Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 16:34, реферат
Инквизиция — один из тех исторических институтов, деятельность которого на протяжении многих веков оказывала огромное влияние на судьбы народов Европы и Америки, препятствуя их борьбе за освобождение от социального и духовного гнета.1
Главным источником о ведовстве считается известный во всем мире «Молот ведьм»— известнейший трактат по демонологии, написанный двумя германскими монахами, доминиканскими инквизиторами Генрихом Крамером и Якобом Шпренгером и опубликованный в городе Шпайере в 1486 году.
Введение 3
1. Происхождение веры в колдовство 5
2. Причины охоты на ведьм 8
3. Процессы над ведьмами
3.1. Донос
3.2. Допрос
3.3. Приговор
12
15
19
Заключение 22
Библиографический список 24
Этот жестокий крестовый поход против катаров продолжался с 1209 по 1229г.. Он имел самые серьезные последствия как для побежденных, так и для победителей. Покоренным провинциям пришлось подчиниться королю Франции, а Церковь задумалась о причинах катастрофы. 10
Ответ
на этот вопрос нашел папа и его советники:
не Церковь повинна в этом и не слуги ее,
нет, во всем, что произошло здесь, на мятежном
французском Юге, замешан сам Дьявол. Не
примеченный ни епископами, ни священниками,
распространял он свои еретические учения:
учил, что не надо соблюдать заповеди и
устраивать пышные богослужения, а должно
вести простую богобоязненную жизнь и
говорить решительное "нет" греху,
богатству, насилию над другими. Подобными
лжеучениями смутил он сердца простых
людей и способствовал отходу их от Церкви.
Вот тут и пришлись кстати все эти маги,
колдуны, прорицатели, гадатели и прочие
мастера темных дел. И если Церковь хотела
сохранить свою власть, то она должна была
решительнее, чем прежде, повести борьбу
против Дьявола и его приспешников. Последствия
этих принятых в страхе решений были ужасны.11
3.
Процессы над ведьмами.
3.1.
Донос.
«Охота на ведьм» состояла из нескольких этапов, первым из которых был арест и предъявление обвинений. Итак, обычным поводом для подозрений в сговоре с дьяволом была обычная зависть, злость или страх соседей, родственников или просто людей, окружающих человека. Очень часто для начала расследований хватало одних только слухов, однако, встречались также случаи доноса на подозреваемого.12
Донос осуществлялся по принципу «если я не донесу на кого-то, то донесут на меня», т.е. по большинству своему только из страха стать подозреваемым в колдовстве. Доносительство всемерно поощрялось церковью, доносчики приравнивались к мученикам за веру, они получали отпущения грехов, денежные вознаграждения.13
В обоих случаях судьи, согласно действующим законам, были обязаны проверить, достаточно ли этих подозрений для предъявления обвинения, хотя зачастую никакой проверки и вовсе не осуществлялось, и судьи оправдывались тем, что сделка с дьяволом суть «преступление исключительное», и наносили такое оскорбление Господу и были так опасны для окружающих, а в таких делах достаточно одних только слухов . Опираясь на слухи, многие фанатики привлекали в качестве свидетелей обвинения даже детей, преступников и душевнобольных. Еще одним путём для начала расследования дела являлась молва, дошедшая до слуха инквизитора, что в городе имеются ведьмы, занимающиеся тем то и тем то. Это – обвинение путем инквизиции. В этом случае инквизитор начинает действовать не по указанию какого либо обвинителя, а по своему собственному почину.14
Итак, едва только возникало подозрение или поступал донос, соответствующее судебное ведомство начинало предварительное дознание. Опрашивались свидетели, выведывались сведения о репутации обвиняемого, его образе жизни. Для доказательства вины необходимо одно из трех:
1) Очевидность проступка.
2) Закономерные доказательства свидетелей.
