Участие детей в ВОв

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Весна – это время не только тепла, пробуждения природы, но и время одного из главных праздников нашей страны – Дня Победы. Победа нашего народа над фашистской Германией является важным моментом в жизни России, это повлияло не только на положение страны, отношение с другими странами, но и, несомненно, отразилось на людях, живущих здесь. За 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны пострадало огромное количество людей. Военнослужащие, мирные жители, и даже дети испытали на себе суровые будни войны. Рано или поздно каждый человек задумывается над тем, что сделали для нас наши предки, что оставили нам в наследство. Наши дедушки и бабушки отвоевали для нас свободу, а это самое главное в жизни.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Дети в тылу
Работа детей в тылу……………………………………………..5
Тимуровское движение………………………………………….9
Отдельные лица………………………………………………...11
Глава 2. Дети в действующей армии
2.1. Участие детей в военных действиях……………………………13
2.2. Отдельные лица………………………………………………….16
Глава 3. Дети в блокадном Ленинграде
3.1. Помощь детей в обороне и производстве……………………..19
3.2. Отдельные лица…………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………….26
Библиографический список………………………………………………...28

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 71.32 Кб (Скачать)

     В годы Великой Отечественной войны тимуровским движением были охвачены сотни тысяч школьников, а к концу её в нём участвовало более 3 миллионов пионеров и школьников.

1.3. Отдельные лица

 

А. Полуянова

     «В годы войны в тылу было ничуть не легче, чем на передовой.  
Мне было 13 лет, когда в 1942 году пришла повестка на уборку хлеба. А в то время, если не поедешь туда, получишь 6 месяцев тюрьмы. Даже занятия в школе по этой причине отсрочили на 2 недели. Меня направили в Новорский район, в совхоз им. М. Горького, что в 60 км от родного дома. Жили в вагоне, он стоял возле тока, на котором работали в основном дети и подростки – сортировали зерно, крутили веялку. Кормили скудно – несоленой лапшой, поскольку соль была в страшном дефиците. Через три месяца работы весь заработок я подписала на облигации государственного займа. Для Победы этих денег было ничуть не жалко. Ведь на фронте воевал в это время и мой отец В.Я. Широков, который полтора  года оборонял  голодающий Ленинград.  
      От тяжелой работы у меня порвались последние ботинки, и домой я отправилась босая. А в 1942 году снег выпал уже в сентябре. Ноги мерзли, я заворачивала их в детское  одеяло,  грела и снова  шла.  
А в 15 лет я уже работала в цеху, в котором из всех работников остались крановщик, слесарь и электрик, остальные ушли на фронт. Я лопатой ссыпала никель в трехсоткилограммовую тару, которую затем взвешивали и грузили в вагон.  
     Я часто думаю, что наш труд в те тяжелые годы не прошел даром, есть в Победе частичка  моя и всех детей войны».7

Ю. Рост

      «В селе пустынь Пензенской области, как и во всех селах, мужичин не было. Только женщины, дети и престарелые. Собрали ребят и послали учить в соседнее село Покровская Арчада на трактористок.

Еще до пахоты готовили свой СТЗ. С металлическими колесами, без стартеров и пускачей, они и новые требовали ухода и силы недетской. Да ведь война. Надо Родину кормить.

     Плуги были трехлемеховые, без автоматов, а сверху плуга – вага, бревно, и на него две бороны прикреплены. Поедешь пахать, ох, бревна эти поворочаешь, поплачешь и – опять.

      А как заводили трактора! Надевали на рукоятку трубу, все на нее наваливались. Если в обратную сторону отдавало, все наземь падали. И смеялись, и плакали.

Неделями с поля не уходили. Пахали и ночами. Хорошо, если луна, а то кто-нибудь с фонарем идет, а ты за ним едешь. И страшно было. Уж не знаешь, то ли ты в тракторе уснешь, то ли тот, кто с фонарем сонный упадет под трактор. А еще волки кругом воют.

Тяжело было, страшно вспоминать. Но все пережили. Выстояли. Победили».8

 

 

 

ГЛАВА 2. ДЕТИ В ДЕЙСТВУЮЩЕЙ АРМИИ

2.1. Участие детей в военных действиях

 

     Во время Великой Отечественной войны зачастую были случаи, когда дети вели боевые действия в регулярной армии против фашистов. Многие дети пытались бежать из своих домов на войну. Часто солдаты находили детей в разоренных и сожженных деревнях. Осиротевших детей помещали в специально созданные во время войны детские дома, но иногда мальчишек включали в активные боевые подразделения, где они получали оружие и специальную форму. Некоторые из ребят попадали в армию в возрасте 9 – 11 лет, и остались со своим полком на всех фронтах, от России до Германии, до конца войны. К своему 14 или 16-летию большинство из них возвращались домой с медалями и орденами.

      Дети теряли родителей, братьев и сестер. Иногда напуганные, они по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – в фашистские застенки. Но многие боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков.       

