Византийская книжная миниатюра

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 10:59, реферат

Описание работы

Любовь к книге как к источнику знаний, а поскольку главенствовала религиозная литература, прежде всего как к кладезю «божественных откровений», обусловила в Византии широкое распространение книжной иллюстрации. Византийцу хотелось, чтобы высокому содержанию книги соответствовало, как бы мы сказали теперь, ее внешнее оформление.

Работа содержит 1 файл

Византийская книжная миниатюра.docx

— 441.03 Кб (Скачать)

В советских реставрационных  мастерских (в первую очередь библиотечных) занимались главным образом проблемами размягчения и распрямления пергамена. Предпринимались также единичные  попытки укреплять миниатюры  30.

Работа над проблемой  укрепления миниатюр на пергамене с 1962 года проводится и во ВЦНИЛКР. Первым этапом было изучение материалов» и  техники средневековой книжной  живописи. Затем для подбора материалов для реставрации были изготовлены  экспериментальные образцы —  накраски на пергамене31. На этих накрасках были испытаны различные полимерные материалы (в том числе те, что используются в реставрационных целях за рубежом — паралоид, калатон и пр.) и отобраны те из них, которые полностью удовлетворяли требованиям, разработанным и утвержденным на специальном реставрационном совете32. На основании этих требований, предусматривающих прочную адгезию, бесцветность, светостойкость, обратимость, биостойкость материалов, были отобраны две группы полимеров: растворимые фторопласты (Ф-26Л и 6Н) 33 и водные дисперсии сополимеров на основе винилацетата, в настоящее время вообще широко применяющиеся в реставрационной практике. В зависимости от характера разрушений используется тот или иной материал: при распылении красочного слоя — фторлон 6Н (1—2% концентрации), при отслаивании — водная дисперсия винилацетата с 2-этилгекси-лакрилатом (ВА 2ЭГА) 3—5% концентрации34.

Источник: 

Восстановление памятников культуры: Проблемы реставрации. ред. Д.С. Лихачева. М., 1981

 

 

 

 

Основное отличие синтетических  материалов, применяемых при реставрации  миниатюр на пергамене во ВЦНИЛКР, от тех, что использовались в реставрационной  практике ранее, заключается в их высокой эластичности. Укрепленный  красочный слой способен следовать  за малейшими изменениями основания  — пергамена, который практически  никогда не пребывает в абсолютном покое, а ввиду своей гигроскопичности всегда слегка деформируется.

Практическая реставрация  во ВЦНИЛКР была начата на относительно простом материале — грамотах и отдельных фрагментах из пергаменных  рукописей. Как правило, пергаменные  грамоты нуждаются в распрямлении, поэтому была возможность проверить, как влияет на укрепленные участки  красочного слоя последующее увлажнение и распрямление его под прессом  35.

Следующим этапом явилась  реставрация, вернее, консервация миниатюр греческих рукописей из собрания ГПБ. Были укреплены остатки миниатюр в двух фрагментах из «Повести о  Варлааме и Иоасафе» (греч. 379), таблицы канонов в фрагментах Евангелия (греч. 305), миниатюры с изображениями евангелистов из Евангелия Димитрия Палеолога (греч. 118), миниатюры Трапезундского Евангелия, (греч. 21 и 21а), Евангелия с Апостолом (греч. 101, 1—2 тт.), четыре листа из Псалтири (греч. 269) 36.

В 1972—1975 годах укреплялись  миниатюры из нескольких рукописных памятников, хранящихся в Научной  библиотеке им. А. М. Горького при МГУ, в том числе Библия XIII века французской  работы и известный греческий  Апостол 1072 года. Во всех случаях укрепляющий  состав подводился только под отстающие  участки красочного слоя. Работа над  укреплением миниатюр — кропотливый  и сложный процесс, требующий  от реставратора большого умения и  такта, потому что характер повреждений  в каждом случае бывает различным. Из-за мелких масштабов миниатюр, а следовательно, и повреждений реставратору приходится постоянно прибегать к помощи микроскопа 37.

Сейчас, по прошествии десяти-двенадцати лет после первых экспериментальных  укреплений живописи на пергамене новыми синтетическимиматериалами во ВЦНИЛКР и восьми-девяти лет со времени первых практических работ, можно сделать выводы о сохранности укрепленного живописного слоя, опровергающие опасения некоторых хранителей рукописных отделов о возможном изменении его после обработки. Использованные полимеры (группа винилацетатных эмульсий и фторлонов на органических растворителях) никаких побочных отрицательных действий на красочный слой не оказывают. Материалы эти весьма основательно испытаны по самым различным параметрам еще до их практического применения в реставрации, так что никаких неожиданностей (в первую очередь изменения цвета) быть не может38 (следует иметь в виду, что отрицательное действие реактивов, применявшихся для прочтения палимпсестов, было почти что мгновенным).

