Удельная Русь: русские земли в период политической раздробленности (середина XII- середина XIII вв.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 20:47, контрольная работа

Описание работы

Период, который открывает следующую страницу нашей истории после Древнерусского государства, принято называть феодальной раздробленностью русских земель. В этот период русская политическая жизнь была рассредоточена и Киевская Русь, где когда-то кипела деятельность политическая, торговая и ремесленная, сохранила лишь памятники, говорящие о ее минувшем значении. Целью данной работы является выявление причины и следствия феодальной раздробленности на Руси.

Содержание

Введение
1. Причины феодальной раздробленности.
2.Крупнейшие политические образования на территории Руси:
2.1. Владимиро-Суздальское княжество.
2.2. Галицко-Волынское княжество.
2.3. Новгородская феодальная республика.
3 . Социально-экономическое и внешнеполитическое развитие Руси в период феодальной раздробленности.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

КР История 1.docx

— 64.54 Кб (Скачать)

К внутренним противоречиям  добавилось вторжение новых кочевых  орд, которые на два столетия стали  хозяевами степей.

В последней четверти XI в. в сложных условиях внутреннего  кризиса и постоянной угрозы внешней  опасности со стороны половецких ханов княжеские усобицы приобретали  характер всенародного бедствия. Объектом раздоров стал великокняжеский престол: Святослав Ярославич выгнал из Киева своего старшего брата Изяслава, "положив начало изгнанию братьев".

Особенно страшны  стали усобицы после того, как  сын Святослава Олег вошел в союзные  отношения с половцами и неоднократно приводил половецкие орды на Русь для  своекорыстного решения между княжеских  свар.

Врагом Олега  был молодой Владимир Всеволодович Мономах, княживший в пограничном  Переславле.

Мономаху удалось  собрать княжеский съезд в  Любече в 1097 г., задача которого состояла в том, чтобы закрепить "отчины" за князьями, осудить зачинщика усобиц Олега и по возможности устранить будущие усобицы, чтобы едиными силами противостоять половцам. Однако князья были бессильны установить порядок не только во всей Русской земле, но даже внутри своего княжеского круга родных и двоюродных братьев и племянников. Сразу же после съезда в Любече вспыхнула новая усобица, длившаяся несколько лет.

Единственной силой, которая в тех условиях могла  реально приостановить коловращение князей и княжеские свары,- это боярство - основной состав молодого и прогрессивного тогда феодального класса. Боярская программа в конце XI и начале XII в. состояла в ограничении княжеского произвола и бесчинств княжеских чиновников, в ликвидации усобиц и в общей обороне Руси от половцев. Совпадая в этих пунктах с устремлениями горожан, эта программа отражала общенародные интересы и была, безусловно, прогрессивной.

В 1093 г., после смерти Всеволода Ярославича, киевляне пригласили на трон незначительного туровского князя Святополка, но значительно просчитались, так как он оказался плохим полководцем и жадным правителем.

Святополк умер в 1113 г.; его смерть послужила сигналом к широкому восстанию в Киеве. Народ обрушился на дворы княжеских  управителей и ростовщиков. Киевское боярство в обход княжеского старшинства  выбрало великим князем Владимира  Мономаха, который прокняжил успешно  до своей смерти в 1125 г. После него единство Руси еще держалось при  его сыне Мстиславе (1125-1132 гг.), а затем, по выражению летописца, "раздрася вся земля Русская" на отдельные самостоятельные княжения.

Утрата государственного единства Руси ослабляла и разъединяла  её силы перед лицом возраставшей угрозы иноземной агрессии и прежде всего степных кочевников. Всё  это предопределяло постепенный  упадок Киевской земли с XIII- века. На некоторое время при Мономахе и Мстиславе Киев снова возвысился. Эти князья смогли дать отпор кочевникам-половцам. После смерти Мстислава вместо единой державы возникло около полутора десятков самостоятельных земель: Галицкая, Черниговская, Смоленская, Новгородская и другие.

