Византийская книжная миниатюра

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 10:59, реферат

Описание работы

Любовь к книге как к источнику знаний, а поскольку главенствовала религиозная литература, прежде всего как к кладезю «божественных откровений», обусловила в Византии широкое распространение книжной иллюстрации. Византийцу хотелось, чтобы высокому содержанию книги соответствовало, как бы мы сказали теперь, ее внешнее оформление.

Работа содержит 1 файл

Византийская книжная миниатюра.docx

— 441.03 Кб (Скачать)

В греческих рукописях  тонкий золотой лист, наложенный непосредственно  на пергамен, хорошо примыкает к  основанию, практически не осыпаясь и не отделяясь от него. Так что  в греческих миниатюрах, в целом  сохранившихся гораздо хуже западноевропейских, именно золото почти не подвергается разрушениям.

Процесс осыпей красочного слоя (в первую очередь пастозного), а в каких-то случаях и золота на толстом грунте, раз начавшись, не прекращается, о чем можно судить хотя бы по воспроизведениям миниатюр, сделанным в разное время. Например, состояние миниатюр Евангелия (греч. 105, ГПБ), опубликованных в 1936 году, значительно  ухудшилось с тех пор — размеры  участков осыпей увеличились 16. Как правило, красочный слой или золото легче осыпаются вокруг уже поврежденного участка. Поэтому в тех случаях, когда миниатюра вырезана из рукописи и при этом частично срезан ее красочный или золотой фон. последний начинает интенсивно разрушаться 17. Даже в тех случаях, когда живопись миниатюр находится в хорошем состоянии, такие «механические» вмешательства могут вызвать начало процесса разрушений.

Источник: 

Восстановление памятников культуры: Проблемы реставрации. ред. Д.С. Лихачева. М., 1981

 

 

 
120. Евангелист Иоанн и лист с заставкой к Евангелию от Иоанна. Евангелие. XI в. Гос. Публичная библиотека, греч. 801, л. 200 об.— 201. Фон миниатюры составлен из отдельных мелких золотых листочков. Текст написан на пергамене, окрашенном в пурпур, золотыми чернилами

Осыпи красочного слоя часто бывают связаны с деформацией  пергамена. Пергамен — материал гигроскопичный, чутко реагирующий на изменения  температуры и, главное, влажности  воздуха, поэтому он подвержен постоянным изменениям. Пребывание его в чрезмерно  влажных или сухих условиях, неумелая сушка, неудачный переплет, неравномерно стягивающий его листы, и пр. могут  вызвать значительные деформации. Так  как красочный слой миниатюр не обладает такой же эластичностью, как пергамен, то в нем и происходят различного рода разрушения. Сказанное относится  в первую очередь к греческому пергамену — материалу более  жесткому и подверженному деформациям  скорее, нежели западноевропейский.

 
123. Богоматерь на троне. Фрагменты из Псалтыри. XIII в. Гос. Публичная библиотека, греч. 269, л. 4. Пример осыпей красочного слоя в результате деформации пергамена и линовки, сделанной стилосом

Осыпи и потертости красочного слоя можно наблюдать  на полосах, получившихся при разлиновке пергамена стилосом. Повреждения эти свойственны особенно раннесредневековым и греческим рукописям, а также близким им по технике, в которых линовка всегда производилась стилосом, в то время как в западноевропейских, начиная с XII века, пергамен линовался серебряным карандашом, а позднее — чернилами, черными и красными.

При попадании рукописной книги в условия повышенной влажности  возможна перепечатка красочного слоя миниатюры на противолежащую страницу, на которой иногда также может  быть живопись.

 
124. Фрагмент из миниатюры Латинской рукописи. XII в. ЦГАДА. Пример распыления красочного слоя 
 
121. Евангелист Иоанн. Евангелие. XIV в. Гос. Исторический музей, Хлуд. 30, л. I об. Краски типа гуаши, смешанные с белилами, наложены пастозным слоем, легко осыпаются с пергамена 
 
122. Евангелист Марк. Евангелие. XIV в. Гос. Исторический музей, Хлуд. 30, л. 129. Осыпи пастозного красочного слоя; осыпавшиеся участки круглой формы получились от восковых натеков

Для красочного слоя миниатюр как западноевропейских, так и  греческих характерны два принципиально  различных вида разрушений: распыление и отставание (отслаивание) красок от основания. Распыление связано с  постепенным высыханием связующего в красках, что вызывает размельчение сухого пигмента в порошок. Отставание красочного слоя — чаще всего пастозного — связано с недостаточным  сцеплением его с основанием. Учитывая описанные выше свойства различных  пергаменов, становится ясно, что, в  то время как распыление красочного слоя встречается и в западноевропейских и в византийских миниатюрах, отслаивание  является дефектом, более присущим именно греческой книжной живописи. К отслаиванию примыкает еще  одна разновидность разрушений подобного  рода — шелушение, вызванное, вероятно, избытком связующего в красках: живописный слой распадается на мелкие шелушинки с жесткими загнутыми краями. Довольно часто краски бывают потерты и «изношены» в нижних углах листа, на тех участках, которых чаще всего касалась рука читателя.