 
125 . Евангелист  Матфей. Евангелие. XI в. Гос. Публичная библиотека, греч. 67, л. 21 об. Общий вид миниатюры после реставрации; 
 
126 . Евангелист Матфей. Евангелие. XI в. Гос. Публичная библиотека, греч. 67, л. 21 об. Фрагмент миниатюры до реставрации. Шелушение золотого фона; 
 
127. Евангелист Матфей. Евангелие. XI в. Гос. Публичная библиотека, греч. 67, л. 21 об. Тот же фрагмент после реставрации

В решении вопроса о  реставрации миниатюр средневековых  рукописей очень важно учитывать  следующий фактор: ни у кого не вызывает сомнения, что реставрировать станковую  или монументальную живопись должны специально обученные реставраторы-художники. Первые же попытки укрепления миниатюр предпринимались специалистами  совсем иного плана — техническими реставраторами книги, рукописной и  печатной. У этих реставраторов, несмотря на их опыт, попросту нет навыков в работе с живописным материалом39, так что очевидно, что укрепление миниатюр уникальных средневековых манускриптов лучше поручать именно художникам-реставраторам. Менее сложные процессы (укрепление некоторых небольших разрушений на мелких инициалах, бордюрах и других «неответственных» участках) может и должен исполнять библиотечный реставратор, но после соответствующей стажировки. Все это проблемы организационного порядка, которые легко могут быть разрешены в каждом заинтересованном учреждении — библиотеке, музее или реставрационной мастерской.

Источник: 

Восстановление памятников культуры: Проблемы реставрации. ред. Д.С. Лихачева. М., 1981

РЕСТАВРАЦИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КНИЖНОЙ МИНИАТЮРЫ (7)

Немаловажным обстоятельством  для сохранности пергаменных  материалов — как отдельных фрагментов, так и рукописных книг — являются способы их хранения. Как уже неоднократно указывалось, такой гигроскопичный материал, как пергамен, постоянно  деформируется при изменении  температурно-влажностного режима. Появление  деформаций — более или менее  глубоких складок — в пергамене  облегчается отсутствием постоянного  давления — пресса. Эта особенность  пергамена была подмечена еще первыми изготовителями рукописных книг из этого материала: для переплетов они использовали тяжелые деревянные доски, украшенные металлическими окладами или обтянутые кожей и обязательно снабженные специальными замками40. На манускриптах первых веков христианства (коптских, греческих), сохранявших еще античную форму квадрата, таких замков было три-четыре, а то и шесть (по одному или по два с каждой из трех сторон). Но и позднее, когда кодекс приобрел форму вытянутого прямоугольника, византийские рукописи еще долго сохраняли замки на трех сторонах (свидетельством этому служат, например, многочисленные изображения книг на греческих и древнерусских иконах). Для переплетов книг небольшого формата (например, рукописей Нового завета в четвертую или восьмую долю листа) делали только два замка на одной стороне.

Западноевропейский  пергамен не так сильно подвергался  короблению, как византийский, поэтому  не было необходимости даже на рукописях  большого формата делать замки с  трех сторон: достаточно было двух замков со стороны обреза книги. Детально выписанные изображения их можно увидеть  на картинах фламандских, французских, немецких художников в XV—XVI веках. При  этом бросается в глаза бережное и уважительное отношение к книге: переплет обернут специальной тканью, книга лежит на подушечке, устанавливается  на пюпитр. О том же говорят памятники  греческого и древнерусского искусства, персонажи которых держат книгу  рукой, покрытой рукавом или обернутой  полой плаща.

Все же переплеты  книг, как бы ими ни дорожили, изнашивались: обтирались нити, которыми были сшиты  тетради манускрипта, отрывался  и снашивался корешок, протиралась  кожа, отлетали и коробились доски  и т. д.41. Сменяющиеся владельцы рукописей заново переплетали их согласно своему вкусу. Массовый характер это явление стало приобретать в XVII веке с широким развитием коллекционирования книг и рукописен, особенно во Франции. Владельцы библиотек (как частные лица, так и университеты, монастыри, коллежи) стремились переплести не только печатные книги, но и рукописные, в одинаковые переплеты со своими гербами, монограммами, девизами. Вопрос о хотя бы приблизительном стилистическом единстве рукописи и переплета не ставился, а тем более отпадала забота о ее сохранности: при новом переплете на сгибах тетрадей, составляющих кодекс, делались новые пропилы, отчего механическая прочность корешка уменьшалась; для большей прочности корешок сплошь заливался клеем. Иногда переплеты по каким-либо соображениям покрывались лаком, который, проникая в толщу книги, портил пергамен42.

