Условия формирования класса предпринимателей на Руси IX—XI вв

Автор: c**********@bk.ru, 28 Ноября 2011 в 20:24, контрольная работа

Описание работы

«Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует повышению материального и духовного потенциала общества, создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Содержание

Введение - 2
Специфика предпринимательства в древней Руси - 6
Ремесло как основа формирования предпринимательства -12
Роль торговли в становлении предпринимательства -14
Литература

Работа содержит 1 файл

контрольная работа.doc

— 236.00 Кб (Скачать)

      Кроме того, группировка создает основу для последующей сводки и анализа  данных. Этим определяется роль группировок как научной основы сводки. 

      Большие достижения в области применения метода группировок имеет современная  отечественная статистика. Введение группировочных таблиц, содержащих показатели международной системы национальных счетов (СНС), превращает группировки (классификации) в эффективный метод анализа и вскрытия резервов в экономике. 

      2. Задачи и виды группировок 

      Метод группировок применяется для  решения задач, возникающих в  ходе научного статистического исследования: 

      - выделение  социально-экономических типов явлений; 

      - изучение  структуры явления и структурных  сдвигов, происходящих в нем; 

      - изучение  связей и зависимостей между  отдельными при знаками явления. 

      Для решения этих задач применяют (соответственно) три вида группировок: типологические, структурные и аналитические (факторные). 

      Типологическая  группировка решает задачу выявления  и характеристики социально-экономических  типов (частных подсовокупностей) путем  разделения качественно разнородной  совокупности на классы, социально-экономические  типы, однородные группы единиц в соответствии с правилами научной группировки. 

      Примерами типологической группировки могут  служить группировки секторов экономики, хозяйствующих субъектов по формам собственности (группы предприятий  государственной собственности, федеральной собственности, муниципальной собственности, частной собственности и смешанной собственности). 

      Признаки, по которым производится распределение  единиц изучаемой совокупности на группы, называются группировочными признаками, или основанием группировки. Выделить типичное можно не по любому признаку, а только по определенному, который должен изменяться в зависимости от условий места и времени. Для правильного выбора группировочных признаков необходимо предварительно выявить возможные типы, четко формулировать познавательную задачу. 

      Если  группировочными признаками выступают  признаки атрибутивные (форма собственности, отрасль производства и т.д.), то образовать группы сравнительно просто. 

      Выделение типов на основе количественного  признака состоит в определении групп с учетом границ перехода количественного признака в новое качество, в новый тип явления. 

      Однако  во всех случаях типологических группировок  выбор группировочных признаков  всегда должен быть основан на анализе  качественной природы исследуемого явления. Экономический анализ сущности и закономерности развития явления должен быть направлен на то, чтобы в соответствии с целью и задачами исследования положить в основание группировки существенные признаки. При этом следует иметь ввиду, что один и тот же материал при различных приемах группировки может привести к диаметрально противоположным выводам. Раскрыть закономерности экономического развития помогут те группировки, которые исходят из реально существующих закономерностей. 

      Структурной группировкой называется группировка, в которой происходит разделение выделенных с помощью типологической группировки типов явлений, однородных совокупностей на группы, характеризующие их структуру по какому-либо варьирующему признаку. 

      К структурным относится группировка населения по размеру среднедушевого дохода, группировка хозяйств по объему продукции, структура депозитов по сроку их привлечения. 

      Анализ  структурных группировок, взятых за ряд периодов или моментов времени, показывает изменение структуры  изучаемых явлений, т. е. структурные сдвиги. В изменении структуры общественных явлений отражаются важнейшие закономерности их развития. 

      Аналитические (факторные) группировки, в частности, исследуют связи и зависимости  между изучаемыми явлениями и  их признаками. В основе аналитической группировки лежит факторный признак и каждая выделенная группа характеризуется средними значениями результативного признака. Так, группируя достаточно большое число рабочих по факторному признаку x – квалификации (разряду) с указанием их заработной платы, можно заметить прямую зависимость результативного признака у – средней месячной заработной платы рабочих от квалификации: чем выше квалификация, тем выше и средняя месячная зарплата (хотя у отдельных рабочих с более высоким разрядом она может быть ниже). 

      Используя в аналитических группировках методы математической статистики, можно определить показатель тесноты (силы) связи между  изучаемыми признаками. 

      В зависимости от степени сложности  массового явления и от задач  анализа группировки могут производиться по одному или нескольким признакам. 

      Если  группы образуются по одному признаку, группировка называется простой (например, распределение населения по возрастным группам, а семей – по уровню доходов  и т.д.). 

      Группировка по двум или нескольким признакам называется сложной. 

      Если  группы, образованные по одному признаку, делятся на подгруппы по второму, а последние - на подгруппы по третьему и т.д. признакам, т. е. в основании  группировки лежит несколько  признаков, взятых в комбинации, то такая группировка называется комбинационной (например, дополнив простую группировку населения по возрастным группам группировкой по полу, получим комбинационную группировку). Комбинационная группировка позволяет выявить и сравнить различия и связи между исследуемыми признаками, которые нельзя обнаружить на основе изолированных группировок по ряду группировочных признаков. Однако при изучении влияния большого числа признаков применение комбинационных группировок становится невозможным, поскольку чрезмерное дробление информации затушевывает проявление закономерностей. Даже при наличии большого массива первичной информации приходится ограничиваться двумя - четырьмя признаками. 