 
125 . Евангелист  Матфей. Евангелие. XI в. Гос. Публичная библиотека, греч. 67, л. 21 об. Общий вид миниатюры после реставрации;

Таким образом, повреждения  средневековой книжной живописи различны по своему характеру и происхождению. Но они сходны между собой в  том смысле, что, раз возникнув, очаги  разрушения продолжают распространяться, в особенности в том случае, если рукопись являетсяпостоянным объектом для исследований. Живопись греческих миниатюр привлекает особенно пристальное внимание историков искусства и палеографов; фрагменты византийских манускриптов постоянно репродуцируются, притом часто производятся съемки одного и того же памятника, что никак не содействует его сохранности.

Исключительно плохое состояние  отличает ряд рукописных памятников, хранящихся в Институте рукописей  в Тбилиси, что связано, по-видимому, с особыми климатическими условиями  Грузии.

Иногда создается обманчивое впечатление, что живопись миниатюр в некоторых рукописях, частично осыпавшись, как бы стабилизировалась  и дальнейшие разрушения не продолжаются. Чтобы убедиться в обратном, достаточно рассмотреть отдельные участки красочного слоя в косых лучах, под микроскопом или хотя бы в лупу: отстающие частицы красок или золота в потенциале грозят своей утратой, и каждое механическое воздействие на них — будь то неоднократное перелистывание рукописи или изменение температурно-влажностного режима в хранении или читальном зале, ведущее к деформации пергамена, могут усугубить их плачевное состояние. Очевидно, что в этом случае необходимы срочные консервационные меры.

Давно уже не вызывает сомнений обязательность и неизбежность реставрации  для станковой или монументальной живописи. И хотя ведутся и постоянно будут вестись более или менее жаркие споры о различных проблемах, возникающих при этом, в принципе никогда не оспаривается необходимость реставрации или, во всяком случае, консервации памятников, то есть фиксации их в современном состоянии. Но к вопросу реставрации книжной живописи по разным причинам и хранители рукописей и реставраторы относились и относятся более чем осторожно.

Одна из причин этой осторожности связана со старинной боязнью  хранителей испортить рукопись, что имеет достаточно веские основания: при выявлении первоначальных текстов палимпсестов в конце XVIII— XIX века с помощью быстродействующих химических реактивов безвозвратно попортились (в основном потемнели) многие пергаменные рукописи 18. В библиотеках (в том числе и в ГПБ) можно встретить свидетельства этих неосмотрительных действий нетерпеливых палеографов прошлого 19.

Тем не менее сохранность средневековых книжных миниатюр издавна волновала читателей рукописных материалов, и они принимали некоторые меры для их защиты, следы которых можно увидеть и в настоящее время.

Самым распространенным способом сохранения миниатюр от внешних влияний  был следующий: на листы с миниатюрами  нашивались кусочки шелка. От этого  сохранились проколы на пергамене, а иногда и отпечатки тканевой фактуры на живописи, говорящие о  том, что защитная ткань была нашита сразу же после исполнения миниатюры, пока пастозный красочный слой еще  окончательно не затвердел. Это явление  можно наблюдать в миниатюрах Трапезундского Евангелия (греч. 21, ГПБ), во фрагментах из Псалтири (греч. 269, ГПБ) и т. д. В греческих и древнерусских рукописях защитная шелковая ткань, обрамленная узкими полосками бумаги или пергамена, иногда вшивалась непосредственно перед миниатюрой.

В некоторых рукописях  — в местах осыпей — встречаются  тонировки. В частности, в Евангелии  Димитрия Палеолога (греч. 118, ГПБ) можно увидеть тонировки на миниатюрах XIV века, сделанные теми же красками, что и миниатюры, вшитые в эту рукопись значительно позднее (XVII—XVIII вв.). Аналогичный прием наблюдали и французские исследователи: при рентгенографировании трех миниатюр XV века были обнаружены поздние тонировки на осыпавшихся участках, сделанные, по-видимому, в XVII веке.

Можно также упомянуть  еще об одном своеобразном способе  «восстановления» греческих миниатюр: в некоторых рукописях встречаются  миниатюры не только с осыпавшимся  красочным слоем, но и с исчезнувшим  рисунком. В дальнейшем эти следы  рисунка иногда «уточнялись» чьей-то часто неумелой рукой. Бывали случаи, когда подводился не только исчезнувший  рисунок, но вся миниатюра целиком  заново раскрашивалась. Этой участи не избежал, например, такой памятник, как Хлудовская Псалтирь, поновлявшаяся, видимо, не один раз21. Очевидно, что тонировки никак не препятствуют дальнейшим осыпям красочного слоя, и процесс этот продолжается.

Наряду с тонировками  предпринимались и попытки укрепления осыпающихся красок. Например, в  сохранившихся фрагментах из греческого Евангелия (греч. 305, ГПБ) в таблицах канонов был «укреплен» шелушащийся  красочный слой, по всей вероятности, камедным составом: полупрозрачная пленка была хорошо заметна на чистом пергамене. В результате этой обработки шелушинки красок сделались жесткими и хрупкими и еще интенсивней отлетали от гладкой поверхности основания.

Иногда греческие и  древнерусские мастера покрывали  миниатюры олифой, возможно, и из эстетических соображений 22. Как правило, подобная обработка оказывала еще более губительное действие на красочный слой, утяжеляя его и облегчая тем самым отставание его от пергамена23.

Случалось, что красочный  слой миниатюр по каким-то соображениям вообще смывался. Например, при реставрации  обгоревшего Часослова XV века из бывш. собрания Генерального штаба (ГБЛ, ф. 68, № 1228) были окончательно смыты краски, сильно поврежденные при пожаре, так что сохранился лишь первоначальный рисунок.

Источник: 

Восстановление памятников культуры: Проблемы реставрации. ред. Д.С. Лихачева. М., 1981

Во многих собраниях хранятся отдельные фрагменты рукописных памятников. Они представляют собой  либо листы, вырезанные из манускриптов, либо часть листа. Случается, что  очередные владельцы, заботясь о  сохранности (механической) листа или  из эстетических соображений, доклеивали эти фрагменты новым пергаменом или бумагой. Результаты чаще всего  оказывались отрицательными — от применения клея слишком сильной  концентрации, стягивающего поврежденные края пергамена, или от неоднородности материала, использованного для  дополнений пергамена или бумаги, никак не сочетающегося с оригиналом.

 
117. Христос и  два апостола. Трапезундское евангелие. X в. Гос. Публичная библиотека, греч. 21. л. 11 об. Полностью осыпавшийся красочный слой. Доклейки листа. сделанные новым пергаменом в XIX в.

Как следует из вышеизложенного, основной задачей «реставрации»  в старину было по возможности  «улучшить» внешний вид разрушенной  миниатюры, то есть затонировать или даже «восстановить» ее. Проблемы консервации, то есть укрепление живописи, хотя и волновали реставраторов прошлого, не могли быть ими еще решены. Для консервации они пытались использовать те же клеящие вещества, что применялись художниками в качестве связующих для красок, то есть камедь и яичный белок. Но малая концентрация этих веществ практически не укрепляет разрушенный красочный слой миниатюр, в то время как сильно концентрированный раствор образует блестящую пленку, не обладающую необходимой эластичностью и в скором времени покрывающуюся кракелюрами, что усугубляет начавшиеся разрушения живописи.

В настоящее время основной проблемой реставрации средневековых  миниатюр на пергамене является именно консервация. Никакие, даже самые значительные осыпи не должны с точки зрения здравого смысла вызвать у реставратора стремление дополнить или затонировать миниатюру. Это абсолютно неприемлемо для крохотных масштабов средневековой книжной миниатюры. При этом безусловно не исключается возможность, а подчас и необходимость копирования или реконструкции миниатюр на отдельных листах24.

В XIX — начале XX века выходили руководства по реставрации старых книг и рукописей, касавшиеся вопросов устранения механических повреждений  и реставрации переплетов. В некоторых  реставрационных пособиях, изданных позднее, определенное внимание уделялось  реставрации пергаменных рукописей  и документов, но вопросы консервации  миниатюр в них всячески обходились25. Тем не менее состояние миниатюрной живописи вызывало подчас необходимость принимать срочные реставрационные меры, и об этих попытках имеются более пли менее подробные сообщения в печати26.

В последние годы вопросы  сохранности книжной живописи заняли большое место в практике реставрации  зарубежных стран. Комитет по консервации  при Международном Совете музеев (ИКОМ) организовал специальную секцию по реставрации иллюминованных рукописей, и на каждой конференции этого  Комитета начиная с 1957 года обычно представляются доклады, связанные с проблемами технологии и реставрации иллюминованных рукописных книг27.

И в докладах конференций  ИКОМ и в статьях об отдельных  случаях реставрации содержатся сведения как о материалах, используемых реставраторами, так и об экспериментальной  работе в этой области.

Почти одновременно два автора рекомендовали использовать для  укрепления миниатюр на пергамене воско-смоляную мастику. Но способ этот доступен лишь очень опытным реставраторам и возможен при разрушениях только на плотном и блестящем красочном слое — в противном случае на красках остаются жирные пятна28.

Итальянский реставратор  А. Стрини для укрепления миниатюр использовал желатину. Австрийский реставратор О. Вэхтер предлагает использовать для этой цели специально приготовленный пергаменный клей. Но небольшая концентрация этих материалов не позволяет укреплять значительные отставания красочного слоя, в то время как увеличение концентрации ведет к появлению блестящей пленки с кракелюрами.

Большинство реставраторов  и химиков, работающих в этой области, пришли к выводу, что наиболее положительные  результаты могут дать новые синтетические  материалы, и, по существу, во всех случаях  практической или экспериментальной  реставрации в последние годы используются различные полимеры. Главным  недостатком большинства этих опытов является то, что подчас применяются  и рекомендуются патентованные  средства, физико-химические свойства которых остаются неизвестными даже химикам-специалистам. Недостатками этих материалов являются их плохая адгезия  и появление на красочном слое блестящей, часто неудаляемой или трудноудаляемои пленки29.

Информация о работе Византийская книжная миниатюра