Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 10:59, реферат
Любовь к книге как к источнику знаний, а поскольку главенствовала религиозная литература, прежде всего как к кладезю «божественных откровений», обусловила в Византии широкое распространение книжной иллюстрации. Византийцу хотелось, чтобы высокому содержанию книги соответствовало, как бы мы сказали теперь, ее внешнее оформление.
В советских реставрационных
мастерских (в первую очередь библиотечных)
занимались главным образом проблемами
размягчения и распрямления пергамена.
Предпринимались также
Работа над проблемой укрепления миниатюр на пергамене с 1962 года проводится и во ВЦНИЛКР. Первым этапом было изучение материалов» и техники средневековой книжной живописи. Затем для подбора материалов для реставрации были изготовлены экспериментальные образцы — накраски на пергамене31. На этих накрасках были испытаны различные полимерные материалы (в том числе те, что используются в реставрационных целях за рубежом — паралоид, калатон и пр.) и отобраны те из них, которые полностью удовлетворяли требованиям, разработанным и утвержденным на специальном реставрационном совете32. На основании этих требований, предусматривающих прочную адгезию, бесцветность, светостойкость, обратимость, биостойкость материалов, были отобраны две группы полимеров: растворимые фторопласты (Ф-26Л и 6Н) 33 и водные дисперсии сополимеров на основе винилацетата, в настоящее время вообще широко применяющиеся в реставрационной практике. В зависимости от характера разрушений используется тот или иной материал: при распылении красочного слоя — фторлон 6Н (1—2% концентрации), при отслаивании — водная дисперсия винилацетата с 2-этилгекси-лакрилатом (ВА 2ЭГА) 3—5% концентрации34.
Источник:
Восстановление памятников культуры: Проблемы реставрации. ред. Д.С. Лихачева. М., 1981
Основное отличие
Практическая реставрация
во ВЦНИЛКР была начата на относительно
простом материале — грамотах
и отдельных фрагментах из пергаменных
рукописей. Как правило, пергаменные
грамоты нуждаются в
Следующим этапом явилась реставрация, вернее, консервация миниатюр греческих рукописей из собрания ГПБ. Были укреплены остатки миниатюр в двух фрагментах из «Повести о Варлааме и Иоасафе» (греч. 379), таблицы канонов в фрагментах Евангелия (греч. 305), миниатюры с изображениями евангелистов из Евангелия Димитрия Палеолога (греч. 118), миниатюры Трапезундского Евангелия, (греч. 21 и 21а), Евангелия с Апостолом (греч. 101, 1—2 тт.), четыре листа из Псалтири (греч. 269) 36.
В 1972—1975 годах укреплялись миниатюры из нескольких рукописных памятников, хранящихся в Научной библиотеке им. А. М. Горького при МГУ, в том числе Библия XIII века французской работы и известный греческий Апостол 1072 года. Во всех случаях укрепляющий состав подводился только под отстающие участки красочного слоя. Работа над укреплением миниатюр — кропотливый и сложный процесс, требующий от реставратора большого умения и такта, потому что характер повреждений в каждом случае бывает различным. Из-за мелких масштабов миниатюр, а следовательно, и повреждений реставратору приходится постоянно прибегать к помощи микроскопа 37.
Сейчас, по прошествии десяти-двенадцати лет после первых экспериментальных укреплений живописи на пергамене новыми синтетическимиматериалами во ВЦНИЛКР и восьми-девяти лет со времени первых практических работ, можно сделать выводы о сохранности укрепленного живописного слоя, опровергающие опасения некоторых хранителей рукописных отделов о возможном изменении его после обработки. Использованные полимеры (группа винилацетатных эмульсий и фторлонов на органических растворителях) никаких побочных отрицательных действий на красочный слой не оказывают. Материалы эти весьма основательно испытаны по самым различным параметрам еще до их практического применения в реставрации, так что никаких неожиданностей (в первую очередь изменения цвета) быть не может38 (следует иметь в виду, что отрицательное действие реактивов, применявшихся для прочтения палимпсестов, было почти что мгновенным).
125 . Евангелист
Матфей. Евангелие. XI в. Гос. Публичная
библиотека, греч. 67, л. 21 об. Общий вид миниатюры
после реставрации;
126 . Евангелист Матфей.
Евангелие. XI в. Гос. Публичная библиотека,
греч. 67, л. 21 об. Фрагмент миниатюры до
реставрации. Шелушение золотого фона;
127. Евангелист Матфей.
Евангелие. XI в. Гос. Публичная библиотека,
греч. 67, л. 21 об. Тот же фрагмент после реставрации
В решении вопроса о
реставрации миниатюр средневековых
рукописей очень важно
Источник:
Восстановление памятников культуры: Проблемы реставрации. ред. Д.С. Лихачева. М., 1981
Немаловажным обстоятельством
для сохранности пергаменных
материалов — как отдельных фрагментов,
так и рукописных книг — являются
способы их хранения. Как уже неоднократно
указывалось, такой гигроскопичный
материал, как пергамен, постоянно
деформируется при изменении
температурно-влажностного режима. Появление
деформаций — более или менее
глубоких складок — в пергамене
облегчается отсутствием
Западноевропейский пергамен не так сильно подвергался короблению, как византийский, поэтому не было необходимости даже на рукописях большого формата делать замки с трех сторон: достаточно было двух замков со стороны обреза книги. Детально выписанные изображения их можно увидеть на картинах фламандских, французских, немецких художников в XV—XVI веках. При этом бросается в глаза бережное и уважительное отношение к книге: переплет обернут специальной тканью, книга лежит на подушечке, устанавливается на пюпитр. О том же говорят памятники греческого и древнерусского искусства, персонажи которых держат книгу рукой, покрытой рукавом или обернутой полой плаща.
