Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:15, курсовая работа
Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.
Введение
Глава 1. ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ
4.1 Политическое сотрудничество
4.2 Укрепление общественной безопасности
4.3 Экономические отношения
4.4 Социальная сфера
Глава 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА.
Глава 3. ТИПОЛОГИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ
Глава 4. РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ТИПЫ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Глава 5. . ПРАВОСЛАВИЕ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ
Заключение
Список использованной литературы
Ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией Российской Федерации или вытекающих из международных договоров Российской Федерации. В частности, провозглашенная резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1981 г. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (ст. 1, 2) гласит, что никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь религию или убеждения по своему выбору, а свобода исповедовать религию или выражать убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц, и исключает дискриминацию на основе религии или убеждений со стороны любого государства, учреждения, группы лиц или отдельных лиц.6
Изучение реестра
нормативных правовых актов субъектов
Федерации показало, что только немногим
более чем десятью субъектами
приняты и действуют законы (другие
нормативные акты не изучались), регулирующие
вопросы защиты прав граждан на свободу
совести и свободу
Все эти законы, кроме дополнительно принятого Республикой Дагестан Закона "О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан", в разное время приводились в соответствие с федеральным законодательством. Однако, как представляется, сделано это было во многом формально.
В одних субъектах
собственные законы после принятия
Федерального закона "О свободе
совести и о религиозных
К сожалению, устанавливается, что в соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться Законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. А структура органов местного самоуправления (ст. 131) определяется населением самостоятельно.
Закон "О свободе
совести и о религиозных
Представляется,
что без решения данного
Право человека выбирать, иметь и менять убеждения не ограничено ничем и предусматривает право относить себя к любой религии, состоять в любом религиозном объединении, в которое его примут, переходить из одного религиозного объединения в другое (например, перейти из христианства в ислам, из адвентистов - в православные).
Это личное право
не распространяется на группу людей,
состоящих в религиозной
Конституция Российской
Федерации предоставляет право
на свободу совести каждому. Однако
пользование этими правами
Иностранец, находящийся
в Российской Федерации незаконно,
может быть выдворен за ее пределы,
а при совершении уголовно наказуемого
деяния - подвергнут наказанию, связанному
с лишением свободы. В последнем
случае пребывание такого лица в России
приобретает законную основу и, соответственно,
оно пользуется правом на свободу
совести и свободу
Граждане Российской
Федерации равны перед законом
во всех областях гражданской, политической,
экономической, социальной и культурной
жизни независимо от их отношения
к религии и религиозной
Право на замену военной службы альтернативной гражданской службой установлено частью 3 статьи 59 Конституции Российской Федерации и в соответствии со статьей 18 Конституции действует непосредственно. Отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, регулируются Федеральным законом "Об альтернативной гражданской службе".
По вопросу, касающемуся предоставления священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу, действуют Указ Президента Российской Федерации от 14 января 2002 г. N 24 "О предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу" и Постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 51 "Об утверждении Положения о предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу".
В частности, Президент Российской Федерации своим Указом в соответствии со ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и ст. 3 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" постановил предоставлять по просьбам религиозных организаций отсрочку от призыва на военную службу священнослужителям (до 300 человек), получившим в установленном в конфессиях порядке духовный сан (звание) и занимающим в религиозных организациях соответствующие должности, при условии, что религиозные организации не имеют возможности заменить их на этих должностях иными лицами на время исполнения обязанностей священнослужителя. Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Указом определяет порядок предоставления отсрочки от призыва на военную службу священнослужителям.
В соответствии
с Законом никто не обязан сообщать
о своем отношении к религии,
и не может быть подвергнут принуждению
при определении своего отношения
к религии, к исповеданию или
отказу от исповедания религии, к
участию или неучастию в
Запрет на вовлечение
в религиозные объединения и
обучение религии малолетних (несовершеннолетних,
не достигших четырнадцати лет, ст.
28 Гражданского кодекса Российской
Федерации) вопреки их воле и без
согласия их родителей согласуется
с положениями ст. 26 Всеобщей декларации
прав человека от 10 декабря 1948 г., согласно
которой родители имеют право
приоритета в выборе вида образования
для своих малолетних детей; ст. 5
Декларации о ликвидации всех форм
нетерпимости и дискриминации на
основе религии или убеждений
от 25 ноября 1981 г., в соответствии, с
которой каждый ребенок имеет
право на доступ к образованию
в области религии или
Принципы, провозглашенные
в Итоговом документе Венской
встречи представителей государств
- участников Совещания по безопасности
и сотрудничеству в Европе от 15 января
1989 г. (п. 16.7), обязывают уважать среди
прочего свободу родителей
В случае если родители
по-разному относятся к
Воспрепятствование
осуществлению права на свободу
совести и свободу
В соответствии со ст. 148 Уголовного кодекса Российской Федерации незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
Так, например тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди. Это соответствует ст. 51 Конституции Российской Федерации, часть 2 которой предусматривает установление Федеральным законом иных случаев освобождения от обязанности давать свидетельские показания, кроме указанных в самой Конституции. Данное положение нашло отражение и в статье 56 Уголовно-процессуального кодекса РФ, в соответствии с которой священнослужитель не подлежит допросу в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди.
Под запретом оскорбления
религиозных чувств граждан необходимо
понимать оскорбление граждан в
связи с их отношением к религии,
с их религиозными чувствами. Не имеют
юридического содержания понятия "религиозные
чувства граждан" и их "оскорбление",
так как, с одной стороны, экстремистски
настроенные религиозные
Не существует
и юридически определенного содержания
термина "вблизи". Необходимо исходить
из того, что на ограде церкви, внутри
церковной ограды или в самом
храме, безусловно, нельзя. На практике
за оскорбительными мероприятиями,
текстами и изображениями чаще всего
стоят действия конкурирующих религиозных
организаций. Поэтому вряд ли разумно
в непосредственной близости друг от
друга размещение молитвенных зданий
таковых религиозных
К тому же разрешение
коллизий должно основываться на равенстве
прав как верующих различных вероисповеданий,
так и нерелигиозных граждан.
Следует отметить, что и нерелигиозные
граждане могут усматривать
Информация о работе Власть и православная церковь в современной России