Вертикаль управления государством: вариант Ивана Грозного

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 19:04, реферат

Описание работы

Цель данного реферата заключается в том, чтобы проследить реформаторский путь Ивана Грозного и дать оценку его реформаторской деятельности. Особое внимание здесь уделяется реформам в сфере государственного управления. Чтобы лучше изучить этот вопрос, рассмотрим его поэтапно, разбив на несколько задач:

- дать оценку ситуации, сложившейся в нашей стране до начала эпохи Ивана Грозного;

- рассмотреть положение дел в Российском государстве в период регентства Елены Глинской и боярского правления;

- рассмотреть начало реформаторской деятельности Ивана Грозного и дать оценку его первым реформам;

- охарактеризовать реформы, проведенные Иваном Грозным вместе с Избранной Радой в сфере государственного управления;

- изучить период времени, характеризующийся введением опричнины и выявить последствия создания этого органа;

- дать общую оценку реформаторской деятельности Ивана Васильевича Грозного.

Содержание

1. Введение

2. Характеристика положения государственных дел в стране перед началом правления Ивана Грозного.

1) Деятельность Ивана III. Централизация русских земель вокруг Московского княжества. Василий III: Продолжение политики Ивана III.

2) Характеристика государственного строя перед эпохой правления Ивана Грозного.

3. Начало правления Ивана Васильевича Грозного. Первые реформы.

1) Смерть отца и регентство Елены Глинской. Боярское правление.

2) Начало самостоятельной деятельности. Первые реформы.

4. Реформы государственного управления. Складывание новой вертикали власти.

1) Реформы в период до введения опричнины.

2) Введение опричнины и создание параллельной вертикали власти.

5. Заключение.

Работа содержит 1 файл

реферат готовый.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

     В процессе реализации приговора от 3 октября 1550 года была составлена так  называемая Тысячная книга, представляющая собой своего рода раздаточную десятню и включающая в себя как списки всех детей боярских, вошедших в состав “тысячи”, так и тех бояр и окольничих, которые получали на основании приговора от 3 октября 1550 года поместья в Московском уезде. Эта реформа до конца не была доведена. Возможно, "избранная тысяча" послужила прототипом опричного войска, что не удивительно: удовлетворяя этим указом запросам дворян, он одновременно проводит и военные реформы. Их основное содержание заключалось в следующем:

     - упорядочение системы комплектования и военной службы в поместном войске;

     - организация централизованного управления армией;

     - создание постоянного стрелецкого войска;

     - централизация системы снабжения;

     - создание постоянной сторожевой службы на южной границе.

     По Уложению о службе 1556 года все годные к службе владельцы поместий и вотчин являлись в поход со своими лошадьми, припасами и оружием и выставляли по 1 вооруженному ратнику с каждых 50 десятин принадлежавшей им земли. К тому же в ведении Стрелецкого приказа теперь находилось. А еще раньше, в 1550 году, на смену пищальникам-ополченцам пришло стрелецкое войско, первоначально состоявшее из 3 тысяч человек. Стрельцов разделили на 6 «статей» (приказов), по 500 человек в каждой. Командовали стрелецкими «статьями» головы из детей боярских: Детьми боярскими были и сотники стрелецких «статей». Расквартировали стрельцов в пригородной Воробьевой слободе. Жалованье им определили по 4 руб. в год, стрелецкие головы и сотники получили поместные оклады. Стрельцы составили постоянный московский гарнизон. Подытоживая все вышесказанное, мы видим, что Иван Грозный действует очень прогрессивно, создавая постоянную профессиональную армию.

     Таким образом, после довольно продолжительного промежутка времени, когда в России не было единой власти, Иван Грозный предстает перед страной сильным и уверенным в себе государственным управленцем, способным решать серьезные внутриполитические проблемы. Не боясь преобразований, молодой правитель приблизил к себе группу лиц «не по чину и званию, а по уму»10, которые на тот момент смогли взять инициативу в свои руки и провести преобразования, которые оказали положительное влияние на развитие русской государственности. Иван Грозный при активной поддержке Избранной Рады стал наводить порядок в таких важнейших сферах государства, как военное дело, земельный вопрос, правовая система и духовная жизнь страны. Но самым важным преобразованием на тот момент стало создание сословно-представительной монархии в лице Земского Собора, которая получила опору благодаря изданию нового Судебника. Это в очередной раз подчеркивало рациональность реформ и прогрессивный ум Ивана IV. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 4. Реформы государственного управления. Складывание новой вертикали власти

§1. Реформы  в период до введения опричнины

     Как уже было сказано, Иван Грозный (не без  помощи Избранной Рады) приступил к активной реформаторской деятельности. Особое внимание уделялось государственному управлению, так как это была, пожалуй, самая главная и самая сложная проблема, которую предстояло решить правительству.