Все же переплеты книг, как бы ими ни дорожили, изнашивались: обтирались нити, которыми были сшиты тетради манускрипта, отрывался и снашивался корешок, протиралась кожа, отлетали и коробились доски и т. д.41. Сменяющиеся владельцы рукописей заново переплетали их согласно своему вкусу. Массовый характер это явление стало приобретать в XVII веке с широким развитием коллекционирования книг и рукописен, особенно во Франции. Владельцы библиотек (как частные лица, так и университеты, монастыри, коллежи) стремились переплести не только печатные книги, но и рукописные, в одинаковые переплеты со своими гербами, монограммами, девизами. Вопрос о хотя бы приблизительном стилистическом единстве рукописи и переплета не ставился, а тем более отпадала забота о ее сохранности: при новом переплете на сгибах тетрадей, составляющих кодекс, делались новые пропилы, отчего механическая прочность корешка уменьшалась; для большей прочности корешок сплошь заливался клеем. Иногда переплеты по каким-либо соображениям покрывались лаком, который, проникая в толщу книги, портил пергамен42.
Начиная с XVII века новые переплеты делались уже исключительно на картонной основе; замки при этом (если они изготавливались) являлись, скорее, декоративным элементом. Так что функции старого переплета для пергаменной рукописи, состоявшего из двух досок и замков, зажимавших пергамен и не дававших ему деформироваться, отпали. Переплет стал более или менее богато украшенной оболочкой рукописной: книги, защищающей ее от внешних влияний, по недостаточно обеспечивающей сохранность ее. В древнерусских, византийских, южнославянских манускриптах поздние переплеты на картонной основе особенно серьезно повлияли на увеличение уже имеющихся деформаций. Подтверждением этому служит большинство рукописей из собрания П. П. Дубровского в ГПБ, переплетенных в конце XVIII — начале XIX века в картонные переплеты, обтянутые бархатом. Легкий картон не может служить достаточно тяжелым прессом для уже покоробленных листов пергамена и не является препятствием для дальнейших деформаций. Особенно страдают при этом миниатюры: от старых и вновь возникающих складок на пергамене разрушения красочного слоя усиливаются.
Иногда встречаются рукописные памятники, переплетенные в XIX — начале XX века в дешевые простые переплеты, никак не отвечающие ни художественно-исторической ценности кодекса, ни обеспечивающие его сохранность43.
В настоящее время
наблюдается и другое явление: листы
расплетенной рукописи более или
менее тщательно
Нельзя считать удовлетворительным хранение отдельных пергаменных листов и фрагментов с миниатюрами. Их довольно часто приклеивают с одного края к картонному паспарту, закрывая часть текста или живописи (фрагменты греческих рукописей в ГПБ, смонтированные таким образом еще в XIX веке); иногда целиком наклеивают на картон или бумагу (альбом вырезанных миниатюр, Ин. 1678 из ГБЛ; расписанный пергамен XVIII века, снятый с каркасов вееров, в музее Останкино). В этих случаях необходимо изготовлять специальные паспарту, обеспечивающие сохранность фрагментов, возможность их осмотра с двух сторон листа, а также обеспечить им постоянное давление.
123. Богоматерь на троне.
Фрагменты из Псалтыри. XIII в. Гос. Публичная
библиотека, греч. 269, л. 4. Пример осыпей
красочного слоя в результате деформации
пергамена и линовки, сделанной стилосом
Другая причина,
которая требует переплетать
рукописные книги, это необходимость
предохранять их от пыли. Загрязненность
атмосферы в условиях современного
промышленного юрода
128. Пергаменные листы
с текстом до реставрации. Никомидийское
евангелие. X 11 I в. Научная библиотека Академии
наук УССР, № ДА 25 Л. Видны пропилы, сделанные
в разное время на сгибах листов при переплетах
рукописи; хорошо заметны складки, получившиеся
в результате проклейки корешка рукописи
129. Реставрационный переплет
к Никомидиискому евангелию. Раскрытая
рукопись.
130. Непроклеенный корешок
рукописи не вызывает деформаций в распрямленных
листах пергамена и позволяет легко раскрывать
кодекс; вид переплета с обреза
В заключение необходимо отметить, что методы и круг материалов, используемые в настоящее время для реставрации пергаменных рукописных книг, будут расширяться и совершенствоваться, тем более что над всеми проблемами, связанными с этой областью, работают реставраторы, химики и искусствоведы многих реставрационных мастерских и лабораторий мира.