Власть и православная церковь в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:15, курсовая работа

Описание работы

Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.

Содержание

Введение
Глава 1. ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ
4.1 Политическое сотрудничество
4.2 Укрепление общественной безопасности
4.3 Экономические отношения
4.4 Социальная сфера
Глава 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА.
Глава 3. ТИПОЛОГИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ
Глава 4. РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ТИПЫ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Глава 5. . ПРАВОСЛАВИЕ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсач 4 курс почти совсем готовый.docx

— 53.68 Кб (Скачать)

                                                           Содержание

Введение

Глава 1. ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ

4.1  Политическое сотрудничество

4.2 Укрепление общественной безопасности

4.3 Экономические отношения

4.4 Социальная сфера

Глава 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА.

Глава 3. ТИПОЛОГИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ

Глава   4. РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ТИПЫ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Глава 5. . ПРАВОСЛАВИЕ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   Введение

 

 

На протяжении нескольких десятилетий  в Советском Союзе  господствовал односторонний стереотип  атеистического мышления, относивший религию и церковь к «досадным  пережиткам буржуазного строя», к  «главным противникам» научного мировоззрения. При этом открыто заявлялось, что  религии не должно быть места в  рамках социалистической общественной системы. В этих условиях религиозные  организации имели право заниматься исключительно удовлетворением  религиозных потребностей ограниченного  числа верующих. В настоящее время  в процессе демократизации общественно-политической и духовной сфер жизни общества постепенно восстанавливаются   законные права  и свободы религиозных организаций, закладываются правовые основы гарантий осуществления свободы совести, реального равноправия людей  с противоположными воззрениями  на мир.

Аксиомой общественного  процесса является то, что государство  – не вечная категория: оно возникло на определённом историческом этапе  развития общества и с тех пор  само развивается как относительно самостоятельное явление, имеющее  собственного этапы и закономерности существования и деятельности. Государственность  представляет собой фактор человеческого  прогресса и культуры, она вступает как самостоятельная историческая ценность.

Государственная организация  человеческого общества призвана обеспечивать обще социальное регулирование общественных отношений в целях освобождения человека от всех видов порабощения  и зависимости (от природных и социальных сил), полноценного и гармоничного развития личности. Конечно, такого уровня развитости государство достигает не сразу.

На ранних стадиях цивилизации  оно выступает как достаточно примитивная организация общества, сущность которой кроится в системе  органов и учреждений принуждения, осуществляющих классовую или иную диктатуру. И только в условиях демократического общества государство приобретает  способность обеспечить основные ценности общественного развития – народовластие, экономическую свободу и свободу  личности. Имен для того, чтобы понять процесс внедрения цивилизации  в государственно-организованное общество, не обходимо знать, как само государство  и как оно способствует развитию общества.1

Взаимоотношения религиозных  институтов и политических структур в истории религии приобретали  крайне разнообразные формы. Среди  этих форм можно назвать теократические монархии, где государственная власть и государственная религия нераздельно  слиты. В демократических странах  принципом взаимоотношения церкви и государства становится их автономность друг от друга, а одним из главных  прав личности является право исследовать  любую религию или быть атеистом. Двадцатый век с его тоталитарными  режимами породил такую диковинную и неведомую прежде форму взаимоотношений, как принудительный атеизм, ставший  государственным мировоззрением, обязательным для всех граждан.

Цель данной работы –  рассмотреть взаимоотношения государственной  власти  и  православной церкви в  постсовесткий период.

 

 

 

 

 

               Православная церковь и политическое пространство России

 

 

На всем протяжении истории  отношения между Церковью и государством в России выстраивались в рамках первой, «симфонической» модели. То есть, проще говоря – церковь  не вмешивается в реальное управление страной, а государство во внутренние дела патриархата. Именно такое положение  дел сложилось в современной  России. В этой связи надо отметить, что ушедший Патриарх Алексий II часто  называл современные церковно-государственные  отношения «близкие к идеальным». Однако, практическая реализация данного  принципа по-разному проявляется  в политической, социально-экономической  и культурной сферах.