     Достаточно  обратить внимание на особенности местного самоуправления. Традиционная система управления в русском государстве конца XV – первой половины XVI века состояла в том, что великий князь в качестве вознаграждения за службу давал боярам и детям боярским – членам своего двора – « в кормление» те или иные волости и города. При этом, как правило, сын боярский или боярин получал кормление совсем не в той местности, где находились его земельные владения, и никак не был связан с местным населением. Кормленщик осуществлял судебно-административную власть над населением; оно же в свою очередь предоставляло ему двор, давало «корм» на его содержание, выплачивало судебные пошлины. Все это развязывало руки кормленщиками, которые все больше и больше злоупотребляли своей властью.11

     Исходя  из этого, Иван Грозный начал проводить политику по централизации власти, пытаясь создать государство где все строго упорядочено и находится в четкой иерархии. Таким образом «исходным пунктом преобразований явилась критика боярских злоупотреблений»12. Так еще в 1549 году численность Боярской думы была увеличена в 3 раза. Это было сделано для того, чтобы ослабить боярскую аристократию, тормозившую принятие необходимых для государства решений. Как уже было выше сказано, был создан новый орган в лице Земского Собора, который указывал о том, что в Российском  государстве отныне образовалась сословно представительная монархия. Между тем уже продолжались вводиться новые приказы (избы), ведавшие вопросами определенной сферы управления государством. Одной из важнейших была Челобитная изба, которая как высшее апелляционное ведомство и контрольный орган осуществляла контроль над другими правительственными учреждениями, боролась со злоупотреблениями наместников (отныне можно было на них подавать жалобы). Посольская изба, по сути, была вторым центральным органом управления, ведавшая дипломатическими сношениями Русского государства. Во главе ее стоял И. М. Висковатый.13

     В 1552 была составлена Дворцовая тетрадь - полный список членов Государева двора (около 4 тыс. человек). Люди, входившие в Государев двор, именовались дворовыми детьми боярскими или дворянами. Просто дети боярские составляли нижний слой служилых людей. В Дворовой тетради дворяне записывались по тем уездам («городам»), где они владели землёй; из их числа выходили воеводы и головы, дипломаты и администраторы.

     Неудача попыток удовлетворить земельный  голод дворянства путем пересмотра в Судебнике правового статуса  вотчинного землевладения заставила  правительство искать новых средств для обеспечения землей числено возросшего поместного войска. Было еще два источника, к которым можно было обратиться: казенные земли и владения духовных феодалов. Стремясь укрепить материальную базу дворян - военачальников, которые смогли сменить представителей боярской аристократии, правительство заинтересовалось находившимися в центральных районах страны оброчными деревнями, которые были переданы дворянам. Как уже было сказано, В октябре 1550г. был составлен проект испомещения под Москвой так называемой избранной тысячи. Смысл этого проекта сводился к укреплению положения верхов дворянства, с тем чтобы использовать их для выполнения важнейших поручений. Но расположить всех приближенных возле Москвы не удалось, т.к. у правительства не было необходимого фонда земель. Однако одна из сторон реформы вскоре осуществилась. В 1551-52 гг. была составлена Дворцовая тетрадь, куда попали все служилые люди государева двора, из которого черпались основные кадры для формирования командного состава армии, для замещения высших правительственных должностей и т.д. Дворцовая тетрадь была действующим документом, к которому приписывались на протяжении 50-60 годов XVI в. все новые данные о составе государева двора вплоть до начала 1562г. Составление Дворцовой тетради оформляло выделение привилегированных части, служащих по дворовому списку. Дворовые дети (боярские) составляли основной контингент представителей господствующего класса, который назначался на высшие военные и административные должности. Поэтому составление Дворцовой тетради отвечало интересам верхов русского дворянства и являлось попыткой осуществить в иных формах проект 1550 г. о выделении из числа дворян «тысячников», без применения для этой цели каких - либо массовых земельных пожалований.

