Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:21, реферат
Коренные народы, аборигены, автохтоны, туземцы — исконное данной территории население, сохранившее традиционные системы жизнеобеспечения, особые формы хозяйственной деятельности, например, охота (сухопутная, морская), скотоводство (кочевое скотоводство исключается), имеющее отдельных представителей, исповедующих традиционные древние религии. Часто представители этих народов живут в труднодоступных местах, или в горной местности.
Коренные народы, аборигены, автохтоны, туземцы — исконное данной территории население, сохранившее традиционные системы жизнеобеспечения, особые формы хозяйственной деятельности, например, охота (сухопутная, морская), скотоводство (кочевое скотоводство исключается), имеющее отдельных представителей, исповедующих традиционные древние религии. Часто представители этих народов живут в труднодоступных местах, или в горной местности.
Аборигены.
Аборигены веками существовали в гармонии с природой. Они могли жить там, где жить невозможно, добывать воду в самых засушливых местах, а пропитание там, где любой белый не продержался бы и нескольких дней. Когда капитан Кук причалил к берегам Австралии, количество аборигенов доходило до полумиллиона человек. Сегодня эта цифра гораздо меньше. Знакомство с благами западной цивилизации не прошло безболезненно. Годы совместного проживания губительно сказались на коренных жителях этого континента. Долго их вообще не считали за людей. Как это ни удивительно, но представители одной из самых древних и консервативных цивилизаций на земле получили гражданство только в 1967 г.
Уровень
развития материальной культуры аборигенов,
достигнутый к началу европейской
колонизации Австралии, был достаточно
высоким для того, чтобы они
могли существовать в самых суровых
природных условиях континента. Они
приспособились к окружающей среде,
научились добывать пищу и мастерить
орудия труда. На первый взгляд может
показаться, что именно успехи в
обеспечении своих материальных
потребностей сделали возможным
их выживание. И все же за этим стоит
нечто большее, чем способность
обеспечить себя всем жизненно необходимым.
Одна из главных причин их выживания
заключалась в тщательно
Древние аборигены жили в непосредственном контакте с природой, вернее, они считали себя частью естественного мира, где животные, растения и они сами составляли единое целое. Небо также принадлежало этому миру. Всегда близкое для них, разве только чуть выше самого высокого дерева, оно было «домом» могучих существ—героев, которые, устав от земных подвигов, жили там в облике звезд. Млечный Путь представлялся тропою, по которой двигались эти существа. Солнце воспринималось женщиной с огненным факелом, а Луна—мужчиной с факелом поскромнее; они давали свет миру. Южное полярное сияние якобы кровь, пролитая людьми в великих битвах, а падающие звезды и метеориты—палочки для добывания огня, которые метнул в кого-то колдун-ведун, явно желая его убить. Объяснения варьировались, но вряд ли существовало что-либо на земле или на небе, что не находило у аборигенов объяснения, было им чужим и непонятным. Задача человека состояла в том, чтобы жить в гармонии с живыми существами, делившими с ним окружающий мир. Ее решение облегчала идея тотемизма, ибо она объединяла человека и окружающие природные силы. Тотемизм присущ не только аборигенам, но и другим народам; в частности, американские индейцы имели такое же мировоззрение. В обществе аборигенов каждый имел свой тотем, который отождествлял его с природой. Например, члены тотемической группы, поклонявшиеся крысе—бандикуте, верили в свою родственную связь с нею. И этот тотем не только охранял их, но и был символом их общего предка, связывая членов группы с «Великим Временем».
Определение тотемизма, данное Элькином, является наиболее удачным из всех имеющихся: "Взгляд на природу и жизнь, на вселенную и человека, взгляд, характеризующий мифологию аборигенов и влияющий на их социальные отношения, питающий их обряды и связывающий аборигенов с прошлым. Он связывает аборигенов с явлениями природы и ее обитателями в единое целое, составные части которого дают друг другу жизнь". И добавляет: "Тотемизм - это система взаимоотношений между индивидуумом или группой индивидуумов и объектом природы или одним из ее животных или растительных видов как частью природы"
У аборигенов существуют свои средства связи и музыкальные инструменты. Например, известная всему миру по фильму "Данди крокодил" трещотка "балрорер" - небольшая овальная пластина, издающая при вращении стрекочущие звуки, или диджериду, предмет, который порой производит неизгладимое впечатление на неподготовленного туриста. Это происходит благодаря особому завораживающему звучанию. Веками ритуальные танцы и обряды сопровождались магическими звуками диджериду. Они как нельзя лучше соответствуют тотемическому миропониманию аборигенов. Суть его в том, что человек - часть природы и не имеет коренных отличий от других ее составляющих.
