Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2010 в 15:19, контрольная работа
В северо-восточной Руси (Суздаль) особенно сильным был монархический элемент.Хотя здесь продолжали действоватьи боярский совет ,и городское собрание , власть князя оказалась наиболее сильной .
Владимиро-Суздальское княжество , расположенное на северо-востоке Руси позже стало центром объединения русских земель . В период феодальной раздробленности после 30-х гг. XII в.) оно выступало в качестве конкурента Киева .
1.Общественный , государственный строй Владимирско-Суздальского княжества 3
2.Государственный строй в период сословно-представительной монархии 4
3.Первая половина XIX века:особенности развития буржуазных отношений в Российской империи , общественный строй и его правовое закрепление 6
4.Контрреформы 1880-1890 годов и их правовое закрепление 8
5.Создание и утверждение советской государственной системы («Военный коммунизм»,Гражданская война,Иностранная военная интервенция) 10
6.Предмет и методы ИГПР 14
7.Список литературы
Председателем Государственного совета являлся император , в его отсутствие председательствовал назначенный им член Государственного совета . Численность органа колебалась от 40 до80 членов (Государственный совет просуществовал до 1917 г.) . Члены совета назначались императором или входили в него по должности (министры). Государственный совет готовил и рассматривал различные правовые акты – законы , уставы , учреждения . Основная цель его законотворческой деятельности – привести к единообразию всю правовую систему . Совет состоял из 5 департаментов – департамент законов (в котором происходила основная работа по подготовке законопроектов) , дел военных , гражданских и духовных , государственной экономии и дел Царства польского (созданный после восстания в Польше в 1830-1831 гг.) . Работа государственного совета осуществлялась либо в форме общих собраний либо в форме департаментских заседаний . Все делопроизводство сосредо-тачивалось в канцелярии , которой руководил государственный секретарь .
В 20-х гг.XIX в.Государственный совет утратил свою монополию на законотвор-чество . С 1826 г.эта работа сосредоточилась в Собственной Его Величества канцелярии , специальных комитетах и министерствах . Собственная Его Величества канцелярия стала органом , возглавившим всю систему центральных отраслевых органов государственного управления . Канцелярия состояла из 6 отделений: первые 3 были образованны в1826 г., четвертое – в 1828 г., пятое – в 1836 г., шестое – в 1842 г. Первое отделение контролировало деятельность министров , министерств , готовило законопроекты , ведало назначением и увольнением высших чиновников . Второе отделение осуществляло кодификационные работы , проводило обобщение юридической практики . Третье отделение руководило борьбой с государственными преступлениями . Четвертое отделение занималось благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями . Пятое отделение было специально создано для подготовки проеекта реформы по управлению государст-венными крестьянами .Шестое отделение занималось подготовкой материалов , относящихся к управлению территорией Кавказа .
После создания новых центральных органов управления , с 20-х гг. XVIII в., окончательно определилась роль Сената – он утвердился как высший судебный орган государства . Все департаменты превратились в высшие апелляционные инстанции для судов губерний . Не увенчалась успехом подготовленная Сперанским реформа разделения Сената на Правительствующий и Судебный . Координацию работы сенадепартаментов осуществлял генерал-прокурор Сената , ставший одновременно министром юстиции .
В начале XIX в.число губерний возросло до 50 . «Особенное» (поместное и проч.) управление сохранялось на окраинах империи: в Царстве Польском , на Кавказе . Институт генерал-губернаторов был учрежден в Финляндии , Сибири , Прибалтике , Новороссийске и столицах . Генерал-губернаторы управляли несколькими губерниями . Главами местной администрации были губернаторы , подчинявшиеся министру внутренних дел . Наказ губернаторам 1837 г.провозглашал губернатора «хозяином губернии» .
