Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 23:29, реферат

Описание работы

Цель работы заключается в определении особенностей Третьего отделения Его Императорского Величества канцелярии. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Исследовать процесс образования Третьего отделения Его Императорского Величества канцелярии
Определить структуру и организацию Третьего отделения Его Императорского Величества канцелярии
Проанализировать деятельность Третьего отделения Его Императорского Величества канцелярии

Содержание

Введение
1. Образование Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии……………………………………………………….
1.1. Предпосылки образования Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии……………………………………
1.2. Образование Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии……………………………………………………….
2. Структура и организация Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии…………………………………..
2.1. Кадровый состав……………………………………………………….
2.2. Структура и аппарат управления…………………………………….
2.3. Организация архивной деятельности………………………………...
3. Деятельность Третьего отделения Его Императорского Величества канцелярии…………………………………………………………………..
4. Шифр жандармов……………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………..
Список используемых источников и литературы…………………

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

Содержание

 Введение

 1. Образование  Третьего отделения Собственной  Его Императорского Величества  канцелярии……………………………………………………….

 1.1. Предпосылки  образования Третьего отделения  Собственной Его Императорского  Величества канцелярии……………………………………

 1.2. Образование Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии……………………………………………………….

 2. Структура  и организация Третьего отделения  Собственной Его Императорского  Величества канцелярии…………………………………..

 2.1. Кадровый  состав……………………………………………………….

 2.2. Структура  и аппарат управления…………………………………….

 2.3. Организация  архивной деятельности………………………………...

 3. Деятельность  Третьего отделения Его Императорского  Величества канцелярии…………………………………………………………………..

 4. Шифр жандармов……………………………………………………….

 Заключение………………………………………………………………..

 Список используемых источников и литературы………………………. 

 

Введение

 Актуальность  выбранной мною темы заключается  в том, что в последнее время  возросло число движений экстремистских группировок, по борьбе с которыми создаются  особые отделы при МВД РФ. Так и при Николае I был создан подобный орган политического сыска – Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, работа которого была направлена на сбор информации о настроениях различных слоев населения, осуществление тайного надзора за политически «неблагонадежными» лицами, также Третье отделение следило за периодической печатью, ведало местами заключения и выявляло фальшивомонетчиков. Изучение позволит проанализировать деятельность Собственной Его Императорского Величества канцелярии и выявить как положительные, так и отрицательные стороны в ходе ее работы, что позволит извлечь опыт из прошлого для предотвращения ошибок в настоящем.

 В данной работе рассматриваются в отдельных очерках структура и деятельность Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. «Нижние» рамки исследования определяются 14 декабря 1825, датой восстания декабристов, т.к. в результате событий на Сенатской площади император Николай I принял весьма важную меру, положившую известную «печать» на все последовавшие годы его царствования.  «Верхние» рамки определяются событиями конца 1870-х гг., которые показали неспособность Третьего отделения найти эффективные меры борьбы с революционным движением и вынудили правительство пойти на создание особых межведомственных органов с чрезвычайными полномочиями (Верховная распорядительная комиссия и др.).

 Цель работы заключается в определении особенностей Третьего отделения Его Императорского Величества канцелярии.  Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  • Исследовать процесс образования Третьего отделения Его Императорского Величества канцелярии
  • Определить структуру и организацию Третьего отделения Его Императорского Величества канцелярии
  • Проанализировать деятельность Третьего отделения Его Императорского Величества канцелярии

 История русской  политической полиции остается до конца  не

 изученной. Дореволюционные  историки тщательно не исследовали  эту тему.

 Созданному 3 июля 1826 года III отделению собственной его императорского

 величества  канцелярии известный русский историк, современник

 императора  Николая I, автор 29-томного собрания сочинений,

 Соловьев  С.М. дает лишь поверхностную оценку, характеризуя общую

 структуру николаевского  аппарата.

 Другой не менее известный наш историк Ключевский В.О. в своем

 «Курсе русской  истории» дает беглую характеристику III отделения, не

 раскрывая при  этом сущность деятельности организации.