10 июля 1941 года Совинформбюро сообщило: “Юные пионеры помогают органам НКВД вылавливать гитлеровских шпионов и диверсантов. Город Киев был погружён в темноту. Лишь в одном окне местной гостиницы и в окнах двух других домов, расположенных в разных концах города, появился свет. Школьники взвода Владимира Косинского выследили врагов, занимавшихся сигнализации, и сообщили милиции. Три вражеских поста были немедленно ликвидированы. При обходе участка на окраине города два дружинника этого взвода заметили прячущегося в кустах человека и доложили милиционеру. Незнакомец, оказавшийся диверсантом, был арестован”.9 Так бдительно несли дозор школьники в прифронтовых районах.      

Война – дело мужчин, но юные граждане сердцем ощущали свою причастность к происходящему на их родной земле, и они, подлинные патриоты, не могли  остаться в стороне от разыгравшейся  на их глазах трагедии.       

Они шли буквально на всё, чтобы  стать в строй защитников Родины. Кое-кому это удавалось. И происходило  это не только в тех районах, к которым доползли языки военного пламени. На фронт убегали мальчики и девочки из далёких тыловых городов и деревень. Их стремление было продиктовано искренним, только одним нескрываемым желанием – вместе с армией громить ненавистный фашизм. Юные граждане писали: «Направьте нас туда, где нужны наши руки, наши знания».10        

22 июня от пионеров и школьников  города Омска с просьбой послать  на фронт поступило 4 тыс. заявлений,  а 29 июня и было уже 9 тысяч.      

 Миша Траницын, учащийся школы № 13 города Кирова, в письме на имя райвоенкомата Кировского района писал: “Прошу меня зачислить в ряды Красной Армии. Я учусь в школе снайперов, умею метко стрелять. Я уверен, что моя рука там, на фронте, не обманет меня и все пули пойдут туда, куда требует их посылать советский народ”.11       

Огромную ненависть и священное  желание мести вызвали у советских  людей известия о зверствах и  бесчинствах гитлеровцев на нашей  земле. Уже первые дни войны показали, что гитлеровские захватчики стремятся  любой ценой осуществить ужасные планы фашистского командования. Вводя “новый порядок”, они силой насаждали режим террора и насилия.

   Особая политика проводилась в отношении образования советских людей. “Государственный муж Адольф Гитлер, – заявлял гауляйтер Вильгельм Кубе, видит в управлении народов самую важную задачу. И оно начинается в школе. К этому мы и обратились – онемечивание молодёжи.  Начальная школа должна ставить своей целью обучение учащихся только счёту максимум до 500  умению расписаться, а так же распространение учению о том, что подчинение немцам, честность, прилежание и послушание являются божьей заповедью. Умение читать не обязательно”.12

      Эти планы фашисты начали осуществлять на нашей земле с первых дней нападения. Так, ворвавшись во Львов в ночь на 2 июля 1941 года, гитлеровцы уничтожили 3 тысячи врачей, инженеров, адвокатов, учителей. Захватив местечко Езерище Меховского района Витебской области, 17 июля 1941 года они сожгли школьную и районную библиотеки, а в разрушенном здании школы, опутав её колючей проволокой, разместили советских военнопленных. В Сурашском, Лиозненском, Меховском и Городокском районах фашисты уничтожили 278 школ.      

24 июня СНК СССР издал постановление  “Об охране предприятий и учреждений  и создании истребительных батальонов”.  Это были первые народные формирования  в основном из коммунистов  и комсомольцев. На второй день  после объявления постановления  в Сталинский райком комсомола  Москвы пришёл секретарь комитета  комсомола завода электровакуумных  приборов Е. И. Левитин с  56 юношами и девушками с просьбой  зачислить их в истребительный  батальон. Среди присутствовавших  было немало школьников, которым  ещё и по 15 лет не исполнилось.  Секретарь райкома предложил  оставить только взрослых. В ответ  раздались голоса недовольных. Их мнение и настойчивое требование выразила Галина Ануфриева: “Сейчас, когда гитлеровские разбойники рвутся вглубь страны, издеваются над нашими людьми, мы не можем безучастно смотреть на это. Если нам не разрешают уйти на фронт, нам никто не может запретить воевать с фашистами в тылу”. Г. Ануфриеву поддержала Маша Гордеева: “Мне 14 лет, но я хорошо владею винтовкой, об этом говорит мой значок “Ворошиловский стрелок”. В школе я хорошо изучила санитарское дело и если потребуется, смогу оказать помощь раненым”.13 Из прибывших 49 были зачислены в истребительный батальон.      

Многие примеры свидетельствуют  о высоком патриотизме советского народа, преданности его Родине, о самопожертвовании во имя свободы и независимости своей Отчизны.     

 20 000 юных патриотов награждены медалью “За оборону Москвы”

 

2.2. Отдельные лица

 

Н. Богданова

      Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили.

      В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелоны с военным снаряжением, минировала объекты.

     Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой...

     Второй раз её схватили в конце 1943-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П. Филатов вернул Наде зрение.

      И только спустя 15 лет она и ее боевые товарищи нашли друг друга.

 

 

Л. Голиков

Рос в  деревне Лукино, Старорусского района Ленинградской области. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.

    Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады.

      Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.