Дальнейшая централизация государственного управления потребовала пересмотреть систему отраслевых органов государственного управления . В течение первого десятилетия XIX в.были были проведены либеральные реформы , направленные на приспособление существующего строя к новым буржуазным отношениям , пытающиеся теснее связать центральный аппарат управления с местными органами и учреждениями . В 1802 г.был принят Манифест об учреждении министерств , положивший начало новой форме отраслевых управленческих органов . В отличие от коллегий министерства обладали большей оперативностью в делах управления , в них усиливалась персональная ответственность руководителей и исполнителей , расширялись значения и влияние канцелярий и делопроизводства .В 1802 г.было образовано восемь министерств: военных сухопутных сил , морских сил , иностранных дел , юстиции , внутренних дел , финансов , коммерции , народного просвещения . В 1811 г.издано Общее учреждение министерств – документ , подготовленный М.М.Сперанским . На основании этого акта власть министров определялясь как высшая исполнительная , непосредственно подчиненная верховной императорской власти . Министры и товарищи министров назначались императором , высшие чиновники министерств – императором по представлению министра , низшие – министром . Аппарат министерств подразделялся на департаменты и канцелярии , возглавляемые директорами . Число министерств и приравненных к ним учреждений возросло: появились Государственное казначейство , Ревизия государственных счетов , Главное управление путей сообщения , Главное управление духовных дел разных вероисповеданий , Министерство полиции . Для решения межведомственных вопросов могли созываться совещания министров , которые получили законодательное оформление в 1812 г.в лице Комитета министров , в который входили министры , председатели департаментов Государственного совета , государственный секретарь , остальные члены назначались императором . С усилением роли Канцелярии значение Комитета министров в делах государственного управления снижалось .
После
декабрьских событий 1825 г.правительство
приняло ряд мер , направленных на
усиление государственной и политической
безопасности . Это коснулось прежде
всего сети специальных карательных
и политических органов . Еще в1801 г.была
упразднена Тайная экспедиция , а в 1802
г.создано Министерство внутренних дел
, возглавившее всю систему полицейских
органов . В 1810 г. Из него выделилось особое
Министерство полиции , наделенное чисто
полицейскими полномочиями , но уже вскоре
(в 1819 г.) оно вновь было включено в состав
Министерства внутренних дел . В 1837 г.реорганизована
система полицейских органов: в связи
с делением уездов на более мелкие административно-
В первой половине XIX в.были упразднены верхний земский суд , губернский магистрат и верхняя расправа . Судами второй инстанции в губерниях стали палаты уголовного и гражданского суда . Палата гражданского суда выполняла также функции нотариата . Уездный суд был первой инстанцией по незначительным уголовным и гражданским делам всех сословий уезда ,кроме городского (горожане судились в ратушах , магистратах , коммерческих и словесных судах) . Прокуратура на местах передавалась в ведение Министерства юстиции , образованное в 1802 г., оно же осуществляло судебное управление . Вся судебная система строилась на сословных началах .
4.Контрреформы
1880-1890 годов и их правовое
Отход
от провозглашенных принципов
В 1871 г.дознание по государственным преступлениям было официально поручено Корпусу жандармов . Собранные материалы должны были передаваться министру юстиции , который мог направить их в судебные инстанции или принять меры к решению в административном порядке . В 1872 г.наиболее важные дела по государственным преступлениям были переданы на рассмотрение Особого присутствия Сената с участием сословных представителей .В 1874 г.из ведения общих судов изъяты дела о «противозаконных сообществах» и участии в них , в 1878 г. – дела о противодействии или сопротивлении властям и покушении на должностных лиц . Обвиняемые в этих преступлениях предавались военному суду .
После покушения на императора Александра II , совершенного народовольцами , усиливается правительственное наступление на судебную систему , порожденную реформой. В 1881 г.было принято специальное «Положение о мерах к ограждению государственного порядка и общественного спокойствия» , возвратившее и закрепившее все ранее сделанные изъятия из общего судебного порядка . Согласно этому Положению министру внутренних дел и генерал-губернатору предоставлялось право передавать ряд дел на рассмотрение военных судов для решения по законам военного времени , причем это право не было ограничено территориальными пределами: достаточно , чтобы в одном месте было введено положение чрезвычайной охраны , и оно могло распространяться на любую часть страны . Военные суды рассматривали дела в кратчайшие сроки с минимальными гарантиями прав обвиняемого , приговаривая к самым суровым наказаниям .
