Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:31, реферат
Мужскую рубаху можно рассматривать одновременно с женской, так как покрой очень схож. Имеется материалы, подтверждающие, что женская рубаха отличается от мужской только большей длиной. Как мужская, так и женская рубаха надевалась прямо на голое тело и очень часто служат одновременно и верхней одеждой, т.е. являются единственной одеждой для верхней части туловища. Полтавские украинцы работают на поле в одних рубахах: лишь женщины одеты ещё и в безрукавки.
На особых станках ткали ковры—ворсовые и гладкие. Из расчесанной и взбитой шерсти валяли войлок и делали войлочные изделия—валенки и головные уборы. Из шерстяной нити вязали спицами варежки, носки, платки.
Кожи и шкуры получали как от домашних, так и от диких животных. Снятую шкуру вымачивали в воде и в зольном растворе, очищали от мездры (остатки мяса и жира), при необходимости удаляли волос, сбривая его или химическим путем, например, закапывая шкуру в болото или в навоз. Затем шкуру смазывали жиром или дегтем и размягчали, используя специальное приспособление — мяло, либо на мялке для льна и конопли. Таким образом получалась сыромять, которая шла на изготовление сбруи, ремней, поршней и т. д. Другие технологии позволяли получать разные сорта высококачественных кож— сафьян, юфть, шевро.
Шкуры,
которые шли на изготовление одежды,
головных уборов, некоторых видов обуви,
квасили и дубили. Квашение производилось
в растворе кваса с другими компонентами,
так обычно выделывались овчины белого
цвета для пошива тулупов и полушубков.
Для того чтобы шкура была более прочной,
водонепроницаемой и окрашенной, ее дубили
в растворах, сделанных с использованием
коры различных деревьев: дуба, ивы и др.
МУЖСКАЯ ОДЕЖДА
Традиционная мужская одежда русских была довольно едина по всей территории их проживания. Она состояла из рубахи, штанов и верхней одежды нескольких видов.
Рубаха обычно шилась из неокрашенной материи. Существовали архаичные туникообразные рубахи, но к концу XIX в. преобладали рубахи более сложного кроя, со вставками подмышками (ластовицами) и иногда на плечах (поликами). На спине от плеча до пояса могла быть полотняная подкладка (подоплека). Рубаха, как правило, украшалась вышивкой или тканым орнаментом по вороту, на рукавах и на подоле. Длиной она была до середины бедра, более длинной у стариков. Воротник рубахи был либо невысокий стоячий, либо отложной, мог и отсутствовать, рубаха без воротника называлась голошейкой. На груди делался разрез, вертикальный посередине, сбоку или косой. Воротник затягивался тесемками, либо застегивался на пуговицу, оловянную или медную.
Штаны
— слово тюркского
Верхняя мужская одежда была довольно разнообразной как по покрою, который эволюционировал от прямого к отрезному в талии с большим количеством боковых вставок — боров, так и по номенклатуре, последняя с покроем далеко не всегда совпадала,— зипун, сермяга, пониток, однорядка, армяк и т.д. Шилась верхняя одежда обычно из сукна. Зимой также носили овчинную одежду мехом внутрь, дубленую и недубленую — отрезной в талии полушубок или длинный прямоспинный тулуп, сверху их могли для большего тепла покрывать материей. Из меха диких животных — лисы, волка, медведя — шились шубы, тоже широкие и прямоспинные, обычно с большим воротником, мехом наружу или внутрь. Запахивалась верхняя одежда на левую сторону и застегивалась или подвязывалась поясом, праздничную могли украсить вышивкой и аппликацией.
Поясом подвязывались и рубахи, вообще ходить без него мужчинам и женщинам считалось таким же грехом, как и ходить без креста. Делались пояса из разных материалов — лыка, кожи, турецких и персидских шалей, самыми распространенными были тканые из шерстяных или хлопчатобумажных ниток.
Мужские головные уборы не отличались разнообразием. В летнее время носили высокие цилиндрические или конические валяные шапки, которые назывались гречневики, черепники, матерки, зимой—меховые ушанки, малахаи, треухи. С конца XIX в. популярными становятся картузы из фабричной ткани с козырьком, близкие по форме к военной фуражке.
Однотипны
были прически у мужчин. Волосы на голове
подстригали, для ровности надев горшок
(«в кружало»), парни брились, иногда оставляя
усы, мужчины средних лет могли носить
бороду, в то время как для старика она
была обязательной принадлежностью. Из
украшений только у самых больших щеголей
на деревне могла быть серебряная серьга
в левом ухе, а на пальцах перстни и кольца.
ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА
У русских бытовало несколько комплексов традиционной женской одежды, наиболее распространенными из них были северно- и южнорусский. Общим элементом женской одежды была рубаха. Шилась она более длинной, чем мужская, часто имела плечевые вставки—полики, прямые у севернорусских, косые у южнорусских. Известны были туникообразные рубахи—их носили старообрядцы, они также входили в комплект погребальной одежды. Виды воротов были такие же, как у мужских рубах, а разрез делался вертикальным посредине груди. Женская рубаха могла состоять из двух частей — верхней (воротушка) и нижней (подстава), верхняя часть могла носиться самостоятельно. Рубахи женщин богато орнаментировались—вышивкой, ткачеством украшались полики, ворот, подол, рукава.
В севернорусский комплекс женской одежды, кроме рубахи, входили сарафан и кокошник. Сарафан одевался поверх рубахи и подвязывался поясом. Известно было несколько его видов — сукман (самый архаичный), клинник, круглый, или московский, который чаще назывался по виду материи—атласник, штофник, клетовник и т. д. С сарафаном севернорусские женщины носили кокошник—головной убор различных форм и названий—кика, шишак, «седлом», однодворческий и др. Кокошник богато украшался жемчугом, золотной нитью, цветными стеклами и другими декоративными элементами и стоил довольно дорого.
Для южнорусского комплекса женской одежды были характерны понева и кичка. Понева—поясная одежда, часто из шерстяной клетчатой ткани, держалась она на вздержке. Самая архаичная понева делалась из трех кусков несшитой материи, которые закреплялись на поясе, более поздними типами были растополка, у которой эти три куска ткани уже сшивались, и глухая—со вставленным другого цвета четвертым куском. Поневу девушка начинала носить со вступлением в брачный возраст, первое надевание ее сопровождалось обрядностью. К началу XX в. поневу стала вытеснять юбка. Поверх поневы южнорусские женщины носили другие виды одежды—занавеску, передник, насов и т. п. Женским головным убором у южной группы русских была обычно кичка, иногда рогатая, разных видов, как и кокошник, богато украшенная.
Названия русских женских головных уборов и их частей часто имели орнитоморфный характер: кокошь — курица на яйцах (вариант — петух); кика—птица; сорока и т.д. Тяжелые, неудобные и дорогие, они в конце XIX—начале XX в. стали вытесняться платками и шалями.
Женский головной убор полностью закрывал волосы, появиться с открытыми волосами на людях, «опростоволоситься», считалось крайне неприличным. От женских отличались девичьи головные уборы (повязки, венки, челки и т.д.), которые, наоборот, оставляли волосы открытыми. Различны были и прически — женщины волосы заплетали в две косы и укладывали их, а девушки волосы носили распущенными или заплетали в одну косу.
Верхняя женская одежда отчасти была сходна с мужской — кафтаны, зипуны, овчинные полушубки и др., тоже с левым запахом. Но были и специфические виды женской одежды—шугаи, душегреи, епанечки и т. д., короткие, с сильным расширением от талии или выше, на лямках или с рукавами, нередко из дорогой материи и с богатой отделкой.
Разнообразны были женские и девичьи украшения—височные подвески из бисера, стекляруса, птичьих перьев, серьги в ушах, перстни и кольца на пальцах рук, нагрудные, ожерелья из жемчуга, янтаря и др.
Кроме
северно- и южнорусского комплексов
женской одежды бытовал еще западнорусский,
состоявший из поневы в два полотнища
или полосатой юбки (андарака), наметки
в качестве головного убора и суконной
свиты. Своеобразной была одежда казачества,
в среде которого встречались оба основных
комплекса и присутствовали также элементы
одежды, заимствованные у других народов.
Заимствования были характерны и для одежды
русского населения Сибири.
ОБУВЬ
У мужчин и у женщин обувь была довольно сходной. Самой распространенной были лапти, которые плелись в основном из липового лыка. Для русских лаптей характерно диагональное плетение и закругленность носов. Лапти широко использовались не только в повседневной, но и в обрядовой жизни—в них венчали, хоронили, ими били сватов перед сватовством и т. д. Зимние лапти подбивали паклей, они назывались «с подковыркой», делали праздничные лапти («писаные») —мелкого плетения из разноцветного лыка, что создавало шахматный узор. Лапти носили с онучами, представлявшими собой полоски белого или серого сукна, держались на ногах лапти и онучи оборами—веревочками из пеньки, лыка, шерсти, кожи. В грязь и в холод на ноги надевали ступни—обувь прямого плетения из широких полос березовой коры.
Кроме
плетеной обуви носили кожаную. Это—поршни,
сделанные из одного куска кожи, присборенные
в верхней части. Более распространены
были сапоги, хотя повседневной обувью
они были только в зажиточных семьях. Назывались
они «русскими», отличались высокими голенищами
и круглыми носами, имели каблук и шились
из черной кожи, праздничные могли быть
украшены разноцветной аппликацией. Специфически
женской обувью были коты—высокие ботинки
с частой шнуровкой, на высоком каблуке.
Зимой носили войлочные валенки.