Виктор Гюго роман «Отверженные» как исторический источник

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обуславливается, прежде всего, тем, что многие вопросы об этом периоде остаются дискуссионными. Поэтому интересно проанализировать, как на данные исторические события смотрит их современник и исследователи.
Из актуальности работы вытекает ее значимость. Попытка сравнить взгляды, разобраться в дискуссиях по вопросам истории Франции эпохи Реставрации является необходимой для понимания сути данного явления.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Характеристика социального положения во Франции эпохи Реставрации в романе Гюго «Отверженные»… ……………………………….8
Глава 2. События Июльской революции 1830 года…………………………23
Заключение…………………………………………………………………….32
Список литературы

Работа содержит 1 файл

мой курсовик.docx

— 73.70 Кб (Скачать)

     В городах наблюдалось вздорожание  индустриальной рабочей силы, внедрение  в производство дорогих машин. Поэтому  французские капиталисты снижали издержки производства за счет использования дешевой рабочей силы в сельской местности. Их зарплата была вдвое меньше чем в городах. Они составляли конкуренцию городским рабочим, у которых состояние стало теперь только хуже.23

     Таким образом, и современные историки, и советские подтверждают те данные, которые можно узнать в романе о рабочей силе.

     Гюго  описывает жизнь самого дна общества, все то, что обычно стараются скрыть и приуменьшить.

     Им  он противопоставляет то самое духовенство, о котором говорилось выше, а также  буржуазию и аристократию. Эти  два класса у Гюго очень близки и практически сливаются в  один слой, который эксплуатирует  основную часть населения. И это  несмотря на то, что он сам был  дворянского происхождения.

     Данной  концепции о буржуазии, о дворянах придерживаются в основном советская марксистская школа. Так Маркс в своей работе «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.»24 говорит о будущем социализме для Франции и роли пролетариата. При этом класс буржуа-капиталистов и дворян он обвиняет в присвоении себе общественной собственности, эксплуатации пролетариата и крестьянства.

       Луи Эритье в работе «История Французской революции 1848 года и второй республики» также критикует буржуазию.

     Среди новистов с аналогичными взглядами можно отметить А.З. Манфреда, В.Г. Ревуненкова.

     Критика буржуа наблюдается и у Гюго. Его  отношение к ним несколько  сатиричное, одна из глав романа названа  «Важный буржуа», где повествуется о жизни богатого, напыщенного человека. Что касается дворян, то у Виктора Гюго на них традиционные взгляды, точно такие же сведения содержатся и в научной литературе.

     Приближенные  короля, члены его семьи, возвратившиеся из эмиграции дворяне и духовенство, требовали передачи всей системы  школьного образования в руки священников, добивались материальных компенсаций за земли, превращенные революцией в национальные имущества. Они расправлялись со сторонниками Наполеона, а заодно и со всеми прогрессивными элементами.25

     Такие же сведения мы находим и у исследователей. Этот исторический факт неоспорим, многочисленные репрессии, аресты, казни это подтверждали.

     Однако, в рядах крупных землевладельцев, богатой верхушки буржуазии и  духовенства были либерально настроенные люди. Так второй созыв палаты депутатов, осенью 1816 года состоял в основном из конституционалистов-роялистов. Они понимали, что вернуться к дореволюционной Франции не возможно, поэтому выступали за ограничения абсолютной власти короля конституцией. Хоть это мало меняло жизнь простого народа в лучшую сторону, тем не менее,  изменения были. Буржуазия получала политические права, к которым она давно стремилась.

     Именно  буржуазия, а не формирующийся пролетариат  стали движущей силой революции. Именно они составили оппозицию  дворянам и королю, так как не хотели того, что было раньше. Им нравилась  власть.

     Так между правящими классами также возникали конфликты, следовательно, они не были столь однородны и едины. Напротив, буржуазия и аристократы противостояли друг другу и у Гюго это прослеживается.

     «Барон, каковым является милостивый государь, и буржуа, каковым являюсь я, не могут оставаться под одной кровлей»26 - говорит внук, обратившийся в республиканца своему монархисту-деду.

     Так один из депутатов, Бенжамен Констан считал опорой общества буржуазию, а не дворянство, понимал, что их привилегии должны остаться в прошлом. Однако также, исследователи отмечают, что он был врагом крестьянства и бедноты.

     Гюго  также пишет о либеральной  буржуазии.

     Они мечтали привить крайнему абсолютизму  принципы ограниченной власти. Либерализму разрушающему они противопоставляли, и порой чрезвычайно остроумно, либерализм охранительный.27

     Гюго, как защитник народа и их права  их на счастливую жизнь, с критикой относится к современному правительству.

     Контрреформы  правительства, закон о святотатстве, о миллиарде для эмигрантов формировало оппозицию. В нее входили не только угнетенный народ, интелегенция, военные, студенты и пролетариат, а также часть либеральной буржуазии и дворянства.

     Это свидетельствовало  о разобщенности в рядах правящей страты, так как они стали в оппозицию королю и ультра-роялистам.

     Общественное  движение захватило все французское  общество. Создавались различные  общества и течения. Среди них наиболее влиятельными были «Рыцари свободы», общество «карбонариев» (угольщиков», последователи  Наполеона также создавали отдельное течение.

     В рядах оппозиции были и очень  влиятельные деятели. Например, в число карбонариев входи Лафайет, в оппозиции стоял и будущий король – Луи Филипп Орлеанский, принадлежавший дворянскому сословию.

     Таким образом, нельзя утверждать, что во Франции эпохи Реставрации социальная картина представляла собой противостояние классов духовенства, дворян, буржуазии, против крестьянства, пролетариата, военных и ученых, как нам говорит Гюго. Общество было гораздо более сложно устроенным. Либерально настроенные дворяне, буржуазия, военачальники переходили на сторону оппозиции правящей элиты. Они также не были довольны полу-либеральной политикой Людовика XVIII и контрреформами Карла X.

     Гюго  же в основном уделяет внимание социальному  дну, рабочим и крестьянам. Считает, что именно они сыграли решающую роль в ходе революции. «Вглядитесь поглубже в народ, и вы увидите истину» - звучит призыв автора28. Об этом более подробно будет написано во второй главе данной работы.

     Несмотря  на недочеты и субъективизм, автор  романа дает точную картину в описании общества Франции. Особенно хорошо показана жизнь беднейшего населения. Также  в «Отверженных» есть и сведения, которые трудно найти в научной  литературе о каторжанах, беспризорниках и других маргиналах. Многие из историков, особенно последователи Маркса, солидарны  с Виктором Гюго по некоторым вопросам и придерживаются аналогичной позиции. Другие, советские историки-новисты, современные исследователи также подтверждают многие факты.

     Но, по мнению автора работы, они более  близки к правде, нежили Гюго, в описании буржуазии и дворянства.

     Однако  следует принять тот факт, что  роль буржуазии заметно увеличилась. Буржуазные либералы требовали расширения круга избирателей, ответственности министров перед парламентом, введения местного и областного самоуправления, борьбы с клерикальным засильем, отмены ограничений для печати. Осуществление этих требований привело бы к превращению Франции в буржуазную монархию. Сложная социальная обстановка еще более накаляла ситуацию.

     Так во Франции назревали противоречия, межсословные, а также внутрисословные. Реакционная политика правительства Реставрации, защищавшего преимущественно интересы и привилегии крупных землевладельцев-дворян и высшего католического духовенства, отрицательно отражалась на экономическом развитии Франции. Усилению недовольства в стране способствовали засилье иезуитов при дворе, в администрации, в школах, вызывающее поведение бывших эмигрантов, угрожавших крестьянству восстановлением феодальных порядков.

     Промышленный  кризис 1826 г., а затем депрессия 1829-1830 гг., совпавшая с неурожаями, ухудшили и без того тяжелые условия  существования трудящихся: большие  массы людей в городах были лишены заработка, в деревне царили нищета и голод. Следствием этого  был рост революционных настроений в народных массах, который вылился в явление, получившее название «Июльская революция». 
 
 

    1.   События Июльской революции 1830 года

     Демократические симпатии Гюго приводят его к созданию правдивой картины восстания 1830 года. Его взгляд на революцию следующий.

     Революция – не случайность, а необходимость. Революция – это возвращение  от искусственного к естественному. Она происходит потому, что должна произойти.29

     Так об основных социальных противоречиях  и недовольстве политикой говорилось в первой главе настоящей работы.

     В романе точных описаний событий встретить  трудно. В основном показаны лица, участвовавшие  в данном событии, их чувства и  взгляды на происходящее. Поэтому  за четко изложенной информацией  следует обратиться к научной  литературе.

     Непосредственным  толчком для июльской революции  послужили правительственные указы  от 26 июля. Они получили название в историографии «Ордонансы Полиньяка». Так, они предписывали роспуск вновь избранной палаты, сокращение числа депутатов вдвое, исключение из списков избирателей всех владельцев торговых и промышленных патентов и ограничение круга избирателей только крупными землевладельцами, т. е. в основном людьми дворянского происхождения, введение системы предварительных разрешений для издания газет и журналов. Это была попытка реакционного государственного переворота.

     Опубликование ордонансов вызвало бурю возмущения в Париже. Сотрудники оппозиционных, газет, собравшиеся в помещении  редакции газеты «Насьональ», приняли декларацию, которая призывала население Франции оказать сопротивление правительству. Протест против ордонансов начинался так: «Действия правового порядка прекратились, начался режим насилия»30.

     27 июля по всему Парижу толпы  людей читали вслух ордонансы,  негодовали и возмущались политикой  правительства. Народ начал строить  баррикады. Вечером войска, пустив  в ход оружие, овладели баррикадами  на улице Сент-Оноре. Тогда народ начал разбивать фонари, рубить на бульварах деревья, поджигать барьеры у городских застав. В ночь на 28 июля республиканцы, часть из которых, была карбонариями – рабочие, студенты под руководством бывших военных организовали « уличную войну». К ним примкнула большая часть национальных гвардейцев, сохранивших свое оружие. Утром 28 июля большая часть парижских улиц была пересечена сотнями баррикад из срубленных деревьев, бочек, булыжников.

     Восставшие  захватили Ратушу, арсенал, Собор  Парижской богоматери и другие здания. Набат гудел, повсюду развевались  революционные знамена. Правительственные войска не могли пустить в ход артиллерию, на узких извилистых улицах Парижа он была бы бесполезной. Они, то занимали некоторые улицы, то отступали. Несколько полков перешли на сторону восставших.

     29 июля 1930 года главнокомандующий  правительственными войсками герцог  Ангулемский заявил королю, что Париж окончательно потерян.

     Карл  Х решился преобразовать кабинет министров, но было уже поздно.31

     Восставший народ с боем овладел Тюильрийским дворцом, над которым тотчас же было поднято трехцветное знамя - знамя революции 1789-1794 годов. Королевские войска, понеся большие потери, отступили в пригород Сен-Блу.

     Под давлением народных масс, организовавших поход на Рамбулье, где находился  королевский двор, Карл X отрекся  от престола (в пользу своего внука - графа Шамбора) и бежал в Англию.

     В тот момент, когда революция победила, деятели буржуазной оппозиции перестали  прятаться: теперь они спешили помешать провозглашению республики и захватить  в свои руки власть. Неорганизованность рабочего класса и слабость республиканской  партии позволили буржуазным либералам  осуществить свои планы. Уничтожение монархии не входило в их планы, поэтому им нужно было найти угодного монарха. Самым подходящим кандидатом на престол оказался герцог Орлеанский, державшийся в дали от Бурбонов и поддерживающий связи с правыми либералами. 31 июля депутаты палаты, среди которых преобладали орлеанисты собравшись в доме банкира Лафитта, решили передать корону герцогу Орлеанскому Луи Филиппу. На улицах Парижа был расклеен манифест: «Карл Х уже не может вернуться в Париж, он пролил народную кровь, учреждение республики возбудило бы раздоры и поссорило бы нас с Европой… Герцог Орлеанский – король-гражданин, он носил трехцветную кокарду… Ему вручит корону французский народ»32.

     Протесты  республиканских групп и народные демонстрации, организованные ими, не достигли цели. Луи Филипп был провозглашен сначала наместником, а затем, 9 августа, - королем французов.

     Итак, это событие длившиеся всего  три дня, вызвало много споров и противоречий, как среди современников, так и среди историков.

     Гюго  сам переживает события Реставрации, Июльской революции, и периода, получившим название в историографии «золотым веком буржуазии». Поэтому в своем  творчестве он не раз возвращается к тем событиям, восстанавливая перед читателями картины того времени.

Информация о работе Виктор Гюго роман «Отверженные» как исторический источник