Особое звучание диджериду придает материал, из которого он сделан, - изъеденное термитами эвкалиптовое дерево. Но на самом деле секрет в другом. Так что расписанный ритуальными сценами внушительный кусок дерева - лишь резонатор, хотя и несущий символическое значение. Все дело в особом круговом или непрерывном дыхании, овладеть которым без продолжительных и упорных тренировок невозможно. Человеческие легкие - вот главный инструмент.
Представления австралийских аборигенов о природе человека. Он представляет собою звено в цепи существования, связывающего нынешнюю форму жизни с жизнью, присущей эпохе сновидений, эпохе, в которую существовала Страна Сновидений. Эту эпоху еще называют эпохой вонджинов, или предков. Живущий в нынешнюю эпоху человек обладает определенной сновиденческой частицей своей личности, которая называется «я — старец». Благодаря этому «я — старец» он может переживать почти сознательно прошлую, доисторическую эпоху. Таким образом, эта концепция свидетельствует об историческом чувстве, об историческом видении австралийскими аборигенами того, что мы называем человеческим обществом, существующим во времени.
Тайна этого видения приходит во сне и раскрывается аборигену только в ходе инициации. Австралийские аборигены в общем верят в реинкарнацию, в цепи наследственных воплощений душ из одного тела в другое. Они — анимисты, поэтому вся природа, весь мир в их воображении наполнены различного рода добрыми и злыми духами. Даже убитые боги (дема) могут вселяться в культивируемые растения.
Приход
европейцев коренным образом изменил
традиционную жизнь аборигенов почти
во всех ее сферах: на сегодня ни одному
сообществу аборигенов не удалось сохранить
свою целостность и независимость. Аборигены
ждали, что к ним будут относиться так
же, как они сами относились бы к европейцам,
окажись те на их месте, но вскоре они познали
разочарование: им потребовалось совсем
немного времени, чтобы понять, что у них
совершенно иные представления о ценностях,
чем у пришельцев.
Африканские племена.
Скотоводы
Скотоводческие племена в большинстве своем тоже кочевые, но отношения человека и природы в их восприятии более свободны и многогранны: их мышление не ограничено лишь миром диких зверей - наблюдая за жизнью домашних животных, они глубже постигают жизненные закономерности и связи. У них существует культ домашних животных, запрещается есть мясо некоторых видов или даже отдельных животных. Основной пищей им служит мясо, молоко и кровь, которую они берут у живых домашних животных.
Типичными
скотоводами-кочевниками
Семья масаев сильно привязана к своему скоту. Члены семьи хорошо знают характер и голос каждого из своих животных. Коров часто отмечают клеймом и длинными изогнутыми линиями, а также сложными узорами, считая, что так животные выглядят красивее. Масаи сочиняют и поют песни о красоте своих животных, таким образом выражая свою привязанность к ним. Особенно ценятся быки с большими загнутыми рогами. Маленьких телят опекают словно новорожденного ребенка.
Поклоняются масаи силам природы, их боги живут на горах. Покойников они просто кладут в саванне, для хищников (только дети удостаиваются полноценного погребения). Тела вождей, знахарей и других высокопоставленных особ заворачивают в коровью шкуру и кладут в каменную могилу, на которую каждый идущий мимо в знак уважения должен положить камень. После смерти уважаемого в племени человека масаи снова снимаются с места и уходят. Диким, но непреодолимым обычаем является и по сию пору обрезание как для мальчиков, так и для девочек. Также для красоты удаляется нижний зуб.
