Участие детей в ВОв

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Весна – это время не только тепла, пробуждения природы, но и время одного из главных праздников нашей страны – Дня Победы. Победа нашего народа над фашистской Германией является важным моментом в жизни России, это повлияло не только на положение страны, отношение с другими странами, но и, несомненно, отразилось на людях, живущих здесь. За 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны пострадало огромное количество людей. Военнослужащие, мирные жители, и даже дети испытали на себе суровые будни войны. Рано или поздно каждый человек задумывается над тем, что сделали для нас наши предки, что оставили нам в наследство. Наши дедушки и бабушки отвоевали для нас свободу, а это самое главное в жизни.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Дети в тылу
Работа детей в тылу……………………………………………..5
Тимуровское движение………………………………………….9
Отдельные лица………………………………………………...11
Глава 2. Дети в действующей армии
2.1. Участие детей в военных действиях……………………………13
2.2. Отдельные лица………………………………………………….16
Глава 3. Дети в блокадном Ленинграде
3.1. Помощь детей в обороне и производстве……………………..19
3.2. Отдельные лица…………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………….26
Библиографический список………………………………………………...28

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 71.32 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

        Введение……………………………………………………………………….3

        Глава 1. Дети в тылу

      1. Работа детей в тылу……………………………………………..5
      2. Тимуровское движение………………………………………….9
      3. Отдельные лица………………………………………………...11

Глава 2. Дети в действующей армии

          2.1. Участие  детей в военных действиях……………………………13

          2.2. Отдельные лица………………………………………………….16

Глава 3. Дети в блокадном Ленинграде

           3.1. Помощь детей в обороне и производстве……………………..19

           3.2. Отдельные лица…………………………………………………23

Заключение………………………………………………………………….26

Библиографический список………………………………………………...28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Весна – это время не только тепла, пробуждения природы, но и время одного из главных праздников нашей страны – Дня Победы. Победа нашего народа над фашистской Германией является важным моментом в жизни России, это повлияло не только на положение страны, отношение с другими странами, но и, несомненно, отразилось на людях, живущих здесь. За 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны пострадало огромное количество людей. Военнослужащие, мирные жители, и даже дети испытали на себе суровые будни войны. Рано или поздно каждый человек задумывается над тем, что сделали для нас наши предки, что оставили нам в наследство. Наши дедушки и бабушки отвоевали для нас свободу, а это самое главное в жизни.

     В тот далекий летний  день 22 июня 1941 года люди занимались  обычными для себя делами. Школьники  готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и  играли в "дочки-матери", непоседливые  мальчишки скакали верхом на  деревянных лошадках, представляя  себя красноармейцами. И никто  не подозревал, что и приятные  хлопоты, и задорные игры, и  многие жизни перечеркнет одно  страшное слово – война. У  целого поколения, рожденного  с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной  войны"– так называют сегодняшних  пожилых людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.

  Дети на войне. Может быть самая страшная, самая горькая ее страница. Неокрепшие души, открытые ужасам войны. Неокрепшие руки, сжимающие автомат или гранату. Но война – народная – не обошла их стороной. И дети оказались достойными отцов.

   Предметом исследования является  участие детей в боевых действиях, в помощи взрослым на производстве, в защите своей Родины в годы Великой Отечественной войны.

     Цель данной работы: выяснить, какое участие принимали дети в Великой     Отечественной войне.     

    Задачи работы:

    • изучить исторические источники, раскрывающие проблему участие детей в Великой Отечественной войне;
    • провести анализ источников;
    • проанализировать и систематизировать изученные материалы;
    • сформулировать вывод.

   Актуальность работы не вызывает сомнения, так как новое поколение должно чтить и уважать историю нашей страны, ведь невозможно забыть все то, что сделали для нас наши предки, всю ту боль и страдания, которые пришлось им пережить в их возрасте. История страны начинается с истории каждой семьи, проживающей в ней. Наши дедушки и бабушки отвоевали для нас свободу, а это самое главное в жизни, поэтому мы должны ценить и уважать всё, что сделали они для нас

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ДЕТИ В ТЫЛУ

    1. Работа детей в тылу

     Очень много можно рассказать о жизни детей в тылу во время Великой Отечественной войны.

      Дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах. Само слово “фронт” вдохновляло ребят. В школьных мастерских с большой любовью и тщательно они изготавливали различные детали для мин. В Горьком, Куйбышеве славились пошивочные школьные мастерские, в которых пионеры шили для армии белье, платки, гимнастерки. Вместе с комсомольцами всего Советского Союза юные пионеры не раз выходили на воскресники.

В дни войны ребята собрали тысячи тонн дикорастущих полезных растений. За последние два года более 50% всего  заготовленного дикорастущего сырья  собрано пионерами и школьниками.

     Правительство высоко оценило сознательность ребят, их стремление помочь своей родине и приняло постановление об участии школьников в сельскохозяйственных работах.

Около 5 миллионов советских школьников трудились на полях колхозов и  совхозов в прошлом году и заработали 197 миллионов трудодней.

На средства пионеров построены танки, самолеты, пушки и вручены по просьбе ребят самым умелым воинам.

     С честью сражается летчик-орденоносец Цыганков на истребителе “Леночка за папу”, он мстит за погибшего отца Леночки Лазаренковой. Выполнил наказ Арзамаских пионеров летчик Максименко. На истребителе “Арзамаский пионер” сбил 5 фашистских стервятников сам и 11 коллективно. Немало раздавил и расстрелял фрицев танк “Горьковский пионер”; доблестно громила врагов у Ржева, Орла, Севска танковая колонна “Московский пионер”.1

Вот, к примеру, что сделал для фронта Монастырский детский дом Тетюшский район на Украине:

Оказана помощь колхозам в полевых  работах:

Заскирдовано зерновых и бобовых 1606 га - 5401,50 т.р.

Прополото зерновых 384 га -4446,50 т.р

Прополото огородных 14,32 га - 832,70 т.р.

Заготовлено веточного корма - 363,54 т.р.

Посадка табака 4 га - 4000,52 т.р.

Сбор колосьев 6,5 т - 2230,48 т.р.

Уборка гороха 59,30 га - 767,8 т.р.

Прополка, уборка 97га - 2002,70 т.р.

Молотьба - 868,50 т.р.

Работа в кузнице 172 дня - 238 т.р.

Работа на пасеке - 88 т.р.

Убрано сена 138га - 650 т.р.

Разные работы (расстановка снопов, веяние зерна,

выгрузка баржи и др. хоз. работы ) - 616,50 т.р.2

      Во многих городских школах страны были созданы детские производственные мастерские, в которых изготавливали различную продукцию, в том числе и такую, которая шла для оборотных предприятий. Например, в Москве в 375 таких мастерских работало более 17 тысяч учащихся. Менее чем за год они произвели продукции на сумму около 40 миллионов рублей. Во многих школах была налажена починка шинелей и морских кителей, юные столяры изготовляли приклады и ложи для винтовок и автоматов, лыжные палки, слесари и токари –детали для мин.

      Центральная станция юных пионеров провела смотр “Юные техники в помощь фронту”. В нём участвовали 201 тысяч юных техников. Их руками было изготовлено 500 тысяч деталей для боевой техники.

Во время каникул школьники  участвовали в ремонте школ. Большую работу под руководством учителей-биологов школьники проводили на пришкольных участках. Например, в ряде школ Омска выращивали сахарную свеклу, которая там никогда не росла; в Перми вывели новый сорт огурцов и цветной капусты, семена которых передали в колхозы; в Тульской школе школьники вывели более 50 новых сортов яблок, груш и вишен. Многие из них в первые же дни войны активно включались в работу на полях и фермах. Так, Вася Копаев, Катя Бекметьева и Вася Горбиенко из колхоза “Большевик” деревни Щукино Московской области из ребят школы в августе 1941 года организовали подвижные бригады и посылали их туда, где была нужна помощь старшим. В течение месяца при Алешинской МТС Калининской области 11 школьниц, в том числе Маня Конькова, Таня Губарёва, Таня Котова, окончили курс трактористок и получили назначение на работу в колхоз.