      Немало было еще боев в его недолгой жизни. И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу с взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, спасая важные документы.

      2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

Н.П. Крыжков

      Вспоминает Николай Пантелеевич Крыжков: "Наш детдом в Сталино эвакуировали, когда немцы уже стояли на подступах к городу. Мне было 11 лет. Из Сталино детдомовцы помогали гнать скот. По дороге у нас забирали лошадей, коров для армии и постепенно все разбрелись кто куда. Зиму я скитался по степям, промышлял на железной дороге, так добрался до Сталинграда. Осенью 1942 года меня приютили солдаты 1095 артиллерийского полка, накормили, отмыли, обогрели. Командир части несколько раз отправлял меня, но я снова возвращался. И тогда комбат Виктор Веприк приказал зачислить меня в штат и поставить на довольствие. Так и остался я до конца войны сыном полка 150 Севастопольской орденов Суворова и Кутузова пушечно-артиллерийской бригады 2 гвардейской армии, прошел от Сталинграда до Восточной Пруссии, участвовал в боях на Саур-Могиле, ходил в разведку и корректировал огонь в Севастополе, Кенигсберге, Пилау. В Белоруссии под Шауляем был ранен осколками снаряда и направлен в парковый взвод. Пришел туда – немецкий автомат через плечо, два диска к нему в вещмешке лежат, в рукавичках – гранаты, под рубашкой "Парабеллум" спрятан. Вот такое было у меня вооружение". 14

      Николай Пантелеевич удостоен ордена Отечественной войны 2-й степени, медалей "За боевые заслуги", "За взятие Кенигсберга", благодарности командира за взятие Севастополя. В наградном листе отмечено, что Коля Крыжков выполнял обязанности разведчика-артиллериста, выявлял цели противника, приходил из разведки невредимым и с ценными сведениями, которые помогали выполнять боевые задания. А ведь в 1945 году ему исполнилось лишь 14 лет. До войны Николай Пантелеевич закончил всего 3 класса, и снова пошел в вечернюю школу уже в 25-летнем возрасте. Был заместителем начальника группы "Поиск", собирал материалы для "Книги Памяти".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ДЕТИ В БЛОКАДНОМ ЛЕНИНГРАДЕ

3.1. Помощь детей в обороне и производстве

   

      27 января наша страна минутой молчания отмечает великую трагическую дату – день снятия блокады Ленинграда, которая длилась с июля 1941 года по январь 1944 года – ровно 900 дней. Город–герой на Неве мужественно перенёс великое испытание. Фашисты не могли сломать ленинградцев. Город не сдался.

      Дети блокадного Ленинграда росли, работали и учились под разрывы бомб и снарядов, в условиях холода и голода. В блокированном городе оказались 2 554 тысяч ленинградцев, в том числе 400 тысяч  детей. Эти сведения приводит Буров А.В по данным выдачи хлебных карточек за сентябрь 1941 года.15 Детские карточки получали те, кому не исполнилось 12 лет. Детям старшего возраста полагались иждивенческие, с более низкими нормами снабжения, а 15-16-летние учащиеся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО получали рабочие карточки. Однако следует учитывать, что в блокадном кольце оказались еще 343 тысяч человек, проживавших в неоккупированной части Слуцкого, в Парголовском и Всеволожском районах Ленинградской области. Среди них тоже были дети, но они не вошли в подсчеты Бурова, поскольку эти жители были приняты на государственное обеспечение хлебом только с 24 января 1942 года.16

      Уже во время блокады на страницах газет "Ленинградская правда", "Смена", журнала "Пропаганда и агитация" и других изданий освещалось участие детей в защите родного города, их учеба и работа на предприятиях по выполнению фронтовых заказов. Конкретный фактический и обобщенный статистический материал по теме содержится также в ряде сборников документов и статей, в периодических изданиях. Тем не менее данная проблема нуждается в более тщательном исследовании.

      Самыми тяжелыми для детей стали декабрь 1941 г. и январь 1942 г. Чтобы как-то поддержать силы школьников, в декабре после уроков давали по тарелке белкового дрожжевого супа, который они ели с большим удовольствием, а на десерт маленькую баночку фруктового желе. Это хотя и мизерное дополнительное питание стимулировало посещение занятий и в какой-то степени поддерживало силы детей. Успехи в учебе были малоутешительными. Посещаемость занятий падала. Из-за неявки учителей и учеников срывались занятия в младших классах. В январе 1942 г. в городе их посещали только 36 тысяч учеников. По распоряжению Ленсовета в конце декабря 1941 - начале 1942 годов в школах начали прекращать занятия. Тем не менее, в соответствии с решением Ленгорисполкома для всех детей были проведены новогодние елки. Плата за билет составляла 5 рублей, а для детей фронтовиков билеты были бесплатными. На праздничный обед им разнесли по тарелке горячего супа с лапшой из серой муки и с маленьким ломтиком черного поджаренного хлеба, а на второе - кашу с мясной котлеткой. Суп дети съели, а второе и хлеб сложили в баночки и унесли домой, чтобы поделиться с членами своей семьи.17

Информация о работе Участие детей в ВОв