      Использование в статистических исследованиях  ЭВМ и статистической теории распознавания образов позволило разработать метод группировки совокупности единиц одновременно по множеству характеризующих признаков. Такие группировки получили название многомерных. 

      Многомерная группировка или многомерная  классификация основана на измерении  сходства или различия между объектами (единицами): единицы, отнесенные к одной группе (классу), различаются между собой меньше, чем единицы, отнесенные к различным группам (классам). Мерой близости (сходства) между объектами могут служить различные критерии. Самой распространенной мерой близости является евклидово расстояние между объектами, представленными точками в n-мерном пространстве. Чем меньше это расстояние, тем больше близость. 

      Задача  многомерной группировки сводится к выделению сгущений точек (объектов) в n-мерном пространстве. Группы (кластеры) формируются на основании близости объектов одновременно по всему комплексу признаков, описывающих объект. Нахождение этих групп осуществляется методами кластерного анализа на ЭВМ. 

      Многомерные группировки позволяют решать целый ряд таких важных задач экономико-статистического исследования, как формирование однородных совокупностей, выбор существенных признаков, выделение типичных групп объектов и др. В зависимости от вида группировочных признаков различают группировки по атрибутивным и количественным признакам. Если атрибутивный признак имеет мало разновидностей, то количество групп определяется числом этих разновидностей. Таковы, например, группировки населения по полу, семейному положению, образованию; распределение населения на городское и сельское. Определение числа групп при группировке по варьирующему количественному признаку (например, распределение населения по уровню доходов, потреблению отдельных продуктов питания и др.) требует специальных расчетов. 

      3. Выполнение группировки по количественному  признаку 

      При составлении структурных группировок  на основе варьирующих количественных признаков необходимо определить количество групп и интервалы группировки. 

      Интервал - количественное значение, отделяющее одну единицу (группу) от другой, т. е. интервал очерчивает количественные границы групп. 

      Как правило, величина интервала представляет собой разность между максимальным и минимальным значениями признака в каждой группе. 

      Вопрос  о числе групп и величине интервала следует решать с учетом множества обстоятельств, прежде всего исходя из целей исследования, значения изучаемого признака и т.д. 

      Количество  групп и величина интервала связаны  между собой: чем больше образовано групп, тем меньше интервал, и наоборот. Количество групп зависит от числа единиц исследуемого объекта и степени колеблемости группировочного признака. При небольшом объеме совокупности нельзя образовывать большое число групп, так как группы будут малочисленными. 

      При определении количества групп необходимо стремиться к тому, чтобы были учтены особенности изучаемого явления. Поэтому число групп должно быть оптимальным, в каждую группу должно входить достаточно большое число единиц совокупности, что отвечает требованию закона больших чисел. Однако в отдельных случаях представляют интерес и малочисленные группы: новое, передовое, пока оно не станет массовым, проявляется в незначительном числе фактов; поэтому задача статистики - выделить эти факты, изучить их. 

      Таким образом, при решении вопроса  о численности единиц в группах нужно руководствоваться не формальными признаками, а знанием сущности изучаемого явления. На количество выделяемых групп существенное влияние оказывает степень вариации группировочного признака: чем она больше, тем больше следует образовать групп. 

      Ориентировочно  определить оптимальное количество групп с равными интервалами  можно по формуле американского  ученого Стерджесса: 

        

      где N - численность единиц совокупности. Получаем следующее соотношение:N 15 - 24 25 - 44 45 - 89 90 - 179 180 - 359 360 - 719

      n 5 6 7 8 9 10 
       

      Формула Стерджесса пригодна при условии, что  распределение единиц совокупности по данному признаку приближается к  нормальному и при этом применяются  равные интервалы в группах. Чтобы  получить группы, адекватные действительности, необходимо руководствоваться сущностью изучаемого явления. 

      Интервалы могут быть равные и неравные. При  исследовании экономических явлений  могут применяться неравные (прогрессивно возрастающие, прогрессивно убывающие) интервалы. Так, например, по численности работающих промышленные предприятия могут быть разбиты на следующие группы: до 100 человек, 100 - 200, 200 - 300, 300 - 500, 500 - 1000, 1000 и более человек. Это объясняется тем, что количественные изменения размера признака имеют неодинаковые значения в низших и высших по размеру признака группах: изменение количества работающих на 50 - 100 человек имеет существенное значение для мелких предприятий, а для крупных - не имеет. 

      Группировки с равными интервалами целесообразны  в тех случаях, когда вариация проявляется в сравнительно узких границах и распределение является практически равномерным (например, при группировке рабочих одной профессии по размеру заработной платы, посевов какой - либо культуры по урожайности). Для группировок с равными интервалами величина интервала: 

        

      где ,  - наибольшее и наименьшее значения признака, n - число групп. 

      В качестве примера произведем группировку  субъектов Центрального федерального округа по внутреннему региональному  продукту (таблица 1 [5]). 

Информация о работе Условия формирования класса предпринимателей на Руси IX—XI вв