      8 ноября 1942 года по постановлению секретариата ЦК ВЛКСМ проходил Всесоюзный пионерский воскресник “Пионеры - фронту”. В нём участвовало 3 миллиона пионеров и школьников.

     В каких только работах не участвовали сельские школьники. Они создавали посты по охране хлеба, проводили рейды проверок готовности в колхозах к полевым работам, собирали колосья, удобрения, срезали верхушки клубней картошки для посадки, ухаживали за молодняком на животноводческих фермах, за рабочими лошадьми, протравливали зерно, поверяли его на всхожесть, делали щиты для снегозадержания. Когда же начинался, обмолот зерновых и сдача хлеба государству, школьники принимали активное участие в “красных обозах”. Когда в стране развернулось движение за создание танковых колонн, пионеры городов и сёл задумались, а какое участие в нём они могут принять. Появилось много различных инициатив. Так, 1 сентября 1941 года учащиеся 102-й школы Кировского района города Горького обратились ко всем пионерам и школьникам Горьковской области с призывом построить танк “Пионер”. Их поддержали учащиеся всех школ области. Состоялись собрания и линейки пионеров, на которых пионеры брали обязательства активнее включаться в сбор макулатуры, металлолома, лекарственных трав. В сельских школах – работать в звеньях и бригадах и все заработанные деньги перечислить на счёт танка “Пионер”. Прошло несколько месяцев, и 250 тысяч рублей были собраны. На Горьковском заводе на них был построен танк, который 18 января в парке Кировского района города был передан танкистам. Как же радовались ребята, когда узнали, что их танк успешно бьёт немецко-фашистских захватчиков. 

“Наши юные друзья! – писали воины  экипажа. – Выражаем Вам глубокое благодарность за построенный на Ваши средства танк “Пионер”, который  сейчас громит фашистских палачей. С 14 по 25 февраля 1942 года им уничтожено 6 пушек, 1 танк, 5 автомашин, 10 миномётов, 12 пулемётов. Свыше 100 фашистов. Танкисты будут и  впредь беспощадно уничтожать врага”.3

     В ответ на письмо танкистов пионеры и школьники послали им вышитые кисеты для табака “Брату-бойцу” и письмо, в котором заверят их, что будут учиться отлично, помогать старшим. Письмо заканчивалось словами: “Бейте, родные, проклятых фашистов!”.       

В марте 1942 года в Москве и в Московской области по инициативе пионеров и  школьников Ленинского района Москвы развернулось движение среди пионеров и школьников за сбор средств на постройку танка “Таня”. 10 апреля 1942 года состоялось заседание бюро МК и МГК ВЛКСМ, на котором было одобрена эта инициатива, а также обязательства ребят Подрядниковской неполной средней школы Егорьевского района и пионерской дружины Тимирязевского района Москвы заработать по 5 и 6 тыс. рублей и внести их на строительство танка “Таня” в честь Героя Советского Союза Зои Космодемьянской. К концу сентября на счёт танка “Таня” пионеры перечислили более 300 тыс. рублей. Этим было положено начало сбора на танковую колонну “Московский пионер”, которая летом 1943 года была передана фронтовикам.       

