Владимирско-Суздальское княжество

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2010 в 15:19, контрольная работа

Описание работы

В северо-восточной Руси (Суздаль) особенно сильным был монархический элемент.Хотя здесь продолжали действоватьи боярский совет ,и городское собрание , власть князя оказалась наиболее сильной .
Владимиро-Суздальское княжество , расположенное на северо-востоке Руси позже стало центром объединения русских земель . В период феодальной раздробленности после 30-х гг. XII в.) оно выступало в качестве конкурента Киева .

Содержание

1.Общественный , государственный строй Владимирско-Суздальского княжества 3
2.Государственный строй в период сословно-представительной монархии 4
3.Первая половина XIX века:особенности развития буржуазных отношений в Российской империи , общественный строй и его правовое закрепление 6
4.Контрреформы 1880-1890 годов и их правовое закрепление 8
5.Создание и утверждение советской государственной системы («Военный коммунизм»,Гражданская война,Иностранная военная интервенция) 10
6.Предмет и методы ИГПР 14
7.Список литературы

Работа содержит 1 файл

IGPR.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

Московский  Открытый Социальный Университет

Юридический факультет 
 
 

Кафедра истории государства и права  России

Контрольная работа #8

 

по предмету “История государства и права России” 
 
 
 
 

  Выполнил:ст.Сальников  В.В.
  Руководитель
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г.Новый  Уренгой , 2001г. 

План  работы. 

1.Общественный , государственный строй Владимирско-Суздальского  княжества 3
2.Государственный  строй в период сословно-представительной  монархии 4
3.Первая  половина XIX века:особенности развития буржуазных отношений в Российской империи , общественный строй и его правовое закрепление 6
4.Контрреформы 1880-1890 годов и их правовое закрепление 8
5.Создание  и утверждение советской государственной  системы («Военный коммунизм»,Гражданская  война,Иностранная военная интервенция) 10
6.Предмет  и методы ИГПР 14
7.Список  литературы 15
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 1.Общественный , государственный строй Владимирско-Суздальского княжества 

      В северо-восточной Руси (Суздаль) особенно сильным был монархический элемент.Хотя здесь продолжали действоватьи боярский совет ,и городское собрание , власть князя оказалась наиболее сильной .

      Владимиро-Суздальское  княжество , расположенное на северо-востоке  Руси позже стало центром объединения  русских земель . В период феодальной раздробленности после 30-х гг. XII в.) оно выступало в качестве конкурента Киева .

      Первые  князья (Юрий Долгорукий , Андрей Боголюбский , Всеволод Большое (Гнездо) сумели сформировать крупный домен , из которого обеспечиваль землей служилых бояр и дворян , создав для себя прочную социальную опору в их лице . Значительная часть земель княжества была освоена в процессе колонизации , новые земли становились собственностью князя . Он не испытывал сильной экономической конкуренции со стороны боярских семейств (в княжестве отсутствовали старая боярская аристократия и крупные земельные вотчины). Основной формой феодального землевладения становилось поместное  землевладение .

      Для феодальной системы характерен ряд  черт:раздробленность верховной  власти и ее тесное слияние с землевладением ; иерархическая организация общества со сложным переплетением вассальных связей ; условность землевладения вообще , когда основной формой остается феод .

      Посредством жалования грамот князья передавали своим вассалам ряд прав : на исполнение судебной власти , право суда в отношении всех , проживающих на данной земле, право сбора с них налогов и пошлин . Великие князья своими жалованными грамотами обеспечивали независимость боярских и монастырских вотчин от местных властей (волостелей , тиунов , доводчиков) , формируя их иммунитеты .

      Вотчинный принчип в этот период вытесняет  старые родовые отношения , укрепляются  частно-правовые , владельческие начала . Крупное боярское землевладение  разрывало на части древнюю общинную систему . Само понятие волость , прежде означавшее территориальную общину , приобретает иной смысл , обозначая администра-тивный округ , включающий боярские и дворянские имения , монастырские земли в пре-делах старинной волостной территории . Параллельно широко происходит процесс «заклад-ничества» , когда за удельного князя или боярина «закладывались» ,переходили под его контроль , целые села и волости .

      Социальной  опорой князя были вновь образованные города (Владимир , Перяславль , Ярославль , Москва , Дмитров и т.д.). Политический авторитет княжества укрепился при переводе во Владимир резиденции митрополита . Власть в княжестве принадлежала князю , имевшему титул великого .