     Крупнейшими реформами середины XVI в. были реформы центрального управления. Начало им положила губная реформа. Она была вызвана обострением социальной борьбы. По этой реформе дела о «ведомых» лихих людях (разбойниках и ворах) были изъяты из суда наместников и волостелей и переданы «выборным головам» (губным старостам) из местных детей боярских. В помощь им из «лучших» (зажиточных) крестьян избирались губные целовальники. Губная реформа предоставила господствующему классу широкие возможности для использования губных органов в борьбе с антифеодальными выступлениями крестьян и холопов. К этому времени в Москве учреждается Разбойный приказ для надзора за деятельностью губных органов. В результате земской реформы Ивана IV губные учреждения превратились в главные органы уездного управления. Земская реформа – ряд мер, последовательно проведенных Иваном Грозным, с целью устранить неэффективную систему местничества. По мнению В. О. Ключевского, эти меры были попыткой полностью «отменить кормления, заменив наместников и волостелей выборными общественными властями, поручив самим земским мирам не только уголовную полицию, но и всё местное земское управление вместе с гражданским судом».14 В 1550 году вместе с новым Судебником правительством царя Ивана IV Грозного были изданы и уставные грамоты местного самоуправления. Согласно Судебнику наместники и волостели, поставленные правительством, не могли судить без участия выборных от населения: вместо наместников и волостелей на местах выбирались земские старосты, возглавлявшие земские избы и выбиравшиеся из числа наиболее зажиточных посадских людей и крестьян. В их ведении находились суд (исключая дела о крупных уголовных преступлениях), управление тяглым населением и сбор налогов с него. «Посошной окуп», заменивший наместничьи сборы, стал поступать в царскую казну, которая осуществляла и общий надзор за деятельностью органов земского самоуправления. Откупная грамота вводила выборные земские власти:

     Излюбленные старосты

     Излюбленные головы

     Земские старосты

     Выборные  старосты

     Излюбленные, выборные судьи

     Кроме права собственного суда через выборных судей, всем общинам, как городским, так и волостным, правительство предоставляло право собственного управления, раскладки податей и надзора за порядком.

     Закон, признавая каждую крестьянскую общину, на чьей бы земле она ни жила, одноправной  с общинами городскими, представлял её юридическим целым, свободным и независимым в общественных отношениях; а поэтому выборные начальники общин, старосты, дворские, сотские, пятидесятские и десятские считались состоящими в государственной службе, у «государева дела».

     В окружной уставной грамоте о местном самоуправлении общин царь Иван IV прямо писал: «А велели мы во всех городах и в станах и в волостях учинить старост излюбленных, кому меж крестьян управу чинить и наместничьи и волостелины и праветчиковы доходы собирать и к нам на срок привозить, которых себе крестьяне меж себя излюбят и выберут всею землёю, от которых бы им продаж и убытков и обиды не было, и разсудити бы их умели в правду безпосульно и безволокитно, и за наместнич доход оброк сбирать умели и к нашей бы казне на срок привозили без недобору.»

     Во  всё продолжение царствования Ивана IV общины свободно могли просить  освобождения от наместников и волостелей, и их просьбы постоянно удовлетворялись, только с условием: вносить положенные на наместников оброки в казну. Выборные начальники во всех общинах избирались всеми членами общины. Как указано в царской уставной грамоте: «И вы бы меж себя, свестяся заодно, учинили себе приказщика в головах, в своих селех и деревнях и починках, выбрав старост и сотских и десятцких лучших людей, которые бы были собою добры и нашему делу пригожи».

     Наиболее  удачно земская реформа прошла в  северо-восточных русских землях, где преобладало черносошное (государственное) крестьянство и было мало вотчинников, хуже в южнорусских, где преобладали бояре-вотчинники.

     Подводя итоги данного раздела, можно  сказать, что Иван Грозный сумел  создать очень четко упорядоченную  систему управления, которая отлажено работало в одностороннем иерархичном  порядке. Выглядела она следующим  образом: во главе государства стоял монарх, которые имея при себе законодательный и законосовещательный орган в лице Боярской думы, осуществлял власть посредством Избранной рады. Периодически собирались Земские соборы, на которых решались наиболее важные государственные вопросы. На этих собраниях присутствовали представители разных сословий. Исполнительная власть принадлежала приказам, ведавшим определенными вопросами государственного самоуправления. И, наконец, власть на местах осуществлялась выборными органами. Все это представляло систему, созданную по программам представителей Избранной рады. Таким образом в середине XVI века в России сложилось государство сословно представительная монархия с довольно демократичным для тех времен режимом правления. 
 