 

1.1 ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО. Согласно «Основам концепции Русской Православной Церкви» - официальной социально-политической и социально-экономической программе Церкви, принятой в 2000 г. прописано, что  церковь не должна брать на себя функции, принадлежащие государству: противостояние греху путем насилия, использование мирских властных полномочий, принятие на себя функций государственной власти, предполагающих принуждение или ограничение. В то же время Церковь может обращаться к государственной власти с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях, однако право решения этого вопроса остается за государством. Реализуя данное стремление, церковь не участвует в политической борьбе, не поддерживает каких-либо кандидатов или политические партии, а священнослужителей не благословляет выдвигаться в органы власти. Такое решение было принято еще на Архиерейских соборах в 1994 и 1997 гг. Однако, как говорил Патриарх Алексий II, «…любой гражданин, особенно православный, призван осознавать ответственность за своих ближних, за страну, за народ, за их настоящее и будущее, поэтому каждый гражданин должен участвовать в выборах, внося свой вклад в созидание обновленной России». Православные миряне могут создавать общественно-политические организации и действовать при духовном попечении Церкви.

 

1.2 УКРЕПЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

Интересным представляется сотрудничество церкви и государства  в сфере укрепления общественной безопасности. С начала 90-х годов XX века проводятся конференции по обсуждению сотрудничества Церкви и армии в  современной России. В ряде военных  академий начал читаться курс «Введение  в Православие», были восстановлены  первые храмы в воинских частях. Все это стало основой к  проведению конференции в Генеральном  штабе в 1994 году, на которой был  обсужден Договор между Церковью и Министерством обороны. По итогам этой конференции в Московской патриархии был создан Отдел по связям с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. В дальнейшем подобные договоры были заключены Церковью с МВД, ФПС, ФАПСИ, МЧС. В договорах поставлены цели преодоления духовно-нравственного  кризиса, укрепления порядка и законности, духовно-нравственного просвещения, патриотического воспитания, реализации религиозных прав военнослужащих, открытия храмов и часовен. При учебных  заведениях и по месту жительства при поддержке Церкви создаются  военно-исторические клубы и союзы  молодежи в честь святых князей Александра Невского, Димитрия Донского, полководцев  Александра Суворова, Георгия Жукова и других. С середины 90-х годов  православные призывники по рекомендации настоятелей храмов и монастырей могут призываться в воинские части, в которых действуют или  строятся православные храмы и ведется  пастырская работа священнослужителями. В воинских частях, расположенных  рядом с некоторыми крупными монастырями, — Троице-Сергиевой лаврой, Валаамским монастырем и др., по согласованию с  Церковью, созданы православные подразделения, в которых служат учащиеся духовных училищ и семинарий.

 

 

1.3 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. Как видно из  вышеперечисленного, влияние церкви на законодательно-правовую сферу и сферу безопасности носит косвенный, миссионерский характер. Куда более действенным представляется «возрождение православия» в хозяйственно-экономических вопросах и, прежде всего в вопросах возвращения церковной собственности.  Церковь в решении Архиерейского Собора отказалась от требования о возврате всей церковной недвижимости, кроме жизненно необходимой. Для восстановления возвращаемых церковных зданий государство в отдельных случаях выделяет средства на ремонт. Церковь развивает и собственные хозяйственные подразделения. В большинстве епархий действуют производства по изготовлению церковной утвари, свечей, пошиву облачений. Наиболее крупным из них является завод «Софрино» под Москвой, на котором работают 3 тыс. человек. Развивается в епархиях и православное книгоиздание, создается сеть книжных лавок и магазинов. В Москве и Санкт-Петербурге сформировалось несколько крупных православных издательств. Одним из направлений экономического сотрудничества Церкви с производственными и хозяйственными структурами является создание нескольких коммерческих банков в Москве и церковного филиала одного из банков в Санкт-Петербурге. Самостоятельная банковская деятельность в православной среде не получила серьезного развития из-за нестабильности российской экономики и ростовщического процента, заложенного в основу европейской банковской системы и неприемлемого для Церкви.

Однако, выступая за возврат  земель, конфискованных еще до революции  и покойный и нынешний Патриархи  достаточно резко высказывались  против создания органа, который бы контролировал деятельность религиозных организаций в России наподобие института Обер-прокурора Святейшего Синода, что автоматически означало бы и контроль над церковными экономическими ресурсами.

 

1.4 СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА. По настоящему значительным является влияние Церкви в сфере науки, культуры, образования, медицины и молодежного движения.  В начале 90-х годов были созданы общецерковный и епархиальный отделы по благотворительности и социальному служению. На основе полученного опыта Церковь в середине 90-х годов заключила договоры с министерствами и ведомствами для организации совместной работы в больницах и медицинских учреждениях.