Основой хозяйства  в русских землях оставалось пашенное земледелие. Соединение земледелия со скотоводством, сельскими промыслами и подсобным домашним ремеслом обуславливало  натуральный характер крестьянского  и феодально-вотчинного хозяйства, в которых производственный цикл работ повторялся ежегодно. Связи  крестьянского и вотчинного хозяйств с рынком носили потребительский  и нерегулярный характер и не являлись необходимым условием простого с/х воспроизводства.

Материально-производственную основу феодального хозяйства составляли труд зависимых крестьян и холопов  и взимаемая с крестьян продуктовая  рента.

Феодалы продолжали сохранять за собой организующую роль в развитии сельскохозяйственного  производства. В крестьянских хозяйствах, развитие производительных сил тормозилось  их парцеллярностью и рутинностью наследованной от прадедов техники. Крупная вотчина имела больше возможностей для организации многоотраслевого пашенно-промыслового хозяйства, расширения пашни, внедрения двух- и трехпольных систем севооборота, приобретения более дорогих и качественных орудий труда, изготовляемых городскими ремесленниками. Наконец, стремление феодально- зависимых крестьян оставить себе (после уплаты феодальной ренты) большую часть произведенного ими прибавочного продукта вынуждало их увеличивать доходность своего хозяйства интенсификацией труда, совершенствованием производственных навыков и самого производственного процесса.

Известно до 40 видов  сельского земледельческого и промыслового инвентаря. Большое распространение  получала паровая система севооборота, увеличивавшая, по сравнению с подсеком и перелогом, площадь пахоты и уменьшавшая угрозу полного неурожая. В огородничестве, а затем и на пашне начинает входить в практику удобрение почвы навозом. Однако урожайность полей оставалась невысокой - "сам-полтора", "сам-два", "сам-три" в средние урожайные годы. В XII-XIII вв. растет площадь окультуренной земли, особенно в результате усиления колонизации закабаляемыми крестьянами новых земель, стремившихся вырваться из феодальной зависимости уходом на "вольные" земли.

Феодальное землевладение  продолжало расти и развиваться  преимущественно в форме крупных  княжеских, боярских и церковных  вотчин.

Сведений о наличии  и развитии в XI-XII вв. условного феодального  землевладения типа позднейшего  повсеместного служилого землевладения  пока не обнаружено. Служилым вассалам, составлявшим "дворы" князей (служилые бояре, дружинники, лица из вотчинной  администрации), давались на службу земли  на вотчинном праве или же кормления - право на держание городов или  волостей и получение с них  доходов.

Основная масса  крестьян - общинников еще оставалась лично свободной и хозяйствовала  на государственных землях, верховным  собственником которых считался князь (будущие "черные" земли), уплачивая  феодальную ренту в виде "даней". Решающую роль в закабалении крестьян-общинников играло прямое насилие над ними со стороны феодалов. Вовлечение крестьян-общинников в личную феодальную зависимость  достигалось и через их экономическое  закабаление. Разорявшиеся в силу ряда причин крестьяне становились закупами, рядовичами, закладывались в холопы и включались в число господской челяди. Челядь жила во дворах феодалов и по их вотчинным селам и включала в себя как полных ("обельных") холопов, так и различные категории  зависимых лиц, правовое положение  которых приближалось к холопскому.

Разнообразие терминов, прилагавшихся к сельскому населению  того времени ("люди", "смерды", "изгои", "сироты", "прощеники", "закладники", "закупы", "рядовичи", "челядины"), отражало сложность процесса образования класса феодально-зависимых крестьян, различия в путях вовлечения их в феодальную зависимость и степень этой зависимости. Эксплуатация зависимых крестьян осуществлялась преимущественно через взимание с них продуктовой ренты и - в меньшей степени - через отработки в господском хозяйстве. Соотношение места и роли этих рент в феодальных хозяйствах зависело от местных условий хозяйствования, от степени зрелости феодальных отношений. Продолжал сохранять свое значение в феодальном хозяйстве и труд холопов, выполнявших работу по домашнему хозяйству феодала, в вотчинном ремесле, в обработке небольших тогда площадей барской запашки. Вместе с тем росло число холопов, сажаемых феодалами на землю. Вооруженные отряды дворовых холопов составляли дружины бояр.