 

§2 Введение опричнины и создание параллельной

вертикали власти

     В 1550 году стало заметнее негативное отношение к политике Ивана IV. В 1553 году Иван IV заболевает и, опасаясь умереть, назначает себе преемника – Дмитрия, сына Анастасии Романовны Захарьиной. Но он оказался не единственным претендентом на престол - одновременно заявляет о своих правах на престол двоюродный брат царя,  Владимир Андреевич Старицкий. Не понятно, как некоторые приближенные осмелились перечить велению государя, но часть знати стала присягать на верность Владимиру. Причины были различные - одни опасались, что при Дмитрии, по сути, еще  ребенке, могут возобновиться порядки боярского правления, другие не хотели присягать сыну Захарьиной, так как, в отличие от Дмитрия, занимали более высокое положение в боярской иерархии. Некоторые вспомнили о старом порядке (при Рюриковичах) передачи власти старшему в роде - "старшинство дядьёв над племянниками". Владимиру присягнули и нескорые члены Избранной рады,  хотя некоторые и сохранили верность царю. Иван IV, глядя на то, что творится в его государстве, решил выздороветь, но измены не забыл. В 1557 – 1558 годах у Ивана IV вышло столкновение с боярами из-за Ливонской войны, которую бояре не желали продолжать против воли царя. В 1560 году, после кончины своей жены Анастасии Романовны, Иван Грозный прямо разорвал со своими советниками, он сослал Сильвестра и Адашева. Попытки боярства вернуть их оканчивались репрессиями, однако, эти репрессии еще не доходили до кровавых казней. Гонения эти получили серьезный и жёсткий характер только тогда, когда стала видна тенденция отъезда недовольных бояр в Литву. Иван Грозный стал брать с подозреваемых в желании уехать бояр обязательства не покидать страну за поручительством нескольких лиц. Такими «поручительными грамотами» царь связал всё боярство. Но отъезды всё равно происходили, так в 1564 бежал даже князь Андрей Курбский, бросив вверенные ему войска и крепость, оправдывая побег нестерпимой яростью и горчайшей ненавистью. Это особенно поразило и вывело из себя Ивана Грозного, так как тот ценил Андрея Курбского не только как заслуженного воеводу и ближайшего государственного советника, но и как личного и доверенного друга. Причинами своего бегства Курбский называет неразумную политику царя, его чрезмерную жестокость, с которыми он не мог жить в согласии: «Называешь ты нас изменниками несправедливо; мы бы и сами, подобясь собаке, умели напротив лаять, да не хотим так безумствовать. Были бы мы изменниками, если бы, не претерпевши малые скорби, побежали от государева жалованья, а то и так виноваты, что долго не исполняли Христова слова и апостольского и не бежали от гонителя, а побежали уже от многих нестерпимых мук и от поругания ангельского образа. Ты, господин, бойся бога больше, чем гонителя, и не зови православных христиан, без правды мучимых и прогнанных, изменниками. Твое честное Юрьевское наместничество не лучше моего Тимохина чернечества: был ты пять лет наместником в Смоленске, а теперь тебя государь пожаловал наместничеством Юрьевским с пригородами, жену у тебя взял в заклад, а доходу тебе не сказал ни пула; велел тебе две тысячи проесть, занявши, а Полукашину заплатить нечем; невежливо молвить: чай, не очень тебе и верят! Есть у великого князя  новые доверенные люди - дьяки, которые его половиною кормят, а большую себе берут, которых отцы вашим отцам в холопы не годились, а теперь не только землею владеют, но и головами вашими торгуют. Бог за грехи у вас ум отнял, что вы над женами и детками своими и над вотчинами головы кладете да и их губите. Смеем, государь, спросить: каково тем женам и деткам, у которых мужей и отцов различными смертями побили без правды?» 15Грозный же в свою очередь не соглашается с ним, называя его предателем, сбежавшим в сложный для страны период.

Информация о работе Вертикаль управления государством: вариант Ивана Грозного