 

Для обсуждения наиболее острых и спорных медицинских вопросов врачами, священниками и представителями  общественности в Москве был создан Совет по биоэтике, особенно сегодня  сложна и даже трагична ситуация в  сфере рождения детей и проведения абортов, которые фактически стимулируются  государственным здравоохранением, сделавшим из этого страшный и  безнравственный бизнес. В большинстве  епархий при поддержке государства  и общества проводятся совместные семинары и конференции для ознакомления с опытом социальной работы, издаются просветительские газеты и брошюры  для больниц, готовятся программы, направленные на помощь детям-сиротам, инвалидам, многодетным матерям, престарелым.

Проведение с 1992 года Общеобразовательных  Рождественских чтений стало крупнейшим примером сотрудничества Церкви, государства  и общества в педагогической сфере. Чтения объединяют на пленарных заседаниях и в десятках секций тысячи специалистов из разных научных областей и духовенство  из десятков регионов России. Просветительская деятельность Церкви в школах ведется  в различных формах. Уже более 10 лет существуют православные гимназии, где создается гармоничное сочетание  веры и знания. Первая такая гимназия создана обществом «Радонеж» в 1991 году. Создаются национальные школы. Ведутся просветительские программы и в детских садах. Так, в частности в Московской, Белгородской и Курской областях ведется преподавание курса «Основы православной культуры».

С 2000-го года в вузах Санкт-Петербурга проводятся просветительские научно-практические конференции и чтения — Кирилло-Мефодиевские, Покровские педагогические, Знаменские, Татьянинские и другие. Для дальнейшего  развития просветительских и социальных программ в молодежной и студенческой среде создана Межвузовская ассоциация духовно-нравственного просвещения  «Покров», учредителями которой стали 10 вузов Санкт-Петербурга, Духовная академия и Совет ректоров. В ряде учебных заведений открыты храмы, которые содействуют воспитанию учащихся на основе традиционных ценностей, создают нравственную атмосферу  среди преподавателей и студентов, организуют просветительские беседы, встречи и семинары.

Потребность в более серьезном  и постоянном сотрудничестве Церкви и науки привела к созданию в 1999 г. Объединенного научно-религиозного собрания в Москве и в перспективе  — в регионах России. В 2000 г. на конференции  по взаимодействию Церкви и научных  центров России в Троице-Сергиевой  лавре было поддержано предложение  о необходимости существования  постоянно действующего коллегиального органа, объединяющего Церковь и  научные центры.

В начале 90-х годов для  более активной просветительской и  социальной работы в молодежной среде  было создано Всероссийское православное молодежное движение (ВПМД). Центральным  направлением работы ВПМД стала поддержка  детских организаций: скаутов, разведчиков  и следопытов. Другим важным направлением деятельности ВПМД на федеральном уровне стало противодействие экспансии  сект и деструктивных культов  в молодежной среде. При штаб-квартире ВПМД работает реабилитационный центр  для помощи пострадавшим в тоталитарных сектах.

ГЛАВА 2. Правовое регулирование взаимоотношений церкви и государства в Российской Федерации

 

 

Законодательство  Российской Федерации о свободе  совести, свободе вероисповедания  и о религиозных объединениях состоит из соответствующих норм Конституции Российской Федерации,2 Гражданского кодекса Российской Федерации,3 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях",4 принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Необходимо также  учитывать, что согласно Конституции  Российской Федерации (ст. 15) в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Законом, то применяются правила международного договора.

Особое место  в законодательстве Российской Федерации  о свободе совести, свободе вероисповедания  и о религиозных объединениях занимает Федеральный закон "О  свободе совести и о религиозных  объединениях", статья 1 которого указывает  на то, что он регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу  вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений.

При этом, как  справедливо считает С.А. Авакьян, "необходимо указать на то, что  Федеральный закон 1997 г. "О свободе  совести и религиозных объединениях" не проводит каких-либо различий между  свободой совести и свободой вероисповедания, по тексту акта они используются совместно в виде обобщенного понятия. Причем надо отметить, что в Законе предусмотрено одно право личности, охватывающее обе данные свободы. Ст. 3 именуется "Право на свободу совести и свободу вероисповедания". Однако "из анализа ст. 28 Конституции и ст. 3 Закона следует, что к содержанию данного права и соответствующих свобод нужен многоаспектный подход".5

Информация о работе Власть и православная церковь в современной России