3) Личное признание вины.15
Если судьи укреплялись в своих подозрениях, следовал арест. При аресте необходимо было соблюдать осторожность, дабы ведьма не сумела призвать на помощь дьявола и исчезнуть, например, после того как ведьма будет схвачена её предписывалось непременно усадить в корзину и нести в тюрьму, считалось, что если ведьма ступит на землю, то она сможет овладеть своею силою и разметать стражей и немедленно скрыться. Также считалось, что как только лица, представляющие правосудие налагали на ведьму руку, она немедленно лишалась своей силы, предполагалось, что это было божественное произволение, колдуньи не могут вредить инквизиторам и другим должностным лицам потому, что последние отправляют обязанности по общественному правосудию.16
При
взятии ведьмы под стражу не
надобно давать ей времени
оставаться одной в комнате.
Этим она лишается возможности
принять известные колдовские
снадобья, дающие ей возможность
молчать и не сознаваться,
3.2.
Допрос.
После ареста и предъявления обвинений начиналась одна из ужаснейших частей «охоты» - допрос, целью которого являлась дача признаний подозреваемым. По закону никто не может быть присужден к смертной казни, если он сам не сознался в преступлении, хотя бы улики и свидетели и доказывали его еретическую извращенность. Чтобы добиться признания, ведьма подвергается пыткам.18
Признание же, вынужденное пыткой, считалось уликою и твёрдо устанавливало обстоятельства, какие бы они ни были невероятными . На подобных процессах, в отличие от обычных уголовных разбирательств, женщины не могли переложить вину за приобщение их к ведовству на мужей или других мужчин, ибо в делах о колдовстве женщины несли полную юридическую ответственность за свои поступки .
Первые допросы проходили по заданной схеме. Было принято начинать допрос с церковного обряда. В это время творилась молитва во спасение души обвиняемой или ей на шею вешали ладанку с реликвиями. Также жертв поили на пустой желудок «святой» водой, чтобы «дьявол во время пытки не мог связать им язык»; прикрепляли к голому телу «ведьм» ленту «длиной в рост Спасителя», которая якобы отягощала виновных «хуже всяких цепей»; произносили различного рода заклинания, чтобы «открыть уста» строптивых и непокорных «чертовых женок». Затем следовали бесконечные расспросы обвиняемого по поводу его отношений с дьяволом и тех бед, которые делались с его попустительства.19
Судьи старались добиться полного признания и рассказа во всех подробностях, а также по возможности выдачи соучастников. Зачастую судья призывал друзей обвиняемой и сообщал им, что она избегнет наказания и смерти, если признается в правде. Частые размышления, тяжкие условия заключения и увещевания рассказать правду делают ее склонной к признаниям.
Если судья безуспешно ждал некоторое время признаний обвиняемой, которая была неоднократно увещеваема, то, имея уверенность в том, что обвиняемая продолжает запираться в правде , он приступает к первому этапу пыток - обвиняемому показывали многочисленные орудия пыток и разъясняли их применение, всё это делалось для устрашения виновного и для скорейшего получения признания. 20
Нередко судьи прибегали к всевозможным хитростям, суля жертве сохранение жизни и искупление грехов в случае признания, однако, для обвиняемого это всегда заканчивалось плачевно. Судьи считали, что обещание данное послушнику дьявола не имеет никакой силы, невыполненное обещание во имя божие - не есть грех.
Также
встречались случаи, когда инквизитор
передавал ведение дела другому
судье, который и выносил смертный
приговор. Если же и теперь подозреваемая
продолжала упорствовать, то её подвергали
испытанию и допросу с
Пыткам на ведовских процессах отводилось главное место, ибо лишь благодаря им охотникам за ведьмами удавалось выжать из обвиняемых те безумные признания, которые впоследствии должны были служить подтверждением церковных бредней о дьяволе, сделке с демонами и сатанинских чарах.21
Ведьмы подвергались более легким, или более мучительным пыткам, смотря по тяжести преступления. Во время пыток им задавались вопросы касательно тех проступков, за которые их пытают. Вначале задавались вопросы, затрагивающие более мелкие проступки.22 Ведь ведьмы скорее сознавались в них, чем в тяжких преступлениях. Допрос во время пыток записывался нотариусом. Если умеренно пытаемый продолжал запираться, то перед ним раскладывались иные орудия пытки, и он предупреждался, что они будут применены нему, если он не скажет правды. Если он и после этого упорствовал, то в его присутствии читался приговор о продолжении допроса.