 В отличие  от двух вышесказанных историков, основоположник

 народничества, Герцен А.И., также современник Николая I, в своих работах

 дает подробнейшую характеристику структуры III отделения, называя его

 «центральной шпионской конторой» и жестоко обличая его деятелей:

 Бенкендорфа и даже самого императора. Герцен, ненавидевший Николая с той испепеляющей душу силой, с какой можно ненавидеть только тирана,

 утверждал, что  император постоянно пробовал, имеет  ли его взгляд свойство

 гремучей  змеи – останавливать кровь в  жилах. Из приведенной цитаты

 становится  ясным, какова была оценка Герцена.

 Исключительно описательный характер носит работа «История

 Министерства  внутренних дел» Варадинова Н, опубликованная в Петербурге

 в 1859 году. Автор  не выходит за рамки изложения  событий, не пытаясь

 сделать ни анализа, ни обобщений, ни выводов хотя бы по основным

 направлениям  работы III отделения.

 Позиции советских  историков существенно отличаются от позиций

 дворянских  историков. В XX веке история III отделение  рассматривается в

 русле революционного движения и социального неравенства, что уводит

 далеко в  сторону от изучения самой сущности вопроса.

 Работа историка Троцкого И.М. «III отделение при Николае I»,

 переизданная  в 1990 году, посвящена малоизученной  теме – сыскной и

 провокаторской  деятельности политической полиции I половины XIX века.

 Ярко описаны  фигуры руководителей печально знаменитого III отделения:

 Бенкендорфа, Дубельта, фон Фока, и самого императора. Исследования

 Троцкого  доказывают, что в деятельности политической полиции всегда

 отражаются  фундаментальные черты режима, который  она защищает.

 Для исследования поставленного вопроса были использованы и современные работы. Среди них книга Рыбникова В.В., Алексушина Г. В. «История правоохранительных органов». В учебном пособии представлено развитие отечественных правоохранительных органов, их место и роль в истории Отечества, в становлении и модернизации российского государства и права.

 Работа Головкова Г. и Бурина С. – «Канцелярия

 непроницаемой тьмы», изданная в Москве в 1994 году. На основе

 многочисленных документов и материалов, в том числе малоизвестных,

 историки исследуют взаимоотношения русского революционного движения и политической полиции, их взаимопроникновение и взаимоподмену.  
 

 

 1. Образование Третьего  отделения Собственной  Его Императорского  Величества канцелярии 

 1.1. Предпосылки образования Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии

 Созданное 8 сентября 1802 г. Министерство внутренних дел изначально было наделено весьма широкими функциями. Закон об учреждении министерств так определял обязанности  его главы: «Должность министра внутренних дел обязывает его заботиться о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве империи». Помимо собственно охранно-карательпой функции в ведение этого органа попали разнообразные административно-хозяйственные дела. Министерство должно было заведовать местными административно- полицейскими учреждениями, органами дворянства и других городских сословий, органами благотворительности, управления иностранными поселенцами, продовольственным делом, Медицинской коллегией. Главным почтовым управлением. Мануфактур-коллегией и соляными конторами. Попятно, что при таком обилии задач Министерство внутренних дел не могло сосредоточиться на политическом сыске, хотя «дела благочиния» уже изначально входили в его компетенцию. Неудовлетворительное положение в этой сфере отчасти и подтолкнуло Александра I на описанные выше эксперименты.

 В 1810 г. изданного  ведомства выделяется Министерство полиции и отдельное правление, занимающееся вопросами «иностранных вероисповеданий».

 В самом министерстве создается канцелярия и ряд департаментов: почтовый, мануфактур и внутренней торговли, а также государственного хозяйства и публичных зданий. Последний департамент ведал сбором статистических сведений, управлением иностранными поселениями, постройкой и эксплуатацией «публичных зданий», к числу которых относились все казенные помещения, занимаемые государственными учреждениями, казармами, тюрьмами, складами и т. п. После ликвидации в 1819 г. Министерства полиции его аппарат был опять включен в Министерство внутренних дел, из состава которого был параллельно выведен департамент мануфактур и внутренней торговли, переданный Министерству финансов. Политическим сыском в стране стала ведать Особенная канцелярия Министерства внутренних дел, ликвидированная в 1826 г. в связи с созданием Третьего отделения.

