Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:14, курсовая работа
Весна – это время не только тепла, пробуждения природы, но и время одного из главных праздников нашей страны – Дня Победы. Победа нашего народа над фашистской Германией является важным моментом в жизни России, это повлияло не только на положение страны, отношение с другими странами, но и, несомненно, отразилось на людях, живущих здесь. За 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны пострадало огромное количество людей. Военнослужащие, мирные жители, и даже дети испытали на себе суровые будни войны. Рано или поздно каждый человек задумывается над тем, что сделали для нас наши предки, что оставили нам в наследство. Наши дедушки и бабушки отвоевали для нас свободу, а это самое главное в жизни.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Дети в тылу
Работа детей в тылу……………………………………………..5
Тимуровское движение………………………………………….9
Отдельные лица………………………………………………...11
Глава 2. Дети в действующей армии
2.1. Участие детей в военных действиях……………………………13
2.2. Отдельные лица………………………………………………….16
Глава 3. Дети в блокадном Ленинграде
3.1. Помощь детей в обороне и производстве……………………..19
3.2. Отдельные лица…………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………….26
Библиографический список………………………………………………...28
Ленинград был городом-фронтом, и все дети вели себя как фронтовики. Поскольку еще с 22 июля 1941 года было известно, что и немцы, и финны намеревались использовать против ленинградцев отравляющие вещества, в школу ходили с противогазами. Иногда на уроках для тренировки занимались в них. В случае тревоги быстро складывали в сумки для противогазов учебники и организованно переходили в убежище. Активизировалась работа комсомольских и пионерских организаций. Основной задачей воссозданных тимуровских команд стала забота о семьях воинов-фронтовиков и инвалидах войны. Для семей фронтовиков тимуровцы заготавливали дрова. В госпиталях навещали раненых, выступали перед ними с концертами, читали им книги, газеты, писали письма родным и знакомым, когда бойцы не могли этого сделать сами. Письмо, написанное учащимися 205-й школы детям, находившимся на оккупированной территории, было оформлено в виде листовки и разбросано с самолета. В 1980-х годах один ее экземпляр был обнаружен директором этой школы в краеведческом музее города Выборга. Из тех, кто подписал это письмо, М. Ирошников стал доктором исторических наук, Ю. Быдин - доктором физико-математических наук, профессором Электротехнического института, Э. Михайлова - врачом-анестезиологом в Военно-медицинской академии.
В соответствии с постановлением Ленгорсовета и бюро Ленинградского горкома ВКП (б) от 29 апреля 1943 года 8 685 учащихся с 4-х по 10-е классы на период летних каникул были мобилизованы на прополку, поливку овощей и уборку урожая в совхозах и подсобных хозяйствах Ленинграда и области. В целях лучшей организации труда и отдыха в совхозах и подсобных хозяйствах были созданы лагеря по типу пионерских. Для учащихся 4-8-х классов был введен менее, чем старших, напряженный режим рабочего дня. Как и все, начиная рабочий день в 8 часов 40 минут, учащиеся 4-6-х классов заканчивали работу в 11 часов 40 минут, 7-8-х классов - в 13 часов 40 минут. Далее следовал обед и послеобеденный отдых. После чая, в 17 часов, дети снова приступали к работам, которые продолжались до 20 часов. После ужина проводилась военно-физкультурная подготовка, кружковая работа, отрядные и звеньевые мероприятия. В 22 часа 30 минут ребята шли спать.18
Оплата труда производилась сдельно по существовавшим в хозяйстве тарифам за норму выработки, установленную для школьников. Для учащихся 4-х классов она была на 50% ниже, чем для рабочих хозяйства, 5-6-х классов - на 40%, 7-8-х классов - на 20%. При этом для учителей и школьников, работавших в совхозах и подсобных хозяйствах, применялись все меры поощрения, установленные для работников совхозов.
Юным ленинградцам-детям блокадного города - пришлось вместе со взрослыми перенести всю трагедию осажденного города. Детям было хуже, чем взрослым. Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище. Много детского почему. Но детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда. Город жил, сражался и ковал оружие для грядущей победы; вместе со взрослыми встали на защиту любимого города дети и подростки Ленинграда. Они встали к станкам на военных заводах, дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках, выращивали овощи на полях совхозов, ухаживали за ранеными и больными, воевали в партизанских отрядах. Более пяти тысяч ленинградских подростков за мужество и героизм, проявленные в дни блокады были награждены медалями за оборону Ленинграда.