Пионеры и школьники Липовецкой неполной средней школы Туринского района Свердловской области в 1942 году заработанные в колхозе и вырученные за сданную макулатуру 5 тысяч рублей передали на танковую колону “Свердловский комсомолец”. В 1941 – 1944 годах пионеры и школьники Курганской области заработали в колхозах 757 тысяч рублей, собрали 2,8 тысяч тонн металлолома, сдали его на заготовительные пункты и вырученные деньги перечислили в фонд Красной Армии. А учащиеся Поперенческой школы Юргинского района Кемеровской области экономили на завтраках, зарабатывали трудодни в колхозах, собрали металлолом, выращивали овощи на пришкольном участке, а в 1943 – 1944 годах собрали все вырученные деньги и купили танк “Поперенческий школьник”. Они отдали его бывшему ученику школы, сражавшемуся на фронте, Геннадию Новикову.4      

Патриотическое движение пионеров и школьников за сбор средств для строительства танков и танковых колонн охватили все школы страны. К весне 1943 года молодёжь и школьники собрали на вооружение для действующей армии около 542 миллиона рублей.       

На многих фронтах в воздухе  были пионерские боевые самолёты: “Пионер  Сибири”, “Ташкентский пионер”, “Пионер  Узбекистана”, “Пионер Ростова”, “Пионер  Кирова”, “Пионер Коми АССР” и другие.       

Таким образом, в многочисленных формах пожертвований,  в самоотверженном труде для действующей армии проявились высокий советский патриотизм, монолитное единство, сплочённость и дружба народов нашей страны.

 

    1. Тимуровское движение

 

      Из Вечернего  сообщения Совинформбюро: “Советские школьники берут на себя заботу о семьях бойцов, сражающихся с гитлеровскими бандами. Учащиеся новосибирской школы № 24 – частые гости в семьях красноармейцев, они

ухаживают за детьми, когда матери уходят на работу, следят за порядком и чистотой в квартирах, работают на огородах. Под руководством учительницы З. Н. Моригеровской ученики тульской школы № 18 помогают 60 жёнам мобилизованных красноармейцев. Недавно домохозяйки получили записки: “Если у вас есть дети, то приносите их на улицу Льва Толстого, в дом №47 - за ними будут ухаживать школьники”. Эта З. Н. Моригеровская вместе со школьниками организовала детский сад, куда жёны мобилизованных могут приносить своих детей, пока сами уходят на работу. При Саратовском Дворце школьников создано 14 детских дружин помощи семье красногвардейцев. О деятельности дружинников с благодарностью отзываются в семьях бойцов, мобилизованных на войну с фашистскими разбойниками”.5

      Яркой страницей в летопись патриотических движений Великой Отечественной       войны вошло тимуровское движение пионеров и школьников. Пионеры и школьники многих городов и сёл страны не ограничивались только поддержкой начинаний своих родителей в оказании помощи, раненым бойцам и командирам, но и проявляли собственную инициативу, которая выходила за рамки существовавших движений. Об этом свидетельствуют многие примеры. Одним из них являлось шефство над семьями погибших отцов и семьями фронтовиков. Характерным и типичным примером был отряд Володи Миленькова в городе Новосибирске, созданный на Рабочей улице, в доме № 92. Он поставил перед собой задачу оказывать помощь семьям фронтовиков.

     “Мы решили, – рассказывал Володя, – позаботиться о детишках–дошкольниках, отцы которых на фронте, а матери работают. Наши ребята–тимуровцы хорошенько в этом доме убрали двор, садик, посадили там 250 кустов черёмухи, малины, акации, сирени. Мы ухаживали за нашими деревцами, чтобы все они быстро принялись. Потом мы разбили несколько цветочных клумб, а вдоль дорожек посеяли просо. Наш двор превратился в цветущий сад. Хорошо там стало играть и бегать нашим дошкольникам. Особенно любили они возиться в песке, который мы для них привезли.

     Тимуровка Светлана Жук занималась с малышами. Она придумывала разные интересные игры, читала им вслух книги и водила на прогулку. Матери были довольны, что их детишки всегда под присмотром. У каждого тимуровца команды было своё дело. Дина Бобруйская – была редактором

стенной газеты, Света Семёнова – библиотекарь. Мы сами собрали библиотеку, в ней было около 80 книг. Юра Кулаков, Валя Легченко и другие старшие ребята помогали семьям фронтовиков и инвалидам Отечественной войны подготовить к зиме квартиры”.6

Информация о работе Участие детей в ВОв