Главное в жизни скотовода - дожди, поэтому основная обязанность богов - вовремя посылать его на землю. Большим уважением окружены заклинатели и колдуны, которым удается выпросить у богов дождь. Обряды, связанные с просьбой ниспослать дождь, нашли распространение по всей Африке. Колдун племени ставит на самом солнцепеке большой глиняный сосуд, кладет в него черный камень величиной с кулак и начинает поливать его водой. Если он это делает умело, то вода разбрызгивается во все стороны, а это означает, что скоро пойдет дождь. Затем колдун режет над сосудом черную козу, посыпает ее кровь колдовскими травами, обмакивает в нее пучок травы и сдувает кровь к небу, как бы посылая свою просьбу богу дождя.
Земледельческие племена Африки
Треть африканского коренного населения составляют земледельцы. Их мышление развивалось в тесной связи с понятиями земли и плодородия, угасания и возрождения жизни, с чем связан и развитый культ предков. Главная обязанность почитаемых ими духов - послать дожди, обеспечить урожай.
У этих племен сильно развит культ мертвых, почитание предков, что связано с верой в загробную жизнь. Например, жители Мадагаскара почитают умерших предков нескольких поколений, они не предпримут ни одного значительного шага, не посоветовавшись с умершими, и даже завещают им часть своего наследства. Они глубоко уверены, что умершие предки сурово накажут тех, кто о них забудет.
Пантеон духов и богов у африканских земледельческих племен необыкновенно широк. Существуют духи рек, морей, лесов, земли, пустынь, деревень, войны, предков; есть духи, охраняющие человека и заботящиеся о нем. В представлении племени нандио духов никогда нельзя увидеть, разве только услышать, иногда они могут вселяться в животных.
Например, дух деревни у суданских бамберо обитает в священном дереве. Вождь племени всегда обращается к нему за советом, помощью, в большие праздники ему приносят жертвоприношения: животное и плоды.
Духи могут покидать место своего обитания и разгуливать на осле, козе, крысе, змее или лягушке. Поэтому эти животные считаются священными и могут бродить, где им вздумается.
По всей Африке распространился культ богини земли, которую небесный муж оплодотворил дождем, и теперь богиня-мать дает всем потомство и урожай.
Духи природы
Наличие души приписывалось небу и солнцу, радуге и зарнице; стихийным явлениям — грому и молнии, дождю и граду; окружающей природе — морю, рекам, озёрам, водопадам, источникам и ручьям, горам, холмам, скалам, пещерам и отдельным камням, лесам, рощам, деревьям и т. д Духи природы считались покровителями отдельных семей, родов, общин и деревень, а в дальнейшем, по мере развития общества и становления государственности, — покровителями племён, племенных объединений, «царских» династий. Все духи имели собственные имена. Одни духи были более значительными, другие — менее важными, «местными». Первые иногда выступали как главные, верховные божества. Например, у догонов таким верховным духом или божеством был Лебэ, олицетворявший солнце и огонь; у йоруба (Нигерия) — бог моря Олокун, бог неба Олорун. бог земли Одудуа; у масаев (Кения и Танзания) и кикуйю (Кения) — Нгаи, бог неба и грозы...
И главным, и «местным» духам (богам) воздавали почести и приносили жертвы, сооружали ритуальные хижины и храмы. Святилищами, предметами поклонения могли быть священные столбы из дерева или камня, отдельные деревья, поляны, водоёмы, участки реки и т. д. У многих духов были «свои» жрецы или жрицы, колдуны, прорицатели и знахари, выступавшие как посредники между ними и их почитателями.
Индейцы
Индейцы
— общее название коренного населения
Америки (за исключением эскимосов
и алеутов). Название возникло от ошибочного
представления первых европейских
мореплавателей (Христофора Колумба
и др.) конца XV века, считавших открытые
ими заатлантические земли
Хозяйство
индейцев диктовалось условиями
климата и местности, где они
проживали, а также уровнем их
развития. Индейцы занимались охотой,
собирательством, а оседлые племена
к тому же занимались земледелием. В
северных районах индейцы охотились
на морского зверя. С появлением европейцев
на континенте у индейцев появились
лошади и огнестрельное оружие, которые
сделали охоту на бизонов более
лёгкой и быстрой. Весьма распространённым
продуктом питания являлся