Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 17:39, реферат
Веймарская конституция. Конституция 1919 г., вошедшая в историю под названием Веймарской (по месту ее принятия), стала одной из самых демократических конституций, известных в это время буржуазным странам. Она разрабатывалась в условиях, когда революция в Германии еще не была подавлена, что и нашло отражение в демократическом, сугубо компромиссном содержании ее положений, в призывах к “гражданскому миру”, “сотрудничеству всех классов”, к “свободе” и “справедливости”.
Наделяя президента, как гаранта
демократии, огромными полномочиями,
парламентарии просмотрели
Второй раздел Конституции
посвящен “Основным правам и обязанностям
немцев”, где наряду с широким
перечнем политических и гражданских
прав и свобод, детализированных теми
или иными правовыми
Первая глава этого
раздела — “Отдельная личность”
начинается с провозглашения равенства
всех перед законом, при этом особенно
подчеркивалось равенство мужчин и
женщин “в правах и обязанностях”
(ст. 109). Свобода выбора профессии
и свобода передвижения, закрепленные
далее, сопровождались правом эмигрировать
за границу, которое могло быть ограничено
только имперским законом (ст. Ill—112).
Принцип равенства трактовался
и в смысле равенства “инакоязычных
частей населения империи”, которые,
согласно ст. 113, не могли быть стесняемы
“законодательными и
Во второй главе этого раздела — “Общественная жизнь” закреплялись такие гражданские права, как свобода собраний (ст. 123), свобода образования союзов и обществ (ст. 124) с предоставлением им правоспособности (т.е. прав юридического лица). При этом в предоставлении правоспособности нельзя было отказать и союзам, преследующим политические, социально-политические и религиозные цели (ст. 124). Это была принципиально новая трактовка права союзов, затрагивающая прежде всего организации рабочих,
профсоюзы, которые, по Германскому
гражданскому уложению 1900 г., относились
к “неправоспособным обществам”
Содержание следующей
главы этого раздела — “Религия
и религиозные общества” стало
предметом особенно бурных дискуссий
в Национальном собрании, закончившихся
достижением компромисса. Закрепляя
свободу совести (ст. 135), Конституция
запрещала государственную
“Веймарским школьным компромиссом”
определялось и содержание гл. 4 этого
раздела — “Просвещение и школа”,
в котором закреплялась обязательность
“всеобщего школьного обучения”, по
общему правилу, в “народной школе”.
К единой “народной” системе образования
относилась и высшая школа, при этом
“руководящим началом... для приема
ребенка в определенную школу” должно
было служить его призвание, дарование
и склонность, а не “имущественное
и общественное положение... его родителей”
(ст. 145, п. 1). Для обучения детей малообеспеченных
семей в средних и высших школах
предусматривалось выделение
Сугубо компромиссный
характер носили положения и раздела
5 — “Хозяйственная жизнь”, в котором
главным образом
На государство возлагалась особая ответственность в деле “социализации собственности” исходя из принципиально новой ее трактовки: “Собственность обязывает. Владение ею должно быть в то же время служением общему благу” (ст. 153, п. 3). Собственность, согласно ст. 153, п. 1, “обеспечивалась Конституцией, ее принудительное отчуждение могло быть предпринято только “для общего блага” и на “законном основании”. Из этого общего правила допускались, однако, исключения в соответствии с имперским законом. Так, в частности, в ст. 156 (п. 1, 2) говорилось о “возможности принудительного отчуждения без вознаграждения” и передаче в общественное управление “частных предприятий, пригодных для обобществления”, о праве государства, “в случае настоятельной надобности”, проводить объединение хозяйственных предприятий для общественных целей (ст. 156, п. 2). Предусмотренное ст. 156 право национализации собственности не было использовано даже в отношении капиталов Имперского банка Германии. Более того, закон 1922 г. об Имперском банке лишил канцлера его былых полномочий в отношении банка, который остался под контролем империи, но руководство им было передано полностью Совету директоров.
В ст. 155 Конституции предусматривался особый контроль государства за распределением и пользованием землей с целью предупреждения злоупотреблений и обеспечения “каждого немца здоровым жилищем, а всех германских семей, особенно многодетных, домашним очагом и правом работы”. Государство наделялось при этом правом принудительного отчуждения земли, “для удовлетворения потребности в жилищах, для содействия расселению, для сельскохозяйственной обработки” (ст. 155, п. 1). При этом “обработка и пользование почвой... землевладельца” закреплялись в Конституции в качестве его “обязанности по отношению к обществу” (ст. 155, п. 3).
Идеи взаимной социальной
зависимости и социальной ответственности
лежат в основе и других положений
этой главы. Статья 116, например, “применение
умственных и физических сил на благо
общества” относит к “
В Конституции особо
Бет. 163 закреплено и право “добывать себе содержание трудом”. Однако очевидная иллюзорность права на труд в условиях послевоенной Германии продиктовала соответствующее разъяснение этого права, которое было сведено к предоставлению “необходимой поддержки”, то есть пособия по безработице.
Сугубо компромиссный
характер носили и те положения этой
главы, в которых предпринимались
попытки интегрировать рабочие
Советы, рожденные революцией, в
государственную систему. Бет. 165 говорится
не только о законности деятельности
Советов, созданных для
Декларативные положения
этого раздела Конституции для
проведения в жизнь нуждались
в конкретных социальных программах,
закреплении их текущим законодательством.
Но они так и остались опережающими
время “теоретическими
Для их осуществления в Веймарской Германии не было соответствующих условий, необходимой экономической базы, должного уровня общественного сознания, а главное, политической стабильности. Более того, текущим законодательством позитивное содержание социальных положений Конституции было впоследствии значительно ограничено. Так, например, введенное в 1919 г. право рабочих на 8-часовой рабочий день было изменено законом 1920 г., допускающим 10-часовой рабочий день. Деятельность производственных советов ограничивалась сферами “содействия разработке новых методов производства”, “согласования служебных инструкций” и пр. Закон от 4 февраля 1920 г. прямо запрещал им “вмешиваться в руководство производством своими самостоятельными распоряжениями” (§ 66).
Политический режим Веймарской республики. По Версальскому мирному договору 1919 г. на Германию были наложены огромные репарационные платежи. Этот долг был для нее непосилен, он падал на плечи трех поколений немцев, и только в 1930 г. был снижен и рассрочен союзниками.
Временная экономическая
стабилизация в 1928 г. сменилась разрушительным
мировым экономическим
Страна сотрясалась стачками,
беспорядками, путчами, террористическими
актами, связанными с резкой поляризацией
социально-политических сил, от крайне
правых, представленных набирающими
силу националистическими, нацистскими
организациями и образовавшейся
впоследствии фашистской Национал-социалистской
немецкой рабочей партии (НСНРП), до
крайне левых — в лице леворадикальных
рабочих организаций и
Вес и значение этих двух партийных полюсов рос вместе с их неприятием Веймарской демократической республики. Для одних она была преградой социалистической революции и установления “всеобщего равенства”, для других — помехой к установлению нацистской тоталитарной диктатуры.
В глубоко расколовшемся немецком обществе не нашлось места и консенсусу левых сил, так необходимого в условиях жесточайшего кризиса, угрозы фашизма. Для
правоверных немецких коммунистов,
проводивших линию Сталина и
Коминтерна, социал-демократы были
“могильщиками немецкого
Нестабильность Веймарской
республики стала следствием не только
вышеуказанных обстоятельств. Они
были связаны также с глубоким
неприятием республики большинством немцев,
считавших ее порождением “позорного”
Версальского мирного договора. Чувство
национального унижения стало благодатной
почвой для широкого распространения
мифа о “ноябрьских предателях”,
заключивших Версальский
Основной массе населения, его консервативному массовому сознанию трудно было смириться и с тем, что Веймарская республика разрушила старый, привычный порядок кайзеровской империи, казавшийся таким прочным и надежным. По старым добрым временам тосковала не только бывшая правящая верхушка, но и широкие средние слои населения, которые потеряли в результате кризиса, безудержной инфляции свой достаток и имущество, не воспринимали новую, малопонятную, не имеющую ничего общего со старыми временами систему ценностей. Между свободой и порядком немцы выбирали порядок.
Ослабляло положение Веймарской
республики и отсутствие у нее
профессиональных защитников среди
правящего бюргерства и интеллигенции.
Отрицательно к республике относилась,
например, подавляющая часть профессуры,
ученых, правоведов, историков и
пр., задающих тон в немецких университетах,
а также студентов, которые оставались
приверженцами монархии, старых порядков.
Не случайно впоследствии среди студентов
оказалось так много
Демократический фасад Веймарской
республики не опирался на прочный
фундамент демократических
Роковой ошибкой республики
было то, что она не лишила власти
реакционную военщину, не реорганизовала
бюрократический аппарат. Ее не принял
сохранившийся кадровый состав рейхсвера,
для солдат которого кайзер оставался
символом силы и мощи Германии. Армия,
подчиняющаяся, по Конституции, только
рейхсканцлеру, фактически была бесконтрольной.
Она превратилась в самостоятельную
активную политическую силу. Выражением
полного неприятия рейхсвером Веймарской
республики стал поднятый его командованием
вместе с праворадикальными