Спасти детей можно было, только отстояв город. Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготавливали деревянные подставки.
Когда в канун прорыва блокады на предприятия стали приезжать делегации из фронтовых частей, бывалые солдаты глотали слезы, глядя на рабочие плакаты над рабочими местами мальчишек и девчонок. Там было написано их руками: "Не уйду, пока не выполню норму!”
Главным подвигом юных жителей города была учеба. Тридцать девять ленинградских школ работали без перерыва даже в самые тяжёлые зимние дни. Это было невероятно трудно из-за морозов и голода. Вот что было написано в отчете одной из таких школ - 251-й Октябрьского района: - "Из двухсот двадцати учащихся пришедших в школу третьего ноября, систематически продолжали занятия 55. Это одна четвёртая часть. Недостаток питания сказывался на всех. В декабре - январе умерло одиннадцать мальчиков. Остальные мальчики лежали и не могли посещать школу. Остались только девочки, но и те еле ходили”.
3.2. Отдельные лица
Т. Савичева
Пронзительно поведала людям о войне, принёсшей столько горя ей и её близким, двенадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева. Среди обвинительных документов фашизму, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка. В ней всего девять страниц. На шести из них – даты. И за каждой датой смерть. Шесть страниц – шесть смертей. Сжатые, лаконичные записи: “28 декабря 1941 года Женя умерла… Бабушка умерла 25 января 1942 года. 17 марта – Лека умер. Дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая – дядя Лёша, мама – 15 мая”. А потом без даты: “Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня”.19
Сам дневник сегодня выставлен в музее истории Ленинграда, а его копия – в витрине одного из павильонов Пискарёвского мемориального кладбища. До сих пор останавливаются перед этими строчками, старательно выведенными детской рукой, потрясённые люди разных возрастов и разных национальностей, вглядываются в простые страшные слова.
Не удалось спасти и саму Таню. Даже после того, как её вывезли из блокадного города.
140 ленинградских детей привезли в августе 1942 года в село Красный бор Горьковской области. Встречать их вышли все красноборцы. Несли детям кто что мог: пяток яиц, тарелку творога, тёплую одежду. А дети были – страшно смотреть – изможденные, больные. В первый раз в баню многих несли на одеялах. Но человеческая доброта, целебный воздух сделали своё дело. Дети крепли, поднимались на ноги. Все они остались жить. Кроме Тани Савичевой. Истощённое голодом и страданиями девочка не смогла уже подняться.
Таню отвезли в расположенный в том же районе Понетаевский дом инвалидов с его “санаторным” (по тем временам) питанием и более квалифицированным медицинским обслуживанием. Но болезнь уже была неизлечимой. Расстроилась координация движений, мучили страшные головные боли. 24 мая Таню перевезли в Шатковскую районную больницу. Там 1 июля 1944 года она и умерла.
Но не все Савичевы умерли. Наперекор смерти продолжается жизнь этой семьи. Остался в живых родной брат Тани, Михаил, который в дни блокады ушёл в партизаны, и сестра Нина, она с группой ребят была направлена в строительный батальон на Ладогу. А потом срочно эвакуирована на Большую землю. Домашних она так и не смогла предупредить. Её ждали несколько дней, а когда все сроки
прошли, мама Тани отдала, как память
о сестре, её записную книжку. Ту самую,
которая стала Таниным
Город не мог уберечь детей
от недоедания ,от истощения ,но тем ни
менее для них делалось все ,что возможно.
Ленинградцы и прежде всего
ленинградские женщины могут гордиться
тем, что в условиях блокады они сохранили
детей. Значительная часть детей была
эвакуирована из Ленинграда - речь идет
не о них. Речь идет о тех маленьких ленинградцах,
которые прошли все тяготы и лишения вместе
со своим городом.
З.Е. Ивченко
Ее семья приехала в Ленинград 25 августа 1941 года из местечка Териоки. В Ленинграде семью разместили вместе с другими иногородними на эвакопункте. Вскоре наступили холода, пришел голод... У беженцев не было теплой одежды и вообще каких-либо вещей, кроме тех, в которых они покинули родной дом, не говоря уж о запасах питания.
