Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2010 в 15:19, контрольная работа
В северо-восточной Руси (Суздаль) особенно сильным был монархический элемент.Хотя здесь продолжали действоватьи боярский совет ,и городское собрание , власть князя оказалась наиболее сильной .
Владимиро-Суздальское княжество , расположенное на северо-востоке Руси позже стало центром объединения русских земель . В период феодальной раздробленности после 30-х гг. XII в.) оно выступало в качестве конкурента Киева .
1.Общественный , государственный строй Владимирско-Суздальского княжества 3
2.Государственный строй в период сословно-представительной монархии 4
3.Первая половина XIX века:особенности развития буржуазных отношений в Российской империи , общественный строй и его правовое закрепление 6
4.Контрреформы 1880-1890 годов и их правовое закрепление 8
5.Создание и утверждение советской государственной системы («Военный коммунизм»,Гражданская война,Иностранная военная интервенция) 10
6.Предмет и методы ИГПР 14
7.Список литературы
II Всероссийский съезд Советов избрал правительство – Совет народных коммисаров (СНК) «для управления страной вплоть до созыва Учредительного собрания» . Было образовано 13 народных коммисариатов: внутренних дел , земледелия , труда ,по военным и морским делам , торговли и промышленности , народного просвещения , финансов , иностранных дел , юстиции , продовольствия , почт и телеграфов , по делам националь-ностей , путей сообщения . Председатели всех наркоматов вошли в состав СНК . Право заменять отдельных членов правительства или весь его состав принадлежало Всероссийскому съезду Советов и ВЦИК . В экстренных случаях СНК мог издавать декреты без предварительного их обсуждения во ВЦИК . Последний утверждал декреты СНК , если они имели общнгосударственное значение . К середине 1918 г.число наркоматов (НК) было увеличено . Были образованы НК государственного контроля , промышленности и торговли , Высший Совет народного хозяйства (ВСНХ) и др. С октября 1917 до июля 1918 г.(до принятия конституции) ВЦИК принял более 100 декретов , постановлений и других актов . За этот же период СНК принял около 600 правовых актов .
Для укрепления своей политической базы режим должен был провести перевыборы Советов , многие из которых находились под сильным влиянием меньшевиков и эсеров . Перевыборы проходили в мае – июне 1918 г. Их результаты оказались неблагоприятными для большевиков – большое число мест в советах получили представители оппозиции (меньшевики и эсеры) . В ряде городов прошли митинги протестов , на которых выдвигалисьтребования отменить хлебную монополию , создать независимые провсоюзы и провести новые выборы в Советы . Между Советами и рабочими весной 1918 г.наметилась серьезная конфронтация . 16 июня 1918 г.местным Советам предписывалось отозвать всех меньшевистских и эсеровских депутатов и произвести перевыборы до созыва V съезда Советов . Петроградский Совет принял решение о роспуске Совета рабочих уполномочен-ных . Подготавливаемая оппозиционерами политическая стачка не состоялась . Независимые от Совета рабочие организации были ликвидированы . В 1918 г.ВЦИК исключил из своего состава представителей партий эсеров (правых и центра) и меньшевиков после июльского выступления левых эсеров . Система власти на местах в целом сложилась за период с октября 1917 по февраль 1918 г . В этот период Советы после известия о победе большевиков в Петрограде стали повсеместно брать власть на местах мирным или вооруженным путем . Первые попытки практику местного советского строительства были сделаны в конце декабря 1917 г. НКВД издал обращение и инструкцию для местных Советов , в которых определил принципы организации местного самоуправления , права и обязанности местных Советов . В этих документах последние призывались «овладевать аппаратом местного самоуправления , захватывая все правительственные учреждения» . Городские и земские органы местного самоуправления либо ликвидировались по политическим соображениям как враждебные , либо поставленные под контроль местных Советов некоторое время продолжали работу . Земские управы часто превращались в отделы местных Советов по управлению местным хозяйством . В процессе объединения Советов рабочих и солдатских депутатов и Советов крестьянских депутатов на местах параллельно роходила ликвидация низовых земских органов . Весной 1918 г.началось формирование рабочих продовольственных отрядов , направляемых из города в деревню . В мае 1918 г.ВЦИК предоставил НК продовольствия чрезвычайные полномочия «по борьбе с деревенской буржуазией , укрывающей хлеб» вплоть до применения вооруженной силы . В июне 1918 г.ВЦИК издал декрет , на основании которого на местах стали создаваться волостные и сельские комитеты бедноты , ставшие опорой новой власти в деревне . Партийный аппарат на местах , быстро укреплявшийся после Октябрьской революции , оказывал заметное влияние на систему местных органов . В ноябре 1917 г.СНК принял Декрет о праве отзыва , на основании которого из Советов стали отзываться меньшевики и эсеры , перевыборы происходили не реже одного раза в квартал . В июне 1918 г.ВЦИК принял специальное постановление «Об исключении из состава ВЦИК и местных Советов представителей контрреволюционных партий эсеров (центра и правых) и меньшевиков» . Проходила тотальная большевизация местных Советов . Деятельность центральных государственных органов также осуществлялась под контролем партийных органов . Партийным решениям придавалось значение законодательных актов , все чаще стали приниматься совместные постановления правительственных и руководящих партийных органов понаиболее значимым вопросам .
