошиву облачений. Наиболее крупным из них является завод «Софрино» под Москвой, на котором работают 3 тыс. человек. Развивается в епархиях и православное книгоиздание, создается сеть книжных лавок и магазинов. В Москве и Санкт-Петербурге сформировалось несколько крупных православных издательств. Одним из направлений экономического сотрудничества Церкви с производственными и хозяйственными структурами является создание нескольких коммерческих банков в Москве и церковного филиала одного из банков в Санкт-Петербурге. Самостоятельная банковская деятельность в православной среде не получила серьезного развития из-за нестабильности российской экономики и ростовщического процента, заложенного в основу европейской банковской системы и неприемлемого для Церкви.
Однако, выступая за возврат земель, конфискованных еще до революции и покойный и нынешний Патриархи достаточно резко высказывались против создания органа, который бы контролировал деятельность религиозных организаций в России наподобие института Обер-прокурора Святейшего Синода, что автоматически означало бы и контроль над церковными экономическими ресурсами.
1.4 СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА. По настоящему значительным является влияние Церкви в сфере науки, культуры, образования, медицины и молодежного движения. В начале 90-х годов были созданы общецерковный и епархиальный отделы по благотворительности и социальному служению. На основе полученного опыта Церковь в середине 90-х годов заключила договоры с министерствами и ведомствами для организации совместной работы в больницах и медицинских учреждениях.
Для обсуждения наиболее острых
и спорных медицинских вопросов
врачами, священниками и представителями
общественности в Москве был создан
Совет по биоэтике, особенно сегодня
сложна и даже трагична ситуация в
сфере рождения детей и проведения
абортов, которые фактически стимулируются
государственным
Проведение с 1992 года Общеобразовательных
Рождественских чтений стало крупнейшим
примером сотрудничества Церкви, государства
и общества в педагогической сфере.
Чтения объединяют на пленарных заседаниях
и в десятках секций тысячи специалистов
из разных научных областей и духовенство
из десятков регионов России. Просветительская
деятельность Церкви в школах ведется
в различных формах. Уже более
10 лет существуют православные гимназии,
где создается гармоничное
С 2000-го года в вузах Санкт-Петербурга
проводятся просветительские научно-практические
конференции и чтения — Кирилло-Мефодиевские,
Покровские педагогические, Знаменские,
Татьянинские и другие. Для дальнейшего
развития просветительских и социальных
программ в молодежной и студенческой
среде создана Межвузовская ассоциация
духовно-нравственного
Потребность в более серьезном
и постоянном сотрудничестве Церкви
и науки привела к созданию
в 1999 г. Объединенного научно-
В начале 90-х годов для
более активной просветительской и
социальной работы в молодежной среде
было создано Всероссийское
Законодательство Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях состоит из соответствующих норм Конституции Российской Федерации,2 Гражданского кодекса Российской Федерации,3 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях",4 принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Необходимо также
учитывать, что согласно Конституции
Российской Федерации (ст. 15) в случае,
если международным договором
Особое место
в законодательстве Российской Федерации
о свободе совести, свободе вероисповедания
и о религиозных объединениях
занимает Федеральный закон "О
свободе совести и о
При этом, как
справедливо считает С.А. Авакьян,
"необходимо указать на то, что
Федеральный закон 1997 г. "О свободе
совести и религиозных
Информация о работе Власть и православная церковь в современной России