Начиная с XVII века новые переплеты делались уже исключительно на картонной основе; замки при этом (если они изготавливались) являлись, скорее, декоративным элементом. Так что функции старого переплета для пергаменной рукописи, состоявшего из двух досок и замков, зажимавших пергамен и не дававших ему деформироваться, отпали. Переплет стал более или менее богато украшенной оболочкой рукописной: книги, защищающей ее от внешних влияний, по недостаточно обеспечивающей сохранность ее. В древнерусских, византийских, южнославянских манускриптах поздние переплеты на картонной основе особенно серьезно повлияли на увеличение уже имеющихся деформаций. Подтверждением этому служит большинство рукописей из собрания П. П. Дубровского в ГПБ, переплетенных в конце XVIII — начале XIX века в картонные переплеты, обтянутые бархатом. Легкий картон не может служить достаточно тяжелым прессом для уже покоробленных листов пергамена и не является препятствием для дальнейших деформаций. Особенно страдают при этом миниатюры: от старых и вновь возникающих складок на пергамене разрушения красочного слоя усиливаются.

Иногда встречаются  рукописные памятники, переплетенные  в XIX — начале XX века в дешевые  простые переплеты, никак не отвечающие ни художественно-исторической ценности кодекса, ни обеспечивающие его сохранность43.

В настоящее время  наблюдается и другое явление: листы  расплетенной рукописи более или  менее тщательно обрабатываются, а затем хранятся в специальных  папках разброшюрованнымн. У хранителей в этом случае бывают самые благие намерения. Они считают, что пергамен лучше сохраняется, будучи расплетенным, исследователям удобнее работать над отдельными листами или тетрадями, их легче воспроизводить и т. д. Но подобный способ хранения все же нельзя считать удовлетворительным, так как пергамен все время деформируется, а его постоянное «движение» способствует разрушениям миниатюр даже в том случае, если они были укреплены 44. Примером этому может послужить хранение таких памятников, как Остромирово Евангелие в ГПБ45 или французский Легендарий в БАН 46.

Нельзя считать  удовлетворительным хранение отдельных  пергаменных листов и фрагментов с миниатюрами. Их довольно часто приклеивают с одного края к картонному паспарту, закрывая часть текста или живописи (фрагменты греческих рукописей в ГПБ, смонтированные таким образом еще в XIX веке); иногда целиком наклеивают на картон или бумагу (альбом вырезанных миниатюр, Ин. 1678 из ГБЛ; расписанный пергамен XVIII века, снятый с каркасов вееров, в музее Останкино). В этих случаях необходимо изготовлять специальные паспарту, обеспечивающие сохранность фрагментов, возможность их осмотра с двух сторон листа, а также обеспечить им постоянное давление.

 
123. Богоматерь на троне. Фрагменты из Псалтыри. XIII в. Гос. Публичная библиотека, греч. 269, л. 4. Пример осыпей красочного слоя в результате деформации пергамена и линовки, сделанной стилосом

Другая причина, которая требует переплетать  рукописные книги, это необходимость  предохранять их от пыли. Загрязненность атмосферы в условиях современного промышленного юрода представляет опасность для музейных коллекций, в том числе и для рукописных собраний. Под воздействием примесей, содержащихся в пыли, пергамен загрязняется и желтеет (особенно заметно это  явление на раскрытых листах пергаменных  кодексов, представленных в застекленных витринах на постоянных выставках в  Отделах рукописей многих библиотек) 47. Отсутствие переплетов ускоряет эти процессы, которые можно предотвратить, лишь создав определенные условия для хранения рукописей (в их числе герметическая изоляция при экспозиции, фильтры Петрянова). Но в первую очередь все же необходимо вернуть рукописным книгам их первоначальный вид — реставрировать или восстановить старый переплет (если он пли его фрагменты сохранились) или в противном случае изготовить новый. Вопрос о переплетах для пергаменных кодексов достаточно сложен и в каждом случае требует особого подхода. Решать эти вопросы, в особенности в тех случаях, когда речь идет об уникальных памятниках (а по существу, все пергаменные рукописные книги следует считать уникальными), не может один хранитель или реставратор, а лишь совет, в состав которого обязательно должны входить различные специалисты, работающие в области кодикологии.

 
128. Пергаменные листы с текстом до реставрации. Никомидийское евангелие. X 11 I в. Научная библиотека Академии наук УССР, № ДА 25 Л. Видны пропилы, сделанные в разное время на сгибах листов при переплетах рукописи; хорошо заметны складки, получившиеся в результате проклейки корешка рукописи  
129. Реставрационный переплет к Никомидиискому евангелию. Раскрытая рукопись. 
 
130. Непроклеенный корешок рукописи не вызывает деформаций в распрямленных листах пергамена и позволяет легко раскрывать кодекс; вид переплета с обреза

В заключение необходимо отметить, что методы и круг материалов, используемые в настоящее время  для реставрации пергаменных  рукописных книг, будут расширяться  и совершенствоваться, тем более  что над всеми проблемами, связанными с этой областью, работают реставраторы, химики и искусствоведы многих реставрационных  мастерских и лабораторий мира.


Информация о работе Византийская книжная миниатюра