      Существовавшие  органы власти и управления аналогичны системам органов реннефеодальных  монархий – княжеский совет , вече , феодальные съезды , наместники и волостели . Действовала дворцово-вотчинная система управления .

      В XI-XII вв. на Руси наблюдался быстрый рост городов , к XIII в. их число достигло трехсот . Города возникали как укрепленные пункты и торговые центры . Вокруг них образовывались поселения (сборы) и пригороды , некоторые из которых позже приобрели статус города . Города становились центрами товарного производства и работы на заказ ; зарождаются купеческие и ремесленные (цеховые) организации . Городские бояре («старцы градские») составляют патрициат городов , постоянно действующим органом становится вече .  
 
 

      2.Государственный  строй в период сословно-представительной  монархии 

      К середине XVI в. сформировались основные государственные и политические институты сословно-представительной монархии . Ее политические идеи были сформу-лированы самым видным оппонентом Ивана Грозного князем Курбским .

      Курбский  называл царя тираном и его  власть законопреступной . Он подверг  критике всю законодательную  и судебную деятельность царя , настаивал на тождестве понятий «право» и «справедливость» , осуждая политический террористический режим опричины .

      Лучшим  вариантом государственной организации  ему представлялась монархия с выборным сословно-представительным органом , решающим наиболее важные государ-ственные и политические вопросы . Курбский даже настаивал на праве народа сопротивляться воле царя-тирана .

      Два идеологических направления (обоснование  неограниченного самодержавия и  представительной законной власти) определили ход практического строительства русской государственности в XVI в.

      В 1547 г.при Иване IV Грозном глава государства стал носить официальный титул царя , государя и великого князя московского , передаваемый по наследству .

      В своей деятельности он опирался на Боярскую думу , постоянно действовавшую при царе . В 1549 г.в ее составе была учреждена «Избранная дума» («Избранная рада») из доверенных лиц .Подготовку материалов для Думы осуществлял штат профессиональных чиновников , связанных с приказами .В состав Боярской думы входили бояре московского великого князя , бывшие удельные князья и их бояре . В XVI в.в состав Думы стали входить окольничьи и думные дворяне , а также думные дьяки , которые вели делопроизводство .

      Боярская  дума решала важнейшие государственные дела и обладала законодательными полномочиями . Дума утвердила окончательные редакции Судебников 1497 и1550 гг. По формуле «царь указал и бояре приговорили» Боярская дума утвердила указы 1597 г.о кабальном холопстве и беглых крестьянах . Вместе с царем Дума утверждала различные законодательные акты : уставы , уроки ,  указы .Дума руководила системой приказов , осуществляла контроль за местным управлением , решала земельные споры .

      В XVI в.цари стремятся ослабить политическое значение Думы – аристократического органа , ограничивающего их власть . Из состава Боярской думы выделяется более узкий по составу орган  , состоявший из преданных царю людей («комната» , «Ближняя дума») . С помощью специально сформированной из надежных лиц «Избранной  рады» Иван IV провел ряд важнейших реформ (судебную,земскую,военную) , направленных на ослабление власти боярской аристократии . Были сужены управленческие и законодательные права Думы .

      Роль  Боярской думы вновь возросла в период Смутного времени . При правлении  боярского царя Василия  Шуйского(1606-1610 гг.) наряду с Московской думой действовала Боярская дума в Тушинском лагере Лжедмитрия II . Правление «Семибоярщины» (1610 г.) возглавили наиболее видные члены Боярской думы (Мстиславский , Воротынский и др.) . В конце XVII в.при Боярской думе была учреждена Расправная палата , в которой рассматри-вались наиболее важные судебные дела .