Еще в 1866 г.у суда присяжных были изъяты дела о печати , административные органы понуждали прокуроров возбуждать дела против наиболее смелых публицистов и редакторов . Наступление началось задолго до 1881 г.: в интересах конфиденциальности допрос высших должностных лиц с 1869 г.мог производиться на дому , в 1887 г. суду предоставлялось право закрывать двери заседаний , объявляя слушающееся дело «деликатным» , «конфиденциальным» или «секретным» .
В 1889 г.вступило в действие Положение о земских участковых начальниках , разрушившее раздельность судебной и административной властей . Этим актом был нанесен серьезный удар по системе мировых судов , их число существенно сократилось , а затем они исчезли вовсе (1913 г.) . В уездах вместо мировых судей вводится институт земских начальников , наделенных широкими административно-судебными правами в отношении крестьянского населения . Они осуществляли контроль над сельскими и волостными органами самоуправления , руководили полицией и надзирали за деятельностью волостных судов . Сословный принцип подбора кадров проявился здесь очень явно .
Параллельно с земскими начальниками в уезде действовали уездные окружные суды , которые рассматривали дела , изъятые у мировых судей , но не перешедшие к земским начальникам , в городах вместо мировых судей появились городские судьи , назначаемые министром юстиции .
Административное
Волна контрреформ захватила и сферу органов местного самоуправления . В1890 г.было пересмотрено Положение о губернских и уездных земскихх учреждениях . Сохранив куриальную систему выборов правительство отказалось от принципов представительства по первой курии: в нее входили теперь исключительно потомственные и личные дворяне , для усиления их роли в земских органах значительно снижался имущественный ценз . Одновре-менно значительно увеличился ценз во второй (городской) курии . таким образом , влияние дворянства в земских органах значительно усилилось . Волостные представители могли избрать из своей среды только кандидатов , из которых затем назначались окружные земские гласные . Контроль за земствами вместе с губернатором осуществляли губернские по земским делам присутствия .
В 1892 г.было принято новое Городовое положение . Если прежде к выборам в органы городского самоуправления допускались практически все плательщики налогов , то согласно новому закону в число выборщиков могли попасть только лица с определенным имущест-венным цензом – избирательные права получали только горожане , владевшие недвижи-мостью .
Таким
образом , вынужденное в 60-80-х гг.под
угрозой революционной ситуации
провести буржуазные по своему характеру
реформы , в 80-90-х гг.правительство
нанесло удар почти по всем вновь
возникшим институтам . Эпоха контрреформ
сделала существенный сдвиг «вправо»
по всем направлениям социального , политического
и государственного развития России .
5.Создание
и утверждение советской
После разгона Учредительного собрания единственным высшим органом власти в стране стал Всеросийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов . Параллельно сэтими Советами существовала система Советов крестьянских депутатов , находившихся под сильным политическим влиянием эсеров .
В ноябре 1917 г.состоялся Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов ,принявший решение об объединении с Советами рабочих и солдатских депутатов. Тогда же состоялось объединенное заседание ВЦИК , Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов и Чрезвычайного Всероссийского съезда Советов крестьянских депутатов .Формирование политического блока большевиков и левых эсеров привело к разрыву последних с правыми эсерами . Окончательное объединение Советов произошло в январе 1918 г.на III Всероссийском съезде Советов .
В перерывах между сессиями Всероссийского съезда Советов высшим органом власти в стране был Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) . Его структура и порядок работы утверждены на заседании ВЦИК в начале ноября 1917 г. В начале своего существования ВЦИК был постоянно действующим органом . Структура ВЦИК включала: президиум , отделы и комиссии . Президиум состоял из представителей партийных фракций , готовил материалык заседаниям ВЦИК , контролировал работу коммисий и отделов , его заседания проходили 2-3 раза в неделю . Организацию и ведение текущей работы (подготовку проектов документов , руководство нижестоящими Советами и т.п.) осущест-вляли отделы ВЦИК: Военно-революционный комитет , иногородний , агитационный , по национальному вопросу , казачий и др.