Вообще, от лишений погибали в первую очередь дети. Поэтому их и решили распределить по детским домам, которые хоть как-то снабжались продуктами. Пребывание в детдоме особенно четко запомнилось Зареме Евгеньевне: «В детском доме мы работали. Мы делали витамины из еловых веток. В коридоре стоял огромный длинный стол, в центре которого находился желоб. Каждому из детей давали ступочки, и мы выдавливали из веток и иголок сок. Работали после завтрака и до обеда. За это время у нас собиралось полведра сока из лапника. Мы также выступали в госпиталях. Но вскоре это прекратилось, потому что раненые, услышав, как мы, худые, изможденные, читали стихи и пели трогательные песни, начинали плакать, срывать бинты и рваться в бой...
Между тем, артобстрелы и бомбежки были постоянно. Но мы их очень скоро перестали бояться - не ходили в укрытие. А вот голод... Голод страшный был и доводил людей до сумасшествия. Когда мы еще ходили в бомбоубежище, воспитательница всегда держала меня за руку. Кость у меня широкая, поэтому я казалась пухленькой. Меня даже пончиком прозвали. Так вот, воспитательница боялась, как бы меня не украли. В городе была охота на детей... Очень много ребят умирало.
Поскольку взрослых в детдоме работало мало, мы сами выносили трупики во двор. Поначалу жалели умерших, плакали. Однако со временем привыкли к мертвым. Уже никаких истерик не было. Выносили во двор и просто говорили: "Юрочка умер. Валечка умерла...»20
Ю. Павлов
Семилетний блокадный мальчик Юра постоянно нес дежурство на крыше дома вместе со своей матерью. Сбрасывал вниз зажигательные бомбы. Спрашиваю теперь у него, взрослого: «Как? Ведь щипцы были, наверное, ростом с вас!» - «А, ничего. Мама сделала приспособление. Привязала щипцы ко мне покрепче - и я ими "зажигалки" сбрасывал. Тяжело было, но справлялся».21
Что же говорить о ребятах постарше?! Еще до начала блокады они выполняли работу, необходимую для фронта и обороны города. Собирали пустые бутылки для зажигательной смеси. Как известно, от этих «бутылок» горели немецкие танки. Также ребята помогали взрослым смазывать на чердаках деревянные перекрытия огнеупорным составом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дети Великой Отечественной войны – так называют в наше время людей преклонного возраста. В те тяжелые годы войны они теряли своих родителей, братьев и сестер. Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ожидал советский детский дом, в худшем – фашистские застенки. Но многие боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков. Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сестрам.
Какими только военными профессиями не овладели маленькие солдаты Великой Отечественной! Их разнообразие настолько велико, что всех не перечесть. От окопного почтальона на передовой до лётчика. Дети, как и взрослые, делали всё во имя Победы. В документальных свидетельствах отражены лучшие качества подрастающего поколения, раскрыты его стремления и желания ни в чём не уступать взрослым, дедам, отцам, матерям, старшим братьям сёстрам, в их борьбе с фашизмом и на фронте и в тылу.
Воюющих ребят не могло
быть много. Война не детское
занятие. Но и те тысячи ребят,
На основании собранных и
изученных источников, можно сделать
вывод, что роль детей в
Эта тема никогда не
станет неактуальной, ее изучение
и анализ еще требуют
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Из детства помню я войну. Сборник. Волгоград, Станица-2, 2009
2 Новиков С. В. Большая историческая энциклопедия. – М., Филологическое общество «СЛОВО», ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.
3 http://www.otvoyna.ru
4 Стишова Л. И. В тылу и на фронте, М., Издательство политической литературы, 1984
5 Архив / Сообщения Совинформбюр , 1941 – 1945
6 Алещенко Н. М. Во имя победы, М., 1985 г.
7 Максимова Э. Дети военной поры, М., Издательство политической литературы, 1988
8 Бурчик С. В. Подвиг переживёт века. “Советская Сибирь”, 1995
9 Архив / Сообщения Совинформбюро, 1941 – 1945
10 Гришин В. Г. Великая Отечественная в письмах. М., Издательство политической литературы, 1983
11 Караев В. В бою и труде. Подростки в Великой Отечественной войне, М., “Молодая гвардия”, 1982