 Децентрализованная  структура обеспечения государственной  безопасности, культивировавшаяся при  Александре I, себя не оправдала. Активно  занятые собиранием различных сплетен  и слухов, дублирующие друг друга, органы политического сыска умудрились проглядеть крупномасштабный военный заговор офицеров-декабристов, вызревавший в армии в течение девяти лет. Принципиальное его отличие от всех предыдущих военных заговоров заключалось в том, что целью его было не свержение очередного правителя и возведение на престол нового, а установление в России республики. Заговор декабристов угрожал уже не просто власти и жизни Николая I, а институту монархии в целом. Воспользовавшись неразберихой с присягой после смерти Александра I, декабристы начали вооруженное восстание. В Петербурге на их стороне выступило около 3 тысяч солдат и 30 офицеров и еще 1164 человека на юге страны. Однако нерешительность декабристов позволила вступившему на престол Николаю I собрать верные ему войска и разгромить восставших. Естественно, что после подавления мятежа началось следствие. По сравнению с петровским розыском о восставших стрельцах оно велось в более мягких формах: к суду было привлечено 579 человек, из которых казнено было лишь пять руководителей.

 Новому царю, правление которого началось с крупномасштабного  военного мятежа в столице империи, была очевидна необходимость создания действенного органа государственной  безопасности взамен доказавших свою полную неэффективность старых структур. Для выполнения этой столь ответственной миссии, от которой зависела прочность и само существование его монархической власти, требовался абсолютно надежный человек, и выбор Николая I пал на А. X. Бенкендорфа. Тот еще в 1821 г. предупреждал Александра I о существовании заговора декабристов и предлагал проект организации единой системы «высшей» полиции в общероссийском масштабе. По не выясненным до конца причинам Александр I не придал значения этому и ряду других донесений о готовящемся мятеже. Во время восстания декабристов Бенкендорф командует войсками на Васильевском острове и на деле доказывает свою преданность новому императору, а после разгрома восстания участвует в работе Следственной комиссии.

 1.2. Образование Третьего  отделения Собственной  Его Императорского Величества канцелярии 

 В январе 1826 г. И.Х. Бенкендорф подает Николаю I свой очередной проект организации политического сыска, который, в отличие от первого, оказался немедленно востребован властью. 12 апреля царь передает данный проект на рассмотрение близким ему генерал-адъютантам И. И. Дибичу и П. А. Толстому. Предложенная в нем схема получает принципиальное одобрение и после некоторых доработок кладется в основу создания нового ведомства, организация и руководство которым поручается инициатору проекта.

 Следует отметить, что одно из предложений A. X. Бенкендорфа Николай I отверг сразу же. В своем январском проекте Бенкендорф предлагал в качестве централизованного органа государственной безопасности использовать возрожденное Министерство полиции. Для царя, воспринимавшего себя как отца народа и испытавшего после событий декабря прошлого года потребность держать защищающее его власть ведомство, что называется, под рукой, подобный бюрократический подход оказался неприемлемым. Один из последних черновых вариантов проекта, явно отражавший мнение Николая I по данному вопросу отмечает: «...высшая полицейская власть в тесном, основном ее смысле должна проистекать от самого лица монарха и развиться по всем ветвям государственного управления. Посему и самый источник, в котором сосредотачиваются все сведения высшей наблюдательной полиции, должен состоять при лице государя»1.

 При реализации этой принципиальной установки происходит возврат к изначальной схеме  Алексея Михайловича, совмещающей  орган политического сыска с личной канцелярией царя. Последняя в 1826 г. реформируется, и интересующая нас структура органично включается в се состав, получая официальное название Третьего отделения Собственной его императорского величества канцелярии. Помимо кардинальной реорганизации политического сыска данное преобразование одновременно привело к существенному изменению властных полномочий в масштабах всей государственной структуры. Исследовавший этот вопрос И. В. Оржеховский так оценивает случившееся: «Личная канцелярия царя, возникшая еще в 1812 г.. с созданием 3 июля 1826 г. III отделения превратилась в орган верховной власти, концентрирующий в своих руках почти все стороны управления государством и по существу подменяющим ряд министерств. Как часть императорской канцелярии, III отделение, подчиняясь только Николаю 1, стояло вне обшей системы государственных учреждений, а в известной степени и над ними. Министры и главноуправляющие должны были выполнять все его указания по поводу беспорядков и злоупотреблений в их ведомствах, генерал-губернаторы и губернаторы по вопросам, входившим в сферу деятельности Ш отделения, доносили не министру внутренних дел, а непо­средственно императору через главного начальника отделения»2.

Информация о работе Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии