Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 17:38, курсовая работа
Актуальность данной темы обуславливается, прежде всего, тем, что многие вопросы об этом периоде остаются дискуссионными. Поэтому интересно проанализировать, как на данные исторические события смотрит их современник и исследователи.
Из актуальности работы вытекает ее значимость. Попытка сравнить взгляды, разобраться в дискуссиях по вопросам истории Франции эпохи Реставрации является необходимой для понимания сути данного явления.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Характеристика социального положения во Франции эпохи Реставрации в романе Гюго «Отверженные»… ……………………………….8
Глава 2. События Июльской революции 1830 года…………………………23
Заключение…………………………………………………………………….32
Список литературы
В декабре 1819 года Гюго начинает выпускать журнал "Литературный консерватор". Его название, взятое в подражание "Консерватору" Шатобриана, говорило как о политической, так и о литературной направленности издания. Публикуемые здесь произведения свидетельствовали о роялистских, монархических симпатиях Гюго.
Но на протяжении жизни поэт и писатель меняет свои взгляды, отходя от роялистской позиции, и превращаясь в защитника народа от произвола «деспотической монархии». Июльскую революцию он уже встречает с восторгом.9
Характеризовать
роман «Отверженные» как
Об исторических взглядах Гюго писал Карл Маркс в предисловии ко второму изданию своей работы "18 брюмера Луи Бонапарта": "Виктор Гюго ограничивается едкими и остроумными выпадами против ответственного издателя государственного переворота. Самое событие изображается у него, как гром среди ясного неба. Он видит в нем лишь акт насилия со стороны отдельной личности. Он не замечает, что изображает эту личность великой вместо малой, приписывая ей беспримерную во всемирной истории мощь личной инициативы".10
Несмотря на то, что переворот Наполеона III выходит за хронологические рамки работы, автор считает допустимым привести эти факты для характеристики исторической мысли Виктора Гюго.
Он придавал огромное значение исторической детали - особенностям языка, одежды, обстановки, хотя в его творчестве, надо сказать, правдоподобие "местного колорита" иногда вступало в противоречие с неправдоподобием тех моральных уроков, которые он стремился извлечь из истории; "правда - справедливость" была для Гюго выше исторической правды. Тем не менее, фактическая история в романе, несомненно, есть.
Социальная картина Франции второй четверти XIX века в романе «Отверженные» представлена достаточно хорошо. Гюго не мог не отразить в романе некоторых существеннейших сторон действительности, связанных с тремя основными социальными проблемами того времени, о которых говорится в предисловии. Это – «угнетение мужчины, принадлежащих к классу пролетариата, падение женщины по причине голода, увядание ребенка вследствие мрака невежества».11
Эпоху Реставрации Гюго видит следующим образом.
В истории не найдется эпохи, которая походила бы на этот краткий период, начавшийся в 1814 году и закончившийся около 1820-со вступлением в министерство господина де Вилель, исполнителя воли «правой». Улицы были полным – полны старыми филинами-маркизами, возвратившимися из эмиграции аристократами, выходцами с того света, «бывшими людьми», с изумлением взиравшими на окружающее; славное вельможное дворянство и радовалось и печалилось, что оно снова во Франции, испытывая упоительное счастье оттого, что снова видит родину, но и глубокое отчаяние оттого, что не находит здесь своей старой монархии. Знатные отпрыски крестоносцев оплевывали знать Империи, то есть военную знать; историческая нация перестала понимать смысл истории; потомки сподвижников Карла Великого клеймили презрением сподвижников Наполеона12.
Много внимания уделяется духовенству. Так зажиточным, богатым кюре противопоставляется «нищенствующий во имя бедных» епископ Мириэль.
Однако основная часть данного сословия представлена клириками, содержащими огромные дворцы и экипажи, их богатство было сравнимо с драгоценностями высшей титулованной знати, а яства на их столе подобны пиршеству короля13.
Преувеличено, однако, не так уж далеко от правды. После Великой Французской революции положение церкви сильно изменилось. Многочисленные репрессии против духовенства, секуляризация земель церкви нанесли большой удар по престижу данного сословия. С реставрацией монархии им захотелось вернуть то, что у них было при старом порядке: землю, деньги, власть.
Однако во Франции уже выросло поколение «людей первой республики», не знавших старого порядка и не желавших к нему возвращаться. Отсюда недовольство церковью, которая пыталась укрепить свои позиции.
Гюго
об этом умалчивает, либо сознательно
не пишет. В его романе нравственная
позиция занимает слишком много
места, что составляет сложность
для выявления в нем
Конечно, как и любое другое сословие, духовенство было неоднородным. Несомненно, что во Франции XIX века были священники, с которых списан портрет Мириэля. Они сами были бедны и поэтому близки к народу. Об этом указывает и Манфред в своем исследовании. Но, были и те, кто ближе ко двору и аристократам, те самые реакционеры, желавшие вернуть былое величество.
Хорошо представлена жизнь каторжан и бывших заключенных на примере Жака Вальжана – заключенного, у которого был «желтый» паспорт, свидетельствующий о его заключении. Из этого можно сделать вывод, что жизнь ставших на путь исправления заключенный, бывших репрессированных, получивших амнистию, была очень тяжелой.
К
сожалению в историографии
В паспорте каторжника указывалось имя и фамилия, срок заключения и причина. Соответственно это было клеймо на всю оставшуюся жизнь. С таким паспортом трудно было найти жилье, работу, гражданские права также отсутствовали.
Бывшие заключенные если и могли найти работу, то в основном самую тяжелую и мало оплачиваемую. Часто они работали за хлеб и ночлег14.
Герой Гюго смог даже разбогатеть, открыв лавку под чужим именем, но позже спасался бегством от правительственных преследователей и все потерял. С «желтым паспортом» у человека не было шансов на лучшую жизнь, видимо этим объясняется его участие в революции.
Следовательно, данная категория французского общества эпохи реставрации вполне могла составить и составляла оппозицию новому правительству.
Так же социальное дно представлено беспризорниками. В главе «Немного об истории» представлена следующая картина. Париж кишел тогда маленькими бродягами. Из статистических данных явствует, что полицейскими облавами на неотгороженных пустырях, в строящихся зданиях и под сводами мостов ежегодно задерживалось в среднем до двухсот шестидесяти бесприютных детей. При нынешнем столь еще несовершенном состоянии цивилизации существование таких распадающихся семей, которые стараются потихоньку освободиться от лишних ртов, равнодушны к участи собственных детей и выбрасывают свое потомство на улицу, не представляется чем-то из ряда вон выходящим. Отсюда происхождение безродных людей. Это печальное явление стало настолько обыденным, что сложилось даже особое выражение: «быть выкинутым на парижскую мостовую».
Укажем попутно, что старую монархию не беспокоило подобное небрежение к детям. Существование некоторого количества праздношатающихся и бродяг в низших слоях общества входило в интересы высших сфер и было на руку власть имущим. «Вред» распространения образования среди детей простого народа был возведен в догму. «Нам не нужны недоучки» – это стало требованием дня. А детское невежество логически вытекает из детской бесприютности.15
Этот
факт очень интересен для
Историки соглашаются и подтверждают ситуацию, описанную автором романа. Действительно состояние общества было тяжелым, оно находилось на гране взрыва, который и выразился в Июльской революции.
Гюго много внимания уделяет угнетенному, бедному, страдающему народу. Ведь, по сути, они составляли основную часть населения.
Что касаемо крестьянства, то тут все довольно предсказуемо и соответствует действительности.
«Я не осуждаю закон. В Изере, в Варе, в Альпах, и в Верхних и в Нижних, у крестьян нет даже тачек, они переносят навоз на себе; у ник нет свечей, они жгут смолистую лучину и обрывки веревок, пропитанные смолой. Так водится в селениях Верхнего Дофине. Хлеб крестьяне пекут раз в полгода; они пекут его на высушенном коровьем помете. Зимой они разрубают этот хлеб топором и целые сутки размачивают в воде, чтобы можно было его есть. Сжальтесь же, братья, взгляните, как страдают люди вокруг вас!16».
Тяжелое
и бедственное положение
После
исторической эпохи внутренней и
внешней войн, подавления свобод, насилия
над личностью нельзя было ожидать
от французов образцового
Однозначно, это не был возврат к старым, абсолютистским порядком. Реформы проходили под лозунгом «Мир и конституция»18. Однако для крестьян реформы мало что меняли. Налоговое бремя по-прежнему ложилось тяжелой ношей на плечи крестьян.
Во-первых, население подлежало двойному налогообложению, чтобы выплатить контрибуцию в 700 млн. фр. по второму парижскому миру. Кроме того, на период от 3 до 5 лет Франция подлежала оккупации 150-тысячной армией антифранцузской коалиции, которую сама должна была и содержать19.
Грабежам и насилию оккупантов над мирным населением не было предела. К тому же они вывозили пушки, снаряды, более 5 тысяч картин, статуй было изъято у Лувра и отправлено за границу.
Наблюдается разгул белого террора. Арестовывали, приговаривали к казни по малейшему подозрению в республиканских настроениях, в симпатиях к Наполеону, за участие в революции.
Манфред
пишет о том, что в период Реставрации
в общественной жизни наблюдается
распря между клерикально-
В рассматриваемое время не раз поднимался народ на восстания.
Авторы
Всемирной энциклопедии в этом с
Манфредом солидарны и
В
романе «Отверженные» наблюдается
наличие еще одного класса – это
пролетариат. Но данный термин к исследуемому
времени не может быть применен.
Несмотря на развитие капитализма, пролетариат
еще не сложился как социальный класс,
поэтому будет ближе к
Так Гюго описывает угнетение рабочих масс, эксплуатация их капиталистами. В романе наглядно представлен тяжелый труд рабочего, большая продолжительность рабочего дня, низкая заработная плата.
Все это подтверждают К. Маркс и последователи его школы.
Более подробно ситуацию описал А.В. Ревякин в статье «Революция и экономическое развитие Франции в первой половине XIX века».22
Причины возникновения избыточной рабочей силы в деревне восходят к последствиям революции. Революционное законодательство освободило крестьянскую собственность от феодальных пут и частично перераспределило земельный фонд в пользу крестьян. Крупное землевладение также устояло, поэтому в соперничестве с ним у мелкого крестьянского хозяйства было мало шансов. Также аграрное перенаселение в первой половине XIX века способствовало закреплению в сельской местности избыточной рабочей силы.
Информация о работе Виктор Гюго роман «Отверженные» как исторический источник