Важнейшим итогом развития феодального хозяйства в XII-XIII вв. являлась кристаллизация его основных черт как натурального хозяйства, основывающегося  на эксплуатации лично зависимых  крестьян, наделенных средствами производства и ведших свое хозяйство на надельной  земле.

В результате дальнейшего  развития общественного разделения труда, продолжавшегося отделения  ремесла от земледелия и роста  торгово-рыночных связей быстро растет число городов и укрепленных  поселений, которых к середине XIII в. по летописным сведениям насчитывалось до 300. Из деревенского ремесла, носившего подсобный сезонный характер выделились в первую очередь ремесленные специальности, технология и сложные орудия труда которых требовали профессионального мастерства и значительной затраты времени, а изделия могли быть использованы для товарообмена. Крестьяне, овладевшие сложными ремесленными специальностями, могли скорее и легче вырваться из феодальной зависимости уходом (или бегством) в города, так как земледелие не являлось для них единственным источником существования.

Развитие русского ремесла накануне татаро-монгольского нашествия являлось основой складывания  рыночных связей, создания местных  рыночных центров, связывавших город  с сельской округой. Сосредоточение в городах ремесленников - профессионалов способствовало дифференциации ремесленного производства. В XII-XIII вв. уже насчитывалось  до 60 ремесленных специальностей. Высокого совершенства достигли русские мастера  в технологии обработки металлов, в сварке, пайке и ковке, в изготовлении высокохудожественных; тончайшего литья  и чеканки изделий. Основная масса  городских ремесленников работала на заказ, но часть их продукции поступала  на городской рынок, с которым  были связаны близлежащие сельские округи.

Наиболее квалифицированные  мастера крупнейших ремесленных  центров наряду с работой на заказ  работали уже и на рынок, становясь  мелкими товаропроизводителями, изделия  которых пользовались спросом на Руси и внешних рынках: в Византии, Польше, Болгарии, Чехии, Германии, Прибалтике, Средней Азии, Северном Кавказе, в  половецких степях. В ряде городов  этих стран имелись особые дворы  и улицы русских купцов, продававших  и обменивавших изделия русских  ремесленников (мечи, доспехи, ювелирные  изделия, знаменитые "русские замки" и др.). В свою очередь в русских  городах появляются "дворы" иноземных  купцов. Расширение внешних торговых связей находило отражение в заключении крупнейшими русскими торгово- промышленными центрами (Новгород, Смоленск, Полоцк и др.) с германскими и прибалтийскими городами торговых договоров, обеспечивавших взаимовыгодные условия для торговли.

Приток в города деревенских ремесленников, беглых крестьян и холопов, образование  в них под стенами "детинцев" торгово-ремесленных посадов качественно  изменили социальную структуру и  облик русских городов. Русский  город в XII-XIII вв. был уже сложным  социальным организмом, в котором  были представлены все слои феодального  общества. Основную массу населения городов составляли "черные", "меньшие" люди - мелкие торговцы, ремесленники, подмастерья, кабальные "наймиты" и не имевшие определенных занятий деклассированные элементы ("убогие люди") - средневековый люмпен- пролетариат. Значительную группу составляла челядь, жившая во дворах феодалов. Городской плебс в разной форме подвергался феодальной эксплуатации (посредством ростовщического закабаления, прямых и косвенных налогов).