III съезд Советов (январь 1918 г.) стал объединительным для Советов рабочихх , солдатских , крестьянских и казачих депутатов . Большинство на нем принадлежало партии большевиков . Съезд принял программный документ , отвергнутый Учредительным собранием – Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа . Она определяла Россию республикой Советов и подчеркивалавсевластие этих органов в Центре и на местах . Первым шагом к полной национализации промышленности и транспорта стал Закон (ноябрь 1917 г.) о создании ВСНХ . Подтверждались положения Декрета (декабрь 1917 г.) о национализации банков , об аннулировании дореволюционных правительственных займов . III съезд принял также постановление «о Федеральных учреждениях Российской республики» , в котором закреплялась система органов федеральной власти: Всероссийский съезд Советов , ВЦИК , СНК . Предусматривалась возможность образования областных республик . Съезд законодательно закрепил систему Советов как организацию власти и федерацию национальных республик – как систему государственного устройства .
Формирование основ нового права началось с издания первых декретов II Всероссий-ского съезда Советов , сформировавшего его принципы . Декрет о суде №1 отменял действие старых законов , если оно противоречило революционному правосознанию . Последнее стало главным источником права при отсутствии новых писанных норм . В местных судах в качестве источника продолжали действовать нормы обычного права . Постепенно стала складываться новая судебная практика . Революционное правотворчество осуществлялось самими судебными органами , высшими органами власти (съезд , ВЦИК , СНК) , руководя-щими органами политических партий и местными Советами . Приоритет «революционного правосознания» в качестве источника права основывался на господстве в первые годы революции психологической теории права , считавшей важным аспектом правовой реальности именно правосознание , а не норму и не правоотношение . Одной из первых сфер, в которой было осуществлено законодательное нормирование , стали брачно-семейные отношения . В декабре 1917 г.ВЦИК и СНК приняли декреты , отменявшие всякие ограниче-ния , узаконившие только гражданскую форму брака , устанавливавшие свободу развода . В сентябре 1918 г.ВЦИК принял Кодекс законов об актах гражданского состояния , брачном , семейном и опекунском праве . В декабре 1918 г.был принят первый Кодекс законов о труде РСФСР (КЗоТ) , разработанный Наркоматом труда и ВЦСПС и обобщающий все советское законодательство о труде . В апреле 1919 г.Совнарком издал Декрет о всеобщей мобилиза-ции , реализовавший провозглашенный принцип трудовой повинности , а в июне началось введение трудовых книжек , ужесточившее систему контроля над трудящимися . В декабре 1919 г.Наркомюст принял Руководящие начала по уголовному праву РСФСР , ставшие первой попыткой обобщить практику судов и трибуналов . Согласно получившей широкое распространение в этот период теории социальных функций права , новое уголовное право должно было основываться на принципе целесообразности , который противопоставлялся принципу законности . В законодательном корпусе появились тенденции к отказу от особеннойчасти кодекса . Предполагалось , что суды , руководствуясь «социалистическим правосознанием» и принципом целесообразности , будут решать дела на основе лишь общей (декларативной) части кодекса . Практика судебного правотворчества получила в Руководящих началах поддержку в виде принципа анологии: при отсутствии в законе конкретной нормы , разрешающей конкретный казус , к нему могли применить аналогичную норму и решить его по аналогии с другим казусом , урегулированным этой нормой . Свобода толкования на практике вела к произволу . Система наказаний , предусмотренных кодексом , включала: внушение , общественное порицание , принудительное изучение курса политграмоты , бойкот , исключение из коллектива , возмещение ущерба , отстранение от должности , конфискацию имущества , лишение политических прав , объявление вне закона , расстрел . В феврале 1919 г.ВЦИК издал Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию . Вся земля определялась в качествеединого государственного фонда , который находился в непосредственном заведовании и распоряжении соответствующих наркоматов .
В
процессе законотворчества формировалась
единая система права , нуждавшаяся
в конституционной основе . Конституционная
комисия была создана на заседании
ВЦИК 1 апреля 1918 г. В ее состав вошли
представители партийных
Основные события Гражданской войны в России пришлись на период с весны1918 г.до осени 1920 г. Ситуация усугублялась иностранной интервенцией: английские , французские , японские , американские и германские войска оккупировали значительную часть территории страны . В этот период созывались Всероссийские съезды Советов (VI , VII и VIII) . Вопросы , обсуждавшиеся на съездах , касались экономических проблем , проблем укрепления законности и государственного аппарата , «стветского строительства» . В декабре 1919 г.постановлением съезда «О советском строительстве» установился сессионный порядок работы ВЦИК . Его сессии стали созываться каждые два месяца , чрезвычайные сессии – по мере необходимости . Еще одним высшим органом государственного управления , возникшим в обстановке чрезвычайной экономической и политицеской ситуации , стал Совет рабоче-крестьянской обороны (СРКО) сосредоточивший в своих руках всю полноту власти в области обороны: вопросы мобилизации , вооружения , продовольственного снабжения и оперативного руководства армией . В апреле 1920 г.СРКО преобразован в совет труда и обороны (СТО) . СТО утверждал единый народно-хозяйствен-ный план республики , издавал постановления , распоряжения и инструкции , обязательные для всех ведомств и учреждений . В условиях централизации хозяйственного регулирования возрастала роль контрольных органов . В 1919 г.было принято новое Положение о государственном контроле , в феврале 1920 г.Наркомат государственного контроля был преобразован в Наркомат Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ) . На РКИ возлагались наблюдение за законностью , охрана государственной собственности , борьба с бюрокра-тизмом и злоупотреблениями в госаппарате и хозяйственных органах .
Гражданская
война обусловила изменения в
работе местных Советов . Усилилось
идеологическое воздействие на них
со стороны коммунистической партии
. В 1919-1920 гг.конкретизируются правовое
положение и компетенция отделов местных
Советов как структурных единиц . Проводилась
политика вовлечения всех членов местных
Советов в работу по управлению государством
. Параллельно с конституционными органами
власти на местах (а иногда вместо них)
возникали чрезвычайные органы – революционные
комитеты (ревкомы) . В их задачи входили:
организация обороны своих территорий
, поддержание внутреннего порядка , проведение
мобилизаций . Ревкомы наделялись правами
реквизиций имущества , принудительного
выселения , расквартирования воинских
частей , а также другими чрезвычайными
правами . Им принадлежала вся полнота
власти на местах .
6.Предмет
и методы ИГПР.
История
Государства и права России как
научная дисциплина изучает эволюцию
структур , институтов и механизмов государственной
власти , развития системы в целом , отдельных
институтов , отраслей и норм права . Становление
государственных и правовых феноменов
рассматривается в определенных пределах
–временных и пространственных . Временной
предел – с момента возникновения государственности
до сегодняшнего состояния государственной
и правовой систем , пространственный
– территории , занимаемые Русским или
Российским государством на протяжении
всего исторического времени (IX-XX вв.) .
В истории государства и права России
исследуются взаимодействие и взаимообусловленность
государственных структур и правовых
институтов , уделяется внимание возникновению
правовых систем , кодификаций , а также
отдельных правовых актов . История государства
и права России изучает юридический быт
и правовую культуру народов , населявших
ее территорию . Государство возникает
на основе племенных территориальных
объединений . Право рождается из обычая
. Эти факты – исходные для изучения процесса
государственно-правового развития . Многочисленные
факты из истории разных народов требуют
сравнительного изучения . Сравнительно-исторический
метод позволяет выявить общие закономерности
развития государства и права у разных
народов , на разных территориях и в разные
исторические эпохи . Главная методологическая
предпосылка – историческая преемственность
в развитии государства и права .Все государственные
и правовые явления вырастают из предшествующих
и трансформируются в будущие формы . «Связь
времен» позволяет рассматривать все
явления в единой истори-ческой перспективе
.Развитие может осуществляться плавно
или скачками , возможны возврат к утраченным
институтам , разрыв или прекращение дальнейшего
развития . Юридический быт складывается
из различных обычаев , действий , правил
и органов ,с помощью которых осуществляется
правовая деятельность . Действия людей
основываются на представлениях о справедливом
и несправедливом . Важной составляющей
юридического быта является судебная
практика , которая является одним из источников
права . Другой источник – обычай . Обычаи
существуют в обществе как неправовые
явления , но когда государство берет их
под свою защиту , обычаи становятся источником
права , нормой права. На более высоком
уровне развития юридического быта и юридической
техники источником права становится
закон в широком смысле слова .
7.Список
литературы.
1.ИСАЕВ И.А История государства и права России . М. Юристъ. 1999.
2.РОГОВ В.А. История государства и права России 9- нач. 20 веков. М. Манускрипт. 1994.
3.История СССР
с древнейших времен до
4.История государства и права СССР. Под редакцией ТИТОВА Ю.П. Ч.1. М. Юридическая литература. 1988.
5.Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории Русского права. Ростов-на Дону. Феникс.1995.
6.Титов Ю.П.,Чистяков О.И. Хрестоматия по ИГП СССР. М. Юридическая литература. 1990.
7.Краснов Ю.К. История государства и права России. М. Российское педагогическое агенство. 1997.