      Особое  место в системе государственных  органов занимали Земские соборы , проводившиеся с середины XVI до середины XVII в. Их созыв обьявлялся царской грамотой. В состав Собора входили Боярская дума , Освященный Собор(церковные иерархи) и выборные от дворянства и посадов .Духовная и светская аристократия представляла элиту общества . В решении важнейших вопросов царь не мог обойтись без ее участия . Дворян-ство было главным служилым сословием , основой царского войска и бюрократического аппарата . Верхушка посадского населения – главный источник денежных доходов для казны. Этими основными функциями и объясняется присутствие представителей всех  трех социальных групп в Соборе . Противоречия , существовавшие между ними , позволяли монархической власти балансировать и усиливаться .Земские соборы решали основные вопросы внешней и внутренней политики , законодательства , финансов , государственного строительства . Вопросы обсуждались по сословиям («по палатам») , но принимались всем составом Собора . Свои организационные формы Земский собор заимствовал как у церковных соборов , так и у вечевых собраний . Через систему соборов Правительственная власть стремилась выявить мнения наиболее влиятельных классов и групп населения . Соборные решения служили источником избрания на царство , например соборы 1584 г. – Федора Иоанновича , 1598 г. – Бориса Годунова , 1613 г. – Михаила Федоровича . В 1611 и 1612 гг.проходили «военные» соборы , решавшие стратегические вопросы . Собор 1648-1649 гг.принимает важнейший акт – Уложение . Полномочия Земского собора были неопределенны и безграничны , поэтому поводы к их созыву бывали разными . Собор действовал в тесной связи с царской властью и Думой . Соборы собирались на Красной площади , в Патриарших палатах или Успенском соборе Кремля , позже – в Золотой палате или Столовой  избе . Каждое сословие заседало отдельно и подавало собственное письменное мнение , в результате  их обработки составлялся соборный приговор .

      Сословно-представительными  органами на местах в середине XVI в.стали  земские и губные избы . Учреждение этих органов ограничивало и заменяло систему кормлений: выборные самоуправляющиеся  избы приняли на себя финансово-налоговую (земские) и полицейско-судебную (губные) функции .Компетенция этих органов закреплялась в губных грамотах и земских уставных грамотах , подписываемых царем . Повсеместно земская реформа была проведена в 1555-1556 гг. Территория земских округов обычно охватывала волость или город . Все должностные лица земского самоуправления поначалу выбирались на неопределенный срок , позже были введены ежегодные выборы .

      Деятельность  земских и губных изб контролировалась различными отраслевыми приказами , число которых возрастало: наряду с новыми отраслевыми приказами появлялись и новые территориальные . Реорганизации приказов происходили довольно часто .В работе этих органов вырабатывался настоящий бюрократический стиль:жесткое подчинение по вертикали и строгое следование инструкциям по горизонтали . Во главе каждого приказа стоял начальник – судья (казначей,печатник и т.д.), назначаемый , в основном , из состава Боярской думы . Приказы делились на столы , а столы –на повытья , столы возглавляли дьяки .

      В XVII в.произошла реорганизация местного самоуправления: земские , губные избы и городовые приказчики стали подчиняться назначаемым из центра воеводам , принявшим на себя административные , полицейские и военные функции . Воеводы опирались на специально созданный аппарат (приказная изба) из дьяков , приставов и приказчиков , назначался Разрядным приказом , утверждался царем и Боярской думой . Срок службы воеводы – 1-3 года , за службу он получал  вотчину и поместный денежный оклад . Контроль за деятельностью воеводы осуществлял приказ , контролировавший данную территорию . Становление приказно-воеводской системы управления означало централизацию всего управления и ликвидацию остатков дворцово-вотчинной системы .

      В 30-х годах XVI в.вся денежная система  была сосредоточена в руках государства . В конце XVI в.была произведена опись всех земельных угодий и определено число окладных единиц , ввелись прямые и косвенные налоги и сборы , была установлена единая торговая пошлина – 5% к цене товара . 
 
 
 
 
 
 
 

      3.Первая  половина XIX века:особенности развития буржуазных отношений в Российской империи , общественный строй и его правовое закрепление. 

      Развитие  государственной системы , сформированной в первой четверти XVIII в., происходило в течение всего столетия . Наметились дальнейшая централизация и бюрократизация государственного аппарата ,параллельно углублялась специализация отдельных органов власти и управления .

      Император возглавлял всю систему власти , опираясь на рвзветвленный чиновничий аппарат . До 1801 г.в качестве высшего совещательного органа действовал Совет при высочайшем дворе , его сменил Непременный совет , состоявший из 12 членов , который просуществовал до1810 г. В 1810 г.в качестве высшего законосовещательного органа , разрабатывающего законопроекты (утверждаемые императором) , был создан  государственный совет .

Информация о работе Владимирско-Суздальское княжество