В крупных торгово-ремесленных  городах создаются ремесленные  и купеческие объединения с выборными  старостами во главе, со своей "казной" и своими патрональными церквами ("улицы", "ряды", "сотни", "братчины", "обчины"). Ремесленные объединения создавались по территориально - профессиональному признаку, представляя и защищая интересы ремесленного посада в экономической и политической жизни города. Купеческие объединения складывались по типу западно-европейских купеческих гильдий. Так в Киеве было объединение купцов - "гречников", ведших торговлю в Византии, в Новгороде влиятельнейшим купеческим объединением было знаменитое " Ивановское сто" купцов - вощников, имевшее свой устав, казну и патрональную церковь Ивана Предтечи на Опоках.

В сословном отношении  торгово-ремесленная верхушка стояла значительно ниже городской феодальной знати, державшей в своих руках  городское управление, суд, руководство  городским ополчением, опутывавший  городской плебс ростовщическими  кабалами, взимавший с ремесленного люда и мелких торговцев феодальную ренту за пользование ими дворами  и участками в обширных боярских усадьбах. Социальные противоречия в городах выливались в частые восстания городской бедноты, еретические движения, ожесточенные схватки на вечевых собраниях.

Расцвет вечевых  собраний в XII-XIII вв. связан с возросшей  ролью городов и городского населения  в политической жизни княжеств. Внешне вечевые собрания представляли собой  своеобразную форму феодальной "демократии", исключавшей, однако, решающее участие  в управлении городского плебса. Летописные известия показывают, что вечевые  собрания были прежде всего собраниями городской феодальной знати и посадской верхушки, использовавших их демократическую форму для привлечения на свою сторону городского плебса в борьбе за городские вольности (прежде всего за права и привилегии бояр и торговой верхушки) и за решающую роль в политической жизни своего города и княжества. Место и роль вечевых собраний в жизни каждого города, состав их участников зависели от остроты социальных противоречий в городах, от расстановки классовых и внутриклассовых сил в них, от развитости и политической активности торгово-ремесленного населения. В крупных городах (Киев, Псков, Полоцк, и др.) вечевые собрания нередко превращались в арену ожесточенных социальных схваток, заканчивавшихся расправой с наиболее ненавистными для горожан ростовщиками, боярами, лицами из городской и княжеской администрации. Во время восстаний вечевым собраниям знати иногда противопоставлялись стихийно собиравшиеся вечевые собрания городского люда. Пока в борьбе местной знати с княжеской властью ни одна из сторон не взяла решительного перевеса, до тех пор и бояре и князья вынуждены были обращаться за поддержкой к городскому плебсу, допускать возможность для последнего оказывать через вечевые собрания свое влияние на политическую жизнь своего города и княжества. С победой одной из этих борющихся сторон значение вечевых собраний резко сокращается (как, например, в Новгороде в начале XV в.), или же они ликвидируются совсем (как во Владимире - Суздальском княжестве с конца XII в.).

В политической жизни  Руси периода феодальной раздробленности  города играли двойственную роль. С  одной стороны, города, как локальные  политические и экономические центры, являлись оплотом областного сепаратизма, децентрализаторских устремлений со стороны удельных князей и земской боярской знати. С другой стороны, качественные сдвиги, происходившие в экономике страны в результате развития городов и городского ремесла и торговли (первые шаги по пути превращения ремесла в мелкотоварное производство, развитие товарно-денежных отношений и установление рыночных связей, выходивших за пределы слагавшихся местных рынков), были идентичны сдвигам, происходившим в западноевропейских городах накануне эпохи первоначального накопления. В результате на Руси, как на Западе, в лице численно растущего и экономически крепнущего торгово-ремесленного населения складывалась политическая сила, которая тяготела к сильной великокняжеской власти, в борьбе которой с удельными князьями и боярской знатью пробивалась тенденция к преодолению государственно - политической раздробленности страны.

Информация о работе Удельная Русь: русские земли в период политической раздробленности (середина XII- середина XIII вв.)