Для этого инквизиторы видоизменяли положения о пытках: было принято, что пытка не могла повторяться, если обвиняемый не признал своей вины, однако, в реальности это было не так, объяснением этому служило то, что пытка не повторяется, а продолжается.
Под этими
страшными истязаниями
Но если даже под пытками не удавалось извлечь признание из обвиняемого, то это совсем не означало его невинности, наоборот, считалось, что дьявол пришёл на помощь своему слуге и сделал его бесчувственным к пыткам. Так, если судья хочет узнать, дано ли ведьме колдовское упорство в сокрытии правды, пусть исследует, может ли она плакать, когда находится на допросе или на пытке. Отсутствие слез указывает самым определенным образом на колдовской дар. Ведьма, несмотря ни на какие увещевания, не может проливать слез.24
Другим испытанием был поиск «ведьминой отметины». Считалось, что дьявол метит своим знаком всякую спутавшуюся с ним ведьму. Этот-то знак и разыскивали судьи. Чтобы не просмотреть его, обвиняемой обривали голову и тело. Стоило только отыскать какие-либо подозрительные участки кожи, например пигментные пятна, как палач прокалывал их иглой. Если подозреваемая не чувствовала при этом боли или у нее не выступала кровь, считалось доказанным, что пятно это и впрямь «ведьмина отметина». Если на теле оказывались язвы или какие-нибудь следы, происхождение которых было неизвестно, то их приписывали дьяволу. 25
Поэтому прежде всего, обращались к испытанию иглой. Нередко такое, лишенное чувствительности место действительно находили на теле.
Однако самым распространенным оставалось испытание водой. Привязав правую руку ведьмы к левой ноге, а левую руку к правой ноге, колдунью бросали в ближайший водоем. Если она начинала тонуть, значит, невиновна, если же вода не принимала грешницу, то сомнений не оставалось: точно служила Сатане.
Было
распространено убеждение, что ведьма
отличается от остальных людей меньшим
весом: недаром же она летает по воздуху
. Случалось также, что под пытками
человек умирал, но это не вменялось
в вину инквизиции, оправданием этому
служило то, что дьявол решил избавить
своего подчинённого от пыток.26
3.3.
Приговор.
После окончания пыток истерзанной жертве выносился приговор. Окончательный приговор не может быть произнесен над тем, кто не сознался в содеянном преступлении. Сознание же может быть двояким: добровольным или под давлением доказательств.
Приговор – троякий: временный, окончательный и предписанный. Окончательным приговором называется такой, который заключает главные пункты обвинения, а предписанный – такой, в котором старший по должности дает предписание младшему, как надлежит действовать против осужденного.
Исполнение приговора в процессах по колдовской ереси может быть отсрочено в двух случаях: во-первых, если осужденная беременна, отсрочка длится до ее разрешения от бремени; во-вторых, если осужденная призналась в преступлении, а потом снова начала отрицать вину.27
Большинство приговоров носили «смертельный характер» и осуждённые отправлялись на костёр, однако, инквизиция не любила смертной казни, и «перепоручала» исполнение наказания светской власти, которая прекрасно понимала и знала, что необходимо делать с осуждёнными – немедленно отправляла его на костёр. Однако если светская власть не приводила приговор в исполнение, то инквизиция в таких случаях начинала оказывать всяческое давление, побуждая как можно быстрее привести приговор в действие.
Однако судьба ведьмы в руках светской власти напрямую зависела от настроений и амбиций местных правителей. И если некоторые из них не допускали разгула процессов, то другие всячески их поощряли и даже сами выступали в числе рьяных охотников за ведьмами, случалось также, что правитель сам лично испытывал некую «симпатию» ко всему колдовскому и держал при себе колдунов, тогда противостояние между церковью и властью только усиливалось.